ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-26388/2021
04 апреля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Сусловой Н.М., действующей на основании доверенности от 29.12.2021 №85,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2021 года по делу № А12-26388/2021 (судья Двоянова Т.В.)
по заявлению администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области (403003, Волгоградская обл., р.п. Городиище, пл. 40 лет Сталинградской битвы, д. 1, оф. 101, ОГРН 1023405367017, ИНН 3403300926)
к Комитету тарифного регулирования Волгоградской области (400066,
г. Волгоград, ул. Скосырева, д. 7, ОГРН 1063444056048, ИНН 3444134770)
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее – заявитель, администрация) с заявлением о признании недействительным предписания от 09.06.2021 № ОМС03-15/21-002, вынесенного Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее - Комитет) о возврате части субвенций в сумме 208 590, 65 руб.
Делу присвоен статистический номер №А12-26388/2021.
В рамках дела №А12-26389/2021 администрация обжаловала предписание от 21.04.2021 № ОМС03-15/21-001, вынесенное Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, о возврате части субвенций в сумме 334 394,49 руб.
Определением суда первой инстанции от 16.11.2021 дела №А12-26388/21, №А12-26389/2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Дело присвоен номер А12-26388/2021.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, за исключением администрации, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом согласно требованиям части 6 статьи 121, статьи 123, части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 02 марта 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Комитетом на основании приказа о проведении плановой документарной проверки органа местного самоуправления от 29.05.2020 № 20/004-ОМС проведена плановая документарная проверка в отношении администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по вопросу осуществления переданных государственных полномочий Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, предоставляемые населению, и по использованию предоставленных на эти цели субвенций из областного бюджета за 2019 год.
В ходе мероприятий по контролю Комитетом установлено, что администрацией нарушен пункт 22 Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области из областного бюджета на осуществление переданных государственных полномочий Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникших в 2017 - 2023 годах, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению, утверждённого постановлением администрации Волгоградской области от 22.05.2017 № 261-п (далее – Порядок № 261-п) в части отсутствия контроля за правильностью определения объёмов холодного водоснабжения, отпускаемого ОНТ «Царицынское» населению по льготным тарифам.
В соответствии с пунктом 12 статьи 7 законами Волгоградской области от 12 июля 2013 года № 89-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению» администрации выдано предписание от 23.07.2020 № ОМСОЗ-15/20-003 об устранении нарушений законодательства по вопросам осуществления государственных полномочий, о необходимости в срок 60 календарных дней с момента его получения представить первичные документы, подтверждающие объём реализации коммунальной услуги холодного водоснабжения ОНТ «Царицынское» населению Царицынского сельского поселения за 2019 год, в том числе помесячные ведомости начисления с отражением объёма потреблённой коммунальной услуги по каждому потребителю (лицевому счёту).
На основании приказа председателя Комитета о проведении внеплановой документарной проверки органа местного самоуправления от 18.09.2020 № 20/008-ОМС в отношении администрации проведена внеплановая документарная проверка выполнения предписания от 23.07.2020 № ОМС03-15/20-003.
По результатам проведения проверки установлено, что предписание не исполнено.
Составлен акт проверки № 03-15/20-008 от 27.10.2020 (т.3 л.д.79-80).
Выдано предписание от 27.10.2020 № ОМСОЗ-15/20-005 о необходимости в срок 30 календарных дней с момента его получения предоставить первичные документы, подтверждающие исчисление объёмов холодного водоснабжения ОНТ «Царицынское» населению Царицынского сельского поселения за 2019 год (т.3 л.д. 78).
В соответствии с приказом председателя Комитета от 02.04.2021 № 21/001-ОМС в отношении администрации проведена внеплановая документарная проверка выполнения предписания от 27.10.2020 № ОМС03-15/20-005 (т.3 л.д.62).
Установлено, что предписание, в части представления первичных документов, подтверждающих достоверность исчисления объёмов холодного водоснабжения ОНТ «Царицынское» населению Царицынского сельского поселения за 2019 год, не исполнено, о чём составлен акт проверки от 21.04.2021 № 03-15/21-001 (т.3 л.д.56-58).
21 апреля 2021 года Комитетом в адрес администрации выдано предписание №ОМС03-15/21-001 об устранении нарушений законодательства по вопросам осуществления государственных полномочий (т.3 л.д.55).
Администрации предписано произвести в срок 30 календарных дней с момента получения предписания возврат в бюджет Волгоградской области части субвенций в сумме 334 394,49 рублей.
Также на основании приказа от 22.04.2021 № 21/003-ОМС Комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по вопросу осуществления переданных государственных полномочий Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением льготного тарифа на питьевое водоснабжение, предоставляемые населению Царицынского сельского поселения Городищенского района Волгоградской области, и по использованию предоставленных на эти цели субвенций из областного бюджета в 2020 году.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 09.06.2021 № 03-15/21-003 (т.1 л.д.10-13).
Проверкой установлено, что объём отпущенной в 2020 году населению Царицынского сельского поселения питьевой воды, в том числе СНТ «Царицынское» в объёме 31 835 м/куб. не подтверждён.
Комитет пришёл к выводу, что администрацией нарушен пункт 22 Порядка № 261-п, в части отсутствия контроля за правильностью определения объёмов холодного водоснабжения, отпускаемого СНТ «Царицынское» населению по льготным тарифам.
09 июня 2021 года Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области администрации выдано предписание №ОМС03-15/21-002 об устранении нарушений законодательства по вопросам осуществления государственных полномочий (т.1 л.д.14).
На администрацию возложена обязанность произвести в срок 60 календарных дней с момента получения предписания возврат в бюджет Волгоградской области части субвенций в сумме 208 590,65 рублей.
Не согласившись с предписаниями Комитета от 21.04.2021 №ОМС03-15/21-001 и от 09.06.2021 №ОМС03-15/21-002, администрация обжаловала их в судебном порядке.
В обоснование заявленных требований администрация сослалась на то, что ей исполнены требования пункта 22 Порядка № 261-п. В Комитет предоставлены отчёты по форме статистического наблюдения 22-ЖКх (ресурсы). Данные, указанные в отчётах, определены исходя из фактически отпущенной питьевой воды населению и полученной за неё оплаты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции счёл верным вывод Комитета, что проверка достоверности фактических объёмов коммунальных ресурсов, отпущенных ОНТ «Царицынское» населению по льготным тарифам, и указанных в отчёте по форме 22-ЖКХ администрацией не производилась в нарушение пункта 22 Порядка № 261-пю. Субвенции за 2019, перечисленные в размере 334 394,49 рублей, за 2020 года - в размере 208 590,65 рублей подлежат возврату в бюджет Волгоградской области.
В апелляционной жалобе администрация отмечает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в адрес комитета направлены первичные документы, подтверждающие объём реализации коммунальной услуги холодного водоснабжения ОНТ «Царицынское» как за 2019 год, так и за 2020. В отчёте формы №22-ЖКХ (ресурсы) ОНТ «Царицынское» отражён объём коммунальных услуг в натуральном его выражении и фактический отпуск ресурсов.
Указанная статистическая форма заполнялась на основании составленных реестров членских взносов по оплате за воду с учётом утверждённого Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области тарифа. В указанных первичных документах, отражена не только сумма оплаты за воду, но и фактически поставленный объём воды, с учётом последних показаний приборов учёта. Таким образом, ОНТ «Царицынское» подтвердило объём фактически отпущенных услуг населению, который отражён в статистической форме 22-ЖКХ и финансовых заявках на корректировку средств, полученных на осуществление переданных полномочий по компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением льготных тарифов на воду как за 2019, так и за 2020 год. Администрацией Городищенского муниципального района Волгоградской области осуществлён контроль, предусмотренный пунктом 22 Постановления №261-п.
Администрация отмечает, что Комитет, проверив финансовые заявки в соответствии с пунктами 14, 13 Положения № 261-п, не выявил допущенных нарушений.
Апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действия (бездействия), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций не установлена указанная совокупность условий.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – в рассматриваемом случае несостоятельными.
Согласно статье 4 Закона Волгоградской области от 28.12.2015 № 227-ОД «О льготных тарифах в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Волгоградской области в 2016-2023 годах» компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов, осуществляется в виде субсидий ресурсоснабжающим организациям за счёт средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на коммунальные ресурсы, определяется как разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, умноженная на фактический объём оказанных коммунальных услуг.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Волгоградской области от 12.07.2013 № 89-ОД предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, связанных с применением ими льготных тарифов для населения на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду ниже экономически обоснованных тарифов.
Контроль за деятельностью органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и по использованию предоставленных на эти цели субвенций осуществляет Комитет тарифного регулирования Волгоградской области (пункт 1 статьи 7 Закона № 89-ОД).
Согласно пунктам 2, 8 Порядка № 261-п субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (далее именуются - муниципальные районы, городские округа) в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных комитету тарифного регулирования Волгоградской области, на предоставление ресурсоснабжающим организациям компенсации (возмещения) выпадающих доходов, возникших в 2017-2023 годах, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению.
На основании пункта 19 Порядка № 261-п субвенции, направляемые бюджетам муниципальных районов, городских округов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования субвенций не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 22 Порядка № 261-п контроль за фактическим объёмом выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, данные о котором представляются по итогам отчётного периода органу местного самоуправления в виде отчёта по форме 22-ЖКХ (ресурсы), возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пунктам 9, 10 Порядка расходования субсидий ресурсоснабжающим организациям на осуществление переданных государственных полномочий Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов, возникших в 2017-2023 годах, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению, утверждённого постановления администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 31.05.2017 № 523-п, субсидии ресурсоснабжающим организациям предоставляются ежеквартально на основании соглашения (договора), заключённого в установленном порядке.
Судами обеих инстанций установлено, что между администрацией и ОНТ «Царицынское» за каждый квартал 2019 и 2020 годов заключены соглашения о предоставлении субсидий ресурсоснабжающих организаций на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению (далее - соглашения) (т.1 л.д.89-114, т.3 л.д.83-110).
По условиям пункта 2.1 соглашений администрация обязана осуществлять проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления получателями субсидий. При выявлении нарушения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений направить требование получателю субсидии о возврате субсидии.
Приказом Комитета от 04.12.2019 № 40/50 установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей ОНТ «Царицынское» Царицынского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. Указанным приказом для населения установлен льготный тариф, в связи с этим РСО осуществляется компенсация выпадающих доходов в установленном порядке.
На основании соглашений администрация перечислила ОНТ «Царицынское» субсидии в 2019 году в размере 334 394,49 рублей, в 2020 году в размере 208 590,65 рублей (т.1 л.д.117-130, т.3 л.д.111-114).
Судами обеих инстанций установлено, что в подтверждение осуществления государственных полномочий по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ОНТ «Царицынское», связанных с применением льготного тарифа на коммунальную услугу в сфере холодного водоснабжения, предоставляемую населению Царицынского сельского поселения и по использованию предоставленных на эти цели субвенций из областного бюджета за 2019, 2020 годы администрацией представлены следующие документы:
отчёты по форме 22-ЖКХ (ресурсы) получателей субсидий на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению в 2019 году;
документы на компенсацию (возмещение) выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению 2019, 2020 годы ОНТ «Царицынское»;
документы, подтверждающие перечисление из бюджета Городищенского муниципального района Волгоградской области субсидий ресурсоснабжающим организациям.
По результатам проверки документов Комитетом установлено, что ОНТ «Царицынское» отражает в форме № 22-ЖКХ (ресурсы) объёмы оплаченной воды населением, а не фактически отпущенной.
Объёмы, определённые исходя из суммы оплаты за потреблённый ресурс, ОНТ «Царицынское» включены в раздел 1 «Объём коммунальных ресурсов и услуг в натуральном выражении» формы № 22-ЖКХ (ресурсы) за 2019 год (т.3 л.д.115-124, 139-148,т.4 л.д.16-25, т.4 л.д.50-59), за 2020 год (т.1 л.д.131-141,143-150, т.2 л.д.1-3, 6-19).
Согласно указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения «Заполнение показателей формы № 22-ЖКХ (ресурсы)», утверждённым приказом Росстата от 15.07.2020 № 383 в разделе 1 «Объём коммунальных ресурсов и услуг в натуральном выражении» формы № 22-ЖКХ (ресурсы) отражается общий фактический отпуск ресурсов на сторону всем потребителям.
На основании этих данных определяется размер выпадающих доходов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 261-п размер выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги), определяется как разница между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом, умноженная на фактический объём оказанных коммунальных услуг.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции, что документы, подтверждающие фактические объёмы реализации питьевой воды населению ОНТ «Царицынское» в 2019 и 2020 годах, учтённые при расчёте и перечислении суммы субсидий, администрацией не предоставлены.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения объёмов коммунальных услуг, порядок расчёта и внесения платы за коммунальные услуги, определяются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).
В пункте 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а при его отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В случае непредставления потребителем показаний индивидуального пробора учёта начисление платы осуществляется в порядке, установленном пунктом 59, пунктом 60 Правил № 354, за 3 расчетных периода - по среднему, по их истечении - по нормативу, исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в жилом помещении (либо из количества собственников помещения).
Вместе с тем, документы, подтверждающие проведение ОНТ «Царицинское» начисление платы в соответствии с требованием статьи 157 Жилищного кодекса РФ и Правил № 354 (в части расчёта объема коммунального ресурса), в Комитет не представлены.
Пунктом 22 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, установлено, что под расчётным периодом для расчёта по договору водоснабжения понимается 1 календарный месяц.
Оплата услуг по договору водоснабжения осуществляется в соответствии с тарифами на водоснабжение, устанавливаемыми в соответствии с положениями Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и иными нормативными правовыми актами.
В форме финансовой заявки на корректировку средств, полученных на осуществление переданных государственных полномочий Волгоградской области по компенсации (возмещению) выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению (приложение № 2 к Порядку 261-п) в графе 6 предусмотрен фактический объём коммунального ресурса (услуги), определённой исходя из показаний прибора учёта, а при их отсутствии - по нормативам потребления.
Документы, подтверждающие фактические объёмы реализации питьевой воды населению ОНТ «Царицынское» в 2019 и 2020 годах, учтённые при расчёте и перечислении суммы субсидий, администрацией не представлены.
В представленных реестрах на поступление членских взносов на оплату за воду от населения ОНТ «Царицынское» за 2019 и 2020 годы (т.1 л.д.15-19,28-32, т.3 л.д.127-130, 135-137, 150), банковских выписках по счетам (т.1 л.д.20-27, т.3 л.д.131-134) содержатся сведения о фактически оплаченных объёмах, но не о поставленных.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно согласился с выводом Комитета, что ОНТ «Царицынское» объёмы коммунальной услуги определяет исходя из вносимой суммы членских взносов и установленных тарифов на холодное водоснабжение.
Первичные документы ОНТ «Царицынское», подтверждающие начисление платы за фактически отпущенный объём питьевой воды, в том числе ведомости начисления с отражением объёма потреблённой коммунальной услуги по каждому потребителю (лицевому счету) в ходе проверки не предоставлены.
Таким образом, суд первой инстанции и Комитет сделали верный вывод, что исходя из совокупности предоставленных документов, невозможно исчислить расчётные объёмы отпущенной питьевой воды ОНТ «Царицынское», исходя из оплаты и общего объёма поднятой воды из подземных источников.
В подтверждение проведённых в 2020 году проверок достоверности фактических объёмов коммунальных ресурсов, отпущенных по льготному тарифу, данные о которых предоставлены в отчётах по форме 22-ЖКХ (ресурсы) ОНТ «Царицынское» за 2020 год, администрацией представлены сведения в виде информации о проверках за май, август, ноябрь 2020 года (т.1 л.д.115-116). Указанная информация о проверках не содержит даты их проведения. В представленных таблицах отсутствуют сведения, позволяющие сделать вывод о достоверности фактически отпущенных объёмах коммунальных ресурсов. Содержаться только сводные сведения об объёмах, указанных в 22-ЖКХ (ресурсы) и объём, указанный в финансовых заявках по ресурсоснабжающей организации.
Указанная информация не может расцениваться как доказательство исполнения пункта 22 Положения 261-П и пункта 2.1 соглашений о предоставлении субсидий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно констатировал, что в нарушение пункта 22 Правил № 261-п администрацией не проводились проверки достоверности фактических объёмов отпуска питьевой воды ОНТ «Царицынское».
Вопреки доводам апелляционной жалобы об осуществлении администрацией контроля в материалы дела не представлены документы, отражающие данные о показаниях приборов учёта по каждому потребителю за спорный период, либо данные о количестве проживающих граждан в случае определения объёмов отпущенной питьевой воды по нормативу; ведомости начисления с отражением объёмов поставленного ресурса по каждому потребителю.
Как видно из материалов дела, администрацией предоставлены лишь реестры на поступление членских взносов по оплате за воду от населения ОНТ «Царицынское», в которых указанная обязательная информация не отражена.
Из содержания предоставленных реестров следует, что в них зафиксированы сведения не о начислении платы, а о поступлении денежных средств за поданные коммунальные ресурсы (членские взносы), что не может расцениваться в качестве подтверждения фактического объёма оказанных коммунальных услуг.
В предоставленных администрацией выписках по счёту, платёжных поручениях об оплате отражены фамилия, имя, отчество плательщика и суммы оплаты без указания на показания приборов учёта или расчёт по нормативу.
Объёмы коммунальных услуг определяются, исходя из вносимой суммы платы за воду (членских взносов) и установленных тарифов на холодное водоснабжение.
Требования к обязательному определению объёма отпущенных коммунальных услуг установлены частью 1 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Коммерческий учёт воды заключается в определении количества поданной (полученной) за определённый период воды с помощью средств измерений (приборов учёта) или расчётным способом.
В соответствии с требованиями пункта 2 Правил организации коммерческого учёта воды и сточных вод, утверждённых постановлением Правительством Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776), коммерческому учёту воды подлежит количество (объём) воды, поданной (полученной) за определённый период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация вправе самостоятельно определять форму первичного учётного документа, в котором достоверно отражать информацию о фактическом объёме оказанных услуг в соответствии с требованиями статьи 4 Закона № 227-ОД и пунктами 42, 59,60 Правил № 354.
Контроль за фактическим объёмом выпадающих доходов, данные о котором представляются по итогам отчетного периода органу местного самоуправления в виде отчета по форме 22-ЖКХ (ресурсы), возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с пунктом 7.3. Порядка расходования субсидий № 523-п администрация по итогам полугодия проводит проверку фактических объёмов реализации коммунальных ресурсов (услуг) и (или) технической воды, поставленных населению ресурсоснабжающими организациями по льготным тарифам, аналогичное требование изложено в пункте 2.1 соглашений.
При выявлении нарушения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений направить требование получателю субсидии о возврате субсидии.
Таким образом, на администрацию возложена обязанность дважды в год проводить проверку фактических объёмов реализации коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно согласился с выводом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области о нарушении администрацией пункта 22 Порядка № 261, в части отсутствия контроля правильности определения объёмов холодного водоснабжения, отпускаемого ОНТ «Царицынское» населению по льготным тарифам.
Администрацией не проводились проверки достоверности фактических объёмов коммунальных ресурсов, указанных в отчёте по форме 22-ЖКХ (ресурсы), отпущенных ОНТ «Царицынское» по льготным тарифам.
Таким образом, суд первой инстанции верно согласился с выводами Комитета, что у администрации не было оснований для перечисления субсидий, поскольку не подтверждён фактический объём постановленного ресурса.
Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов Волгоградской области для компенсации ресурсоснабжающим организациям выпадающих доходов, связанных с применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы (услуги) и техническую воду, поставляемые населению, поэтому необходимо обязательное подтверждение их целевого использования, что в рассматриваемом случае не сделано.
Суд дал верную оценку и отклонил довод администрации об отсутствии нарушений, в обоснование которого орган местного самоуправления сослался на акт проверки от 02.03.2018, согласно которому нарушений при осуществлении контроля за фактическим объёмом выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций за 2017 не выявлено.
Указанный акт не свидетельствует об отсутствии нарушений, допущенных в 2019 и 2020 годах.
Факт того, что Комитетом при проведении проверки в отношении ОНТ «Царицынское» (акт от 14.02.2020 №03-05/20-004) не выявлено нарушений, не опровергает изложенных выводов о неисполнении администрацией обязанности по контролю, возложенной пунктом 22 Порядка № 261-п.
Субъекты и предметы проведённых проверок в отношении администрации и ОНТ «Царицынское» различны.
Апелляционная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции о пропуске органом местного самоуправления процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании предписания от 21.04.2021 №ОМС03-15/21-001.
Согласно требованиям частей 1 и 2 статьи 117 АПК РФ, в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Судом установлено, что указанное предписание направлено Комитетом в администрацию с сопроводительным письмом 22.04.2021 №31-01-07/1050 посредством автоматизированной системы электронного документооборота и получено 22 апреля 2021 года (вх. №28-01-17/4427). Процессуальный срок истёк 22 июля 2021 года (т.3 л.д.53).
Администрация обратилась в арбитражный суд 06 сентября 2021 года (т.3 л.д.3) с нарушением установленного срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено.
Пропуск срока на обращение в суд в отсутствие уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Частью 1 статьи 115 АПК РФ предусмотрены последствия пропуска процессуальных сроков и установлено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным Федеральным законом либо арбитражным судом.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспоренные предписания Комитета тарифного регулирования Волгоградской области соответствует указанным требованиям закона, не нарушают права и законные интересы администрации, незаконно не возлагают какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалованного решения. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2021 года по делу № А12-26388/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Акимова
Судьи В.В. Землянникова
Ю.А. Комнатная