ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А57-19291/2013
25 июня 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Никитина А.Ю., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства сельского хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2014 года по делу №А57-19291/2013, (судья Федорцова С.А.),
по иску индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балабановой Ольги Николаевны, Саратовская область, г. Аткарск, ул. Ленина, 2 (ИНН 643800067178)
к министерству сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов, ул. Университетская, 45/51
о взыскании убытков в размере 5 297 755 рублей,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Балабановой О.Н. – Пантелеев А.П., по доверенности от 11.11.2013,
от министерства сельского хозяйства Саратовской области – Яворек Д.Я., по доверенности от 14.01.2014 №03-03-02-63,
установил:
Индивидуальный предпринимателя Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Балабанова О.Н. (далее – ИП Глава КФХ Балабанова О.Н., истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области к министерству сельского хозяйства Саратовской области (далее – ответчик) с исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного министерством сельского хозяйства Саратовской области, в результате незаконного отказа в выплате субсидии и незаконного бездействия, выразившегося в задержке в выплате субсидии, за счет казны субъекта Российской Федерации – Саратовской области в лице главного распорядителя бюджетных средств – министерства сельского хозяйства Саратовской области в размере 5 297 755 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2014 года с Саратовской области в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу истца – ИП Главы КФХ Балабановой О.Н., взысканы убытки в размере 5 297 755 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство сельского хозяйства Саратовкой области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2014 года по делу №А57-19291/2013 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель министерства сельского хозяйства Саратовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска, считая, что не доказан факт убытков.
Представитель ИП Главы КФХ Балабановой О.Н. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, коллегия считает, что не имеется оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы, однако, отмечает, что судом первой инстанции неправильно дана правовая оценка к применимым отношениям, возникшим между сторонами, но она не привела к принятию неверного решения в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" наделялось правами юридического лица. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 4, статье 16 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" главой крестьянского (фермерского) хозяйства может являться один из его членов.
В силу статьи 18 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства, смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства.
Членами крестьянского (фермерского) хозяйства являлись ИП Балабанов А.Н. и ИП Балабанова О.Н.
После смерти ИП Балабанова А.Н., единственным участником крестьянского (фермерского) хозяйства ИП Балабановой О.Н. 10.07.2012 г. было принято решение о назначении Балабаной О.Н. главой крестьянского (фермерского) хозяйства, а также решение о смене наименования крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как усматривается из материалов дела, 03.05.2011 г. между филиалом ООО «Национальная противопожарная страховая компания и индивидуальным предпринимателем Главой КФХ Балабановым А.Н. был заключен Генеральный договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой № СХ/10(16)1-П-64/11. По условиям данного договора страхование урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений производится на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений согласно Перечню, установленного Правилами субсидирования.
Согласно генеральному договору № СХ/10(16)1-П-64/11 от 03.05.2011 г. и полису страхования № СХ/10(16)1-П-64/11 от 03.05.2011 г. ИП Главой КФХ Балабановым А.Н. был застрахован на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (пшеница яровая, ячмень, просо, гречиха, кукуруза на зерно, подсолнечник) на общую страховую сумму 71 423 705,75 рублей, страховая премия составила 10 595 510,66 рублей.
На основании данного договора Главой КФХ Балабановым А.Н. платежными поручениями № 328 от 29.09.2011 на сумму 1 000 000 руб., №337 от 06.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 344 от 10.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 356 от 17.10.2011 на сумму 877 000 руб., № 363 от 19.10.2011 на сумму 1 500 000 руб., № 366 от 21.10.2011 на сумму 1 400 000 руб. перечислены страховые взносы.
Зная о предоставлении Правительством Саратовской области в 2011 году субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства, ИП Глава КФХ Балабанов А.Н. обратился в Министерство сельского хозяйства Саратовской области с соответствующим заявлением о выплате субсидий.
Уведомлением от Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 08.11.2011 № 02-03-10-7545 ИП Балабанову отказано в выплате субсидий крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Основанием для отказа в предоставлении субсидий послужило предоставление заявителем недостоверных сведений о сумме причитающихся выплат, а именно уплата страховой премии (страхового взноса) подтверждена копиями платежных поручений на общую сумму 7 777 000 руб., тогда как в справке о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 г. указан размер субсидий 4 937 508 руб., а в справке о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета, на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 г. указан размер субсидии 360 247 руб. Названный размер субсидии рассчитан от суммы уплаченной страховой премии (страхового взноса) в размере 10 595 510 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.06.2013 г. по делу №А57-10590/2012, которое вступило в законную силу, отказ Министерства сельского хозяйства Саратовской области в выплате ИП Главе КФХ Балабанову А.Н. субсидии, выраженной в форме Уведомления от 08.11.2011 г. № 02-03-10-7545/1, признан незаконным.
Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебном актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета предоставляются на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на страхование по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Порядок, условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199 (далее - Правила N 1199), предусматривает, что субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части страховой премии, уплаченной сельскохозяйственными товаропроизводителями по договорам страхования на случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).
В 2011 г. Министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области от 26.11.2010 г. № 201-ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год» являлось главным распорядителем средств областного бюджета на 2011 год, предусмотренных подразделом «Сельское хозяйство и рыболовство», предоставляемых в форме субсидий, в том числе на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.
В подпункте 23 пункта 1.1 Приложения 11 к Закону Саратовской области от 26.11.2010 г. № 201-ЗСО «Об областном бюджете на 2011 год» предусмотрены субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 – 2012 годы», в подпункте 33 пункта 1.1 предусмотрены субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы.
В соответствии с п.п.2 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением № 42-П от 25.01.2011 г. Правительством Саратовской области утверждено Положение о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства (далее Положение).
В соответствии с названным Положением (п.3) получателями субсидий могут быть зарегистрированные на территории Саратовской области сельскохозяйственные товаропроизводители, а также иные получатели, указанные в приложении к Положению.
Согласно пп. в п. 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. №1199 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» и действовавших в 2011 году, субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ при условии, что в нормативно правовом акте субъекта РФ необходимо предусмотреть порядок предоставления средств, в том числе сроки рассмотрения уполномоченным органом документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения указанных средств.
Приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 г. № 455 «О формах документов для предоставления субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» утверждены формы справок о размере целевых средств, из федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, на которых указано: «Срок предоставления определяет орган, уполномоченный высшим органом исполнительной власти субъекта РФ».
Постановлением Правительства Саратовской области от 25.01.2011 № 42-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" для получения субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур в 2011 году определены сроки представления документов - ежеквартально сельскохозяйственными товаропроизводителями в срок с 20 по 30 число месяца, следующего за отчетным кварталом. При наличии нераспределенных средств после перечисления субсидий по принятым документам в текущем квартале субсидии предоставляются по мере поступления документов в текущем квартале.
Согласно п. 7. Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области № 42-П, субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в министерство необходимых документов, предусмотренных Положением и приложением к нему.
Порядок приема и регистрации документов, представленных для получения субсидий, устанавливается министерством.
В соответствии с п. 5 Правил, установленных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1199 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений", пп. 4.4 п. 4 раздела I приложения к Положению о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области № 42-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется в случае предоставления ими в уполномоченный орган (в рассматриваемом случае Министерство сельского хозяйства Саратовской области), следующих документов:
- справки о размере средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, составленная на основании договора страхования и платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования;
- копии договора страхования;
- копии платежного поручения об уплате сельскохозяйственным товаропроиз-водителем страховой премии (страхового взноса) по договору страхования;
- выписки из отчета о платежеспособности страховой организации, форма которого устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, об отклонении фактического размера маржи платежеспособности от нормативного размера маржи платежеспособности, предоставленная сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора страхования и заверенная ее руководителем;
- документ, содержащий информацию о перестраховании страховой организацией части риска страховой выплаты по договорам страхования, представленный сельскохозяйственному товаропроизводителю страховой организацией при заключении договора перестрахования, в том числе:
наименование страховой организации-перестраховщика (организаций-перестраховщиков);
сведения о доле (размере) страховой выплаты по риску (рискам), переданному (переданным) в перестрахование;
реквизиты договора (договоров) перестрахования (адата заключения, номер договора, форма перестрахования).
Пункт 9 «Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» раздела IV. «Субсидии на государственную поддержку сельского хозяйства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» приложения к Положению содержит перечень документов, необходимых для получения субсидии и требования к сроку предоставления документов сельхозтоваропроизводителями в министерство аналогичные перечню и требованиям, установленным в подпункте 4.4. пункта 4 раздела I приложения к Положению.
Из буквального содержания названных норм следует, что соблюдение указанных положений является достаточным основанием для представления сельхозпроизводителю средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве субсидии.
Как видно из материалов дела, ИП Глава КФХ Балабанов А.Н. представил 27.10.2011 года в министерство заявление и пакет документов для получения субсидии на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений по договору страхования от 03.05.2011 № СХ/10(16)-011/1-П-64/11, заключенному с ООО «Национальная противопожарная страховая компания». На данном пакете документов был проставлен оттиск штампа регистрации входящей корреспонденции Министерства за номером 6019.
В тот же день 27.10.2011 пакет документов был зарегистрирован в журнале регистрации входящих заявлений на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений за 2011 год за порядковым номером 520 (в порядке поступления документов по данному направлению субсидирования в министерство).
Представленный пакет документов содержал:
- заявление на имя министра о предоставлении субсидии, без указания ее размера;
- справку о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 года. Справка подписана Балабановым А.Н. на сумму субсидии, расчет которой произведен самим предпринимателем в размере 4937508 рублей;
- справку о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 года. Справка подписана Балабановым А.Н. на сумму произведенного им расчета субсидии 360247 рублей;
- письмо МРИ ФНС №13 по Саратовской области о применении единого сельскохозяйственного налога от 01.09.2011 № 10-47/007720;
- заявление на страхование урожая сельскохозяйственных культур в ООО «НПСК»;
- полис № СХ/10(16)-011/1-П-64/11-Я от 03.05.2011 страхования урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, содержащий условие об оплате стразового взноса в размере 10595510,66 рубля до 1 августа 2011 года;
- дополнительное соглашение от 15 июля 2011 года об изменении условий договора страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой по полису № СХ/10(16)-011/1-П-64/11-Я от 03.05.2011, определяющее перенос срока оплаты страховой премии в сумме 10595510,66 рубля до 30 сентября 2011 года;
- справку без указания даты о средней урожайности яровых сельскохозяйственных культур за последние 5 лет;
- копию формы статистической отчетности 1-фермер «Сведения об итогах сева по урожай 2011 г.»;
- копии платежных поручений об уплате ИП Главой КФХ Балабановым А.Н. страхового взноса по договору страхования № СХ/10(16)-011/1-П-64/11 от 03.05.2011 на общую сумму 7 777 000 рублей: платежное поручение № 328 от 29.09.2011 на сумму 1 000 000 рублей; платежное поручение № 337 от 06.10.2011 на сумму 1 500 000 рублей; платежное поручение № 344 от 10.10.2011 на сумму 1 500 000 рублей; платежное поручение № 356 от 17.10.2011 на сумму 877 000 рублей; платежное поручение № 363 от 19.10.2011 на сумму 1 500 000 рублей; платежное поручение № 366 от 21.10.2011 на сумму 1 400 000 рублей.
В последующем, до окончания срока представления документов, 31.10.2011 г., предпринимателем были сданы в Министерство дополнительные документы, указанные в приложении к Описи документов, переданных в Министерство, общая сумма уплаченного страхового возмещения в которой указана 7 777 000 рублей, в том числе справка о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 года и справка о размере средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из областного бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая однолетних сельскохозяйственных культур 2011 года. В указанных справках указана сумма уплаченного страхового возмещения 7 777 000 рублей.
Таким образом, документы для расчета и выплаты субсидии от суммы уплаченного страхового возмещения 7 777 000 рублей представлены в Министерство сельского хозяйства Саратовской области в полном объеме и в установленный срок.
Истец, не дождавшись письменного извещения Министерства сельского хозяйства Саратовской области о выплате субсидии, 11 ноября 2011 года ИП Глава КФХ Балабанов А.Н. дополнительно представил в Министерство сельского хозяйства Саратовской области следующие документы:
- платежные поручения на оплату ИП Главой КФХ Балабановым А.Н. страховой премии в адрес ООО «НПСК» в общей сумме 2.818.510.000,66 рублей (№ 399 от 08.11.2011 г. на сумму 580.000 рублей, № 401 от 09.11.2011 г. на сумму 380.000 рублей, №402 от 10.11.2011 г. на сумму 1.858.510,66 рублей);
- справка о размере средств, источником финансирования обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур 2011 года. Согласно справке, размер субсидий за счет средств федерального бюджета должен был составлять 4.937.508 рублей;
- справка о размере средств, источником финансирования обеспечения которых являются субсидии областного бюджета бюджетам на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур 2011 года. Согласно справке, размер субсидий за счет средств областного бюджета должен был составлять 360.247 рублей.
Факт получения Министерством сельского хозяйства Саратовской области 11.11.2011 г. вышеуказанных документов подтверждается штампом входящей документации в получении на заявлении.
Уведомлением Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 08.11.2011 № 02-03-10-7545 ИП Балабанову отказано в выплате субсидий крестьянскому (фермерскому) хозяйству, которое было отправлено в адрес истца 16.02.2012 г., о чем свидетельствует почтовый конверт, оригинал которого находится в материалах дела №А57-10590/2012.
Письменных доказательств уведомления истца о результатах рассмотрения документов, представленных ИП Главой КФХ Балабанов А.Н. 11.11.2011 г. в адрес Министерства сельского хозяйства Саратовской области, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции правомерно посчитал, что в совокупности представленных документов (договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой по полису № СХ/10(16)-011/1-П-64/11-Я от 03.05.2011, дополнительное соглашение от 15 июля 2011 года к договору, заявление на страхование урожая сельскохозяйственных культур в ООО «НПСК», полис № СХ/10(16)-011/1-П-64/11-Я от 03.05.2011 страхования урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, платежные и иные документы) свидетельствуют о наличии у истца права на получение субсидии.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Саратовской области № 42-П от 25.01.2011 г. Министерство сельского хозяйства области:
- утверждает реестры на предоставление субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства по соответствующим направлениям финансирования в разрезе получателей, формы справок-расчетов на предоставление субсидий из областного бюджета;
- осуществляет расчет и перечисление субсидий получателям согласно бюджетному законодательству.
Однако, что касается федерального бюджета, то в соответствии с пунктом 6 Правил, установленных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1199, на основании документов, указанных в пункте 5 Правил, уполномоченный орган направляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сводные данные для расчета размера субсидии. Размер субсидии определяется по формуле, приведенной в пункте 7 Правил.
Из указанного следует, что расчет размера субсидии должен производиться не самим заявителем (сельхозпроизводителем), а соответствующим уполномоченным органом, в данном случае, министерством сельского хозяйства Саратовской области.
Истец считая, что поскольку им выполнены все условия, регламентированные законом, для получения гарантированной субсидии, министерство сельского хозяйства Саратовской области обязано было перечислить средства субсидии на расчетный счет истца, поскольку право на получение субсидии установлено статьей 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в редакции, действовавшей в 2011 году, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
При взыскании с ответчика в пользу истца убытков, суд первой инстанции не учел следующего.
Статья 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусматривает расходы бюджета в виде бюджетных ассигнований в виде предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Статья 78 БК РФ устанавливает, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, работ, услуг. Субсидии из областных бюджетов предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Федерации. Такие нормативные акты должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ни обязательности заключения договора на получение субсидий из средств бюджетов субъектов Федерации, ни специальных правил определения момента возникновения бюджетного обязательства по выплате субсидии.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 БК РФ могут возникать непосредственно из законов и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, такие обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Как установлено частью 2 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в редакции, действующей в 2011 году) сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее пятидесяти процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.
Установленный Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1199, порядок предоставления субсидий включал возможность предоставления субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.
Правительством определен круг лиц, имеющих право на получение субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур.
В соответствии с данными Правилами предоставление средств областного бюджета в форме субсидии носит заявительный характер по представлению в министерство сельского хозяйства определенных документов, перечисленных ранее.
Таким образом, поскольку нормативными актами предусмотрен заявительный характер предоставления субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, обязанность публично-правового образования выплатить соответствующую денежную сумму возникает непосредственно из федерального нормативного акта по получении заявки на предоставление субсидии, отвечающей установленными нормативным актом требованиям.
Данное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке.
Не может быть прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагает истец, а должен сам правильно квалифицировать спорные правоотношения и определить нормы права, подлежащие применению в рамках фактического основания и предмета иска.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что данные обязательства министерства сельского хозяйства Саратовской области должны быть квалифицированы не как убытки, а как обязательства по выплате субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, возникающие в силу закона.
Расчет суммы субсидии проверен судом апелляционной инстанции и признан верным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе не опровергают выводов судов о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств, возложенных на него законом, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 апреля 2014 года по делу №А57-19291/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Т.В. Волкова
Судьи А.Ю. Никитин
Ф.И. Тимаев