ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-29454/2014 |
26 мая 2015 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области ФИО1 на основании доверенности от 10.02.2015 № 28, ФИО2 на основании доверенности от 12.01.2015 № 7, ФИО3 на основании доверенности от 17.03.2015 № 36, ФИО4 на основании доверенности от 12.01.2015 № 4, ФИО5 на основании доверенности от 12.01.2015 № 1, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области ФИО6 на основании доверенности от 12.01.2015 № 4, представителя открытого акционерного общества «Волгоградское металлургическое объединение» ФИО7 на основании доверенности от 01.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Волгоградское металлургическое объединение»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2014 года по делу № А12-29454/2014 (судья Репникова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества «Волгоградское металлургическое объединение» (400007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области (<...> а, ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: закрытое акционерное общество «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» (400007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительными решения от 17.04.2014 № 10-10/9579, решения от 17.04.2014 № 2444,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество «Волгоградское металлургическое объединение» (далее – ОАО «ВМО», общество, заявитель, налогоплательщик) с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 17.04.2014 № 1010/9579 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области от 17.04.2014 № 2444 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее – НДС), заявленной к возмещению.
Решением суда первой инстанции от 12 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО «ВМО» не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества в полном объеме.
Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.10.2013 ОАО «ВМО» представило в Межрайонную ИФНС России № 9 по Волгоградской области налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2013 года, в которой заявлены налоговые вычеты в размере 197 108 599 руб., налог, подлежащий возмещению из бюджета, исчислен в размере 196 320 015 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 03.02.2014 № 10-10/16776.
17.04.2014 по результатам рассмотрения акта и других материалов камеральной налоговой проверки инспекцией принято решение № 10-10/9579о привлечении ОАО «ВМО» к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 157 204,40 руб., по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок документов в виде штрафа в размере 6 400 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен НДС в сумме 786 022 руб., начислены пени в сумме 31 247,45 руб., уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета НДС за 3 квартал 2013 года в сумме 196 320 015 руб.
17.04.2014 налоговым органом также принято решение № 2444 об отказе в возмещении НДС в размере 196 320 015 руб.
Не согласившись с вынесенными налоговым органом решениями, ОАО «ВМО» обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган – Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее – УФНС России по Волгоградской области).
Решением УФНС России по Волгоградской области от 03.07.2014 № 4696 решения инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Общество, полагая, что решения Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области от 17.04.2014 № 1010/9579, от 17.04.2014 № 2444 являются незаконными, нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении налогоплательщиком доказательств обоснованности применения налоговых вычетов по НДС в сумме 197 108 599 руб. со стоимости переданного в уставный капитал имущества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности привлечения ОАО «ВМО» к налоговой ответственности за непредставление документов по требованию налогового органа.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях передачи имущества, нематериальных активов, имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, а также передачи недвижимого имущества на пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость имущества, нематериальных активов и имущественных прав и подлежат налоговому вычету у принимающей организации (в том числе участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища) в порядке, установленном настоящей главой. При этом сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача указанных имущества, нематериальных активов и имущественных прав.
Пунктом 11 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.
На основании пункта 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.10.2012 по делу № А12-8206/2009 ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» признано несостоятельным (банкротом).
21.11.2012 конкурсным управляющим ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» проведено собрание кредиторов, на котором кредиторами принято решение провести замещение активов должника путем внесения имущества должника, предназначенного для осуществления отдельных видов деятельности, в уставные капиталы двух открытых акционерных обществ.
01.08.2013 комитетом кредиторов ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» принято решение об утверждении создания ОАО «ВМО» в качестве общества, которое будет осуществлять деятельность по производству и продаже металлопродукции, утвержден перечень и стоимость имущества, подлежащего внесению в уставный капитал создаваемого ОАО «ВМО», утверждена величина уставного капитала – 681 944 919,79 руб.
31.08.2013 ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» в лице конкурсного управляющего ФИО8 и ОАО «ВМО» в лице генерального директора ФИО9 составлен акт приема-передачи движимого имущества, вносимого в оплату уставного капитала ОАО «ВМО», в котором указаны наименование объектов основных средств, инвентарный номер, рыночная стоимость имущества без НДС, сумма НДС.
В обоснование применения налоговых вычетов в размере 197 108 599 руб. ОАО «ВМО» в налоговый орган представлены акт приема-передачи имущества, свод по переводу ОС и 08 б/сч в УК ОАО «ВМО», в котором указана сумма с НДС - 483 038 104,26 руб., сумма НДС - 197 068 083,98 руб., без НДС - 285 991 584,54 руб., остаточная стоимость по НУ - 903 012 325,17 руб., свод по переводу 03 б/сч НИОКР в УК ОАО «ВМО» (сумма НДС - 21 658,19 руб.), свод по переводу 04 б/сч нма в УК ОАО «ВМО» (сумма НДС - 9 838,60 рублей), свод по переводу 08 б/сч КВ в УК ОАО «ВМО» (сумма НДС - 9 637 274,89 рублей).
Налоговый орган в ходе проверки установил непредставление ОАО «ВМО» и ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь», являющимися взаимозависимыми лицами, первичных документов, подтверждающих остаточную стоимость имущества в целях обоснованности исчисления восстановленной суммы НДС, непредставление паспортов транспортных средств, отсутствие сведений о регистрации ОАО «ВМО» транспортных средств, переданных в уставный капитал общества, формальный характере передачи имущества в уставный капитал, фактическое неиспользование ОАО «ВМО» переданного имущества, в связи с чем признал применение налогоплательщиком вычетов по НДС в заявленном размере необоснованными.
Суд первой инстанции признал доводы Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области обоснованными.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Первичные документы, составляемые при совершении хозяйственной операции и представляемые налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
По правилам пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Из материалов дела усматривается, что представленные налогоплательщиком в обоснование правомерности применения вычетов документы (своды по передаче основных средств) не содержат обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ: наименование документа, дата составления документа, наименование организации, составившей документ, наименование должности лица, подписавшего документ.
Довод заявителя о подписании представленных документов заместителем главного бухгалтера ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» ФИО10 не может быть признан обоснованным, поскольку в представленных документах отсутствуют какие-либо сведения, позволяющие идентифицировать лицо, его подписавшее.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что своды по переводу основных средств, представленные заявителем, не могут быть квалифицированы как первичные учетные документы, подтверждающими обоснованность применения налоговых вычетов по НДС.
Представленный налогоплательщиком акт приема-передачи не содержит сведений об остаточной (балансовой) стоимости каждого объекта основных средств, о первоначальной стоимости, проценте износа, сведений о контрагенте, реквизитов счетов-фактур, на основании которых НДС был принят к вычету ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь».
Отсутствие сведений об остаточной стоимости переданного налогоплательщику имущества не позволило налоговому органу проверить правильность исчисления НДС, заявленной к возмещению ОАО «ВМО» в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что с учетом взаимозависимости ОАО «ВМО» И ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», признания ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» несостоятельным (банкротом) и фактической не уплаты восстановленного НДС в бюджет проверка правильности расчета остаточной стоимости имущества и суммы восстановленного НДС является необходимым условием признания вычетов в заявленном размере обоснованными.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральной проверки налогоплательщику предлагалось представить налоговому органу документы, содержащие сведения о первоначальной и остаточной стоимости переданного в уставной капитал имущества.
22.10.2013 Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области в адрес ОАО «ВМО» направлено требование № 10-10/4738 о представлении в десятидневный срок со дня получения требования документов, в том числе, первичных документов, подтверждающих факт оприходования и доставки приобретенных товаров (работ, услуг) установленных форм (форма № ОС-1 и др.) (т.12, л.д. 3-4).
Во исполнение данного требования письмом от 08.11.2013 № 25 ОАО «ВМО» направило в адрес налогового органа книгу покупок за 3 квартал 2013 года, книгу продаж за 3 квартал 2013 года, счета-фактуры, полученные, выставленные в 3 квартале 2013 года, отраженные в книге покупок и книге продаж, оборотно-сальдовые ведомости за 3 квартал 2013 года, учетную политику. Кроме того, в данном письме налогоплательщик указа на невозможность представления истребованных инспекцией первичных документов, подтверждающих факт оприходования и доставки приобретенных товаров (работ, услуг), ввиду их значительного объема (т. 12, л.д. 6).
24.12.2013 инспекция направила в адрес ОАО «ВМО» сообщение с требованием представления пояснений № 10-10/45119, в котором указала на необходимость представления актов приема-передачи объектов основных средств, переданных от ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» в уставный капитал ОАО «ВМО», отчета об оценке имущества, оборотно-сальдовых ведомостей, инвентарных карточек № ОС-6, и иных документов, на основании которого приняты к вычету суммы НДС по имуществу, переданному от ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» (т. 12, л.д. 9-11).
16.01.2014 ОАО «ВМО» представило в налоговый орган копию акта приема-передачи имущества с указанием рыночной стоимости и восстановленной суммы НДС, инвентарную книгу за 2013 год. В данном письме общества также указало, что в связи с большим количеством объектов основных средств и большим объемом запрашиваемых документов инвентарные карточки ОС-6, оборотно-сальдовые ведомости и другие запрашиваемые документы представлены быть не могут, в связи с чем налогоплательщик просил продлить срок представления документов (т. 12, л.д. 7).
22.01.2014 ОАО «ВМО» представило в инспекцию оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 58, 08, 19, 68 за 3 квартал 2013 года, договоры, товарные накладные и акты приема-передачи (т. 12, л.д. 8).
Непредставление обществом в установленный срок документов по требованию инспекции послужило основанием привлечения ОАО «ВМО» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок 32 документов, а именно: журнала учета выставленных счетов-фактур и журнала учета полученных счетов-фактур, журналов ордера с оборотносальдовыми ведомостями по 28 счетам, договоров, первичных документов, подтверждающих факт оприходования и доставки приобретенных товаров (работ, услуг).
Общество, оспаривая решение инспекции в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, указало на значительный объем истребуемых документов, наличие письменного обращения о продлении срока представления документов и отсутствие письменного отказа, представление оборотно-сальдовых ведомостей по всем балансовым счетам за 3 квартал 2013 года в налоговый орган 08.11.2013.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о правомерности привлечения ОАО «ВМО» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 3 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Материалами дела подтверждено и не опровергнуто налогоплательщиком, что документы, указанные инспекцией в требовании от 22.10.2013 № 10-10/4738, а именно журналы ордера с оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам 01, 02, 04, 08, 19, 10, 20-29, 41, 43, 45, 50, 51, 60, 62, 68, 76, 76АВ, 76ВА, 90, 91, договоры, первичные документы, подтверждающие факт оприходования и доставки приобретенных товаров (работ, услуг), представлены обществом 22.01.2014, журналы учета выставленных счетов-фактур и полученных счетов-фактур налогоплательщиком не представлены.
Ходатайство о продлении срока предоставления запрашиваемых документов в связи с их большим объемом содержалось в письме ОАО «ВМО» от 16.01.2014, направленном в ответ на сообщение инспекции с требованием предоставления пояснений от 24.12.2013.
Письменного уведомления о невозможности представления истребуемых документов в срок, указанный в требовании от 22.10.2013 № 10-10/4738, от ОАО «ВМО» в налоговый орган не поступало, основания для принятия решения о продлении срока исполнения требования либо об отказе в таком продлении у Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области отсутствовали.
При указанных обстоятельствах решение инспекции от 17.04.2014 № 10-10/9579 в части привлечения общества к ответственности в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 6 400 рублей является обоснованным.
В ходе проверки Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области направлено требование о представлении документов, касающихся деятельности ОАО «ВМО», в адрес единственного учредителя общества ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь».
У ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» истребованы, в том числе оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 01-2, расчет амортизации основных средств, переданных в уставный капитал ОАО «ВМО», счета-фактуры, по которым ранее принят к вычету НДС по каждому из объектов имущества, переданных в уставный капитал ОАО «ВМО», книга покупок за соответствующие периоды, инвентарные карточки по этим объектам основных средств, акт о приеме-передачи основных средств.
Запрошенные налоговым органом документу ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» не представлены.
20.03.2014 инспекцией в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в адрес ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» повторно направлено требование о представлении документов, касающихся передачи имущества в уставный капитал ОАО «ВМО».
На дату принятия налоговым органом решения о привлечении ОАО «ВМО» в ответственности за совершение налогового правонарушения (17.04.2014) ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» истребованные документы не представлены.
29.04.2014 ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» представило в Межрайонную ИФНС России № 9 по Волгоградской области акты приема-передачи основных средств (форма № ОС-1) по основным средствам, переданным в уставный капитал ОАО «ВМО» и ОАО «Волгоградский механический завод «Красный октябрь».
По итогам анализа указанных документов в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции налоговый орган установил, что ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» представило 249 актов приема-передачи основных средств, сумма восстановленного НДС по которым составляет 15 170 365,93 руб.
ОАО «ВМО» суду первой инстанции представлены подлинники и копии актов приема-передачи основных средств (форма № ОС-1) от 20.08.2013 в отношении объектов основных средств, по которым восстановлен НДС.
Согласно составленному заявителем перечню имущества имеется 939 актов (форма № ОС-1), из которых следует, что остаточная стоимость имущества без НДС составляет 1 090 614 529,48 руб., восстановленная сумма НДС - 197 068 083,98 руб., оценочная стоимость без НДС - 202 653 165,74 руб.
Межрайонная ИФНС России № 9 по Волгоградской области в ходе рассмотрения дела по итогам анализа документов, представленных ОАО «ВМО», пришла к выводу о несоответствии представленных в суд актов ни заявленному количеству, ни суммам восстановленного НДС, подписании актов от имени ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» 20.08.2013 исполнительным директором ФИО11 - лицом, не имеющим соответствующих полномочий, поскольку, тогда как с даты открытия конкурсного производства – 10.10.2012 полномочия руководителя должника перешли к конкурсному управляющему, невозможности установления на основании актов первоначальной стоимости имущества, суммы амортизации.
Из материалов дела следует, что судом первой инстанции по правилам части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицам, участвующим в деле, разъяснено право на заявление ходатайства о назначении соответствующей экспертизы.
ОАО «ВМО» правом на заявление такого ходатайства не воспользовалось, указало, что первичными документами для применения налоговых вычетов по НДС послужили акт приема-передачи имущества, в котором отражена рыночная стоимость имущества и сумма НДС, и свод по переводу основных средств.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выявленные налоговым органом противоречия в содержании актов приема-передачи, представленных налогоплательщиком в ходе рассмотрение дела судом, непредставление данных документов в ходе проверки, отсутствие у инспекции возможности надлежащего исследования акты в рамках срока судебного разбирательства, не позволяют принять представленные заявителем в суд акты приема-передачи основных средств в качестве достоверных доказательств, подтверждающих сумму восстановленного НДС.
Также заявителем не были представлены истребованные судом паспорта транспортных средств, переданных третьим лицом в уставный капитал, в количестве 169 штук.
Согласно данным информационного ресурса «АИС-Налог» ОАО «ВМО» в период с 10.07.2014 по 05.08.2014 зарегистрировано 28 транспортных средств.
Документов, подтверждающих факт регистрации и наличия остальных транспортных средств обществом не представлено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 78 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», судам необходимо исходить из того, что по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляется как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения налогового спора.
В случае представления дополнительных доказательств суд по ходатайству лица, участвующего в деле, вправе в целях предоставления другой стороне возможности ознакомления с ними и представления опровергающих их доказательств объявить перерыв в судебном заседании или отложить судебное разбирательство. При этом в целях получения доказательств, опровергающих дополнительные доказательства, лицо, участвующее в деле, вправе заявлять ходатайство об истребовании судом необходимых доказательств с обоснованием причин невозможности самостоятельного получения этих доказательств.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае ОАО «ВМО» и ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» при проведении камеральной налоговой проверки и на стадии досудебного разрешения спора не представили надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие восстановленную сумму НДС и правильность ее расчета, не обосновали невозможность представления в налоговый орган при проведении проверки актов приема-передачи основных средств (форма № ОС-1) либо иных первичных документов, свидетельствующих о первоначальной и остаточной стоимости имущества и его амортизации.
Документы, представленные налогоплательщиком в суд, не признаны налоговым органом достоверными и не приняты в качестве доказательств обоснованности применения налоговых вычетов в заявленном размере.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о документальной неподтвержденности ОАО «ВМО» налоговых вычетов в сумме 197 108 599 руб. и обоснованно отказал в удовлетворении требований налогоплательщика.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы ОАО «ВМО», заявленные в суде апелляционной инстанции, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 декабря 2014 года по делу № А12-29454/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья | А.В. Смирников |
Судьи | С.А. Кузьмичев |
М.Г. Цуцкова |