НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 № А06-5817/2023

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-5817/2023

09 февраля 2024 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Прозоровой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием систем веб-конференции, в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 декабря 2023 года по делу № А06-5817/2023

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Развитие» (414040, г. Астрахань, ул. Адмиралтейская, зд. 46, стр. 1, оф. 20, ОГРН: 1193025001619, ИНН: 3025035120)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (414014, г. Астрахань, пр-кт Губернатора Анатолия Гужвина, стр. 10, ОГРН: 1043000717825, ИНН: 3015067282)

о признании незаконными действий и требования,

заинтересованное лицо - Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Южному Федеральному округу (344000, г. Ростов-На-Дону, пр-кт Ворошиловский, д. 54, ОГРН: 1046163025270, ИНН: 6163072274),

при участии в судебном заседании:

представителя Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному Федеральному округу – Калюжной В.С., действующей на основании доверенности от 25.01.2023 № 07-18/0144, представлен диплом о высшем юридическом образовании,

представителя Общества с ограниченной ответственностью «Развитие» – Глаголева М.Э., действующего на основании доверенности от 10.01.2024, представлен диплом о высшем юридическом образовании,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Развитие» (далее – ООО «Развитие», Общество, налогоплательщик, заявитель) с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее – УФНС России по Астраханской области, Управление, налоговый орган) о признании незаконными действий по начислению налога на имущество за 2022 год в размере 11 246 175 руб., сообщение №3211246 от 17.04.2023 (в рамках дела № А06-5817/2023).

В рамках дела № А06-7022/2023 рассматривалось заявление ООО «Развитие» к УФНС России по Астраханской области о признании незаконным и не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации требования № 6391 от 27.06.2023 об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023 в части начисления недоимки по налогу на имущество организации (по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения) в размере 11 058 011,87 руб., пени в размере 807 385,30 руб.

Определением суда от 23 августа 2023 года дела № А06-5817/2023 и № А06-7022/2023 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения. Делу присвоен № А06-5817/2023.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Южному Федеральному округу (далее – МИ ФНС России по Южному Федеральному округу).

В судебном заседании 30 ноября 2023 года Обществом заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которыми ООО «Развитие» просило суд признать незаконными действия УФНС России по Астраханской области по начислению налога на имущество ООО «Развитие» за 2022 год в размере 11 246 175 руб. и требования об уплате задолженности № 6391 от 27.06.2023г. в части начисления недоимки по налогу на имущество организации (по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения) в размере 11 058 011,87 руб. и соответствующей суммы пени по налогу на имущество организации, поскольку в оспариваемом требовании указана общая сумма пени по налогу на имущество организации и земельному налогу.

Решением от 07 декабря 2023 года Арбитражный суд Астраханской области признал незаконными действия УФНС России по Астраханской области по начислению налога на имущество ООО «Развитие» за 2022 год в размере 11 246 175 руб. и требование об уплате задолженности № 6391 от 27.06.2023г. в части начисления недоимки по налогу на имущество организации (по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения) в размере 11 058 011,87 руб. и соответствующей суммы пени по налогу на имущество организации.

Кроме того, суд взыскал с УФНС России по Астраханской области в пользу ООО «Развитие» государственную пошлину в размере 6000 руб.

УФНС России по Астраханской области, МИ ФНС России по Южному Федеральному округу не согласились с принятым судебным актом и обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

ООО «Развитие» в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

УФНС России по Астраханской области извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. Управлением заявлено ходатайство об участии в судебном заседании с использованием систем веб-конференции. Ходатайство удовлетворено; доступ предоставлен. Однако Управление участие в судебном заседании не обеспечило.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей МИ ФНС России по Южному Федеральному округу и Общества, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Развитие» на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г.Астрахань, ул. Боевая, д. 29, кадастровый номер № 30:12:000000:6987. По состоянию на 01.01.2021 кадастровая стоимость указанного объекта определена в размере 562 308 728,09 руб.

17 апреля 2023 года УФНС России по Астраханской области направлено налогоплательщику сообщение № 3211246 об исчисленных налоговым органом суммах налога, в том числе налога на имущество организации за 2022 год в размере 11 246 175 руб. Объект налогообложения - объект незавершенного строительства по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 29, кадастровый номер № 30:12:000000:6987

УФНС России по Астраханской области выставлено требование № 6391 об уплате задолженности по состоянию на 27.06.2023, об уплате в срок до 31.07.2023, в том числе налога на имущество организации в размере 11 058 011,87 руб., соответствующие пени.

ООО «Развитие», не согласившись с действиями Управления по исчислению налога на имущество организаций и выставлению требования № 6391 в части данного налога, обратилось с апелляционными жалобами в МИ ФНС России по Южному Федеральному округу.

Решениями МИ ФНС России по Южному Федеральному округу от 07.06.2023 №07-10/260, от 28.07.2023 № 07-10/1356 жалобы налогоплательщика оставлены без удовлетворения.

Полагая, что вышеуказанные действия УФНС России по Астраханской области и требование являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом суд указал, что объект незавершенного строительства с кадастровым номером 30:12:000000:6987 не поименован в законе субъекта Российской Федерации (Закон Астраханской области от 26.11.2009 №92/2009-ОЗ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс), а также в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, соответственно, спорный объект не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога согласно пункту 1 статьи 373 Кодекса признаются организации, имеющие имущество, признаваемой объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ) признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Исходя из содержания положений, закрепленных в пункте 2 статьи 375 Кодекса, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Положениями, закрепленными в статье 378.2 НК РФ, устанавливаются особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Федеральным законом от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.01.2020, внесены изменения в подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции Закона №379-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Согласно пункту 2 статьи 378.2 НК РФ особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в силу положений статей 374 (подпункт 2 пункта 1), 375 и 378.2 Кодекса объект незавершенного строительства подлежит обложению налогом по кадастровой стоимости при выполнении следующих условий, независимо от постановки объекта на баланс в качестве основного средства:

- объект незавершенного строительства учтен в ЕГРН в качестве объектов незавершенного строительства;

- объект незавершенного строительства принадлежит организации на праве собственности (праве хозяйственного ведения);

- законом субъекта Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу в отношении объектов незавершенного строительства;

- в ЕГРН внесена кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства.

На территории Астраханской области налог на имущество введен Законом Астраханской области от 26.11.2009 № 92/2009-03 «О налоге на имущество организаций».

В соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 Закона Астраханской области от 26.11.2009 №92/2009-ОЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

Указанная редакция действовала с 01.01.2020 и до момента вступления в законную силу Закона Астраханской области от 22 апреля 2022 г. № 20/2022-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (вступил в силу 01.01.2023). Закон Астраханской области от 22 апреля 2022 г. № 20/2022-ОЗ содержит аналогичную норму в отношении объектов незавершенного строительства.

Таким образом, в спорный период – 2022 год Законом Астраханской области было предусмотрено, что налоговая база по объектам незавершенного строительства определяется как кадастровая стоимость.

Вывод суда первой инстанции о том, что налог на имущество исчислен Обществу неправомерно, поскольку объект незавершенного строительства с кадастровым номером 30:12:000000:6987 не поименован в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не соответствует нормам действующего законодательства.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, устанавливается только в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, но не как не в отношении подпункта4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса.

Судебной коллегией установлено, что:

- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 30:12:000000:6987 учтен в ЕГРН в качестве объектов незавершенного строительства с 07.07.2014;

- объект незавершенного строительства с кадастровым номером 30:12:000000:6987 принадлежит ООО «Развитие» на праве собственности;

- Законом Астраханской области от 26.11.2009 №92/2009-ОЗ было предусмотрено, что налоговая база по объектам незавершенного строительства в 2022 году определяется как кадастровая стоимость;

- на начало налогового периода в ЕГРН внесена кадастровая стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 30:12:000000:6987 в размере 562 308 728,09 руб. (т. 1, л.д. 14-18).

При таких обстоятельствах, данный объект подлежит обложением налогом на имущество в 2022 году.

Довод Общества о том, что спорный объект незавершенного строительства не стоит на балансе Общества и не используется им, отклоняется судебной коллегией, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статьи 374 (подпункт 2 пункта 1), 375 и 378.2 НК РФ) с налогового периода 2020 года исключается условие учета объектов недвижимости на балансе в качестве основных средств организации для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 6 статьи 386 НК РФ налогоплательщики - российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

В целях обеспечения полноты уплаты налога в отношении объектов налогообложения, указанных в абзаце первом настоящего пункта, составление, передача (направление) налоговыми органами налогоплательщикам - российским организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога в отношении таких объектов налогообложения, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, которые предусмотрены пунктами 4 - 7 статьи 363 настоящего Кодекса.

Сообщения составляются на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа, включая сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, полученные от органов Росреестра в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 Кодекса и приказом Росреестра № П/0131, ФНС России № ММВ-7-6/187@ от 03.04.2018 «Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронной форме о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества».

В сообщении указываются данные об объектах налогообложения, включая значение кадастровой стоимости, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога (пункт 5 статьи 363 Кодекса, приказ ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667@ «Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога»).

17 апреля 2023 Обществу по указанной форме направлено сообщение об исчисленных налоговыми органами суммах налога, в том числе налога на имущество в сумме 11 246 175 руб., содержащее и значение кадастровой стоимости, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога (т.1, л.д. 19-20).

Налогоплательщику - российской организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов (пункт 6 статьи 386 НК РФ).

Поскольку налоговым органом по состоянию на 27.06.2023 с учетом расчетов с бюджетом выявлена недоимка у общества, в том числе по налогу на имущество в сумме 11 058 011,87 руб., налогоплательщику правомерно в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ выставлено требование №6391 об уплате задолженности по налогу и пени в срок до 31.07.2023.

Действия УФНС России по Астраханской области по начислению налога на имущество ООО «Развитие» за 2022 год в размере 11 246 175 руб. и требование об уплате задолженности № 6391 от 27.06.2023г. в части начисления недоимки по налогу на имущество организации (по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения) в размере 11 058 011,87 руб. и соответствующей суммы пени по налогу на имущество организации соответствуют нормам действующего налогового законодательства, реальной налоговой обязанности Общества и не нарушают его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, апелляционный суд считает обжалуемое решение вынесенным с нарушением части 2 статьи 270 АПК РФ, что является основанием для его отмены.

По делу следует принять новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 декабря 2023 года по делу № А06-5817/2023 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «Развитие» - отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий судья

Ю.А. Комнатная

Судьи

М.А. Акимова

Е.В. Пузина