ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74
===============================================================
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов Дело № А06-2836/2008-19
«13» октября 2008 года
Резолютивная часть постановления объявлена «07» октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен «13» октября 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Александровой Л.Б., Борисовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Телегиной А.Ф.,
при участии в заседании при участии в заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани Абакумовой О.Н., действующая по доверенности от 03.09.2008г. №02-31/24972, представителя муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Астркоммунэнерго» Аристовой М.О., действующей по доверенности от 05.08.2008г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от «09» июля 2008 года по делу №А06-2836/2008-19 (судья Гущина Т.С.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Астркоммунэнерго» (г. Астрахань)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани (г. Астрахань)
о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие города Астрахани «Астркоммунэнерго» (далее – МУП г. Астрахани «Астрокоммунэнерго», заявитель, налогоплательщик) с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, налоговый орган) о признании недействительным решения от 17.03.08 г. №5550 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 120 478 руб., начисления пени по НДС в сумме 11 460 руб., уменьшения предъявленного к возмещению НДС в сумме 602 390 руб. и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного НДС за август 2005г. в сумме 602 390 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09.07.2008 года заявленные требования удовлетворены: решение ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани от 17.03.08 г. №5550 о привлечении МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 120 478 руб., начисления пени по НДС в сумме 11 460 руб., уменьшения предъявленного к возмещению НДС в сумме 602 390 руб. признано недействительным; суд обязал ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани возвратить МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» излишне исчисленный НДС за август 2005 г. в сумме 602 390 руб. С ИФНС РФ по Кировскому району г. Астрахани взысканы в пользу МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» расходы по госпошлине в сумме 15 524 руб.
ИФНС России по Кировскому району города Астрахани не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 09.07.2008 года по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» отказать.
МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу налогового органа – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за август 2005 года.
В ходе проверки налоговым органом выявлено завышение НДС, предъявленного налогоплательщиком за август 2005г. в сумме 602 390 руб.
07 февраля 2008г. по результатам проверки налоговая инспекция составила акт камеральной налоговой проверки №887.
17 марта 2008 г. налоговым органом вынесено решение №5550, которым МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 120478 руб. (том 1 л.д. 37-50).
Данным решением налогоплательщику так же начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 11 460 руб. и предложено уменьшить предъявленный к уменьшению в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за август 2005г. в сумме 602 390руб.
Кроме того, налоговый орган решил внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4 решения).
Не согласившись с вынесенным решением о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 120 478 руб., начисления пени по НДС в сумме 11 460 руб., уменьшения предъявленного к уменьшению в завышенных размерах НДС в сумме 602390 руб., МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о том, что получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным ценам и тарифам, выделялись на оплату подлежащих налогообложению НДС услуг, реализуемых отдельным категориям граждан, следовательно, такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что денежные средства, предоставленные МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1статьи 162 НКРФ.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в августе 2005г. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» реализовывало электрическую энергию населению по тарифам, установленным Постановлением Региональной энергетической комиссии Астраханской области от 10.12.04 №97 «О тарифах на электрическую энергию и тепловую энергию ОАО «Астраханьэнерго». Тарифы установлены в соответствии с Федеральным законом от 14.04.95 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.04 №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.08.2004 №69-э/4 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005-2006 годы».
Согласно данному постановлению, тарифы на электрическую энергию для населения Астраханской области и потребителей, приравненных к населению, на 2005 год были установлены с учетом налога на добавленную стоимость.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.95 №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» для отдельных потребителей утверждаются льготные тарифы на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Таким образом, утверждение льготных тарифов входит в единую систему государственного регулирования цен.
МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» в 2005 году ежеквартально получало возмещение убытков (расходов) в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.
Возмещение убытков (расходов) МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» получало от Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управления городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани.
Возмещение убытков (расходов) осуществлялось путем перечисления на расчетный счет предприятия денежных средств в соответствии с «Временным положением о возмещении расходов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг», утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 19 мая 2005г. №96-П, и заключенного на его основе договором от 13.04.2005г. № 02, заключенным между Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» (том 1, л.д. 27-29), договором от 11.01.2005г. №12-А, заключенным между Управлением жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» (том 1, л.д. 25-26).
Денежные средства предоставлялись налогоплательщику из областного и городского бюджетов.
Размер денежных средств определялся на основании ежемесячных отчетов МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» о фактических расходах, не покрытых доходами от оплаты жилищно-коммунальных услуг из-за применения льготных цен, и счетов-фактур, выставляемых МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Управлению городского хозяйства благоустройства администрации г. Астрахани.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства, предоставленные МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в связи с оказанием МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» услуг отдельным категориям граждан по льготным ценам в рамках реализации социальной политики государства по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, не связаны с оплатой реализованных коммунальных услуг, а потому не могут увеличивать налоговую базу по НДС на основании пунктов 2 пункта 1 статьи 162 НКРФ по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 Кодекса.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным, так как в данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС и подлежат компенсации из бюджета без включения в них НДС.
Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС от 16.04.2008 года №3440/08.
Однако суд первой инстанции не учел, что суммы к оплате из областного и городского бюджетов по договорам о возмещении расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, заявителем указывались с учетом НДС, оплата производилась с учетом НДС. Налог был получен МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» за ноябрь 2005 год из бюджета в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Судом апелляционной инстанции не может быть принят довод заявителя о том, что в данном случае полученный налог на добавленную стоимость фактически является возмещением предприятию убытков в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам по льготным ценам.
Как указывалось выше, компенсация расходов по предоставлению льгот должна была производиться из бюджета без учета НДС. В случае если налог был выставлен к уплате и получен налогоплательщиком, он подлежит перечислению в бюджет в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 173 НК РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» обязано было уплатить НДС за ноябрь 2005 года.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» представило в налоговый орган уточненную ежемесячную налоговую декларацию по НДС за август 2005 год, где сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, составила 269681 руб.
В октябре 2007г. МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго», посчитав, что ошибочно включило и оплатило НДС, включив суммы полученных субвенций в налоговую базу, представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за август 2005год, где сумма налога, заявив к уменьшению из бюджета за август 2005г. составила 872071 руб., то есть завышен НДС, предъявленный к уменьшению, на сумму 602390 руб.
Оспариваемым решением МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 120478 руб.
Налогоплательщику так же начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 11460 руб. и предложено уменьшить предъявленный к уменьшению в завышенных размерах НДС в сумме 602 390руб.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным решение суда первой инстанции о признании недействительным решения ИФНС по Кировскому району г. Астрахани от 17.03.08 г. №5550 в части привлечения МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 120478 руб., начисления пени по НДС в сумме 11460 руб., уменьшения предъявленных к уменьшению в завышенных размерах НДС за август в сумме 602390 руб. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Порядок и сроки уплаты налога на прибыль, объект налогообложения установлены положениями главы 21 Кодекса.
Статья 11 Кодекса содержит понятие "недоимка" - это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Как указано выше, судом установлено и материалами дела подтверждается, что МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС август 2005 г., с суммой налога, исчисленной к уменьшению.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обязанности МУП г. Астрахани Астркоммунэнерго» уплатить НДС за август 2005г., следовательно, по сути, проверкой подтверждены правильность первоначально поданной уточненной декларации.
Статьей 122 Кодекса установлена ответственность за неуплату или неполную уплату налога. В данном случае такого правонарушения общество не совершило.
Норма статьи 75 Кодекса предусматривает начисление пеней за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, то есть право начисления пеней также связано с неуплатой или неполной уплатой налога.
Таким образом, поскольку МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» указанных налоговых правонарушений не допущено, у инспекции не имелось правовых оснований для начисления пеней и взыскания штрафа.
Данная позиция подтверждается Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2005 N 2157/05, от 19.09.2006 N5957/06.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части обязания ИФНС России по Кировскому району города Астрахани принять решение о возврате МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» излишне исчисленного НДС за август 2005 года в сумме 602390 руб. как вынесенного с нарушением норм материального права, на том основании, что заявителем неправомерно занижена сумма налога, исчисленная к уменьшению, за август 2005 год. В этой части следует принять новый судебный акт, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В связи с частичным отказом заявителю в удовлетворении заявленных требований, подлежит изменению решение суда первой инстанции в части взыскания с ИФНС России по Кировскому району города Астрахани в пользу МУП г. Астрахани «Астркоммунэнерго» расходов по уплате государственной пошлины. Следует взыскать с налоговой инспекции в пользу МУП города Астрахани «Астркоммунэнерго» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от «09» июля 2008 года по делу №А06-2833/2008-19 отменить в части обязания Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Астрахани принять решение о возврате Муниципальному унитарному предприятию города Астрахани «Астркоммунэнерго» излишне исчисленного НДС за август 2005 года в сумме 602390 руб.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани принять решение о возврате Муниципальному унитарному предприятию города Астрахани «Астркоммунэнерго» излишне исчисленного НДС за август 2005 года в сумме 602390 руб. – отказать.
Решение суда в части взыскания с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани в пользу Муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Астркоммунэнерго» расходов по уплате государственной пошлины в сумме 15 524 руб. изменить.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани в пользу Муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Астркоммунэнерго» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Астраханской области.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Л.Б. Александрова
Т.С. Борисова