НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 № 12АП-1799/2014

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А57-13847/2013

13 марта 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена «13» марта 2014 года

Полный текст постановления изготовлен «13» марта 2014 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Каплина С.Ю.,

судей Комнатной Ю.А., Шараева С.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Балюбах Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ул. Университетская, д. 45/51, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),

на определение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2013 года о прекращении производства по делу №А57-13847/2013 (судья Бобунова Е.В.),

по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ул. Университетская, д. 45/51, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),

заинтересованные лица: Администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (ул. Тракторная, 43, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО1 (с. Усть-Курдюм, Саратовский район, Саратовская область), Счетная палата Саратовской области (ул. Железнодорожная, д. 72, корп. 2, <...>, ИНН: <***>, ОГРН <***>),

о признании незаконными действий администрации,

без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее – АПК РФ)  о признании незаконными действий администрации Саратовского муниципального района Саратовской области по включению ФИО1 в список граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Саратовскому муниципальному району в 2010 году.

Определением Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2013 производство по делу №А57-13847/2013 по заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области прекращено по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.

Министерство сельского хозяйства Саратовской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2013 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу,  арбитражный апелляционный суд  считает определение Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2013 не подлежащим отмене по следующим основаниям.  

Предметом обжалования является определение суда о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Согласно заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области обжалуются действия уполномоченного органа по жилищным отношениям при администрации Саратовского муниципального района по включению ФИО1 в список граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Обращаясь в арбитражный суд с данными требованиями заявитель полагает, что орган местного самоуправления неверно определил семью ФИО1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

То есть, спорные правоотношения вытекают из осуществления органом местного самоуправления полномочий в области жилищных отношений, регулируемых нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), который принял решение о постановке данной семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Как правильно указал арбитражный суд первой инстанции, в рассматриваемом случае спор возник между органами власти различных уровней по осуществлению ими своих полномочий в области социальной программы в отношении обеспечения жильем граждан.

Однако жилищные правоотношения по постановке граждан (физических лиц) на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не свидетельствуют о возникновении экономического спора или спора, связанного с осуществлением предпринимательской, а также иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 1 статьи 198 АПК РФ).

При указанных обстоятельствах, арбитражным судом первой инстанции правомерно, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, сделаны выводы о невозможности рассмотрения спора в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются как не обоснованные.

Требования заявителя основаны на нарушении ответчиком Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение) - приложение №1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющихся в свою очередь Приложением №16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2103 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 (далее Целевая программа).

В разделе II Одной из основных целей Целевой программы является создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности. Мероприятия Целевой программы направлены на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

В своем заявлении Министерство сельского хозяйства Саратовской области фактически указывает на не правильное определение гражданки ФИО1 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на статьи 31, 53 ЖК РФ и неправомерное включение последней в список участников Целевой программы.

Согласно пункту 5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

То есть, в рассматриваемом случае спор касается исполнения как органом местного самоуправления так и субъектом Российской Федерации положений Целевой программы в части улучшения жилищных условий определенных категорий граждан.

Определение гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий непосредственно связано с применением ЖК РФ.

Из заявления Министерства сельского хозяйства Саратовской области следует, что на разрешение суду ставятся вопросы о возможности признания физического лица нуждающимся в улучшении жилищных условий, правомерности включения его в число граждан, которым может быть оказана соответствующая помощь за счет реализации Целевой программы.

При этом предмет иска не затрагивает межбюджетные правоотношения, деятельность субъекта Российской Федерации, муниципалитета по выделению, использованию выделяемых бюджетных средств.

Следовательно, предмет иска не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью сторон дела и подлежит разрешению судом общей юрисдикции.

На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым определение Арбитражного суда Саратовской области от 30.12.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Оставить определение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2013 года о прекращении производства по делу №А57-13847/2013 без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через  арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           С.Ю. Каплин

Судьи:                                                                                                           Ю.А. Комнатная

                                                                                                                        С.Ю. Шараев