ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-10590/12
27 августа 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена «26» августа 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области,
на решение арбитражного суда Саратовской области от «27» июня 2013 года по делу № А57-10590/2013 (судья Т.И. Викленко),
по заявлению ИП Главы КФХ Балабановой О.Н. о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства Саратовской области в выплате субсидий ИП Главе КФХ Балабанову А.Н.,
заинтересованное лицо: Министерство сельского хозяйства Саратовской области,
третье лицо: ГБУ СО «АХО» г. Саратов,
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства Саратовской области Федорин А.Н., Лебедева И.Н.
от Главы КФХ Балабановой О.Н. – Пантелеев А.П.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области с заявлением обратился индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Балабанов Алексей Николаевич о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства Саратовской области в выплате индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Балабанову Алексею Николаевичу субсидии, выраженной в форме Уведомления от 08.11.2011 г. № 02-03-10-7545/1.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 24.08.2012 г. производство по делу было прекращено на основании п.6 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи со смертью Балабанова А.Н.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 г. определение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.01.2013 г. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2012 г. оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела, членами крестьянского (фермерского) хозяйства являются ИП Балабанов А.Н. и индивидуальный предприниматель Балабанова Ольга Николаевна, что подтверждается соглашением о совместной деятельности от 28.12.2005г.
После смерти ИП Балабанова А.Н., единственным участником крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем Балабановой Ольгой Николаевной 10.07.2012 было принято решение о назначении ее главой крестьянского (фермерского) хозяйства, а также решение о смене наименования крестьянского (фермерского) хозяйства (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.07.2012).
В связи с изложенным, суды вышестоящих инстанций пришли к выводу о том, что поскольку ИП Балабанов А.Н. обратился с заявлением о взыскании субсидии не в свою пользу, а в пользу крестьянского (фермерского) хозяйства, правопреемство в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможно.
Судом определением от 27.02.2013 при рассмотрении настоящего спора по существу произведена замена в порядке правопреемства ИП Главы КФХ Балабанова Алексея Николаевича на ИП Главу КФХ Балабанову Ольгу Николаевну.
Как видно из материалов дела, что 03.05.2011 между филиалом ООО «Национальная противопожарная страховая компания и индивидуальным предпринимателем Главой КФХ Балабановым А.Н. заключен Генеральный договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой № СХ/10(16)1-П-64/11. По условиям данного договора страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений производится на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений согласно Перечня, установленного Правилами субсидирования.
На основании данного договора Главой КФХ Балабановым А.Н. платежными поручениями № 328 от 29.09.2011 на сумму 1 000 000 руб., №337 от 06.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 344 от 10.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 356 от 17.10.2011 на сумму 877 000 руб., № 363 от 19.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 366 от 21.10.2011 на сумму 1 400 000 руб. перечислены страховые взносы.
Зная о предоставлении Правительством Саратовской области в 2011 году субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства, ИП Глава КФХ Балабанов А.Н. обратился в Министерство сельского хозяйства Саратовской области с соответствующим заявлением о выплате субсидий.
Уведомлением от Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 08.11.2011 № 02-03-10-7545 ИП Балабанову отказано в выплате субсидий крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Основанием для отказа в предоставлении субсидий послужило предоставление заявителем недостоверных сведений о сумме причитающихся выплат, а именно уплата страховой премии (страхового взноса) подтверждена копиями платежных поручений на общую сумму 7 777 000 руб., тогда как в справке о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 г. указан размер субсидий 4 937 508 руб., а в справке о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета, на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 г. указан размер субсидии 360 247 руб. Названный размер субсидии рассчитан от суммы уплаченной страховой премии (страхового взноса) в размере 10 595 510 руб.
Глава КФХ посчитав названный отказ неправомерным, полагая, что документы в подтверждение выплаты субсидии, исходя из уплаты страховой премии на сумму 7 777 000 руб., были представлены в Министерство своевременно, до 31.10.2011 г., что подтверждено всеми необходимыми документами, обратился в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что отказ в предоставлении Главе КФХ Балабанову А.Н. субсидии, изложенное Министерством сельского хозяйства Саратовской области в Уведомлении от 08.11.2011 г. № 02-03-107545/1, не соответствует закону, а также нарушает права и законные интересы заявителя-сельскохозяйственного производителя на своевременное получение компенсации произведенных им затрат, документально подтвержденных.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации или иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая), в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы) (далее -сельскохозяйственное страхование).
Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (действующие до 01.01.2012 г.) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199 (далее - Правила).
В пункте 5 Правил указано на представление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и приведен перечень документов, подлежащих представлению в уполномоченный орган для получения соответствующей компенсации.
Пунктом 12 Правил установлено, что средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и средства бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере не менее 50 процентов уплаченной ими страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
В 2011 г. Министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2010 г. № 201-ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год» являлось главным распорядителем средств областного бюджета на 2011 год, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий, в том числе на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.
В подпункте 23 пункта 1.1 Приложения 11 к Закону Саратовской области от 26.11.2010 г. № 201-ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год» предусмотрены субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы», в подпункте 33 пункта 1.1 предусмотрены субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
Постановлением № 42-П от 25.01.2011 г. Правительством Саратовской области утверждено Положение о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства (далее Положение).
Приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 г. № 455 «О формах документов для предоставления субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» утверждены формы справок о размере целевых средств, из федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, на которых указано: «Срок предоставления определяет орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ».
Постановлением Правительства Саратовской области от 25.01.2011 № 42-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" для получения субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в 2011 году определены сроки представления документов - ежеквартально сельскохозяйственными товаропроизводителями в срок с 20 по 30 число месяца, следующего за отчетным кварталом. При наличии нераспределенных средств после перечисления субсидий по принятым документам в текущем квартале субсидии предоставляются по мере поступления документов в текущем квартале.
Согласно п. 7. Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области № 42-П, субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в министерство необходимых документов, предусмотренных Положением и приложением к нему.
Порядок приема и регистрации документов, представленных для получения субсидий, устанавливается министерством.
В соответствии с п. 5 Правил, установленных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1199 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений", пп. 4.4 п. 4 раздела I приложения к Положению о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области № 42-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется в случае предоставления ими в уполномоченный орган (в рассматриваемом случае Министерство сельского хозяйства Саратовской области), следующих документов: справки о размере средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, составленная на основании договора страхования и платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования; копии договора страхования; копии платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования; выписки из отчета о платежеспособности страховой организации, форма которого устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, об отклонении фактического размера маржи платежеспособности от нормативного размера маржи платежеспособности, предоставленная сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора страхования и заверенная ее руководителем; документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договорам страхования, представленный сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора перестрахования, в том числе: наименование страховой организации-перестраховщика (организаций-перестраховщиков); сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование; реквизиты договора (договоров) перестрахования (адата заключения, номер договора, форма перестрахования).
Таким образом представление вышеперечисленных документов и соблюдение указанных положений является основанием для представления сельхозпроизводителю средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве субсидии.
Судом первой инстанции установлено, что ИП Глава КФХ Балабанов А.Н. представил 27.10.2011 года в Министерство заявление и пакет документов для получения субсидии на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений по договору страхования от 03.05.2011 № СХ/10(16)-011/1-П-64/11, заключенному с ООО «Национальная противопожарная страховая компания». На данном пакете документов был проставлен оттиск штампа регистрации входящей корреспонденции Министерства за номером 6019.
В тот же день 27.10.2011 пакет документов был зарегистрирован в журнале регистрации входящих заявлений на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений за 2011 год за порядковым номером 520 (в порядке поступления документов по данному направлению субсидирования в министерство).
Представленный пакет документов содержал:
- заявление на имя министра о предоставлении субсидии, без указания ее размера;
справку о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 года. Справка подписана Балабановым А.Н. на сумму субсидии, расчет которой произведен самим предпринимателем в размере 4937508 рублей;
справку о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 года. Справка подписана Балабановым А.Н. на сумму произведенного им расчета субсидии 360247 рублей; письмо МРИ ФНС №13 по Саратовской области о применении единого сельскохозяйственного налога от 01.09.2011 № 10-47/007720; заявление на страхование урожая сельскохозяйственных культур в ООО «НПСК»; полис № СХ/10(16)-011/1-П-64/11-Я от 03.05.2011 страхования урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, содержащий условие об оплате стразового взноса в размере 10595510,66 рубля до 1 августа 2011 года; дополнительное соглашение от 15 июля 2011 года об изменении условий договора страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой по полису № СХ/10(16)-011/1-П-64/11-Я от 03.05.2011, определяющее перенос срока оплаты страховой премии в сумме 10595510,66 рубля до 30 сентября 2011 года; справку без указания даты о средней урожайности яровых сельскохозяйственных культур за последние 5 лет; копию формы статистической отчетности 1-фермер «Сведения об итогах сева по урожай 2011 г.»; копии платежных поручений об уплате ИП Главой КФХ Балабановым А.Н. страхового взноса по договору страхования № СХ/10(16)-011/1-П-64/11 от 03.05.2011 на общую сумму 7 777 000 рублей: платежное поручение № 328 от 29.09.2011 на сумму 1 000 000 рублей; платежное поручение № 337 от 06.10.2011 на сумму 1 500 000 рублей; платежное поручение № 344 от 10.10.2011 на сумму 1 500 000 рублей; платежное поручение № 356 от 17.10.2011 на сумму 877 000 рублей; платежное поручение № 363 от 19.10.2011 на сумму 1 500 000 рублей; платежное поручение № 366 от 21.10.2011 на сумму 1 400 000 рублей.
В последующем, до окончания срока представления документов, 31.10.2011 г., предпринимателем были сданы в Министерство дополнительные документы, указанные в приложении к Описи документов, переданных в Министерство, общая сумма уплаченного страхового возмещения в которой указана 7 777 000 руб., в том числе справка о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 года и справка о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 года. В указанных справках указана сумма уплаченного страхового возмещения 7 777 000 руб.
Давая оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд первой инстанции обоснованно указал, что документы для расчета и выплаты субсидии от суммы уплаченного страхового возмещения 7 777 000 руб. представлены в Министерство в полном объеме и в установленный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
В обоснование своей правовой позиции Министерство ссылается на то, что документы им не получались.
Однако, материалами дела установлено, что на документах имеется отметки Министерства со штампом входящей корреспонденции от 31.10.2011 г. на описи документов, переданных Балабановым А.Н. в Министерство для получения компенсации части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя по страхованию урожая яровых сельскохозяйственных культур 2011 г.
Так же в опровержение утверждений Министерства в судебном заседании были заслушаны свидетельские показания Абубикерова Ш.З., страхового агента предпринимателя, который пояснил, что лично 31.10.2011 г. подал в Министерство сельского хозяйства Саратовской области все необходимые документы за Балабанова А.Н. для выплаты субсидии от суммы уплаченного страхового возмещения 7 777 000 руб. Абубикеров Ш.З. также отметил, что он неоднократно обращался в Министерство, чтобы сдать документы для получения субсидии, в том числе, за Главу КФХ Балабанова А.Н., поскольку последний был тяжело болен, но получал устный отказ, Министерство не принимало документы, оттягивая время приема документов со стороны сельхозпроизводителей.
В связи с чем, показания свидетеля, Олейниковой Н.И., начальника канцелярии ГБУ СО «АХО» (юридического лица, в полномочия которого было вменено оказание услуг Министерству сельского хозяйства Саратовской области по делопроизводству, что следует из Устава ГБУ СО «АХО») суд правомерно отнесся критически, поскольку они входят в противоречие с документальным подтверждением факта приема документов от Главы КФХ Балабанова А.Н., а именно, с наличием штампа Министерства на описи переданных документов и проставления даты - 31.10.2011 г.
Суд первой инстанции правомерно указал, на то, что ответственность за неполное заполнение реквизитов на входящем штампе документа и не отражение их в иных внутренних регистрационных документах возлагается на соответствующее должностное лицо, их заполняющее, и не может быть вменено в вину предпринимателя.
Ходатайств по поводу фальсификации названного документа (описи от 31.10.2011 г.) участником процесса в ходе рассмотрения судебного дела заявлено не было.
Кроме того, указание в справке о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на компенсацию части затрат, неправильного расчета размера субсидии относительно суммы уплаченного страхового возмещения, а также самой суммы уплаченного страхового возмещения не свидетельствует о недостоверности сведений в документах.
При таких обстоятельствах, коллегия считает, что предпринимателем представлены необходимые документы для того, что бы получить в соответствии с установленным законодательством субсидии.
Расчет размера субсидии должен производиться соответствующим уполномоченным органом, в данном случае, Министерством сельского хозяйства Саратовской области.
В связи с изложенным, указанное в оспариваемом Уведомлении № 02-03-10-7545/1 от 08.11.2011 г. основание для отказа в выплате субсидии как наличие в представленных документах недостоверных сведений о сумме причитающихся выплат - не основано на нормах закона.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от «27» июня 2013 года по делу № А57-10590/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А. Комнатная
М.Г. Цуцкова