НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 № А12-29372/18

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-29372/2018

18 февраля 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2019 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Волковой Т. В.,

судей Антоновой О.И., Борисовой Т. С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шавеевой З. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2018 года по делу № А12-29372/2018 (судья Лазаренко С.В.),

по исковому заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673)

к комитету жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области   (ОГРН 1143443000986, ИНН 3460012716),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Департамента финансов Администрации Волгограда,       Унитарной некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», комитета финансов Волгоградской области,

о взыскании денежных средств в размере 740 792,80 рублей, 

при участии в судебном заседании: - от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда представитель Занина Анна Валерьевна по доверенности от 09.01.2019, выданной сроком до 31.12.2019,

УСТАНОВИЛ:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (далее – Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области, ответчик) о взыскании невыплаченной целевой субсидии по соглашению № 9 от 05.05.2016 в размере 740 792,80руб.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2018 года отменить, исковые требования – удовлетворить.

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.

Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд  считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 30.05.2016 между Департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда и Региональным оператором было заключено соглашение № 52-л о предоставлении субсидии на  обеспечение мероприятий  по капитальному  ремонту общего имущества  в  многоквартирных  домах, расположенных на территории Волгограда.

Согласно п.1.2  Соглашения источником финансового обеспечения являются  средства  бюджета  Волгограда  средства  бюджета  Волгоградской области, поступившие  в  бюджет Волгограда на софинансирование расходных обязательств  муниципальных образований  Волгоградской области для обеспечения  мероприятий по замене лифтового оборудования.

По требованиям п.3.1 Соглашения, Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда предоставляет региональному  оператору  субсидию, при условии соблюдения им  условий  настоящего соглашения, в пределах  доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2016 год, в размере установленного кассового плана  по расходам бюджета Волгограда, при условии поступления  в бюджет Волгограда из бюджета Волгоградской области субсидии  на софинансирование  расходных обязательств по замене  лифтового оборудования.

Согласно п.3.3.8 Соглашения (с учетом дополнительного соглашения от 09.12.2016)  региональный  оператор принял на себя обязательства по обеспечению выполнения  работ по замене  лифтового оборудования в  многоквартирном доме № 20а по ул. Остравская г. Волгограда в срок  до 15.12.2016.

16 марта 2017 года Департаментом в адрес комитета ЖКХ и ТЭК администрации Волгоградской области направлена заявка на подтверждение потребности в неиспользованном остатке межбюджетного трансфера, имеющего целевое назначение в 2017 финансовом году в сумме 766 157,19 руб. и просьбе произвести возврат указанных средств в доход бюджета Волгограда для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления вышеуказанных межбюджетных трансфертов.

Истец, указывая на то, что комитетом ЖКХ и ТЭК администрации Волгоградской области данное письмо оставлено без рассмотрения, обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

 Статьей 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» урегулирован порядок реализации региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ получателями средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации.

Частью 1.2. статьи 20 вышеуказанного Федерального закона установлено, что проверку использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

На основании статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно определениям в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ): - бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; - расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публичноправовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; - публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Как предусмотрено в статье 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным/муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов) , выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые 5 акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять в частности : 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обязан, в том числе обеспечить целевой характер использования бюджетных средств.

Статья 1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указывает, что настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.

Целью предоставления субсидий является возмещение уже понесённых затрат на капитальный ремонт жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, направленный на предотвращение либо ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью населения Волгограда. Уполномоченным органом на предоставление субсидий, главным распорядителем бюджетных средств Волгограда определён Департамент ЖКХ и ТЭК, которому поручено обеспечить учёт и контроль за расходованием бюджетных средств.

Истец основывает свои требования заключенным между истцом и ответчиком соглашением № 9 от 05.05.2016г. о предоставлении субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Волгограда, согласно которому Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области должен был предоставить субсидию бюджету города Волгограда на софинансирование расходов по капитальному ремонту лифтового оборудования, в том числе многоквартирного дома № 20 по ул. Островская в г. Волгограда.

Статьями 1,2,3 Бюджетного кодекса РФ определено, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Исходя из требований статей 1,2, 3 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) отношения по исполнению обязательств в рамках соглашения № 9 от 05.05.2016г. о предоставлении субсидий на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Волгограда регулируются бюджетным законодательством.

В порядке пункта 3 и 4 статьи 3 БК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Статьей 6 БК РФ установлено, что:

- расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично­правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, средства из соответствующего бюджета;

- бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;

- денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

- бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;

- лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

- текущий финансовый год - год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

Согласно статьям 5 и 12 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с   1 января и действует по 31 декабря финансового года. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Из данных норм следует, что бюджетные обязательства подлежат исполнению только в текущем финансовом году.

Материалами дела подтверждено, что Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области в 2016 году выполнил в полном объеме все свои обязательства перед Департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда.

Статьей 139 БК РФ (п. 1,3,5) предусмотрено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п. 1 . 139 БК РФ)

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (п. 3 ст. 139 БК РФ).

Заключение соглашений о предоставлении субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами (п. 5 ст. 139 БК РФ).

Из статьи Статьей 242 БК РФ следует, что операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

В силу п.5 . 242 БК РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

Принятие главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации решения о наличии (об отсутствии) потребности в указанных в абзаце первом настоящего пункта межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда.

В соответствии с решением главного администратора средств бюджета субъекта Российской Федерации о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

Порядок принятия решений, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, устанавливается нормативными правовыми актами, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, регулирующими порядок возврата межбюджетных трансфертов соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Из представленных в материалах дела доказательств следует, что Департамент ЖКХ и ТЭК не исполнил требования п. 5 ст. 242 БК РФ, в связи, с чем в 2017 году остаток неиспользованных и возвращенных в областной бюджет денежных средств повторно Департаменту ЖКХ и ТЭК из областного бюджета не предоставлялось.

Кроме того, нормами статей 33, 65, 85 БК РФ предусмотрено, что принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (ст. 33 БК РФ)

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 65 БК РФ).

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов) (п.2 ст.85 БК РФ).

Исходя из вышеназванных норм бюджетного законодательства и учитывая, что истец обратился в суд только в конце августа 2018 года, арбитражный суд Волгоградской области правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Департамента ЖКХ и ТЭК требования, так как при формировании областного бюджета в 2018 году данные денежные средства не предусматривались в бюджете и удовлетворение требований будет противоречить принципу сбалансированности бюджета.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, заявитель апелляционной жалобы, указывает, что в соответствии с положениями гражданского законодательства и пункта 5.4. соглашения от 05.05.2016 №9, соглашение действует до полного исполнения принятых сторонами обязательств, в связи с чем, действия ответчика являются неправомерными.

Судебная коллегия признает данный довод апелляционной жалобы несостоятельным, противоречащим нормам действующего законодательства.

 Как  верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Комитет ЖКХ и ТЭК исполнил свое обязательство, предусмотренное соглашением от 05.05.2016 №9, и предоставил субсидию за счет средств бюджета Волгоградской области в размере 3 887 591,77 руб., что подтверждается платежным поручением от 20.06.2016 №111753.

18 января 2017 года истец осуществил возврат неиспользованного остатка предоставленной Комитетом ЖКХ и ТЭК субсидии в сумме 766 157,19 руб.

Однако, с заявкой на подтверждение потребности в неиспользованном остатке межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение и с просьбой произвести возврат указанной суммы в доход бюджета администрации Волгограда для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления межбюджетного трансферта, Истец обратился в Комитет лишь 16.03.2017, по истечению срока определенного пунктом 5 статьи 242 БК РФ.

   На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2018 года по делу № А12-29372/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         Т. В. Волкова

Судьи                                                                                                                      О. И. Антонова

                                                                                                             Т. С. Борисова