ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-21281/2013
28 января 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи:
от управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Волгограда - Аксенов Д.П., паспорт представлен; Кисина Т.В. по доверенности от 02.10.2013; Гринько О.А. по доверенности от 02.10.2013
от Волгоградской городской Думы – Грачева Н.В. по доверенности от 13.01.14,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. Советская, 34, а, ОГРН 1023403449673, ИНН 3444091238)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу № А12-21281/2013 (судья Любимцева Ю.П.)
по заявлению Волгоградской городской Думы (400131, г. Волгоград, ул. Советская, 9, ОГРН 1023403458704, ИНН 3444078734)
к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Центральном районе г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. Советская, 34, а, ОГРН 1023403449673, ИНН 3444091238)
о признании недействительным ненормативного акта
УСТАНОВИЛ:
Волгоградская городская Дума обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Центральном районе г. Волгограда от 14.08.2013 № 044/047/13-2013 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу № А12-21281/2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе г. Волгограда поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель Волгоградской городской Думы возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, УПФР в Центральном районе г. Волгограда была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также достоверности и полноты индивидуальных сведений в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», представленных за отчетный период, в отношении Волгоградской городской Думы за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, о чем составлен акт от 12.07.2013 № 044/047/13-2013.
По результатам проверки УПФР принято решение от 14.08.2013 № 044/047/13-2013 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», которым Волгоградской городской Думе (далее – ВГД) предложено уплатить страховые взносы в общей сумме 14362259,95 руб., пени в сумме 2332363,89 руб., штраф в сумме 2872451,92 руб. на основании части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, штраф в сумме 1231057,50 руб. на основании части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Основанием для доначисления страховых взносов послужил вывод УПФР о нарушении ВГД части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ в результате необоснованного невключения в базу для начисления страховых взносов выплат депутатам, исполняющим свои полномочия на непостоянной основе.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что служебные обязанности, выполняемые депутатом в рамках его депутатской деятельности, являются его трудовыми обязанностями. При этом заключение трудовых договоров в целях осуществления депутатской деятельности не требуется, что и послужило основанием для вынесения решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Центральном районе г. Волгограда от 14.08.2013 № 044/047/13-2013 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Не согласившись с указанным решением, Волгоградская городская Дума обратилась в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Судебная коллегия считает, что удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления от 15.10.1985, ратифицированной Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ:
Статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата.
Статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждения за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение (статья 7).
Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.
Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.
Финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем, чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий (статья 9).
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Следовательно, нормы федерального законодательства, законодательства субъекта федерации должны соответствовать нормам международного права и международным договорам, и рассматриваются в совокупности с последними.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее- Закон) установлено, что:
- депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
- должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
- выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного прав при тайном голосовании на муниципальных выборах;
член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (часть 1 статьи 2).
Исходя из пункта 8 части 10 статьи 35 Закона следует, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (включая деятельность представительного органа муниципального образования).
В соответствии с частью 15 статьи 35 Закона, расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
В силу части 5 статьи 40 Закона на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1 статьи 40 Закона).
Уставом муниципального образования должны определяться: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 44 Закона).
Частью 2 статьи 53 Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 5 Закона, Уставом города-героя Волгограда, принятым Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, установлено, что к вопросам местного значения городского округа Волгоград относятся, в том числе: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа Волгоград и контроль за его исполнением; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Волгоград.
Органы местного самоуправления Волгограда вправе устанавливать за счет средств бюджета Волгограда (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 4 статьи 6 Закона).
Как указано в части 1 и 6 статьи 22 Закона, в структуру органов местного самоуправления Волгограда входит городская Дума – представительный орган местного самоуправления Волгограда. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления Волгограда осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Волгограда.
Права, обязанности, ответственность, формы осуществления депутатом городской Думы своих полномочий, трудовое и социальное обеспечение депутатской деятельности определяются федеральным и областным законодательством, Регламентом городской Думы, а также муниципальными правовыми актами, утверждаемыми городской Думой (часть 4 статьи 27 Закона).
В соответствии со статьей 2 Закона Волгоградской области от 02.12.2008 № 1791-ОД «О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области» Уставом муниципального образования депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета гарантируются условия работы, обеспечивающие исполнение полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют расходы местных бюджетов на обеспечение гарантий депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления.
В силу части 1 и 2 статьи 12 Закона, финансирование расходов на обеспечение гарантий депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из областного бюджета.
Пунктами 1 и 4 статьи 27 Устава города-героя Волгограда предусмотрено, что депутатом городской Думы является избранный населением член представительного органа городского округа Волгоград, обладающий правом представлять интересы населения Волгограда и принимать от его имени решения в составе городской Думы.
Суд первой инстанции правомерно указал, что права, обязанности, ответственность, формы осуществления депутатом городской Думы своих полномочий, трудовые и социальные гарантии депутатской деятельности определяются федеральным и областным законодательством, Регламентом городской Думы, а также Положением о статусе депутата городской Думы, утвержденным решением городской Думы.
Депутатам городской Думы, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, выплачивается денежная компенсация, связанная с осуществлением полномочий депутата городской Думы. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются решением городской Думы. Формы депутатской деятельности и обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом его полномочий регламентированы Положением о статусе депутата Волгоградской городской Думы, утвержденным Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.1997 № 29/222.
Статьей 1 названного Положения установлено, что депутат городской Думы – это выборное лицо, наделенное жителями города полномочиями по осуществлению представительных, нормотворческих, контрольных и иных функций городского самоуправления.
В соответствии со статьей 7 Положения вся работа депутата осуществляется в двух основных направлениях: в городской Думе и в избирательных округах.
В силу статьи 23 Положения депутату, исполняющему свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, производится ежемесячная компенсационная выплата за проделанную работу, связанную с исполнением депутатских полномочий (мандата), в размерах, установленных решением городской Думы (далее – выплата).
Вышеуказанная выплата подлежит индексации в соответствии с решениями городской Думы до принятия бюджета Волгограда на очередной финансовый год, но не чаще одного раза в год.
Статьей 24 Положения предусмотрено, что установленная в статье 23 настоящего Положения выплата производится ежемесячно в полном объеме депутатам, исполняющим свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, принимающим активное участие в работе комитетов городской Думы, членами которых они являются, в заседаниях городской Думы, подготовке нормативно-правовых актов городской Думы, без представления оправдательных первичных и бухгалтерских документов. В случае систематического непринятия депутатами участия в заседаниях городской Думы, в работе комитетов городской Думы, членами которых они являются, по неуважительной причине, выплата может быть уменьшена. В исключительных случаях выплата депутатам, исполняющим свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, может быть увеличена в пределах сложившейся экономии. Увеличение и уменьшение выплат, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, производятся распоряжениями председателя городской Думы на основании рекомендаций Совета городской Думы. В случае исполнения депутатом своих полномочий неполный месяц выплата производится за фактическое количество дней их исполнения по календарю.
Выплаты депутатам, исполняющим свои полномочия (мандат) на непостоянной основе, производится отделом по бухгалтерскому учету городской Думы с 1го по 3-е число каждого последующего месяца. Фактическая выдача выплаты осуществляется наличными средствами через кассу городской Думы на основании расходного кассового ордера, выписанного на каждого депутата, с указанием его паспортных данных или на основании личного заявления депутата в безналичном порядке путем перечисления причитающихся депутату средств на счет, открытый им в банке.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Волгограда от 24.08.2009 по делу № 2-5558/09 противоречий действующему международному и федеральному законодательству, законодательству Волгоградской области в статьях 23 и 24 Положения о статусе депутата Волгоградской городской Думы, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.1997 № 29/222, не установлено. В удовлетворении заявления прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов муниципального образования о признании незаконными, не действующими и не подлежащими применению с момента принятия статей 23, 24 Положения о статусе депутата Волгоградской городской Думы, утвержденного Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 26.09.1997 № 29/222, отказано.
Заявитель в своей апелляционной жалобе указывает, что вышеуказанная выплата подлежит обложению страховыми взносами на том основании, что депутаты, осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, фактически выполняют трудовую функцию, этим лицам гарантируется вознаграждение за депутатскую деятельность, имеют фиксированный размер за единицу времени и зависит от качества и условий осуществляемой работы.
Судебная коллегия отклоняет данный довод на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание слуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Суд первой инстанции верно указал, что при применении положений статьи 7 Закона № 212-ФЗ, определяющей объект обложения страховыми взносами, недопустимо ее расширительное толкование и распространение на те выплаты и вознаграждения, которые в ней не указаны.
Компенсации, предусмотренные Законом Волгоградской области № 1791-ОД «О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области» и Постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов № 29/222, выплата которых гарантирована названными нормативными правовыми актами депутатам городской Думы, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, не соответствует тем критериям, которые указаны в части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ.
Осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовая функция в данном случае не осуществляется, как и правомерно указал суд первой инстанции в своем решении.
Выплата в пользу таких депутатов вознаграждения и компенсации за чет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Исходя из положений статьи 57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы от 28.06.2007 № ВН2.2-1/2746 указано, что депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления приступают к осуществлению своих полномочий в результате избрания населением, то есть в результата проведения выборов, которые по своей правовой природе не могут рассматриваться в качестве соглашения, а население при этом не является работодателем.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что осуществление полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления – это представление интересов избирателей, имеющее публично-правовой характер, поэтому осуществление полномочий депутата либо выборного должностного лица местного самоуправления не имеет характера трудовой функции в том значении, о котором говорится в ТК РФ.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного ими в соответствии с настоящим Кодексом, а не в результате избрания, на основании которого депутат либо выборное должностное лицо местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий. В отдельных случаях трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность, но только если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Данная норма к депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления неприменима.
На основании вышеуказанного, апелляционный суд приходит к выводу, что анализ положений Трудового кодекса Российской Федерации показал, что в данном случае трудовые отношения между городской Думой и депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор не заключается. Осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением ими какой-либо трудовой функции.
Довод заявителя, что спорные выплаты имеют фиксированный размер за единицу времени, носят систематический характер, могут быть уменьшены либо увеличены, отклоняются апелляционным судом, поскольку данные выплаты производятся по трудовому договору. Эти обстоятельства не указаны в статье 7 Закона № 212-ФЗ в качестве критериев для определения облагаемых страховыми взносами выплат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение УПФР в Центральном районе г. Волгограда от 14.08.2013 № 044/047/13-2013 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» не соответствует Закону № 212-ФЗ и, незаконно возлагает на страхователя обязанность по уплате страховых взносов в сумме 14362259,95 руб., пени в сумме 2332363,89 руб. и штрафа в сумме 2872451,92 руб.
Заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводов относительно выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, не указывает, каким обстоятельствам суд не дал оценки или дал неправильную оценку. Податель апелляционной жалобы не представляет новых доказательств и на наличие таковых не ссылается. Само по себе несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 06 ноября 2013 года по делу № А12-21281/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.Луговской
Судьи
М.А.Акимова
Л.Б.Александрова