НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 № 12АП-6012/11

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-3961/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2011 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Кузьмичева С.А., Луговского Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,

без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле (№№ 80174-80179, ходатайство ФГУ «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнология» в лице Волгоградского филиала от 04.10.2011 г. о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя приобщены к материалам дела),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2011 года

по делу №  А12-3961/2011 (судья Пятернина Е.С.)

по заявлению Федерального государственного учреждения «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнология» в лице Волгоградского филиала,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области,

заинтересованные лица: закрытое акционерное общество «Капитал медицинское страхование» в лице филиала в городе Волгограде, открытое акционерное общество «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», г. Волгоград,

о признании решения антимонопольного органа незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное учреждение «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнология в лице Волгоградского филиала (далее - ФГУ «МНТК Микрохиргия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнология в лице Волгоградского филиала, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и несоответствующим части 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решения от 23 декабря 2010 по делу № 10-06/04-671.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 июня 2011 года заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Податель апелляционной жалобы считает, что судом сделан необоснованный вывод о том, что установление в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе и осуществление оценки и сопоставления заявок согласно положения конкурсной документации не является грубым нарушением законодательства о размещении заказов.

В отзывах на апелляционную жалобу ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», г. Волгоград, Федеральное государственное учреждение «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнология» в лице Волгоградского филиала полагают решение суда законным и обоснованным, просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,ФГУ «МНТК Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнологии» в лице Волгоградского филиала был объявлен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников Волгоградского филиала Федерального государственного учреждения «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» на 2011год.

Согласно пункту 7 протокола от 10.12.2010 № ОК-5-10 (101108/005231/278/1) вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе до окончания срока подачи конкурсных заявок претендентами было подано два конверта с заявками на участие в открытом конкурсе - ОАО «Страховая компания «СОГАЗ - Мед», ЗАО «Капитал медицинское страхование» в лице филиала в городе Волгограде.

По результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе, состоявшегося 13.12.2009, все подавшие заявки организации были допущены к участию в конкурсе.

14.12.2009 комиссией по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФГУ «МНТК Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова Росмедтехнологии» в лице Волгоградского филиала была произведена процедура оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

Конкурсная комиссия оценивала заявки на участие в конкурсе в соответствии с критериями и порядке, установленным конкурсной документацией. Оценка заявок осуществлялась в соответствии с «Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 №722.

Критерии оценки:

Цена контракта - значимость 80%.

Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса - значимость 20%. Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Цена контракта. Предложения участников конкурса по цене контракта признаются равными и оцениваются в 80 баллов, поскольку цена контракта определяется величиной страховых взносов на обязательное медицинское страхование в течение срока действия государственного контракта в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Комиссия, исследовав все заявки участников конкурса по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок и сопоставив их, пришла к выводу, что участники конкурса набрали одинаковое количество баллов. В случае равенства баллов победителем признается участник, заявка на участие в конкурсе которого, поступила ранее заявок на участие в конкурсе других участников размещения заказа. В связи с чем, было принято решение, что победителем конкурса является ОАО «Страховая компания» «СОГАЗ - Мед», поскольку данное общество первое подало заявку на участие в конкурсе.

В УФАС по Волгоградской области поступила жалоба ЗАО «Капитал медицинское страхование» в лице филиала в городе Волгограде по факту обжалования действий Государственного заказчика - ФГУ «МНТК Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнологии» в лице Волгоградского филиала при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию работников Волгоградского филиала Федерального государственного учреждения «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи» на 2011.

В жалобе ЗАО «Капитал медицинское страхование» в лице филиала в городе Волгограде указано, что в информационной карте конкурсной документации Волгоградского филиала начальная (максимальная) цена контракта составляет 6885000,00 (шесть миллионов восемьсот восемьдесят пять тысяч рублей 00 копеек) и определяется размером (тарифом) страховых взносов в течение срока действия государственного контракта, подлежащих уплате в фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», и является фиксированной, в связи с чем, участники размещения заказа не имели возможности снизить начальную цену контракта.

Решением по делу № 10-06/04-671 от 23.12.2010 антимонопольным органом признана жалоба обоснованной, а Государственный заказчик ФГУ «МНТК Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнологии» в лице Волгоградского филиала нарушившим пункт 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных».

Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Поскольку, удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что страховой тариф является неизменным, то при размещении заказа на право заключения государственного или муниципального контракта на обязательное медицинское страхование цена контракта является формальным критерием оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Участники размещения заказа в указанном конкурсе могут предложить только ту цену контракта, которая указана в конкурсной документации.

Таким образом, вывод антимонопольного органа о том, что заказчиком в конкурсной документации не указан размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, подлежащих перечислению из бюджета ТФОМС в соответствующем году и норматив расходов по ведению дела по обязательному медицинскому страхованию, является необоснованным.

При вынесении решения суд также учел, что расходы на ведение дела страховой медицинской организации являются фиксированной величиной, соответствующими нормативными документами утверждаются в абсолютно-стоимостных показателях и относительном (процентном) выражении, и не влияют на изменение цены контракта.

С таким выводом не может согласиться суд апелляционной инстанции.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов", установлен единый порядок размещения заказов на территории Российской Федерации. Главной целью установления такого порядка является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов" для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по нескольким критериям: "цена контракта", "функциональные или качественные характеристика товара", "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса", "сроки оказания услуг", "объем предоставления гарантий качества услуг" и другие (закрытый перечень). При этом оценка заявок на участие в конкурсе по критерию "цена контракта" является обязательной.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов" совокупная значимость указанных критериев не должна превышать 100%. При этом, согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов" значимость критериев "функциональные или качественные характеристика товара" и "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса" не может составлять более 20%.

Указанные положения также содержатся в Правилах оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно установил, что при проведении Конкурса на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию Заказчик предусмотрел в конкурсной документации (Приложение № 3) всего два критерия оценки заявок на участие в Конкурсе - "Цена контракта" и "Качество услуг и квалификация участника конкурса". При этом установил значимость критерия "Цена контракта" равную 80%, а значимость критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса" равную 20%.

Вместе с тем, раскрывая порядок оценки заявок по критерию "Цена контракта" заказчик установил, что предложения всех участников конкурса по указанному критерию признаются равными, и всем участникам конкурса присуждается максимальное количество баллов - 100.

Установив данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанный порядок противоречит ч. 2, 4, 6 ст. 28 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов", поскольку, означает, что оценка заявок на участие в Конкурсе по критерию "цена контракта" не производится, а осуществляется только на основании оценки заявки по единственному критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса". Следовательно, по факту, критерий "качество услуг и квалификация участника конкурса" является единственным критерием оценки заявок и приобретает при оценке заявок 100% значимость, что противоречит ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов".

Учитывая вышеизложенные положения, а также то, что проведение процедур размещения государственного заказа направлено на эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования и развитие добросовестной конкуренции, на заказчика возлагается обязанность сформировать конкурсную документацию таким образом, чтобы ее положения были направлены на поддержание конкуренции по критерию цена.

Цена контракта на оказание услуги по обязательному медицинскому страхованию определяется Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере медицинского страхования населения.

Общие требования к Правилам обязательного медицинского страхования граждан, утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установлены Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан, утвержденными ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и.

В соответствии с п. 4.1 ТП ОМС, ТФОМС финансирует страховую медицинскую организацию на основании договора ТФОМС со страховой медицинской организацией.

Финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется по дифференцированным подушевым нормативам, определяемым в соответствии с Порядком определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование, являющимся Приложением 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденному Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Минздравом России от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Минфином России от 27.04.2001 N 12-03-14, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 20.06.2001, регистрационный N 2756.

Законом Волгоградской области от 03.02.2010 г. № 1991 -ОД «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» статьей 6 утверждены расходы на ведение дела страховых медицинских организаций на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: в составе расходов на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования расходы на ведение дела страховых медицинских организаций на 2010 год - 74840,0 тыс. рублей; на 2011 год - 81350,0 тыс. рублей; на 2012 год - 87450,0 тыс. рублей.

В договорах о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2011 год, заключенных ГУ «ТФОМС Волгоградской области» со страховыми медицинскими организациями, ГУ «ТФОМС Волгоградской области» обязуется предоставлять средства на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в размере 1,12 процентов от суммы средств, поступивших в Страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Установленный договором процент - единый для всех страховых компаний, является величиной постоянной

Полученные от ТФОМС по дифференцированным подушевым нормативам средства обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации в соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, используют на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, по нормативам, установленным ТФОМС с учетом рекомендаций ФОМС (пункт 4.6 ТП ОМС).

ТФОМС устанавливает для страховых медицинских организаций единые нормативы финансовых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования. При этом сумма средств в запасном резерве не должна превышать одномесячного, а в резерве финансирования предупредительных мероприятий - двухнедельного запаса средств на оплату медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС (пункт 4.7 ТП ОМС).

В случае прекращения, в том числе досрочного, договора ТФОМС со страховой медицинской организацией, последняя в течение 10 дней возвращает ТФОМС средства, предназначенные для оплаты медицинских услуг, в том числе средства сформированных резервов: оплаты медицинских услуг и запасного, оставшиеся после выполнения ею в полном объеме обязательств перед лечебно-профилактическими учреждениями по договорам на предоставление медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию, а также оставшиеся средства резерва финансирования предупредительных мероприятий (пункт 4.9 ТП ОМС).

Расчеты между страховой медицинской организацией (ТФОМС) и медицинским учреждением производятся путем оплаты ею счетов медицинского учреждения (пункт 5.5 ТП ОМС).

Медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта Российской Федерации (пункт 5.3 ТП ОМС).

Таким образом, в соответствии с заключенным между Заказчиком и страховой медицинской организации договором, последняя получает право свободного распоряжения исключительно денежными средствами, предназначенными на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию.

Следовательно, начальной (максимальной) ценой контракта, устанавливаемой Заказчиком при проведении открытого конкурса на оказание услуги по обязательному медицинскому страхованию является сумма средств, подлежащая перечислению от ТФОМС в соответствии с дифференцированным подушевым нормативом и включающая средства на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, по нормативам, установленным ТФОМС с учетом рекомендаций ФОМС.

Таким образом, денежные средства (цена контракта), перечисляемые страховой организации (победителю торгов, стороне - исполнителю государственного контракта) включают в себя помимо прочего средства в пределах норматива расходов на ведение дела.

При этом из анализа положений законодательства об обязательном медицинском страховании не следует, что страховые медицинские организации не вправе самостоятельно снижать реальные расходы на ведение дела в пределах норматива РВД, утвержденного ТФОМС. Положения законодательства также не указывают и на то, что реальные расходы страховой медицинской организации на ведение дела не должны быть менее норматива РВД, установленного ТФОМС.

Согласно разделу III "Состав расходов на ведение дела СМО" Приказа N 181 понятия "средства, полученные СМО по договору с ТФОМС на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию" и "норматив РВД", имеющий свой порядок определения, не являются идентичными понятиями.

Согласно ч. 11 раздела I Типовых правил обязательного медицинского страхования (Правил ОМС) на основании утвержденных ФОМС единых нормативов (в том числе нормативов РВД), страховщик самостоятельно определяют расходы на ведение дела исходя из полученных от ФОМС финансовых средств.

Норматив РВД является предельной величиной финансирования СМО на ведение страхового дела. Вместе с тем, СМО в целях победы в конкурсе на право оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию может предложить цену контракта, равную начальной максимальной цене, уменьшенной на величину расходов на ведение дела в пределах норматива РВД.

Следовательно, судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о том, что установление в конкурсной документации указанного порядка оценки заявок на участие в конкурсе и осуществление оценки и сопоставления заявок согласно указанным положениям конкурсной документации не является грубым нарушением законодательства о размещении заказов.

С учетом изложенного, вывод суда о том, что оспариваемое решение является незаконным и несоответствующим части 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует признать не соответствующим приведенным нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения.

Апелляционная жалоба Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 июля 2011 года по делу № А12-3961/2011 отменить, принять новый судебный акт.

Отказать Федеральному государственному учреждению «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Росмедтехнология» в лице Волгоградского филиала, в удовлетворении заявления о признании незаконным и несоответствующим части 4 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, от 23 декабря 2010 по делу № 10-06/04-671.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий М.Г. Цуцкова

Судьи: С.А. Кузьмичев

Н.В. Луговской