НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2020 № 12АП-3537/20

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-28202/2019

25 мая 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 мая 2020 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Степуры С.М.,

судей Смирникова А.В., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Гурьяновой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2020 года по делу № А57-28202/2019 (судья Мамяшева Д.Р.)

по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

заинтересованные лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерство здравоохранения Саратовской области (<...>), Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (<...>)

о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области от 09.10.2019 № 60-11-47/19-5838 в части пунктов 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11,

при участии в судебном заседании: от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области – ФИО1, действующего на основании доверенности от 08.01.2020 №11(пост.); от Управления Федерального казначейства по Саратовской области - ФИО2, действующего на основании доверенности от 26.06.2017 №16-20/11777 (пост.); от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда (пост.);

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Саратовской области обратился Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области (далее - Фонд, заявитель) с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области (далее – Управление, УФК) от 09.10.2019 № 60-11-47/19-5838 в части пунктов 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2020 года по делу № А57-28202/2019 в удовлетворении заявленных требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области отказано. 

Заявитель, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным представление Управления от 09.10.2019 № 60-11-47/19-5838 в части пунктов 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11.

УФК по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

При установлении надлежащего извещения иных лиц, не явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2020 апелляционная жалоба общества принята к производству, ее рассмотрение назначено в судебном заседании на 21.05.2020 на 10 час. 45 мин.

Согласно части 1 статьи 186 АПК РФ определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с данным требованием указанное определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу было опубликовано на официальном сайте суда в сети «Интернет» 17.04.2020.

Частью 6 статьи 121 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239, от 28.04.2020 № 294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно и с 6 по 8 мая 2020 года включительно установлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.

Указы Президента Российской Федерации, перечисленные выше в части установления нерабочих дней, не распространяются на федеральные органы государственной власти, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, которым предписано определить численность соответственно федеральных государственных служащих, государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих в указанный период функционирование этих органов.

В пункте 2 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, разъяснено, что Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.

В связи с изложенным нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.

В соответствии с пунктом 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, разъяснения, содержащиеся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, применяются к дням, объявленным нерабочими в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Принимая во внимание указанные обстоятельства, размещение определения о принятии апелляционной жалобы к производству от 16.04.2020 на официальном сайте суда в сети «Интернет», а также тот факт, что участникам арбитражных процессов в последующем в постоянном режиме был доступен электронный сервис «Мой Арбитр», и Двенадцатым арбитражным апелляционным судом на своем официальном сайте в сети «Интернет» размещались необходимые разъяснения, учитывая необходимость соблюдения сроков рассмотрения дела судом соответствующей инстанции и разумного срока судопроизводства, а также то обстоятельство, что иные лица, не обеспечившие явку представителей в судебное заседание, являются государственными органами, деятельность которых не была приостановлена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о надлежащем извещении указанных лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства.

В настоящее время в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID 19) Постановлением Правительства Саратовской области от 26.03.2020 № 208-П (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 10.05.2020 № 377-П) на территории Саратовской области введены ограничительные мероприятия (режим карантина и самоизоляции и запрет осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности).

Пунктом 1.10.3 указанного постановления гражданам предписано не покидать места проживания (пребывания), за исключением определенных случаев, в том числе посещения судебных органов; осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Саратовской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена.

Аналогичные ограничительные мероприятия введены на территориях Астраханской и Волгоградской областей, которые входят в юрисдикцию Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

Таким образом, факт введения на уровне Российской Федерации и посубьектно (регионально) соответствующих ограничительных мер, в первую очередь режима карантина и самоизоляции и запрета осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, сам по себе не может служить поводом для объективных препятствий в осуществлении действий, необходимых для участия в процессе (судебной защиты).

С учетом изложенного, суд в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, УФК на основании приказа от 17.07.2019 № 394 в период с 17.07.2019 по 27.08.2319 в отношении Фонда проведена плановая выездная проверка предоставления и использования межбюджетных трансфертов и иных бюджетных ассигнований, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию мероприятий подпрограммы «Организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

По результатам проведения проверки УФК в адрес Фонда направлено представление от 09.10.2019 № 60-11-47/19-5838.

Согласно оспариваемым пунктам Представления, УФК выявлены следующие бюджетные нарушения:

Пункт 1.

В нарушение требований пункта 2 части 6, части 6.5 статьи 26 Федерального   закона   от   29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ), приложения № 2 к Приказу министерства финансов Саратовской области от 29.11.2017 № 653 «Об установлении перечня и кодов целевых статей расходов, применяемых при формировании и исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», изданному во исполнение части 4 пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области» и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» при осуществлении платежей по оплате медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных законом о бюджете ТФОМС Саратовской области на 2018 год на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (источником которых являются средства Субвенции из ФОМС) на общую сумму 99 337 489,11 рубля с целью исполнения ТФОМС Саратовской области требований пункта 133 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 15 8н, в платежных поручениях указывалось неправильное направление расходов 50931 Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации).

Пункт 2.

В нарушение пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее - Инструкция о порядке составления и представления годовой отчетности от 28.12.2010 № 191н), Указаний о порядке составления и представления в министерство финансов Саратовской области годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета (консолидированного бюджета) городского округа (муниципального района) Саратовской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области и годовой сводной бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений за 2(18 год, утвержденных приказом министерства финансов Саратовской области от 14 01.2019 № 14, допущено недостоверное отражение показателей:

в Отчете об исполнении бюджета ТФОМС Саратовской области на 1 января 2019 г. (форма по ОКУД 0503117), подписанном 16 января 2019 г. руководителем ФИО3, руководителем финансово-экономической службы ФИО4, главным бухгалтером ФИО5 (код строки 200) содержится следующая информация:

- финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации) (395 0909 73 1 00 50931 000) отражено: утвержденные бюджетные назначения 26 671 309 187,01 рубля, исполнено 26 671 308 227,81 рубля, неисполненные назначения 959,20 рубля, при этом  данные   по   исполненным  расходам   недостоверны   (завышены)   на  сумму 67 173 519,50 рубля (средства фактически направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, 395 0909 73 1 00 50931 000);

- приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в цели их социального обеспечения (395 0909 73 100 50931323) отражено: утвержденные бюджетные назначения 25 716 162 751,77 рубля, исполнено 25 716 161 792,57 рубля, неисполненные назначения 959,20 рубля, при этом данные по исполненным расходам недостоверны (завышены) на сумму 67 173 519,50 рубля (средства фактически направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, 395 0909 73 1 00 50939 323), которые не восстановлены в нормированный страховой запас ТФОМС Саратовской области на 01.01.2019;

- финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации 395 0909 73 1 00 50939 000), отражено: утвержденные бюджетные назначения 547 254 619,24 рубля, исполнено 547 254 619,24 рубля, неисполненные назначения «-», при этом данные по исполненным расходам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519,50 рубля (произведены оплаты за счет средств, предусмотренных по кодам: 395 0909 73 1 00 50931 323);

- приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в цедях их социального обеспечения (395 0909 73 1 00 50939 323), отражено: утвержденные бюджетные назначения 547 254 619,24 рубля, исполнено 547 254 619,24 рубля, неисполненные назначения «-», при этом данные по исполненным расходам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519,50 рубля (произведены оплаты за счет средств, предусмотренных по кодам: 395 0909 73 1 00 50931 323).

Кроме того, в Отчете о бюджетных обязательствах ТФОМС Саратовской области на 1 января 2019 г. (форма по ОКУД 0503128), подписанном 11 февраля 2019 г. руководителем ФИО3, главным бухгалтером ФИО5, руководителем планово-финансовой службы ФИО4 содержится следующая информация:

- финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации) (395 0909 73 100 50931000), отражено: утверждено (доведено) на 2018 год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 26 671 309 \S7ftl рубля, принятые бюджетные обязательства всего 26 671 308 227,81 рубля, денежные обязательства 26 671 308 227,81 рубля, исполнено денежных обязательств 26 671 308 227,81 рубля, при этом данные по принятым и исполненным денежным обязательствам недостоверны  (завышены)  на  сумму  67 173 519,50  рубля  (средства фактически направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, 395 0909 73 1 00 50939 000);

- приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в целях их социального обеспечения (395 0909 73 1 00 50931 323), отражено: утверждено (доведено) на 2018 год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 25 716 162 751,77 рубля, принятые бюджетные обязательства всего 25 716 161 792,57 рубля, денежные обязательства 25 716 161 792,57 рубля, исполнено денежных обязательств 25 716 792,57 рубля, при этом данные по принятым и исполненным денежным обязательствам недостоверны (завышены) на сумму 67 173 519,50 рубля (средства фактически направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, 395 0909 73 1 00 50939 323);

- финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации) (395 0909 73 1 00 50939 000), отражено: утверждено (доведено) на 2018 год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 547 254 619,24 рубля, принятые бюджетные обязательства всего 547 254 619,24 рубля, денежные обязательства 547 254 619,24 рубля, исполнено денежных обязательств 547 254 619,24 рубля, при этом данные по принятым и исполненным денежным обязательствам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519,50 рубля (произведены оплаты за счет средств, предусмотренных по кодам: 395 0909 73 1 00 50931 323);

- приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в цепях их социального обеспечения (395 0909 73 1 00 50939 323), отражено: утверждено (доведено) на 2018 год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 547 254 619,24 рубля, принятые бюджетные обязательства всего 547 254 619,24 рубля, денежные обязательства 547 254 619,24 рубля, исполнено денежных обязательств 547 254 619,24 рубля, при этом данные по принятым и исполненным денежным обязательствам недостоверны (занижены) на сумму 67173519,50 рубля (произведены оплаты за счет средств, предусмотренных по кодам: 395 0909 73 1 00 50931 323).

Пункт 6.

В нарушение требований частей 6-8 статьи 38 Закона № 326-ФЗ ТФОМС Саратовской области за 2018 год неправомерно приняты решения о предоставлении средств из нормированного страхового запаса ТФОМС Саратовской области в общей сумме 3 404 996 768,14 рубля при отсутствии в актах проведенных проверок в страховых медицинских организациях по их обращениям указания причин недостатка у них целевых средств (то есть не установлено и не отражено, в связи с чем произошло превышение установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи: с повышенной   заболеваемостью,   увеличением тарифов   на   оплату   медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры и   возрасту   (при   этом,   указанные проверки согласно перечисленным нормам законодательства должны проводиться с целью установления причин недостатка целевых средств у страховой медицинской организации).

Пункт 7.

В нарушение Порядка заполнения формы № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения», утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 мая 2013 г. № 107, ТФОМС Саратовской области представлена в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования форма № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» за I квартал 2018 года, подписанная директором ТФОМС Саратовской области ФИО6 и главным бухгалтером ФИО5, данные которой носят недостоверный характер, а именно:

по коду строки 110 «Сумма страховых взносов, исчисленная к уплате в бюджет, всего» в графе 4 «С начала года» данные занижены на 1,0 3 рубль (необходимо отразить сумму в размере 2 669 617 864,00 рубля, фактически отражено - 2 669 617 863,00 рубля);

по коду строки 150 «Задолженность (переплата) по страховым взносам, пеням и штрафам на конец отчетного периода, всего» в графе 4 «С начала года» данные занижены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 16 476 287,00 рублей, фактически отражено - 16 476 986,00 рублей).

Пункт 8.

В нарушение Порядка заполнения формы № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения», утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 мая 2013 г. № 107, ТФОМС Саратовской области представлена в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования форма № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страх звание неработающего населения» за полугодие 2018 года, подписанная директором ТФОМС Саратовской области ФИО6 и главным бухгалтером ФИО5, данные которой носят недостоверный характер, а именно:

по коду строки ПО «Сумма страховых взносов, исчисленная к уплате в бюджет, всего» в графе 3 «За отчетный квартал» данные завышены на 1,0С рубль (необходимо отразить сумму в размере 2 669 617 863,00 рубля, фактически отражено - 2 669 617 864,00 рубля);

по коду строки 111 «за 1 месяц» (графа 3 «За отчетный квартал») данные завышены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 889 872 621,00 рубль, фактически отражено - 889 872 622,00 рубля);

по коду строки 110 «Сумма страховых взносов, исчисленная к углате в бюджет, всего» в графе 4 «С начала года» данные занижены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 5 339 235 728,00 рублей, фактически отражено - 5 339 235 727,00 рублей);

по коду строки 150 «Задолженность (переплата) по страховым взносам, пеням и штрафам на конец отчетного периода, всего» в графе 4 «С начала года» данные занижены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 1,00 рубль, фактически отражено - 0,00 рублей).

Пункт 9.

В нарушение Порядка заполнения формы № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения», утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 мая 2013 г. № 107, ТФОМС Саратовской области представлена в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования форма № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» за 9 месяцев 2018 года, подписанная директором ТФОМС Саратовской области ФИО6 и главным бухгалтером ФИО5, данные которой носят недостоверный характер, а именно:

по коду строки 110 «Сумма страховых взносов, исчисленная к уплате в бюджет, всего» страховых взносов в графе 3 «За отчетный квартал» данные завышены на 2,00 рубля (необходимо отразить сумму в размере 2 669 617 863,00 рубля, фактически отражено - 2 669 617 865,00 рубля);

по коду строки 113 «за 3 месяц» (графа 3 «За отчетный квартал») данные завышены на 2,00 рубля (необходимо отразить сумму в размере 889 872 621,00 рубль, фактически отражено - 889 872 623,00 рубля).

Пункт 10.

В нарушение пункта 1.2. Порядка предоставления территориальными фондами обязательного медицинского страхования отчета об использовании субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (Приложение № 2), утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 20 ноября 2017 г. № 327, ТФОМС Саратовской области 10 января 2019 г. в Федеральные фонд обязательного медицинского страхования представлен отчет об использовании субвенций на 1 января 2019 г. с недостоверными показателями в части суммы средств, направленных из бюджета территориального фонда на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области в декабре 201% года и нарастающим итогом с начала 2018 года, а также остатков неиспользованных субвенций на конец 2018 года, а именно данные, отраженные в графе 6 «Направлено яз бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный период» и в графе 7 «Направлено из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования нарастающим итогом с начала года» завышены на 959,20 рубля, а в графе 12 «Остаток неиспользованных субвенций на конец отчетного периода» данные занижены на 959,20 рубля.

Пункт 11.

В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 4.5 договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 10 апреля 2017 г. №№ 1, 2, 3 и 4 ТФОМС Саратовской области несвоевременно направлены в страховые медицинские организации средства на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (оплата медицинской помощи за январь, март, август и сентябрь 2018 года).

Не согласившись с представлением УФК от 09.10.2019 № 60-11-47/19-5838 в части указанных пунктов, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение этим актом прав и законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановления N 6/8).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Федеральное казначейство (его территориальный орган) при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, полномочия по контролю соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 6 Правил N 1092).

При осуществлении данных полномочий Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации (пункт 68 Правил N 1092).

Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

Согласно части 2, части 3 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:

1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Согласно ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Предписание должно содержать четкие и законные указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения.

В отличие от предписания, вынесение представления имеет направленность профилактического характера, направлено на предупреждение нарушения норм законодательства впредь. Оно не ущемляет права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает какие-либо дополнительные обязанности, связанные с экономической деятельностью, а дает право организации разобраться в сфере деятельности и предусмотреть меры по недопущению правонарушения в будущем.

Таким образом, в силу статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление является мерой реагирования на установленное в ходе государственного финансового контроля нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии п. 1 представления положениям действующего законодательства в силу следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона 326-ФЗ, территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости осязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

В статье 9 Закона N 326-ФЗ определены субъекты обязательного медицинского страхования, которыми являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.

В соответствии с главой 7 Закона N 326-ФЗ программы обязательного медицинского страхования подразделяются на территориальную программу обязательного медицинского страхования и базовую программу обязательного медицинского страхования.

Согласно части 4 статьи 26 Закона N 326-ФЗ доходы бюджетов территориальных фондов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджетов территориальных фондов в том числе относятся субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов.

Законом Саратовской области от 28.11.2017 N 110-ЗСО "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации утверждено распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов на 2018 год по коду классификации расходов бюджета 395 09 09 73 1 00 50930 в сумме 27218562,8 тыс. руб., из них: на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации) по коду классификации расходов бюджетов 395 09 09 73 1 00 50931 в сумме 26671308,2 тыс.руб.; на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (плата за медицинскую помощь, оказанную в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации) по коду классификации расходов бюджетов 395 09 09 73 1 00 50939 в сумме 547254,6 тыс.руб. (Закон Саратовской области от 03.07.2019 N 70-ЗСО "Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области за 2018 год").

В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации.

Статьей 18 Кодекса установлено, что Министерство финансов Российской Федерации осуществляет определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Кодекса перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета. Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

При этом, установление кодов целевых статей расходов и порядок их применения Федеральным фондом обязательного медицинского страхования находится в компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

В целях реализации положений Кодекса приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Согласно требованиям Указаний по направлению расходов 50930 отражаются субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.

Отражение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставляемые из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществляется по целевым статьям расходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, включающим в коде направления расходов первый - четвертый разряды, идентичные первому - четвертому разрядам кода соответствующего направления расходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), по которому отражаются расходы федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) на предоставление вышеуказанных межбюджетных трансфертов.

Наименование направлений расходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, муниципального бюджета (наименование целевой статьи, содержащей соответствующее направление расходов бюджета), содержащих значения 30000 -39990, 50000 - 59990, R0000 - R9990, L0000 - L9990, S0000 - S9990, формируется соответственно финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования по целевому назначению направления расходов расходному обязательству) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и не включает указание на наименование трансферта, предоставляемого в целях финансового обеспечения, софинансирования расходного обязательства соответствующего бюджета.

Приказом министерства финансов Саратовской области от 29.11.2017 №653 установлен перечень и коды целевых статей расходов, применяемых при формировании и исполнении областного бюджета и бюджета ТФОМС на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. В соответствии с данным приказом код направления расходов 50930 финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации детализируется в том числе следующими направлениями расходов: 50931 финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации); 50939 финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (плата за медицинскую помощь, оказанную в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации).

Согласно платежным поручениям и заявкам на кассовый расход в 2018 году ТФОМС направляло средства фонда на оплату «по ОМС за мед. помощь, оказанную иногородним гражданам» указывая в документах код классификации расходов бюджетов 395 09 09 73 1 00 50931 (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации), в то время как законом Саратовской области от 28.11.2017 N 110-ЗСО "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", а также Сводной бюджетной росписью бюджета ТФОМС Саратовской области на 2018 финансовый год, ассигнования на оплату за медицинскую помощь, оказанную в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации утверждены и доведены ТФОМС по коду классификации расходов бюджетов 395 09 09 73 1 00 50939.

Таким образом, как следует из материалов дела, при осуществлении платежей по оплате медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных законом о бюджете ТФОМС Саратовской области на 2018 год на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (источником которых являются средства Субвенции из ФОМС) на общую сумму 99 337 489,11 рубля, в платежных поручениях заявителем указывалось неправильное направление расходов 50931 Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации).

В отношении пункта 2 представления суд также не находит оснований для признания его недействительным.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна доставляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н, бюджетная отчетность составляется:

- на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;

на основе плановых (прогнозных) и (или) аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности;

В целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.

Таким образом, как следует из материалов дела, с учетом бюджетного нарушения указанного в пункте 1 представления, в нарушение пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой отчетности от 28.12.2010 № 191н, Указаний о порядке составления и представления в министерство финансов Саратовской области годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета (консолидированного бюджета) городского округа (муниципального района) Саратовской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области и годовой сводной бухгалтерской отчетности муниципальных бюджетных и автономных учреждений за 2018 год, утвержденных приказом министерства финансов Саратовской области от 14.01.2019 № 14, допущено недостоверное отражение показателей:

-в Отчете об исполнении бюджета ТФОМС Саратовской области на 1 января 2019 г. (форма по ОКУД 0503117), подписанном 16 января 2019 г. руководителем ФИО3, руководителем финансово-экономической службы ФИО4, главным бухгалтером ФИО5 (код строки 200):

- финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации) (395 0909 73 1 00 50931 000) отражено: утвержденные бюджетные назначения 26 671 309 187,01 рубля, исполнено 26 671 308 227,81 рубля, неисполненные назначения 959,20 рубля, при этом данные по исполненным расходам недостоверны (завышены) на сумму 67 173 519,50 рубля (средства фактически направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, 395 0909 73 1 00 50931 000);

- приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в целях их социального обеспечения (395 0909 73 1 00 50931 323) отражено: утвержденные бюджетные назначения 25 716 162 751,77 рубля, исполнено 25 716 161 792,57 рубля, неисполненные назначения 959,20 рубля, при этом данные по исполненным расходам недостоверны (завышены) на сумму 67 173 519,50 рубля (средства фактически направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, 395 0909 73 1 00 50939 323), которые не восстановлены в нормированный страховой запас ТФОМС Саратовской области на 01.01.2019;

-финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации 395 0909 73 1 00 50939 000), отражено: утвержденные бюджетные назначения 547 254 619,24 -рубля, исполнено 547 254 619,24 рубля, неисполненные назначения «-», при этом данные по исполненным расходам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519,50 рубля (произведены оплаты за счет средств, предусмотренных по кодам: 395 0909 73 100 50931323);

- приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в целях их социального обеспечения (395 0909 73 1 00 50939 323), отражено: утвержденные бюджетные назначения 547 254 619,24 рубля, исполнено 547 254 619,24 рубля, неисполненные назначения «-», при этом данные по исполненным расходам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519,50 рубля (произведены оплаты за счет средств, предусмотренных по кодам: 395 0909 73 1 00 50931 323).

Аналогично, в Отчете о бюджетных обязательствах ТФОМС Саратовской области на 1 января 2019 г. (форма по ОКУД 0503128), подписанном 11 февраля 2019 г. руководителем ФИО3, главным бухгалтером ФИО5, руководителем планово-финансовой службы ФИО4:

-финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации) (395 0909 73 1 00 50931 000), отражено: утверждено (доведено) на 2018 год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 26 671 309 187,01 рубля, принятые бюджетные обязательства всего 26 671 308 227,81 рубля, денежные обязательства 26 671 308 227,81 рубля, исполнено денежных обязательств 26 671 308 227,81 рубля, при этом данные по принятым и исполненным денежным обязательствам недостоверны (завышены) на сумму 67 173 519,50 рубля (средства фактически направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, 395 0909 73 1 00 50939 000);

- приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в целях их социального обеспечения (395 0909 73 1 00 50931 323), отражено: утверждено (доведено) на 2018 год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 25 716 162 751,77 рубля, принятые бюджетные обязательства всего 25 716 161 792,57 рубля, денежные обязательства 25 716 161 792,57 рубля, исполнено денежных обязательств 25 716 792,57 рубля, при этом данные по принятым и исполненным денежным обязательствам недостоверны (завышены) на сумму 67 173 519,50 рубля (средства фактически направлены на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, 395 0909 73 1 00 50939 323);

- финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (оплата медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях Саратовской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации) (395 0909 73 1 00 50939 000), отражено: утверждено (доведено) на 2018 год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 547 254 619,24 рубля, принятые бюджетные обязательства всего 547 254 619,24 рубля, денежные обязательства 547 254 619,24 рубля, исполнено денежных обязательств 547 254 619,24 рубля, при этом данные по принятым и исполненным денежным обязательствам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519,50 рубля (произведены оплаты за счет средств, предусмотренных по кодам: 395 0909 73 1 00 50931 323);

- приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан, в целях их социального обеспечения (395 0909 73 1 00 50939 323), отражено: утверждено (доведено) на 2018 год бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств 547 254 619,24 рубля, принятые бюджетные обязательства всего 547 254 619,24 рубля, денежные обязательства 547 254 619,24 рубля, исполнено денежных обязательств 547 254 619,24 рубля, при этом данные по принятым и исполненным денежным обязательствам недостоверны (занижены) на сумму 67 173 519,50 рубля (произведены оплаты за счет средств, предусмотренных по кодам: 395 0909 73 1 00 50931 323).

В отношении пункта 6 представления суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 6-8 статьи 38 Закона N 326-ФЗ, в случае превышения установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда.

Обращение страховой медицинской организации за предоставлением целевых средств сверх установленного объема средств на оплату медицинской помощи для данной страховой медицинской организации из нормированного страхового запаса территориального фонда рассматривается территориальным фондом одновременно с отчетом страховой медицинской организации об использовании целевых средств.

Решение о предоставлении средств из нормированного страхового запаса территориального фонда принимается территориальным фондом после проведения проверки в целях установления причин недостатка целевых средств у страховой медицинской организации.

Таким образом, в актах проведенных ТФОМС Саратовской области проверок в страховых медицинских организациях по их обращениям отсутствует указание причины недостатка у них целевых средств, то есть не установлено и не отражено, в связи с чем произошло превышение установленного для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи. При этом, исходя из требований законодательства, указанные проверки должны проводиться именно с целью установления причин недостатка целевых средств в страховой медицинской организации.

По пунктам 7, 8,9, представления от 09.10.2019 №60-11-47/19-5838 судебная коллегия также не находит оснований для признания их недействительными, противоречащими нормам действующего закона и нарушающими права заявителя.

В   соответствии  с  приказом  Федерального   фонда  медицинского страхования от 14 мая 2013 г. № 107 «Об утверждении формы № СВ-ОМС» территориальные фонды обязательного медицинского страхования представляют указанные формы в электронном виде и на бумажном носителе Федеральному фонду обязательного медицинского страхования ежеквартально, в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Проведенной Управлением проверкой достоверности данных, отраженных в формах № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» за I квартал 2018 года, 1 полугодие 2018 года, за 9 месяцев 2018 года и за 2018 год установлено следующее:

Согласно Порядку заполнения формы № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» (Приложение № 2 к приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 мая 2013 г.№ 107):

«... Сведения формы № СВ-ОМС отражаются в полных рублях по состоянию за отчетный период (гр. 3) и нарастающим итогом с начала года (гр. 4). Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Исходными данными по заполнению формы № СВ-ОМС являются форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения (далее -Расчет), утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.04.2013 № 182н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.04.2013 № 28136), и банковские выписки.

 В строках 110 - 113 указываются исчисленные к уплате суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения: в графе 3 - в отчетном квартале всего и помесячно, в графе 4 -нарастающим итогом с начала года.

В строках 150 и 151 графы 4 указывается сумма задолженности (переплаты) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, пеням и штрафам, отражающая разницу между суммами, исчисленными к уплате и уплаченными за отчетный период с учетом суммы задолженности (переплаты) на начало года.

В целях контроля правильности заполнения раздела I формы № СВ-ОМС используются следующие соотношения:

1.         гр. 3 < гр. 4

2.         стр. 150 гр. 4 = стр. 100 гр. 4 + стр. 110 гр. 4 + стр. 120 гр. 4 - стр. 130 гр. 4 - стр. 140 гр. 4...».

Общая сумма страховых взносов, исчисленная к уплате в бюджет, за 1 квартал 2018 года составляет 2 669 617 864,00 рубля (с учетом округления до полного рубля) (889 872 621,42 рубля х 3 = 2 669 617 864,26 рубля), что на 1,00 рубль больше, чем отражено в форме № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» за I квартал 2018 года по коду строки 110 в графах 3 и 4.

Сумма задолженности (переплаты) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, пеням и штрафам, отражающая разницу между суммами, исчисленными к уплате и уплаченными за отчетный период с учетом суммы задолженности (переплаты) на начало года составляет 16 476 987,00 рублей (16 476 986,00 + 2 669 617 864,00 + 0,00 - 2 669 617 863,00 - 0,00 = 16 476 987,00), что на 1,00 рубль больше, чем отражено в форме № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» за I квартал 2018 года по коду строки 150 в графе 4.

Таким образом, в нарушение Порядка заполнения формы № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения», утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 мая 2013 г. № 107, ТФОМС Саратовской области представлена в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования форма № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» за I квартал 2018 года, подписанная директором ТФОМС Саратовской области ФИО6 и главным бухгалтером ФИО5, данные которой носят недостоверный характер, а именно:

по коду строки 110 «Сумма страховых взносов, исчисленная к уплате в бюджет, всего» в графе 4 «С начала года» данные занижены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 2 669 617 864,00 рубля, фактически отражено - 2 669 617 863,00 рубля);

по коду строки 150 «Задолженность (переплата) по страховым взносам, пеням и штрафам на конец отчетного периода, всего» в графе 4 «С начала года» данные занижены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 16 476 987,00 рублей, фактически отражено - 16 476 986,00 рублей).

Аналогично, в нарушение Порядка заполнения формы № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения», утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 мая 2013 г. № 107, ТФОМС Саратовской области представлена в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования форма № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» за полугодие 2018 года, подписанная директором ТФОМС Саратовской области ФИО6 и главным бухгалтером ФИО5, данные которой носят недостоверный характер, а именно:

по коду строки 110 «Сумма страховых взносов, исчисленная к уплате в бюджет, всего» в графе 3 «За отчетный квартал» данные завышены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 2 669 617 863,00 рубля, фактически отражено - 2 669 617 864,00 рубля);

по коду строки 111 «за 1 месяц» (графа 3 «За отчетный квартал») данные завышены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 889 872 621,00 рубль, фактически отражено - 889 872 622,00 рубля);

по коду строки 110 «Сумма страховых взносов, исчисленная к уплате в бюджет, всего» в графе 4 «С начала года» данные занижены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 5 339 235 728,00 рублей, фактически отражено - 5 339 235 727,00 рублей);

по коду строки 150 «Задолженность (переплата) по страховым взносам, пеням и штрафам на конец отчетного периода, всего» в графе 4 «С начала года» данные занижены на 1,00 рубль (необходимо отразить сумму в размере 1,00 рубль, фактически отражено - 0,00 рублей).

Аналогично, в нарушение Порядка заполнения формы № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения», утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 мая 2013 г. № 107, ТФОМС Саратовской области представлена в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования форма № СВ-ОМС «Сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения» за 9 месяцев 2018 года, подписанная директором ТФОМС Саратовской области ФИО6 и главным бухгалтером ФИО5, данные которой носят недостоверный характер, а именно:

по коду строки 110 «Сумма страховых взносов, исчисленная к уплате в бюджет, всего» страховых взносов в графе 3 «За отчетный квартал» данные завышены на 2,00 рубля (необходимо отразить сумму в размере 2 669 617 863,00 рубля, фактически отражено - 2 669 617 865,00 рубля);

по коду строки 113 «за 3 месяц» (графа 3 «За отчетный квартал») данные завышены на 2,00 рубля (необходимо отразить сумму в размере 889 872 621,00 рубль, фактически отражено - 889 872 623,00 рубля).

По пункту 10 представления от 09.10.2019 №60-11-47/19-5838 суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в отчете об использовании субвенций на 1 января 2019 г., подписанном руководителем ТФОМС Саратовской области ФИО7, главным бухгалтером ТФОМС Саратовской области ФИО8 и исполнителем ФИО9 (дата составления 10 января 2019 г.), который направлен 10 января 2019 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на бумажном носителе письмом ТФОМС Саратовской области от 10 января 2019 г. № 02/50 и в электронном виде в унифицированной системе сбора и обработки информации Федерального фонда (УСОИ), отражены следующие данные:

Поступило из бюджета ФФОМС:

-          за декабрь 2018 года - 2 231 677 000,00 руб.;

-          с начала 2018 года - 26 780 119 600,00 руб.

Направлено из бюджета ТФОМС:

-          в декабре 2018 года - 3 012 926 464,80 руб.;

-          с начала 2018 года - 26 780 119 600,00 руб.

Служебной запиской от 16 января 2019 г. от начальника управления бухгалтерского учета и отчетности, главного бухгалтера ТФОМС ФИО5 в адрес начальника планово-экономического управления ТФОМС ФИО4, направлены уточненные сведения для заполнения «Отчета об использовании субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования» на 1 января 2019 г., а именно:

Поступило из бюджета ФФОМС:

-          за декабрь 2018 года - 2 231 677 000,00 руб.;

-          с начала 2018 года - 26 780 119 600,00 руб.

Направлено из бюджета ТФОМС:

-          в декабре 2018 года - 3 012 925 505,60 руб.;

-          с начала 2018 года - 26 780 118 640,80 руб.

Уточненные сведения были отражены в отчете об использовании субвенций на 1 января 2019 г., подписанном руководителем ТФОМС Саратовской области ФИО7, главным бухгалтером ТФОМС Саратовской области ФИО8 и исполнителем ФИО9 (дата составления 10 января 2019 г.), который направлен 16 января 2019 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в электронном виде в унифицированной системе сбора и обработки информации Федерального фонда (УСОИ).

Следовательно, 10 января 2019 г. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ТФОМС Саратовской области представлен отчет об использовании субвенций на 1 января 2019 г. с недостоверными показателями в части суммы средств, направленных из бюджета территориального фонда на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области в декабре 2018 года и нарастающим итогом с начала 2018 года, а также остатков неиспользованных субвенций на конец 2018 года, а именно:

-          в графе 6 «Направлено из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный период» данные завышены на 959,20 рубля (необходимо отразить сумму 3 012 925 505,60 рубля, фактически отражено - 3 012 926 464,80 рубля);

-          в графе 7 «Направлено из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования нарастающим итогом с начала года» данные завышены на 959,20 рубля (необходимо отразить сумму 26 780 118 640,80 рубля, фактически отражено - 26 780 119 600,00 рублей);

-          в графе 12 «Остаток неиспользованных субвенций на конец отчетного периода» данные занижены на 959,20 рубля (необходимо отразить сумму 959,20 рубля, фактически отражено - 0,00 рублей).

Обжалуемый заявителем пункт 11 представления от 09.10.2019 №60-11-47/19-5838 также является законным.

В качестве довода жалобы общество указывает, что в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.5 договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 10 апреля 2017 г. №№ 1, 2, 3 и 4 ТФОМС Саратовской области несвоевременно направлены в страховые медицинские организации средства на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (оплата медицинской помощи за январь, март, август и сентябрь 2018 года).

Вопреки утверждению заявителя, 11 пункт представления от 09.10.2019 №60-11-47/19-5838 не содержит указания причин, по которым произведено несвоевременное направление денежных средств, не содержит выводов о наличии, либо отсутствии вины, а также не указывает на чью-либо гражданско-правовую ответственность.

Судебная коллегия обращает внимание, что 26.11.2019 г. в адрес Управления поступило письмо Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области о рассмотрении информации, изложенной в представлении от 09.10.2019 №60-11-47/19-5838, проведении дополнительного изучения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также об усилении контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов. Дополнительно письмом от 02.12.2019 в адрес Управления направлена копия протокола совещания Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области (копии указанных документов направлялись в суд первой инстанции).

Таким образом, исполненное в полном объёме Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Саратовской области представление Управления от 09.10.2019 №60-11-47/19-5838 не может и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц.

Установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений. То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие совершения должностным лицом государственного органа противоречащих закону действий (бездействия), вынесения того или иного акта, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.

Ни в Арбитражный суд Саратовской области, ни в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд ТФОМС не представлены надлежащие доказательства нарушения представлением Управления прав и законных интересов юридического лица, а также наступления неблагоприятных последствий.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности оспариваемого представления и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Фондом требований.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

            решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 марта 2020 года по делу № А57-28202/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

С.М. Степура

Судьи

А.В. Смирников

Е.В. Пузина

Председательствующий

С.М. Степура

Судьи

ФИО10

Е.В. Пузина