ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А06-8174/2013
25 апреля 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Наримановском районе Астраханской области (ИНН 3008008582, ОГРН 1023000851664, адрес местонахождения: 416110, Астраханская область, г. Нариманов, пр-кт Строителей, 5)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 февраля 2014 года по делу № А06-8174/2013 (судья Винник Ю.А.)
по заявлению Администрации муниципального образования «Наримановский район» (ИНН 3008004235, ОГРН 1023000841940, адрес местонахождения: 416111, Астраханская область, г. Нариманов, ул. Центральная, 10)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Наримановском районе Астраханской области (ИНН 3008008582, ОГРН 1023000851664, адрес местонахождения: 416110, Астраханская область, г. Нариманов, пр-кт Строителей, 5)
о признании недействительным решения от 08.10.2013 № 040 008 13 РВ 0000248,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя – не явился, извещен,
УПФР в Наримановском районе Астраханской области – не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация муниципального образования «Наримановский район» (далее – заявитель, Администрация) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Наримановском районе Астраханской области (далее – УПФР в Наримановском районе Астраханской области, Управление) о признании недействительным решения от 08.10.2013 № 040 008 13 РВ 0000248 в части доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 109 763, 32 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11 176,43 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8 601, 40 руб., соответствующих им сумм штрафа и пени.
Решением от 13 февраля 2014 года Арбитражный суд Астраханской области признал недействительным решение УПФР в Наримановском районе Астраханской области от 08.10.2013 года № 040 008 13 РВ 0000248, в части доначисления Администрации муниципального образования «Наримановский район» страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 109 763, 32 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11 176, 43 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8 601, 4 руб., а так же соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
УПФР в Наримановском районе Астраханской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Администрация в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Администрация извещена о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление № 77543 0 о вручении корреспонденции). Явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
УПФР в Наримановском районе Астраханской области извещено о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление № 77544 7 о вручении корреспонденции). Управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01 апреля 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, УПФР в Наримановском районе Астраханской области проведена выездная проверка Администрации муниципального образования «Наримановский район».
В ходе проверки выявлено, что Администрация не включила в базу для исчисления страховых взносов за 2010 - 2012 годы некоторые виды выплат, в частности единовременное пособие в связи с выходом на пенсию.
Результаты проверки отражены Управлением в акте выездной проверки от 13.09.2013 № 040 008 13 АВ 0000300.
08 октября 2013 года, по результатам рассмотрения акта выездной проверки от 13.09.2013 № 040 008 13 АВ 0000300 УПФР в Наримановском районе Астраханской области принято решение № 040 008 13 РВ 0000248 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением Администрация привлечена к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 39 200, 56 руб.
Кроме того, указанным решением Администрации предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 130 161 руб. и пени в сумме 14 837,07 руб.
УПФР в Наримановском районе Астраханской области было направлено требование от 07.11.2013 № 040/008/328-2013 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Не согласившись с указанным решением в части, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что единовременные пособия, произведенные Администрацией в пользу своих работников, указанных в решении не облагаются страховыми взносами. Доначисление страховых взносов в обжалуемой части, а так же пени и штрафных санкций, является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы положениями Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 №212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Как следует из материалов дела, основанием для принятия решения в обжалуемой части (в части доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 109 763, 32 руб., в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 11 176,43 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 8 601, 40 руб., соответствующих им сумм штрафа и пени) явился вывод УПФР в Наримановском районе Астраханской области о том, что в нарушение статей 7, 8, 9 Закона № 212-ФЗ Администрация не включила в базу для исчисления страховых взносов за 2010 - 2012 годы единовременные пособия в связи с выходом на пенсию.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах а, б пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт «д» пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт «и» пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт «б» пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
С учетом названных норм права УПФР в Наримановском районе Астраханской области пришло к выводу о том, что перечень не облагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам, является исчерпывающим. При этом спорные выплаты произведены обществом в рамках трудовых отношений, в связи с чем, являются объектом обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления.
Между тем, Управлением не учтено следующее.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует социально-трудовые отношения.
Решением Совета муниципального образования «Наримановский район» от 04.03.2011 № 1 утверждено Положение «Об оплате труда (денежном содержании) лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Наримановский район», которым установлены размеры должностных окладов лиц, замещающих должности муниципальной службы.
Пунктом 3.5 постановления Главы муниципального образование «Наримановский район от 10.01.2008 № 4/67 «Об утверждении Положения «О порядке и размерах единовременного поощрения лиц замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Наримановский район» утверждено, что единовременное поощрение в связи с выходом на пенсию за выслугу лет является видом поощрения муниципального служащего и выплачивается в следующих размерах: при наличии стажа муниципальной службы 15 и более лет - 10 должностных окладов в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы; при наличии стажа муниципальной службы от 10 до 15 лет - 5 должностных окладов в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы; при наличии стажа муниципальной службы менее 10 лет - 2 должностных оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы. Расчет суммы единовременного поощрения производиться из размера должностного оклада по замещаемой на день увольнения с должности муниципальной службы.
В этой связи все выплаты сумм единовременного поощрения производились Администрацией после увольнения работников с должности муниципальной службы и расторжения с ними трудовых договоров.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12 выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы о том, что указанное Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации не может быть принято во внимание, поскольку заявители в настоящем деле и в деле, рассмотренном ВАС РФ, относятся к различным формам собственности, период оспариваемых выплат так же различен.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12 определена правовая позиция относительно практики применения статей 8 и 9 Закона № 212-ФЗ, которые не делают различий между плательщиками страховых взносов в зависимости от формы собственности.
Доводов о том, что законодательство в проверяемый период (2010, 2011, 2012 года) изменилось таким образом, что правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в вышеназванном Постановлении (рассматриваемый период 2010 год), не может быть применена, апелляционная жалоба не содержит.
Таких изменений Закон № 212-ФЗ не содержит.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что единовременные пособия, произведенные Администрацией в пользу своих работников, указанных в решении не облагаются страховыми взносами. Доначисление страховых взносов в обжалуемой части, а так же пени и штрафных санкций, является неправомерным.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу УПФР в Наримановском районе Астраханской области следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 февраля 2014 года по делу № А06-8174/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий Ю.А. Комнатная
Судьи А.В. Смирников
М.Г. Цуцкова