ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-14143/2023
26 февраля 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2024 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.М. Заграничного,
судей О.И. Антоновой, С.А. Жаткиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусыгиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Становское» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2023 года по делу № А12-14143/2023
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698) к обществу с ограниченной ответственностью «Становское» (ОГРН 1023405766757, ИНН 3417004483)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции:
- от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области представитель Машталев Вадим Владимирович, действующий на основании доверенности от 09.01.2024 №01-07/2, выданной сроком до 31.12.2024, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской области обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненном в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Становское» о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год в размере 639 185,44 руб., из которых: 560 443,62 руб.- плата НВОС, пени в размере 78 741,82 руб. в доход бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объёме, с общества с ограниченной ответственностью «Становское» взыскана задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год в размере 639 185,44 руб., из которых: 560 443,62 руб.- плата НВОС, пени в размере 78 741,82 руб. в доход бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Взыскана с общества с ограниченной ответственностью «Становское» в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2023 года отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на то, что разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное ранее обществу, продолжил свое действие в течение всего 2022 года, доначисление и применение повышающего коэффициента 100 является неправомерным.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «Становское» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Для осуществления деятельности ООО «Становское» эксплуатирует, в том числе, объекты II и III категории, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и сведения о которых включены в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:
- 18-0234-001847-П (Мехток), 3 категории, регионального уровня реестра и надзора, контролирующим органом является Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, включен объект HBOC в реестр - 27.12.2016.
- 18-0134-001211-П (Свинокомплекс), 2 категории, относился к федеральному уровню реестра и надзора, контролируемый МУ РПН по Астраханской и Волгоградской областям, 08.04.2023 - изменение направлений надзора, был удален федеральный государственный земельный надзор, а 04.05.2023 был удален федеральный государственный экологический надзор и добавлен региональный государственный экологический надзор, так же был изменен уровень реестра с федерального на региональный, включен объект HBOC в реестр - 27.12.2016.
На вышеуказанный объект имелось разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух №2210 сроком действия с 02.05.2017 г. по 23.03.2022 г.
ООО «Становское» представило в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год.
Межрегиональным отделом финансового и бухгалтерского обеспечения Управления в результате сверки расчетов выявлены данные о природопользователях, не перечисливших, перечисливших не полностью или нарушивших сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, в том числе и ООО «Становское».
В Требовании № 11 от 27.03.2023 были следующие замечания:
- по Разделу 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» к объекту 2 категории 18-0134-001211-П из-за отсутствия декларации о воздействии на ОС, но при этом у лица было разрешение на выброс загрязняющих веществ №2210 срок действия с 02.05.2017 по 23.03.2022, а ДВОС была представлена 09.01.2023, и за период окончания разрешение №2210, то есть с 24.03.2022 и по окончанию года 31.12.2022 лицу было необходимо произвести расчет с коэффициентом 100.
- в Разделе 1 к объекту 3 категории негативного воздействия 18-0234-001847-П (Мехток) не применен повышающий коэффициент 25 в период без разрешительного документа.
Согласно акту проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду №13 от 25.04.2023, установлен факт занижения размера исчисленной и внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду (плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
В адрес ООО «Становское» было направлено требование № 85 от 27.04.2023 о доначислении и довнесении в бюджет бюджетной системы РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 569 069,94 руб. (из которых 561 074,63 руб. плата за выбросы, 7 995,31 руб. пени).
Однако как установлено Управлением объект HBOC - 18-0234-001847-П (Мехток), 3 категории, регионального уровня реестра и надзора, контролирующим органом которого является Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
ООО «Становское» при подаче декларации о плате за негативное воздействие за 2022 г. не указало разрешительный документ (отчет ПЭК), однако с документами был приложен отчет об отправки данного документа в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (далее по тексту - Комитет).
В связи с вышеизложенным, Межрегиональное управление направило запрос в Комитет о предоставлении сведений о получении отчета ПЭК по объекту HBOC 3 категории - 18-0234-001847-П (Мехток) от ООО «Становское» за отчетный 2022 год.
Согласно полученному ответу от Комитета 07.12.2023 № 10-14-01/28196 ООО «Становское» направило отчёт ПЭК за отчетный 2022 год.
Таким образом, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 г. по объекту 2 категории - 18-0134-001211-П составляет 560 443,62 руб. (начислено управлением – 567 744,97, оплачено обществом 7 301,35 руб.).
Данное требование по настоящее время не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995, Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255, Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440, пришел к обоснованному выводу о том, что территориальные органы Росприроднадзора осуществляют полномочия по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляют проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду и взыскание задолженности по платежам в бюджет; ответчиком осуществлялась производственная деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в отсутствие разрешительной документации на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; при расчете ПНВОС подлежит применению повышающий коэффициент.
По мнению заявителя жалобы, доначисление и применение повышающего коэффициента 100 является неправомерным.
Апелляционная коллегия не соглашается с данными выводами в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В пункте 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219- ФЗ) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), согласно пункту 12(1) которых юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории и получившие до 01.01.2019 разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов и установленных лимитов используют формулы указанные в пунктах 17, 18, 18(1) настоящих правил. Такие лица при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов при исчислении платы используют формулу, указанную в пункте 19 настоящих правил. В указанных формулах отсутствует сверхлимитный коэффициент.
Из третьего абзаца пункта 12(1) Правил N 255 следует, что при превышении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20, 21 и 21(1) настоящих Правил. В указанных формулах предусмотрено применение сверхлимитного коэффициента.
Согласно пункту 8 статьи 11 Закона N 219-ФЗ с 1 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам указанной платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 5 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; коэффициент 25 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты: коэффициент 100 - за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.
Декларация представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ.
Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ и примечанию по заполнению формы применяется коэффициент Кпр, равный 100.
Согласно письму Минприроды России от 17.03.2021 № 19-50/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 вышеуказанной статьи разрешений и документов. Декларация представляется по объектам II категории в порядке, установленном статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ. Плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие. Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации, согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона и примечанию по заполнению Формы применяется коэффициент Кпр, равный 100. Одновременно Минприроды России обращает внимание, что Кср, равный 25, в рассматриваемом случае для объектов II категории не может быть применим, поскольку он применяется в том случае, если старая разрешительная документация действует, но объемы или массы выбросов и сбросов превышают установленные в ней значения, что отражено в пункте 12. 1 Правил, который в свою очередь, введен на основании вышеупомянутых пунктов 1 и 1 .2 статьи 11 Закона № 219-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что на спорный объект у общества имелось разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух №2210 сроком действия с 02.05.2017 по 23.03.2022.
Доводы общества о несогласии с заявлением управления основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Судом апелляционной инстанции, приняв во внимание, что фактически в 2022 году ответчик осуществлял деятельность в отсутствие необходимых разрешительных документов, устанавливающих нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерном доначислении ему платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2022 год в сумме 650 443,62 руб. с применением коэффициента 100.
Расчет задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду выполнен правильно.
Позиция, изложенная в апелляционной жалобе о продлении действия разрешительных документов, выданных обществу, основана на неверном толковании норм права.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 - 2022 годах", продлевался срок действия разрешительных документов, который истекает в период с 1 января по 31 декабря 2021 и действие которого продлевается на 12 месяцев, распространяется только на объекты I категории (п.2 перечня).
При отсутствии четкого регулирования сроков по переоформлению разрешительной документации, необходимо руководствоваться общими нормами права, установленными Законом № 7-ФЗ и аналогией права.
Следовательно, административный орган пришел к промерному выводу о том, что обществом на момент подачи декларации платы за HBOC за 2022 год не были предприняты предусмотренные законодательствам действия, направленные на получение (переоформление) разрешения на выбросы.
Из пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктом 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункта 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы в этой части являются несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Судебные расходы за подачу иска распределены судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции апеллянта в суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, основаны на субъективном толковании норм права и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 декабря 2023 года по делу № А12-14143/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.М. Заграничный
Судьи О.И. Антонова
С.А. Жаткина