НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2012 № 12АП-5469/2012

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел. 8(8452)23-80-63, 8-800-200-12-77, факс 8(8452) 23-93-11, http://12aas.arbitr.ru., e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело №А57-8132/2012

«27» июля 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена «23» июля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен «27» июля 2012 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей: Кузьмичева С.А., Пригаровой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (410038, г. Саратов ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892),

на решение арбитражного суда Саратовской области от 05 мая 2012 года по делу №А57-8132/2012, (судья Землянникова В.В.),

по заявлению открытого акционерного общества «Роберт Бош Саратов» (413105, Саратовская область,

г. Энгельс, ОГРН 1026402000206, ИНН 6449017032),

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (410038, г. Саратов ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892),

третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (410028, г. Саратов, ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860),

о признании недействительными решений,

при участии в судебном заседании:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области – представитель Масенкова Е.А., по доверенности №02-09/02396 от 18.06.2012 (удостоверение УР №600540),

от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - представитель Масенкова Е.А., по доверенности №05-17-40 от 16.08.2011 (удостоверение УР №600540),

от открытого акционерного общества «Роберт Бош Саратов» – представители Канавичева Л.А., по доверенности №01/1-248 от 29.09.2011, паспорт,
 Румянцева Е.В., по доверенности №01/1-215 от 02.07.2012, паспорт, Голендухин В.С., по доверенности №01/1-351 от 06.12.2011, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Роберт Бош Саратов» (далее - ОАО «Роберт Бош Саратов») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточнённым в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области №565 от 14.12.2011 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части возложения обязанности внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 2 резолютивной части решения). Кроме того, заявитель просит суд признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области № 23 от 14.12.2011 «Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» в сумме 508 432 руб.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Решением арбитражного суда Саратовской области от 05.05.2012 заявленные требования удовлетворены.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу –удовлетворить.

ОАО «Роберт Бош Саратов» также представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали позицию по делу.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в период с 19.07.2011 по 19.10.2011 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ОАО «Роберт Бош Саратов» за 2 квартал 2011 года, представленной в налоговый орган 19.07.2011, результаты которой отражены в акте №467 от 02.11.2011.

На основании материалов проверки налоговым органом 14.12.2011 года принято решение №565 об отказе в привлечении ОАО «Роберт Бош Саратов» к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части решения); внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 2 резолютивной части решения).

Кроме того, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области принято решение № 23 от 14.12.2011 года об отказе ОАО «Роберт Бош Саратов» в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 508 432 рублей.

Основанием для принятия вышеуказанных решений послужил вывод Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о неправомерном применении ОАО «Роберт Бош Саратов» по налогу на добавленную стоимость налоговой ставки 0 процентов к операциям по реализации продуктов переработки, вывозимых в таможенной процедуре реэкспорта.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 02.02.2012 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области №565 от 14.12.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО «Роберт Бош Саратов» - без удовлетворения.

Полагая, что решения инспекции не соответствуют нормам налогового законодательства и нарушают права Общества на возмещение налога,
 ОАО «Роберт Бош Саратов» обратилось в суд с указанными выше требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о соблюдении налогоплательщиком требований налогового законодательства о применении к рассматриваемой ситуации налоговой ставки НДС 0% и налоговых вычетов.

Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «Роберт Бош Саратов» ввезло на таможенную территорию Российской Федерации кабель с соединительными приспособлениями и фиксирующий сегмент по импортным контрактам на поставку товаров: № 20100415 от 21.05.2010 года с фирмой Конфектион Е. Электроник ГмбХ (Германия) и № 55062825 от 13.07.2010 года с фирмой Роберт Бош ГмбХ, Подразделение Гэзолайн Системс, завод Вайблинген (Германия). Ввезенный товар был помещен под таможенную процедуру «переработки на таможенной территории».

Саратовской таможней ОАО «Роберт Бош Саратов» было выдано разрешение на переработку товаров на таможенной территории №10413000/01070/52/8 от 01.07.2010.

Продуктом переработки являлся соединительный кабель семиполюсный и двухполюсный для соединения топливного насоса с системой управления двигателем автомобиля.

При этом, для производства единицы товара (готовой продукции) ОАО «Роберт Бош Саратов» использовались помимо ввезенных комплектующих, товары иностранного происхождения, приобретаемые за рубежом и ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, а также товары (работы, услуги), приобретенные на территории Российской Федерации с уплатой НДС поставщикам и подрядчикам.

Продукты переработки (соединительные кабели семиполюсные и двухполюсные) реализованы налогоплательщиком по договору поставки
 №02/8-04-33 от 17.02.2011, заключенному ОАО «Роберт Бош Саратов» с иностранной фирмой «Роберт Бош ГмбХ» и по договору поставки №02/8-04-8 от 27.07.2010, заключенному ОАО «Роберт Бош Саратов» с иностранной фирмой «Роберт Бош ГмбХ» подразделение Дизель Системс (Германия). Вывезенный с таможенной территории товар был помещен под таможенную процедуру «реэкспорт».

В спорной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
 за 2 квартал 2011 года данные операции ОАО «Роберт Бош Саратов» отразило по коду операции «экспорт товаров».

В обоснование своей позиции налоговая инспекция указывает на то, что между ОАО «Роберт Бош Саратов» и иностранной фирмой Роберт Бош ГмбХ сложились отношения по реализации товаров. Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, не отнесена к числу операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и облагаемых НДС по ставке 0 процентов.

В результате, по мнению налогового органа, общество занизило налоговую базу при реализации товара на территории Российской Федерации в сумме
 2 733 562 рублей, а также не исчислило НДС в сумме 492 041 рубль во 2 квартале 2011 года; завысило налоговые вычеты в сумме 16 391 рубль, что в свою очередь, в нарушение пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, привело к завышению налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета за 2 квартал 2011 года, в сумме 508 432 рубля.

Апелляционная инстанция не принимает доводы инспекции по следующим основаниям.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок. То есть вывоз продуктов переработки называется в качестве одного из условий освобождения от уплаты налога.

В силу статьи 239 Таможенного кодекса Таможенного союза переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.

Статьей 241 Таможенного кодекса Таможенного союза операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории включают, в том числе: переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку.

Согласно пункту 1 статьи 249 Таможенного кодекса Таможенного союза действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 296 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таким образом, продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, могут быть вывезены с таможенной территории только в процедуре «реэкспорта».

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 2.6. пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов также производится при реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (аналогичное положение содержалось в Налоговом Кодексе Российской Федерации и до 01.01.2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса).

Таким образом, положения статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащие прямое указание на обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем, во взаимосвязи с положениями статьи 151 позволяют сделать вывод о налогообложении работ (услуг) по переработке товаров при вывозе с территории Российской Федерации продуктов переработки (товаров, переработанных в режиме переработки на таможенной территории Российской Федерации) по налоговой ставке 0 процентов.

Налоговым органом не оспариваются факт ввоза налогоплательщиком товара в таможенной процедуре переработки на таможенной территории Российской Федерации, факт осуществления налогоплательщиком своими силами работ по переработке указанного товара, факт вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в таможенной процедуре реэкспорта. Также налоговый орган не оспаривает факт реализации продукта переработки иностранному лицу и факт получения оплаты за поставленный товар. Таким образом, реальность осуществления хозяйственных операций ОАО «Роберт Бош Саратов» налоговым органом не ставится под сомнение.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 №12141/06, в случае, если реальность осуществления хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, факт реализации товаров иностранному лицу и факт получения оплаты за поставленный товар налоговым органом не оспариваются, то есть товары - продукты переработки - фактически были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может быть отказано в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость лишь на том основании, что вывоз осуществлялся не в таможенном режиме экспорта в отсутствие сведений о нарушении им таможенного режима.

Тот факт, что продукты переработки (товары) были вывезены с территории Таможенного союза в завершающем таможенном режиме реэкспорта, не может лишать общество права на применение ставки НДС 0%, поскольку таможенная процедура реэкспорта в рассматриваемых отношениях не является самостоятельной таможенной процедурой, а выступает в качестве завершающей таможенной процедуры для переработки на таможенной территории, что подтверждается ответом Саратовской таможни.

Сущность хозяйственных операций, несмотря на изменение таможенной процедуры при вывозе с «переработка на таможенной территории» на «реэкспорт» в соответствии с требованиями таможенного законодательства, не претерпела никаких изменений.

Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции с учетом представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих факт возникновения между ОАО «Роберт Бош Саратов» и иностранной фирмой Роберт Бош ГмбХ отношений по оказанию услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (решение о перемещении производства семи и двухполюсного соединительного кабеля на территорию ОАО «Роберт Бош Саратов» от 04.12.2009 года; стандарт GS 0503 от 16.09.2008, предусматривающий порядок перемещения производства; проектное соглашение к проекту перемещения и извещение об изменении, устанавливающие условия оказания услуг по переработке товаров; список поставщиков; разрешение на изготовление продукта переработки), пришел к обоснованному выводу о том, что фактически между ОАО «Роберт Бош Саратов» и иностранной фирмой Роберт Бош ГмбХ сложились отношения по оказанию услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.

Реализация продукта переработки (являющегося конечным результатом оказанных услуг по переработке) по договорам поставки № 02/8-04-8 от 27.07.2010 года и № 02/8-04-33 от 17.02.2011 года по своей сущности является реализацией услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Данная операция, в силу подпункта 2.6. пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.

Указание Обществом в декларации стоимости конечного продукта, полученного в результате переработки ввезенных комплектующих, соответствует требованиям ст. 241 ТК ТС, названной выше, согласно которой операции по переработке товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории включают в себя как собственно переработку или обработку товаров, так и изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку, разборку и подгонку товаров. Поскольку, в результате переработки ввезенных комплектующих общество получило новый товар - семи и двухполюсный соединительный кабель, данный товар и был указан в таможенной декларации, что не противоречит требованиям таможенного и налогового законодательства.

Из материалов дела следует, что ОАО «Роберт Бош Саратов» вместе с налоговой декларацией за 2 квартал 2011 года был представлен пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, также были представлены документы, подтверждающие правомерность сумм, предъявленных к вычету.

Какие-либо возражения относительно полноты и достоверности данного пакета документов налоговым органом не заявлены, за исключением отсутствия отдельного контракта налогоплательщика с иностранным лицом на выполнение работ (оказание услуг).

Однако, как следует из условий внешнеторговых договоров № 02/8-04-8 от 27.07.2010 года и № 02/8-04-33 от 17.02.2010 года, сторонами сделки предусмотрена поставка автомобильных комплектующих (соединительных кабелей), которые являются продуктом переработки иностранных комплектующих, ввезенных налогоплательщиком в таможенной процедуре переработки на таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем суд обоснованно не принял довод инспекции о необходимости представления отдельного контракта с инофирмой на выполнение указанных работ. Заключение договоров поставки созданных продуктов переработки за пределы России не влияет на сущность сложившейся хозяйственной операции и является достаточным основанием для подтверждения правомерности применения налоговой ставки НДС 0 процентов.

Кроме того, представление дополнительных документов, не указанных в
 ст. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС в размере 0%, налоговым законодательством не предусмотрено.

Суд апелляционной инстанции также считает несостоятельным довод инспекции о ненадлежащем исследовании судом первой инстанции вопроса о стоимости оказанных услуг по переработке ввозимых комплектующих, поскольку, как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем был представлен расчет стоимости услуг по изготовлению продуктов переработки, включенных в раздел 4 декларации по НДС за 2 кв. 2011 года. Какие-либо возражения относительно содержания и достоверности представленных документов, неправомерности включения тех или иных сумм в налоговые вычеты, со стороны инспекции не поступало, как и не отражены такие возражения в ходе камеральной проверки и в оспариваемом решении инспекции.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что Общество выполнило все условия, предусмотренные НК РФ для применения НДС по ставке 0% и предъявления спорного НДС к вычету и возмещению: подтвердило наличие фактических отношений между ОАО «Роберт Бош Саратов» и иностранной фирмой Роберт Бош ГмбХ по оказанию услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, факт реализации продукта переработки иностранному лицу и факт получения оплаты, т.е. реальность осуществления хозяйственных операций, признаваемых объектом налогообложения и облагаемых по ставке НДС 0%. Подтвердило соблюдение установленного таможенным законодательством порядка применения и завершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Представило в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% и налоговых вычетов.

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

В силу пункта 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ОАО «Роберт Бош Саратов» имеет право на вычет и последующее возмещение в порядке, определенном статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, сумм налога, предъявленных ему при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, поскольку такие товары (работы, услуги) приобретались им в связи с осуществлением операций, признаваемых объектом налогообложения и облагаемых по ставке НДС 0 процентов, а именно, для осуществления услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а продукты переработки были впоследствии вывезены с таможенной территории Таможенного союза.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности применения налогоплательщиком ставки НДС 0 процентов к сложившимся хозяйственным операция и недоказанности налоговым органом занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы, а также завышении сумм вычетов, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.

Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.

Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268 -271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 05 мая 2012 года по делу №А57-8132/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий М.Г. Цуцкова

Судьи: С.А. Кузьмичев

Н.Н. Пригарова