ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-12236/12
02 октября 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш..,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя ФИО1; представителя заинтересованного лица: ФИО2, действующей на основании доверенности № 2-Д от 08 января 2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе города Саратова (г. Саратов) и индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2013 года № А57-12236/2013 (судья Калинина А.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Саратов)
к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе города Саратова (г. Саратов)
о признании недействительным постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от 13 марта 2012 года № 07304090001865, требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26 марта 2012 года за № 07304040035537
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными о признании недействительными постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя от 13 марта 2012 года № 07304090001865 по состоянию на 01.02.2012 года на общую сумму 18 709,33 руб. и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26 марта 2012 года за № 07304040035537 по состоянию на 26 марта 2012 года в сумме 16 659,91 руб.
Решением суда Саратовской области от 28 августа 2012 года, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2012 года в силе, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05 марта 2013 по делу № А57-12236/2012 решение арбитражного суда Саратовской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по делу N А57-12236/2012 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение.
Суд кассационной инстанции установил, что в связи с вступлением с 01 января 2010 года в силу Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее ? Закон № 212-ФЗ) действует правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов, были устранены. Следовательно, названные лица обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования в порядке и сроки, установленные Законом № 212-ФЗ.
Отменяя решение арбитражного суда Саратовской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу, суд кассационной инстанции указал, что судами не установлены обстоятельства, касающиеся принятия фондом решения о взыскании недоимки по страховым взносам, правомерности выставления оспариваемого требования и сумм, отраженных в нем. Суды предыдущих инстанций не приняли во внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Судами не исследовался вопрос о соблюдении пенсионным органом процедуры взыскания недоимки и правильности начисления предъявляемых к взысканию суммы страховых взносов и пени, штрафов В силу положений статей 18, 19, 20 Закона № 212-ФЗ установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов ? процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, одним из этапов которой является обязательное вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках в случае неисполнения в установленный срок требования об уплате этой недоимки. Судами не устанавливалось, выносилось ли фондом, до принятии обжалуемого постановления о взыскании недоимки за счет имущества, решение о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней за счет денежных средств в установленный частью 5 статьи 19 Закона № 212-ФЗ срок . Вопрос о правомерности выставления оспариваемого требования и сумм, отраженных в нем также не был предметом исследования предыдущих судов.
Поскольку без проверки и оценки вышеизложенного невозможно принятие законного и обоснованного решения по настоящему делу кассационная инстанция отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в арбитражный суд Саратовской области.
По результатам нового рассмотрения дела арбитражный суд Саратовской области принял решение от 12 июля 2013 года, в соответствии с которым требования ФИО1 удовлетворены в части. Суд признал недействительным
постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 13 марта 2012 года № 07304090001865 по состоянию на 01 февраля 2012 года на общую сумму 18 709,33 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. С УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова в пользу ФИО3 взысканы судебные расходы по государственной пошлине в сумме 100 руб.
ФИО1 и Управление Пенсионного Фонда РФ в Заводском районе г. Саратова не согласились с решением суда и обратились с апелляционными жалобами. ФИО1 просит отменить судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленного им требования, Управление – в части удовлетворения требования ФИО1
В судебном заседании 23 сентября 2013 года был объявлен перерыв до 27 сентября 2013 года до 10 часов 00 минут. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на сайте суда в сети Интернете 24 сентября 2013 года.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Учитывая то, что на решение суда подано две апелляционных жалобы, суд пересматривает судебный акт в полном объеме.
Как следует из материалов дела, ФИО1, являясь пенсионером, ветераном военной службы (удостоверению серии Е № 681983 от 09.02.2001 года) в спорный период был зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
25 ноября 2011 года ФИО1 представил в Управление Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010 год.
На основе представленного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 212-ФЗ в отношении предпринимателя проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт камеральной проверки № 07304030012936 от 25 ноября 2011 года. В ходе камеральной проверки выявлена неуплата страховых взносов и пени за 2010 год, в том числе: в ПФ РФ на страховую часть пенсии в сумме 10 392 руб., в ФФОМС в сумме 571,56 руб., в ТФОМС в сумме 1 039,20 руб.
25 ноября 2011 года ФИО1, вручено извещение о рассмотрении материалов проверки 19 декабря 2011 года (т. 2, л.д. 53).
Индивидуальным предпринимателем ФИО1 25 ноября были представлены пояснения (номер входящей регистрации 10755) (т. 2, л.д.52), в соответствии с которыми просил освободить его от уплаты взносов, так как фактическую деятельность в спорный период не вел, а положения Федерального закона № 212-ФЗ, по его мнению, противоречат Конституции Российской Федерации.
19 декабря 2011 года заместителем начальника управления ПФР в Заводском районе г. Саратова ФИО4 принято решение № 07304011РК0012527 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. В соответствии с указанным решением, принятым по результатам камеральной проверки (акт проверки от 25 ноября 2011 года № 07304030012936), ФИО5 привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 7 201,66 руб. за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в течении более 180 календарных дней. Предпринимателю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в ПФ РФ на страховую часть пенсии в сумме 10 392 руб., в ФФОМС в сумме 571,56 руб., в ТФОМС в сумме 1 039,20 руб., и уплатить пени, начисленные по состоянию на 25 ноября 2011 года, на страховую часть пенсии в сумме 924,62 руб., в ФФОМС в сумме 50,85 руб., в ТФОМС в сумме 92,47 руб.
Решение о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах индивидуального предпринимателя ФИО1 № 07304011РК0012527 направлено предпринимателю заказным письмом 26 декабря 2011 года (т. 2, л.д. 51).
Решение о привлечении к ответственности согласно части 12 статьи 39 вышеназванного закона вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Решение, направленное по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Во исполнение положений статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ плательщику взносов направлено уточненное требование № 07304040003072 от 01 февраля 2012 года об уплате задолженности по страховым взносам, пеней и штрафа, в соответствии с которым предпринимателю предложено в срок до 21 февраля 2012 года уплатить недоимку по страховым взносам в ПФ РФ на страховую часть пенсии в сумме 10 392 руб., в ФФОМС в сумме 571,56 руб., в ТФОМС в сумме 1 039,20 руб., и уплатить пени, начисленные по состоянию на 25 ноября 2011 года, на страховую часть пенсии в сумме 1 115,67 руб., в ФФОМС в сумме 61,35руб., в ТФОМС в сумме 111,57 руб.
В связи с неисполнением указанного требования и отсутствием у индивидуального предпринимателя ФИО1 счетов в банке УПФР в Заводском районе г. Саратова принято решение о взыскании с предпринимателя ФИО1 задолженности по страховым взносам, пени, штрафа за 2010 год за счет имущества индивидуального предпринимателя. Постановление № 07304090001865 от 13 марта 2012 года о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени, штрафа за 2010 год в сумме 18 709,33 руб.
26 марта 2012 года предпринимателю ФИО1 направлено требование от 26 марта 2012 года № 07304040035537 об уплате недоимки по страховым взносам и пени за 2011 год по состоянию на 26 марта 2012 года в сумме 16 659,91 руб.
ФИО1, не согласившись с указанными постановлением и требованием и полагая, что он привлечен к ответственности в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением. По мнению заявителя управление неправомерно начислило страховые взносы и пени за просрочку их уплаты, и привлекло его к ответственности, так как он является военным пенсионером, в спорный период не осуществлял предпринимательскую деятельность.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина и юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения части 5 статьи 200 АПК РФ, согласно которой обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из того обязанность ФИО1 по уплате страховых взносов за 2010, 2011 годы установлена и соответствует федеральному законодательству, регулирующими отношения в сфере уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Как усматривается из материалов дела, предприниматель ФИО1 в спорный период времени был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается соответствующим свидетельством серии 64 № 001643880 и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 06 июня 2012 года № 661 (т. 1, л.д. 37-39). В настоящее время ФИО1 предпринимателем не является.
ФИО5 является военным пенсионером, которому назначена пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что подтверждается материалами дела и не оспаривается управлением.
В апелляционной жалобе ФИО1 указывает то, что, являясь военным пенсионером, он не должен платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Действительно, ранее Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.05.2005 № 223-О, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24.02.1998 № 7-П, от 23.12.1999 № 18-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 23.12.2004 № 19-П и в настоящем определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что граждане Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию, размер которой (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями. В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов.
При этом в определении от 24.05.2005 № 223-О Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.
Вместе с тем правовое регулирование данного вопроса изменилось.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», введенным Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», введенной Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
С 01 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного Закона установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Указанный Закон не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как военные пенсионеры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Согласно статье 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, и они уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, законодатель с 01 января 2010 года установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей – военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01 января 2010 года обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе № 212-ФЗ.
Ссылка заявителя на неосуществление в спорный период времени предпринимательской деятельности не имеет правовых последствий для рассмотрения настоящего дела и во внимание не принимается.
Президиум ВАС РФ в письме от 11.04.2006 № 107 указал, что обязанность по уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальным предпринимателем производится с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.
Не предприняв действий по прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя, в связи с чем обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что на момент принятия оспариваемых постановления и требования ФИО1, с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности не обращался. Документы для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлены в регистрирующий орган уже в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В силу положений п. 1 ст. 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи (п. 2 ст. 16 Закона № 212). Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (п. 3 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).
Из представленного предпринимателем расчета за 2010 год (т. 2, л.д. 61) следует, что предпринимателем начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на страховую часть, с начала расчетного периода в сумме 10 392 руб., ф ФФОМС – в сумме 571,56 руб., в ТФОМС – в сумме 1 039,20 руб., к уплате заявлены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на страховую часть, в сумме 10 392 руб., ф ФФОМС – в сумме 571,56 руб., в ТФОМС – в сумме 1 039,20 руб.; остаток задолженности на конец расчетного периода по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на страховую часть, в сумме 10 392 руб., ф ФФОМС – в сумме 571,56 руб., в ТФОМС – в сумме 1 039,20 руб.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленное требование в части признания недействительным постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафа за счет имущества индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции правильно исходил из того, что собранные по делу доказательства свидетельствуют о нарушении управлением процедуры бесспорного взыскания недоимки по страховым взносам, пени и штрафа с индивидуального предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что индивидуальный предприниматель ФИО1, являясь военным пенсионером, с 01 января 2010 года обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, на что прямо указано и в постановлении Федерального арбитражного суда от 05 марта 2013 года по настоящему делу.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Пунктом 2 статьи 18 Закона № 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, признавая недействительным постановление о взыскании страховых взносов, пени и штрафа за счет имущества предпринимателя, суд правильно исходил из того, что управлением нарушена процедура бесспорного взыскания с предпринимателя задолженности по страховым взносам за 2010 год, выразившемся в несоблюдении положений ст. 19 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, согласно которым орган контроля за уплатой страховых взносов обязан в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Согласно п. 2 ст. 19 данного закона взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов, принимаемому с соблюдением положений п. 5 указанной статьи. Так, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с п. 14 ст. 19 Закона № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
Из анализа указанных правовых норм следует, что действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, первым этапом осуществления которой является направление страхователю требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок направления в банк поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов денежных средств со счетов плательщиков страховых взносов в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации (п. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 19 взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации, а при недостаточности средств на счетах в валюте Российской Федерации - со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в иностранной валюте.
В соответствии со ст. 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
В силу п. 2 ст. 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Из анализа указанных правовых норм следует, что действующим законодательством установлена определенная последовательность осуществления органом Пенсионного фонда действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, первым этапом осуществления которой является направление страхователю требования об уплате страховых взносов, пеней, штрафов.
Предъявление требования расценивается Законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ как необходимое условие для последующего принудительного взыскания, поскольку в требовании устанавливается срок его исполнения, с истечением которого закон связывает возникновение у органа контроля за уплатой страховых взносов права принудительного взыскания в бесспорном порядке указанной в требовании задолженности.
Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контролирующим органом.
Принятие решения о взыскании страховых взносов и направление его для исполнения в соответствии с установленным Порядком, является необходимым условием для принятия решения о взыскании за счет имущества плательщика страховых взносов – индивидуального предпринимателя.
Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение безусловным образом влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контролирующим органом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении управлением процедуры бесспорного взыскания с предпринимателя задолженности по страховым взносам за 2010 год, что является существенным нарушением прав плательщика страховых взносов и влечет недействительность оспариваемого ненормативного акта – постановления от 13 марта 2012 года № 07304090001865 УПФР о взыскании страховых взносов, пени и штрафа за счет имущества ФИО1
До взыскания страховых взносов за счет иного имущества орган контроля должен реализовать процедуру, предусмотренную статьей 19 Закона № 212-ФЗ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества страхователя. Статьи 18-20 Закона № 212-ФЗ не предусматривают возможности принятия решения о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика, минуя стадию взыскания за счет средств на банковских счетах.
Указанная позиция соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 05 февраля 2013 года № 11254/12.
Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26 марта 2012 года за № 07304040035537, суд первой инстанции исходил из того, что страховые взносы за расчетный период уплачивается плательщиками за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно п. 2 указанной статьи требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (п. 4 ст. 22).
Как установлено судом первой инстанции, управлением была выявлена недоимка по уплате страховых взносов предпринимателем ФИО1 за 2011 год, в связи с чем 22 марта 2012 года была составлена соответствующая справка.
Согласно ст. 25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней в соответствии с частью 2 статьи 22 направляется плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.
Индивидуальному предпринимателю ФИО1 выставлено требование № 07304040035537 от 26 марта 2012 года об уплате задолженности по страховым взносам за 2011 год в срок до 14 апреля 2012 года в сумме 16159 руб. 56 коп., из которых: взносы на страховую часть пенсии 13 509, 60 руб., взносы в ФФОМС - 1 610,76 руб., взносы в ТФОМС -1 039,20 руб. и пени в сумме 500,35 руб., из которых: пени, начисленные на задолженность 2011 года с 01.01.2012 по 26.03.2012 года в сумме 371,04 руб., в том числе: пени на страховую часть пенсии - 310,20 руб., пени в ФФОМС - 36,98 руб., пени в ТФОМС - 23,86 руб., пени, начисленные на неуплаченную задолженность за 2010 год за период с 01.02.2012 по 26.03.2012 года в сумме 129,31 руб., в том числе: пени на страховую часть пенсии -113,24 руб., пени в ФФОМС - 3,90 руб., пени в ТФОМС - 12,17 руб.
Оспаривая данное требование, предприниматель ссылается на перечисленные выше обстоятельства (наличие военной пенсии, фактическое неосуществление деятельности). По указанным основаниям требование удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в связи с неисполнением указанного требования управлением принято решение о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя ФИО1, которое последним не оспорено.
Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, что не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Податели апелляционных жалобы не представляет новых доказательств по делу и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным. Судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка с соблюдением положений ст. 71 АПК РФ. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы УПФР в Заводском районе г. Саратова и ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
П О С Т А Н О В И Л:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2013 года по делу № А57-12236/12 оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе города Саратова (г. Саратов), ФИО1 (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий Л.Б. Александрова
Судьи М.А. Акимова
Н.В. Луговской