НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2008 № 12АП-1080/08

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело №А12-18753/07-С51

«24» марта 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена «20» марта 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «24» марта 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь», г. Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от «15» января 2008 года по делу №А12-18753/07-С51, принятое судьей Репниковой В.В.,

по заявлению ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь», г. Волгоград,

к Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области, г. Волгоград,

о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части,

при участии в заседании:

представителя ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» - не явился, извещен,

представителя Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области – ФИО1 (удостоверение УР № 282796 действительно до 31.12.2009 г., доверенность № 24 выдана - 09.01.2008 г., сроком действия один год),

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» с заявлением к Межрайонной ИФНС России №9 по Волгоградской области о признании недей­ствительным решения Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области № 15-10/5502 от 19.10.2007 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части тре­бования об уплате земельного налога в размере 20 424 293 рублей и пени в размере 642 753,79 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.01.2008 г. в удовлетворении заявления ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» отказано.

ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 15.01.2008 года по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный. Так, Общество полагает, что Закон Волгоградской области от 18.12.1998 № 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" регулирует длящиеся налоговые правоотношения, в связи с чем Закон Волгоградской области от 14.05.2005 N 1057-ОД не имеет обратной силы в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ как ухудшающий положение налогоплательщика. Кроме того, льгота, предоставленная Обществу, имеет индивидуальный характер, следовательно, она сохранена в силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уведомление о вручении почтового отправления Обществу № 97206 4 от 11.03.2008 года приобщено к материалам дела. Представитель Общества в судебное заседание не явился.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь».

Межрайонная ИФНС России № 9 по Волго­градской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 22 декабря 2005 года площадь земельного участка выделенная ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» для производственной деятельности составляет 2 511 153 кв.м.

Обществом ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» в Межрайонную ИФНС России № 9 по Волгоград­ской области представлен авансовый расчет по земельному налогу за 6 месяцев 2007 года, в котором отсутствует начисление земельного налога со ссылкой на примене­ние льготы по уплате налога в соответствии с Законом Волгоградской области № 121-ОД от 03.07.1997 г. «О зонах экономического развития на территории Волгоградской области».

Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области проведена камераль­ная проверка налоговой декларации, в результате которой установлена неполная уплата земельного налога за 6 мес.2007 года в размере 20 424 293 руб.

Решением № 15-10/5502 от 19.10.2007 г. в привлечении ОAO«Металлургический завод «Красный октябрь» к налоговой ответственности отказано, обществу предложено уплатить сумму заниженного авансового платежа по земельному налогу по авансовому расчету за 6 месяцев 2007 г. в размере 20 424 293 руб. и пени в размере 642 753,79 руб.

ОAO«Металлургический завод «Красный октябрь», считая данное решение налоговой инспекции в части тре­бования уплатить земельный налог в размере 20 424 293 рубля и пени в размере 642 753,79 рублей незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа в части.

Суд первой инстанции, отказывая ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» в удовлетворении заявленных требований, указал, что у Общества как юридического лица, производственная дея­тельность которого в 2007 году осуществлялась вне прекратившей существование эконо­мической зоны, отсутствовали основания для освобождения от уплаты земельного налога земельного участка, предоставленного для производственной деятельности, поскольку предоставление льготы напрямую зависело от наличия у налогоплательщика статуса уча­стника действующей экономической зоны.

Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) земельный налог является местным налогом, уста­навливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), город­ских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), го­родских округов о налогах.

Статья 12 НК РФ введена в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (статья 32.1 Федерального за­кона от 05.08.2000 N 118-ФЗ), п. 2 ст. 21 которого право на установление конкретных ста­вок местных налогов предоставлялось органам государственной власти краев, областей.

Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Фе­дерации", а также Закон РФ "О плате за землю" признаны утратившим силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ введена глава 31 НК РФ "Земельный налог".

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законода­тельные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" до принятия представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 01.01.2005 года в соответствии с настоящей главой земельного налога на территориях соответ­ствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".

Ранее статьей 13 Закона Российской Федерации "О плате за землю" также преду­сматривалось, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Россий­ской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополни­тельные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующе­го органа местного самоуправления.

На основании Закона Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.1997 "О зонах эко­номического развития на территории Волгоградской области" и Постановления Волго­градского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 06.11.1998 N 48/490/1395 "О создании зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".

Согласно статье 3 Закона N 234-ОД в редакции, применимой к налогоплательщику, юридические лица, производственная деятельность которых будет осуществляться в зоне экономического развития на территории ОАО "Красный Октябрь", освобождаются от уп­латы налоговых платежей сроком на 10 лет в части, зачисляемой в областной и местный бюджеты, по следующим видам налогов: на прибыль; на имущество; на землю.

Во исполнение требований НК РФ с 01.01.2006 введено в действие Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464 "О Поло­жении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда". Одновременно с 01.012006 г. признано утратившим силу По-становление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 30.10.2002 N 45/835 "О Положении о местных налогах и сборах на территории Волгограда".

Кроме того, Закон Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. N 354-ОД "О ставках земельного налога" с последующими изменениями и дополнениями, действовавший на территории Волгоградской области до изменения федерального законодательства, утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Закона Волгоградской области от 23.12.2005 N 1150-ОД. Статья 2 Закона, устанавливавшая налоговые льготы по земельно­му налогу на территории Волгоградской области, в том числе и в отношении участников зон экономического развития, которым являлся и ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", утратила силу в связи с приняти­ем Закона Волгоградской области от 14.05.2005 N 1057-ОД.

Статьей 11 Закона Волгоградской области от 14.05.2005 г. N 1057-ОД, кроме того, внесены изменения в Закон Волгоградской области от 18 декабря 1998 г. N 234-ОД "О зо­не экономического развития на территории открытого акционерного общества "Метал­лургический завод "Красный Октябрь", в соответствии с которыми льгота по уплате зе­мельного налога должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах по решению представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, законодательство, действовавшее на территории Волгограда в части установления местных налогов, в том числе земельного налога, по состоянию на 01.01.2006 приведено в соответствие с нормами федерального законодательства.

Суд первой инстанции так же обоснованно указывает, что ни в главе 31 НК РФ, ни в Постановлении Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464 "О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда" льгот по уплате земельного налога для участников зон экономического развития не преду­смотрено.

Более того, Закон Волгоградской области N 121-ОД от 3.06.1997 «О зонах экономи­ческого развития на территории Волгоградской области» решением Волгоградского обла­стного суда от 2 февраля 2006 года, оставленным без изменения определением Верховно­го Суда РФ от 28.06.2006 г., признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

16 октября 2006 года принят Закон Волгоградской области № 1281-ОД о признании утратившим силу Закона Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.1997 «О зонах эконо­мического развития на территории Волгоградской области», вступивший в силу 18 октяб­ря 2006 года (со дня официального опубликования).

Законом Волгоградской области от 17 октября 2006 года № 1292-ОД с 1 января 2007 года признан утратившим силу Закон Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического раз­вития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".

На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доводы Общества о наличии у него в 2007 году льготы по уплате зе­мельного налога как участника зоны экономического развития необоснованны ввиду от­сутствия в проверяемом периоде зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".

Суд апелляционной инстанции такжесчитает, чтосудомпервойинстанциидананадлежащаяоценкадоводуОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" как ошибочному о том, что предоставленная льгота, несмотря на отмену законодатель­ного регулирования, продолжает действовать и в 2007 году, поскольку 10-летний срок с момента регистрации общества в реестре участников зоны экономического развития не истек, и льгота относится к длящимся налоговым правоотношениям.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаны предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В рассматриваемом случае нельзя принять довод Общества о длящемся характере налоговых правоотношений, поскольку с 01.01.2005 года вступила в силу глава 31 "Земельный налог" НК РФ, Закон Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.1997 "О зонах эко­номического развития на территории Волгоградской области" признан недействующим решением Волгоградского обла­стного суда от 2 февраля 2006 года с момента вступления решения суда в законную силу, Закон Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.1997 «О зонах эконо­мического развития на территории Волгоградской области» признан утратившим силу Законом Волгоградской области № 1281-ОД от 16 октября 2006 года, Закон Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического раз­вития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" так же признан утратившим силу Законом Волгоградской области от 17 октября 2006 года № 1292-ОД с 1 января 2007 года.

Ссылка Общества на Определение Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 года №111-О правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку в Определении проанализированы положения дейст­вующего Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", имею­щих одинаковую юридическую силу в части обратной силы указанных законов.

Суд первой инстанции так же правомерно учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, содержа­щаяся в Определении от 07.02.2002 N 37-О, согласно которой "само по себе рас­ширение законом состава плательщиков того или иного налога - при условии, что требование о его уплате не распространяется на период, предшествовавший новому налоговому регулированию, - не может рассматриваться как придание закону, ухудшающему положе­ние налогоплательщиков, обратной силы".

Суд апелляционной инстанции такжесчитает, чтосудомпервойинстанцииобоснованнонепринятассылкаОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" на статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 09.07.1999 N 154-ФЗ в части положений о со­хранении индивидуальных налоговых льгот до окончания срока, на который они были предоставлены как не относящейся к предмету спора, поскольку льгота, предос­тавленная такой категории налогоплательщиков, как участники зон экономического раз­вития на территории области, не носила характера индивидуальной в отношении заявителя.

Кроме того, согласно Закону Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического раз­вития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" зона экономического развития на территории ОАО "Красный Октябрь" была создана с целью стимулирования экономического развития Краснооктябрьского района г. Волгограда, а не конкретного предприятия - ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", как указано в жалобе. Статей 3 данного закона налоговые льготы были предоставлены организациям, зарегистрированным на территории зоны экономического развития ОАО "Красный Октябрь", в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития при соблюдении условий, предусмотренных в статье 4 Закона.

Судом первой инстанции была дана оценка ссылок заявителя на судебную практику по аналогичным делам (№ А12-35473/05, № А12-20042/05).

Как верно указал суд, названные Обществом судебные акты касаются предыдущих налоговых периодов (2005-2006 г.г.), в которых действовали нормы Закона Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлурги­ческий завод "Красный Октябрь".

То обстоятельство, что данный закон утратил силу с нового налогового периода (с 1 января 2007 года) имеет определяющее значение для разрешения спора о правомерности применения льготы по уплате земельного налога в 2007 году.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, всем доводам ОАО «Металлургический завод «Красный октябрь» судом первой инстанции дана надлежащая оценка, суд правомерно пришел к выводу, что у Общества как юридического лица, производственная дея­тельность которого в 2007 году осуществлялась вне прекратившей существование эконо­мической зоны, отсутствовали правовые основания для освобождения от уплаты земельного налога, поскольку предоставление льготы напрямую зависело от наличия у налогоплательщика статуса уча­стника действующей экономической зоны.

Судом первой и апелляционной инстанций проверен расчет земельного налога и пени, и установлено, что расчет произведен налоговым органом верно.

Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда от 15.01.2008 года не имеется, и апелляционную жалобу Общества следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.01.2008 года по делу № А12-18753/07-С51  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий Ю.А. Комнатная

Судьи С.Г. Веряскина

О.А. Дубровина