НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2008 № 12АП-2548/08

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

====================================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А57-20335/07-26

16 июня 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,

судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области, город Балаково Саратовской области,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.03.2008 г. по делу № А57-20335/07-26 (судья Коломейцев П.И.),

по заявлению Закрытого акционерного общества «Терминал», город Балаково Саратовской области,

к Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области, город Балаково Саратовской области,

о признании незаконным бездействия и обязании вынести решение о списании реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам,

при участии в заседании:

представителя ЗАО «Терминал» - ФИО1 (доверенность от 05.09.2007 г. сроком на 1 год 6 месяцев);

представителя Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области – ФИО2 (доверенность № 2 выдана 14.01.2008 г. сроком по 31.12.2008 г.), ФИО3 (доверенность № 1 выдана 06.06.2008 г. сроком по 31.12.2008 г.);

УСТАНОВИЛ:

  В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Закрытое акционерное общество «Терминал» с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области о признании недействительным акта-письма № 11-04/12368 от 05.07.2007 года и обязании вынести решение о списании реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам.

Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил признать незаконным бездействие должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области, выразившееся в не принятии решения о списании реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам, указанной в решении № 36/2001 Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области от 09.11.2001 года и решении № 16ДП от 25.12.2002 года; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области вынести решение о списании с ЗАО «Терминал» реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам: по федеральным налогам: налог на прибыль: пени - в сумме 387000 рублей, налог на прибыль: штрафы - в сумме 1000 рублей, - НДС РФ (налог на добавленную стоимость): пени - в сумме 684000 рублей, НДС РФ (налог на добавленную стоимость): штраф - в сумме 51000 рублей, спецналог РФ (специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей): пени - в сумме 10000 рублей, загрязнение окружающей среды(плата за загрязнение окружающей природной среды): пени - в сумме 8000 рублей по региональным налогам: налог на имущество (налог на имущество предприятий): пени в сумме 99017 рублей. 19 копеек, по местным налогам: земельный налог: пени - 60436 рублей 86 копеек, содержание жил.фонда гор.бюджет ( налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы): пени в сумме 9080 рублей 85 копеек, прочие местные налоги гор.бюджет (целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели): пени в сумме 4646 рублей 55 копеек (т. 2, л.д. 132-133).

Судом первой инстанции уточнения были приняты.

Решением суда первой инстанции от 20.03.2008 г. заявленные ЗАО «Терминал» требования удовлетворены в полном объеме.

Межрайонная ИФНС России № 2 по Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

ЗАО «Терминал» против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает, что судом принято законное и обоснованное решение, оснований к отмене которого не имеется.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 05.06.2008 года на 12 часов 00 минут, объявлялся перерыв до 07.06.2008 года до 10 часов 00 минут.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, решением Межрайонной ИМНС России № 2 по Саратовской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области) от 09.11.2001 года. № 36/2001 ЗАО «Терминал» предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также право на реструктуризацию по региональным и местным налогам и сборам.

Решение вынесено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 года № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом», с распоряжением Правительства Саратовской области от 23 декабря 1999 года № 583-Пр «О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом», с постановлением главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26 сентября 2001 года № 2990 «О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом Балаковского муниципального образования».

Решением налоговой инспекции от 25.12.2002 года № 16ДП в решение от 09.11.2001 года №36/2001 внесены изменения, в результате чего ЗАО «Терминал» в течение шести лет обязано было погасить задолженность перед федеральным бюджетом по федеральным налогам в сумме 759000 рублей; погасить в течение последующих четырех лет задолженность перед федеральным бюджетом по пеням и штрафам в сумме 1141000 рублей Вынесенные налоговым органом решения обязали заявителя в течение десяти лет погасить задолженность по пеням по региональным налогам в сумме 128000 рублей и задолженность по пеням по местным налогам в сумме 98000 рублей.

Заявитель, погасив задолженность по налогам перед федеральным бюджетом, известил об этом налоговый орган, направив письмом от 27.06.2007 года № 5 заявление о необходимости списания налоговым органом задолженности по пеням и штрафам.

Письмом от 05.07.2007 года № 11-04/12368 налоговый орган сообщил, что ЗАО «Терминал» погасило реструктуризированную кредиторскую задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет 30.12.2005 года, то есть после четырех лет с даты принятия решения о реструктуризации, тем самым не выполнило условие о досрочном погашении реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, в связи, с чем списание задолженности по начисленным налогам и штрафам невозможно. Решение о списании (об отказе в списании) реструктуризированной задолженности налоговым органом принято не было.

Считая бездействие должностных лиц налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о списании реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам, указанной в решении № 36/2001 Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области от 09.11.2001 года и решении № 16ДП от 25.12.2002 года незаконными, ЗАО «Терминал» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ЗАО «Терминал» указал, что имело место незаконное бездействие налогового органа, повлекшее негативные последствия для налогоплательщика.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 (далее - Порядок N 1002), устанавливает условия и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.

В пункте 4 Порядка N 1002 указано, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

На основании пункта 5 Порядка N 1002 организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

Как видно из материалов дела, решением налогового органа от 09.11.2001 года № 36/2001 и решением от 25.12.2002 года № 16 ДП ЗАО «Терминал» предоставлено право на реструктуризацию задолженности перед федеральным бюджетом

по федеральным налогам:

- налог на прибыль - налог в сумме 330 000 рублей,

- налог на добавленную стоимость - налог в сумме 429 000 рублей,

- налог на прибыль - пени в сумме 387 000 рублей,

- налог на прибыль - штрафы в сумме 1 000 рублей,

- налог на добавленную стоимость - пени в сумме 684 000 рублей,

- налог на добавленную стоимость - штраф в сумме 51 000 рублей,

- специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей - пени в сумме 10 000 рублей,

- плата за загрязнение окружающей природной среды - пени в сумме 8 000 рублей.

по региональным налогам (пени):

- налог на имущество предприятий - пени в сумме 128 000 рублей;

по местным налогам (пени):

- земельный налог - пени в сумме 78 000 рублей,

- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы- пени в сумме 13 000 рублей;

- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели - пени в сумме 7 000 рублей.

Налоговым органом были утверждены графики погашения задолженности.

В соответствии с графиками задолженность перед федеральным бюджетом по налогам была распределена для поэтапного гашения, начиная с 4 квартала 2001 года по 3 квартал 2007 года включительно; по пеням и штрафам по федеральным налогам обязанность погашения задолженности распределялась, начиная с 4 квартала 2007 года по 3 квартал 2011 года включительно.

Ввиду отсутствия задолженности по налогам по региональным и местным налогам, графики погашения задолженности по пене по региональным и местным налогам распределены для поэтапного гашения, начиная с 4 квартала 2001 года по 3 квартал 2011 года включительно.

Согласно графику последнюю оплату перед федеральным бюджетом по налогам заявитель должен был произвести в 3 квартале 2007 года. Фактически оплата реструктуризированных федеральных налогов была произведена досрочно.

Как установлено судом первой инстанции, ЗАО «Терминал» в период с 4 квартала 2001 года по 4 квартал 2005 года осуществлял платежи в соответствии с графиками рестурктуризированной задолженности. Данный факт подтверждается материалами дела: копиями квитанций, платежных поручений, документами о проведении зачетов по федеральным налогам.

29-30 декабря 2005 года заявитель произвел платежи по федеральным налогам платежными поручениями № 198 в сумме 33 907 рублей 35 копеек, № 197 в сумме 2021 рублей 12 копеек, № 195 от 31.12.2005 года в сумме 18034 рублей 83 копеек, № 196 в сумме 25895 рублей 84 копеек, № 199 в сумме 124960 рублей 68 копеек, тем самым в полном объеме уплатил реструктуризированную задолженность по федеральным налогам в сумме 759 000 рублей.

ЗАО «Терминал» вносились платежи по графику погашения задолженности и текущие платежи в бюджет. Заявитель произвел полную оплату реструктуризированной задолженности по федеральным налогам 30.12.2005 года досрочно, то есть до истечения срока, предусмотренного графиками.

Факт досрочного погашения задолженности перед федеральным бюджетом налоговым органом не оспаривается.

Так, письмом от 05.07.2007 года № 11-04/12368 налоговый орган подтвердил, что заявитель 30.12.2005 года погасил задолженность перед федеральным бюджетом. Отсутствие задолженности по налогам перед федеральным бюджетом подтверждается справкой о состоянии расчетов по состоянию на 02 декабря 2007 года № 20352.

Налоговый орган в суде первой и апелляционной инстанциях пояснил, что налогоплательщик не имеет право на списание пеней и штрафов, в связи с тем, что задолженность погашена за пределами четырехлетнего срока, предоставляющего право на полное списание реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам.

В письме от 05.07.2007 года №11-04/12368 на заявление Общества налоговый орган указал, что для списания реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам уплата по налогам и сборам по графам реструктуризации должна быть произведена в течении четырех лет (16 кварталов) с момента принятия решения о реструктуризации, т.е. с 09.11.2001 года по 30.09.2005 года включительно (с 4 квартала 2001 года по 3 квартал 2005 года включительно).

Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что утверждение налогового органа не отвечает нормам налогового законодательства.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах установлен статьей Статья 6.1. Налогового кодекса РФ.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года)признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что утверждение налогового органа, что четырехлетний срок исчисляется с 10.11.2001 года по 30.09.2005 год противоречит понятию год, определенному статьей 6.1. НК РФ.

Суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заявителем были полностью выполнены условия, дающие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 года № 1002, право на списание задолженности по пеням и штрафам, и отказ налогового органа в списании задолженности по пеням и штрафам ЗАО «Терминал» по федеральным налогам является незаконным.

Как следует из материалов дела в 4 квартале 2001 года, 23.10.2001 года, ЗАО «Терминал» подало в налоговый орган заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам; 09.11.2001 года было подано дополнительное заявление.

Налоговым органом заявления были удовлетворены и решением от 09.11.2001 года № 36/2001 ЗАО «Терминал» предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам по состоянию на 01.10.2001 год, по пеням и штрафам по состоянию на 08.11.2001 года. Вынесенное решение предоставляет налогоплательщику право реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом по налогам и сборам сроком на 6 лет с 2001 года по 2007 год (с уплатой реструктурируемой задолженности, начиная с 4 квартала 2001 года); по начисленным пеням и штрафам, начисленным по федеральным налогам и сборам, сроком на 4 года с 2007 года по 2011 год (с уплатой реструктурируемой задолженности, начиная с 4 квартала 2007 года); пени по региональным и местным налогам сроком на 10 лет с 2001 года по 2011 год (с уплатой реструктурируемой задолженности, начиная с 4 квартала 2001 года)

В соответствии с пунктом 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 года № 1002, график погашения задолженности должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал.

Аналогичные требования к погашению реструктурируемой задолженности содержатся в Правилах, утвержденных распоряжением Правительства Саратовской области от 23.12.1999 года № 583-Пр, постановлением Главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.09.2001 года №2990.

Как указывалось выше, согласно пункту 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 года № 1002, организация имеет право произвести досрочное погашение реструктуризируемой задолженности по налогам и сборам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

На основании статьи 138 Федерального закона от 30.12.2001 года N 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» начиная с 2002 года производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 года № 1002, и которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктуризированной задолженности в течении 2-х или 4-х лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 года № 269 «О списании суммы задолженности по пеням и штрафам» определено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно 2-х или 4-х лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 года № 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности в соответствии с правилами, определяемыми этим Министерством.

Пунктом 2 Правил списания сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 года № 1002, утвержденных приказом МНС России от 30.04.2002 года № БГ-3-29/235, установлено, что при погашении реструктуризируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации, территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности.

В соответствии с пунктом 8 Письма МНС РФ от 06.12.1999 года N АС-6-10/970 «Разъяснения о реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом» первым кварталом уплаты по графику погашения реструктуризируемой задолженности считается следующий квартал после принятия решения налоговым органом о реструктуризации задолженности.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, поскольку решение о реструктуризации от 09.11.2001 года № 36/2001 было принято в 4-м квартале 2001 года, то первым кварталом уплаты по графику погашения реструктуризируемой задолженности в силу пункту 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ следует считать 1-й квартал 2002 года, а окончание четырехлетнего срока приходится на 1-й квартал 2006 года.

Пунктами 2, 3 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года № 1002, утвержденных Приказом МНС РФ от 30.04.2002 года № БГ-3-29/235 установлено, что при погашении реструктуризируемой задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) с момента погашения указанной задолженности. Решения о списании задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации.

Однако, несмотря на погашение ЗАО «Терминал» реструктуризированной задолженности в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации, выполнение условий реструктуризации, в нарушение пунктов 2, 3 Правил списания суммы задолженности по пеням и штрафам, решение о списании задолженности по пеням и штрафам руководителем налогового органа принято не было.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган, в силу пунктов 2-4 Правил, утвержденных приказом МНС России от 30.04.2002 года № БГ-3-29/235, обязан был в 1 квартале 2006 года принять решение о списании задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Суд апелляционной инстанции так же считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка налогового органа на Правила Министерства Российской Федерации от 21.06.2001 года, на Правила Министерства Российской Федерации от 30.04.2002 года в части исчисления четырехлетнего срока.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Как верно указал суд первой инстанции, Налоговый Кодекс Российской Федерации и Порядок проведения реструктуризации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 года № 1002, регламентирующие порядок проведения реструктуризации, предоставляют налоговому органу исключительное право только на принятие решения о реструктуризации и принятие решения об утрате права на реструктуризацию в связи с неуплатой налогоплательщиком текущих платежей и неисполнении графика погашения задолженности.

Приказы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21.06.2001 года № БГ-3-10/191 и от 30.04.2002 года № БГ-3-29/235 в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, предоставлять налоговому органу иные права, по сравнению с тем, как они установлены Налоговым кодексом и законодательством Российской Федерации. Следовательно - не могут являться основанием для изменения течения сроков, изменения понятий «год», «квартал».

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ЗАО «Терминал» выполняло условия реструктуризации: своевременно уплачивало текущие платежи в бюджет, досрочно, в течение четырех лет погасило реструктуризируемую задолженность по налогам перед федеральным бюджетом и имеет право на списание реструктуризируемой задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Суд апелляционной инстанции так же считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что подлежат удовлетворению и требования Общества о списании реструктуризированной задолженности по пеням по региональным и местным бюджетам (налогам) по следующим основаниям.

Реструктуризация кредиторской задолженности по региональным налогам регулируется распоряжением Правительства Саратовской области от 23.12.1999 года № 583-Пр «О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом».

По решению налогового органа от 09.11.2001 года № 36/2001 была реструктуризирована кредиторская задолженность ЗАО «Терминал» по региональным налогам в части задолженности по пене.

Реструктуризация задолженности по местным налогам регулируется постановлением главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.09.2001 года № 2990 «О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом Балаковского муниципального образования».

По решению налогового органа от 09.11.2001 года № 36/2001 была реструктуризирована кредиторская задолженность ЗАО «Терминал» по местным налогам в части задолженности но пене.

Согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом (утв. распоряжением Правительства Саратовской области от 23.12.1999 года № 583-Пр) в случае проведения реструктуризации кредиторской задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении реструктуризируемых пеней и штрафов, текущих налоговых платежей в областной бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации министерство финансов области по представлению налогового органа производит полное списание оставшегося долга по пеням и штрафам.

Аналогичный порядок списания задолженности предусмотрен пунктом 5 Порядка,утвержденного постановлением Главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.09.2001 года № 2990.

Заявитель полагает, что в 1 квартале 2004 года налоговый орган обязан был списать сумму задолженности по пеням и штрафам по региональным и местным налогам, числящуюся по состоянию на 01.01.2004 года.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно не принят довод налогового органа о том, что для списания задолженности по пене по региональным и местным налогам налогоплательщик обязан был погасить 1/2 реструктуризированной задолженности по налогу на прибыль, уплачиваемую в областной и городской бюджеты; заинтересованное лицо полагает, что это условие заявителем не исполнено.

Согласно пункту статьи 12 НК РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В силу ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на прибыль организаций относится к числу федеральных налогов.

Постановления Правительства, нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4 ПК РФ).

Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 года № 1002 принято в соответствии со статьей 115 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год». Статьей 11 этого же закона установлено, что доходы федерального бюджета на 1999 год формируются в том числе и за счет налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что налоговым органом неправильно применены нормы пункта 5 Порядка, утвержденного распоряжением Правительства Саратовской области от 23.12.1999 года № 583-Пр, пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением Главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.09.2001 года № 2990, так как требования о погашении 1/2  реструктуризированной задолженности в течение 2 лет относится к погашению реструктуризированной задолженности по региональным и местным налогам, в то время как по региональным и местным налогам была реструктуризирована задолженность по пеням. Основанием для списания оставшейся суммы задолженности по пене на 01.01.2004 год является уплата по графику реструктуризированной задолженности по пене и уплата текущих платежей по налогам.

При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, при рассмотрении вопроса о праве заявителя на списание задолженности по пеням налоговому органу следовало применять абзац третий пункта 5 вышеназванных Правил.

Суд апелляционной инстанции так же считает, что судом первой инстанции правомерно не принят довод налогового органа о том, что пени по местным налогам не подлежат списанию ввиду того, что по местным налогам, решением от 29.10.2004 года № 47 Пр/2004 ЗАО «Терминал» утратило право на реструктуризацию задолженности по пеням по местным налогам по следующим основаниям.

Реструктуризация налоговой задолженности направлена на финансовое оздоровление предприятий. В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от  03.09.1999 года № 1002, распоряжением Правительства Саратовской области от 23.12.1999 года № 583-Пр, постановлением главы Балаковского муниципального образования Саратовской области от 26.09.2001 года № 2990 предусмотрены условия для списания части задолженности при соблюдении предприятиями условий реструктуризации, предусмотренных данными нормативными актами.

Как видно из материалов дела, решение налогового органа от 09.11.2001 года № 36/2001 предоставляет право реструктуризации кредиторской задолженности ЗАО «Терминал» по пеням, начисленным по региональным и местным налогам и сборам по состоянию на 08.11.2001 год сроком на 10 лет с 2001 года по 2011 год (с уплатой реструктуризируемой задолженности начиная с 4 квартала 2001 года).

Заявитель своевременно, в течение двух лет, уплачивал реструктуризированную задолженность по пене, начинам с 4 квартала 2001 года; своевременно уплачивал текущие платежи по налогам (сборам). Данное обстоятельство подтверждается копиями платежных документов (квитанций, платежных поручений). Таким образом, в 1 квартале 2004 года в соответствии с пунктом 5 Правил оставшаяся на 01.01.2004 год сумма реструктуризируемой задолженности по пеням по территориальным и местным налогам должна быть представлена налоговым органом в финансовые органы для списания.

Согласно, актам сверки расчетов (реструктуризация) от 7(12) марта 2008 года, а также актам сверки расчетов от 7(12) марта 2008 года (текущие платежи) подтверждается факт своевременной оплаты текущих платежей, факт уплаты пеней по графикам по региональным и местным налогам. Справка налогового органа № 21683 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 января 2004 год также подтверждает, что на 01.01.2004 год отсутствовала задолженность ЗАО «Терминал» по региональным и местным налогам. Факт исполнения налогоплательщиком обязательств по уплате реструктурированной задолженности кроме того подтверждается решением налогового органа от 29 октября 2004 год № 47 пр./2004 год из которого следует, что по региональным налогам начислено 38,6 тыс. руб., оплачено 41,8 тыс. руб., по местным налогам начислено - 29.2 тыс. руб. оплачено 29,9 тыс.руб.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счел обоснованными, подтвержденными материалами дела заявленные ЗАО «Терминал» суммы оставшейся реструктуризированной задолженности по пене по региональным и местным налогам.

Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства, подтверждающего несвоевременную уплату заявителем налога на землю, представленную налоговым органом справку без номера о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по ЗАО «Терминал» по состоянию на 01.10.2004 год, а также в качестве подтверждения правомерности принятия решения о прекращении действия решения от 09.11.2001 года № 36/2001 года в части задолженности по местным налогам в сумме 69 000 рублей по следующим основаниям.

Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (пункт 2 статьи 44 НК РФ).

Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщика или плательщика сбора (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 ПК РФ).

Как верно указал суд первой инстанции, налоговым органом не представлены доказательства возникновения обязательств, как и не представлены доказательства несвоевременного исполнения обязательств по земельному налогу.

Представленная налоговым органом справка не может служить доказательством несвоевременной уплаты земельного налога: в материалах дела представлена справка налогового органа № 17 о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по состоянию на 01 октября 2003 года, данные которой о реструктуризируемой задолженности значительно превышают сумму задолженности заявителя на дату вынесения решения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.

Суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований для отмены которого не имеется, всем доводам участников процесса судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.03.2008 г. по делу № А57-20335/07-26 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий Ю.А. Комнатная

Судьи С.Г. Веряскина

О.А. Дубровина