ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-7183/2018
19 июля 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСила»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 мая 2018 года по делу № А12-7183/2018 (судья С.Г. Пильник)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСила» (ОГРН 1143443027771, ИНН 3460018161)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области (ОГРН 1043400495500, ИНН 3446858585)
о признании недействительным ненормативного акта,
при участии в судебном заседании представителей: Общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСила» - Токарев Д.А. по доверенности от 26.02.2018 б/н, Кузьмина Н.Е. по доверенности от 12.12.2017 № 34АА2322832
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области – Ванюков Р.В. по доверенности от 09.01.2018 №16
Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области – Ванюков Р.В. по доверенности от 29.12.2017 №358
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ЭнергоСила» (далее- ОГОО «ЭнергоСила», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее- управление) о признании недействительным решения управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 06.02.2018 N 207.
С привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области (ОГРН 1043400495500, ИНН 3446858585)
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 мая 2018 года по делу № А12-7183/2018 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСила» отказано.
Не согласившись с вынесенным решением,ООО «ЭнергоСила» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 06.02.2018 N 207 жалоба общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоСила» от 16.01.2018 на действия должностных лиц межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области, связанные с отказом в приёме уточнённой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, оставлена без удовлетворения.
Общество, посчитав, что данное решение Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области незаконно, поскольку им нарушены права в сфере предпринимательской деятельности, а также налоговое законодательство, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение вышестоящего налогового органа не обладает признаками нового решения и самостоятельным предметом обжалования, поскольку по жалобе налогоплательщика решение Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Как верно указано судом первой инстанции, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции общество не представило доказательств непосредственного нарушения оспариваемым решением управления прав и законных интересов. Не представлены данные доказательства и с апелляционной жалобой.
Оспариваемое решение вышестоящего налогового органа права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает, поскольку указанным решением управление не доначисляло заявителю какие-либо налоги, пени и штрафные санкции, а также не возлагало на налогоплательщика какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: 1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; 2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера; 3) отменяет решение налогового органа полностью или в части; 4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; 5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Статьи 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают налоговые органы и их должностных лиц соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах; действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
В абзаце 4 пункта 75 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" изложена правовая позиция, согласно которой решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика (как и его действия, выразившиеся в принятии решения), может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
В данном случае решение управления не представляет собой новое решение и не дополняет действия инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области по отказу в приёме уточнённой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, процедура принятия решения управлением не нарушена, решение принято в пределах своих полномочий, а соответственно, решение управления не может являться самостоятельным предметом спора.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что решение управления в рассматриваемом случае не обладает признаками нового решения и самостоятельным предметом обжалования, поскольку по жалобе налогоплательщика проверялась законность действий должностных лиц межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области, связанных с отказом в приёме уточнённой налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
В апелляционной жалобе общество не приводит каких-либо новых доводов о незаконности обжалуемого судебного решения, а только ставит под сомнение правомерность выводов суда первой инстанции по оценке обстоятельств. Также ссылается на то, что нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением вышестоящего налогового органа выражается в том, что данный ненормативный акт лишает заявителя права требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах, лишает возможности исполнить надлежащим образом обязанность по уплате налога, лишает возможности представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), и влечет риски привлечения ООО «ЭнергоСила» к налоговой ответственности по вине налогового органа.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы в силу следующего.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ предусмотрено, что декларация по НДС может быть предоставлена только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
В силу п. 7 ст. 80 НК РФ, формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В рамках осуществления электронного документооборота с налогоплательщиками, в том числе при приеме налоговых деклараций, действия налоговых органов регламентированы не только нормами НК РФ, но и, в частности, утвержденными Приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее -Методические рекомендации) и утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих залогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - Административный регламент).
Методическими рекомендациями, разработанными в целях реализации порядка представления налоговой декларации в электронной форме по ТКС в соответствии со ст. 80 НК РФ и Административным регламентом, определен перечень проверок, осуществляемая в процессе приема электронной декларации, для направления квитанции о приеме. Так, в рамках, осуществляемых программным обеспечением налоговых органов проверок должны быть проверены:
- совпадение указанных в налоговой декларации значений реквизитов физического лица (физических лиц), подтверждающего достоверность и полноту сведений, с соответствуют ими значениями реквизитов владельца электронной подписи в сертификате электронной подписи;
- полномочия подписи налоговой декларации в соответствии с данными информационных ресурсов налогового органа, включая права должностного лица налогоплательщика (представителя) подписывать налоговую декларацию, то есть подтверждать Достоверность и полноту сведении, указанных в налоговой декларации (п. п. 4.2, 5 Приложения № 1 к Методическим рекомендациям).
Пунктом 213 Административного регламента регламентировано, что при получении налоговой декларации в электронной форме по ТКС должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, с использованием программного обеспечения налоговых органов проверяет в налоговой декларации подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя и наличие несоответствий данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации. При этом в силу положений п. 28 Административного регламента такое несовпадение данных владельца квалифицированного сертификата и данных руководителя организации-заявителя в налоговой декларации является одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации.
В соответствии с п. 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в п. 28 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций в электронной форме по ТКС, должно сформировать уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа или сообщение об ошибке и отправить уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
ООО «ЭнергоСила» по ТКС в адрес Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области направлялась уточненная декларация по НДС за 3 квартал 2017 года. Инспекцией, в свою очередь, были сформированы уведомления об отказе в приеме налоговой декларации в электронном виде в связи с несоответствием файлов программным требованиям.
Из имеющихся материалов, налоговым органом установлено, что руководителем ООО «ЭнергоСила» является Шамраев Андрей Борисович. В ходе допроса Шамраева А.Б. инспекцией установлено, что сертификат ключа электронной цифровой подписи передан бухгалтеру Кузьминой Нине Емельяновне, однако в представленном Обществом расчете сумм налога по НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 9 месяцев 2017 года, заявителем отражены данные за одного сотрудника (Шамраева А.Б.), в связи с чем инспекция пришла к выводу, что ключ ЭЦП передан постороннему лицу, что свидетельствует о нарушении конфиденциальности ключа ООО «ЭнергоСила».
Данное обстоятельство послужило направлением в адрес оператора электронного документооборота ООО «Компания Тензор» запроса от 13.12.2017 о возможности рассмотрения вопроса отзыва сертификата ключа проверки ЭЦП должностного лица ООО «ЭнергоСила».
В ответ на данный запрос ООО «Компания Тензор» сообщила налоговому органу об отзыве ключа ЭЦП должностного лица «ЭнергоСила».
Таким образом, налоговая отчетность, представленная ООО «ЭнергоСила», не могла быть принята инспекцией.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы ООО «ЭнергоСила» не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 мая 2018 года по делу № А12-7183/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-й инстанции, принявший решение.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи В.В. Землянникова
А.В. Смирников