НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 № 12АП-9410/14

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-5530/2014

02 декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2014 года.


 Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Акимовой М.А.,

судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качаевой Е.А.,

при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Декларантская фирма «ВТС-Брокер» Ремнева О.Н., действующего по доверенности от 30.12.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни (414028, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42, ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414)

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 августа 2014 года по делу № А06-5530/2014 (судья Гущина Т.С.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Декларантская фирма «ВТС-Брокер» (414022, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 152А, ОГРН 1033000813999, ИНН 3017037318)

к Астраханской таможне (414028, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42, ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414)

о признании незаконным и об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ  :

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Декларантская фирма «ВТС-Брокер» (далее – ООО «ДФ «ВТС-Брокер», заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Астраханской таможни (далее – таможенный орган, административный орган) от 29 мая 2014 года № 10311000-124/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением суда первой инстанции от 12 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены. Оспоренное постановление признано незаконным и отменено.

Таможенный орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

ООО «ДФ «ВТС-Брокер» возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Таможенный орган явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлением о вручении почтового отправления № 410031 76 78950 9. Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 18 октября 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 20 марта 2014 года по итогам рассмотрения информации, изложенной в служебной записке от 17 марта 2014 года № 35-14/700, административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т.1 л.д.29-31).

В ходе административного расследования установлено, что 13 марта 2014 года на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни ООО «ДФ «ВТС-Брокер», являющееся таможенным представителем и действующим на основании договора на оказание таможенных услуг таможенным представителем от 30 октября 2012 года № 0488/00-12-047, заключённого с ООО «ВТС-Трейд», была подана декларация № 10311020/130314/0000958 на товар сок яблочный концентрированный; бочки металлические из чёрных металлов. Товар заявлен под таможенную процедуру «ИМ-40». Отправитель товара «Arian Trade Development Co» (Иран), получатель и декларант – ООО «ВТС-Трейд».

Согласно акту таможенного досмотра № 10311020/140314/00119, досмотрен товар согласно ДТ № 10311020/130314/0000958, который упакован в металлические тонкостенные ёмкости – бочки синего цвета с металлическими крышками и фиксирующими обручами, которые установлены на деревянные паллеты по 4 бочки на каждой паллете и перетянуты металлической лентой. Всего 800 бочек. При вскрытии бочек обнаружена под крышкой асептическая полимерная упаковка, мешок в бочке серебристого цвета с полимерной закрытой пробкой, в которой залита густая жидкость красного цвета с характерным запахом яблока. На упаковке-асептике – надпись на английском языке «FRES-CC-SISTEM». На всех бочках имеются бумажные этикетки с надписью на английском и русском языке полиграфическим способом: наименование продукта – яблочный концентрат/The Name Of Produkt/Apple Juice Concentrate/страна происхождения – Иран-Country Of Origin – Iran/производитель – Producer s Name SAROUNHE /ПОСТАЩИК- By Order TETE CO/Brix 70+- 1/Gross Weight rg/ Net Weight 280 kg//Produced date/ expiry date – 24 месяца с даты производства.

При проведении документарного контроля была представлена декларация соответствия техническому регламенту о безопасности пищевой продукции в части её маркировки от 12 марта 2014 года ТС № RU D-IR.АГ66.В.022309, в которую внесены сведения о соответствии продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки» (ТР ТС 022/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 881, в части маркировки (далее – Технический регламент Таможенного союза 022/2011).

В маркировке транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, отсутствовали сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции: наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя пищевой продукции.

В связи с этим декларация о соответствии от 12 марта 2014 года ТС № RU D-IR.АГ66.В.022309 признана административным органом не относящейся к декларируемой партии товара, и, следовательно, недействительной.

По мнению административного органа, установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении заявителем требований подпункта 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса таможенного союза, технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 880, Технического регламента таможенного союза 022/2011.

18 апреля 2014 года таможенным органом в отношении заявителя составлен протокол по делу об административном правонарушении № 10311000-124/2014 по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

29 мая 2014 года административным органом в отношении заявителя вынесено постановление № 10311000-124/2014 о назначении административного наказания, которым ООО «ДФ «ВТС-Брокер» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Астраханской области с требованием о признании его незаконным и о его отмене.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу о незаконности оспоренного постановления, поскольку административным органом не доказано событие административного правонарушения.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, а вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения, – правильным.

В части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии со статьёй 179 Таможенного кодекса таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

В силу пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза (статья 188 Таможенного кодекса таможенного союза).

Согласно пункту 2 статьи 181 Таможенного кодекса таможенного союза, в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8); сведения о производителе товаров (подпункт 9); сведения о документах, представляемых в соответствии со статьёй 183 настоящего Кодекса (подпункт 11).

В статье 183 Таможенного кодекса таможенного союза установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.

Предоставление документа, подтверждающего соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса таможенного союза, является одним из условий выпуска товара.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 526 «О едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», обязательное подтверждение соответствия пищевой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется в формах декларирования соответствия и удостоверяется декларацией о соответствии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 150 Таможенного кодекса таможенного союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

В силу пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств – членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

В рассматриваемом случае заявителю вменено несоблюдение запретов и ограничений (в части соблюдения мер технического регулирования) по товару с предоставлением декларации о соответствии от 12 марта 2014 года ТС № RU D-IR.АГ66.В.022309 в связи с тем, что маркировка, нанесённая на наклеенные на бочки этикетки, не отвечает требованиям Технического регламента Таможенного союза 021/2011, Технического регламента Таможенного союза 022/2011, поскольку не содержит информацию, позволяющую идентифицировать партию пищевой продукции: наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя пищевой продукции.

Вместе с тем, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что способ маркировки, указанный таможенным органом, не является в рассматриваемом случае единственным и исключительным.

Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза 022/2011, маркировка пищевой продукции – информация о пищевой продукции, нанесённая в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикреплённого к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещённого в них либо прилагаемого к ним.

В пункте 1 части 4.2 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 установлено, какие сведения должна содержать маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция: наименование пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции; сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии); наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя пищевой продукции.

В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента таможенного союза.

В пункте 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 предусмотрено, что маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

наименование пищевой продукции;

состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 данной статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

количество пищевой продукции;

дату изготовления пищевой продукции;

срок годности пищевой продукции;

условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных данным техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;

рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

показатели пищевой ценности пищевой продукции с учётом положений части 4.9 данной статьи;

сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;

единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 3 части 4.2 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 в случае, если маркировка, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 данной статьи и нанесённая на потребительскую упаковку пищевой продукции, помещённую в транспортную упаковку, может быть доведена до сведения потребителей такой продукции без нарушения целостности транспортной упаковки, указанную маркировку допускается не наносить на транспортную упаковку.

Таким образом, поскольку товар представлялся к декларированию именно в транспортной упаковке (таре), в силу пункта 7 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 его маркировка наряду с иными способами могла быть отражена и в документах, сопровождающих пищевую продукцию.

К таким документам, согласно статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, относятся документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных Кодексом; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции обоснованно констатировал, что таможенный орган, признавая недействительной декларацию о соответствии от 12 марта 2014 года ТС № RU D-IR.АГ66.В.022309, не указал на отсутствие информации, предусмотренной подпунктами 6, 7 пункта части 4.2 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011, в документах, сопровождающих пищевую продукцию.

Поскольку пункт 7 части 4.12 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 предусматривает маркировку несколькими способами, то анализ только этикетки является недостаточным для определения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о недоказанности события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие события административного правонарушения.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу.

Таким образом, административный орган во исполнение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в суд первой инстанции достаточных доказательств того, что ООО «ДФ «ВТС-Брокер» не выполнены требования, обязанность по исполнению которых возложена на него законодательством.

Суд апелляционной инстанции считает, что событие правонарушения административным органом не доказано, с учётом положений технических регламентов и стандартов факт их нарушения заявителем таможенным органом не подтверждён.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о признании незаконным и об отмене оспоренного постановления. Суд первой инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы судов об отсутствии состава административного правонарушения и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.08.2014 по делу № А06-5530/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий М.А. Акимова

Судьи С.Г. Веряскина

Н.В. Луговской