ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А06-62/2016
07 июня 2016 года
Резолютивная часть объявлена: «06» июня 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 марта 2016 года по делу № А06-62/2016 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кировская средняя общеобразовательная школа им П.М.Смирнова» (ОГРН 1023000841841, ИНН 3005002409)
к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области (ОГРН 1023000826914, ИНН 3005006548)
о признании недействительным решения от 12.11.2015 № 040 005 15 РВ 000036 в части,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кировская средняя общеобразовательная школа им П.М.Смирнова" (далее – Заявитель, Школа, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области (далее – УПФ РФ в Камызякском районе Астраханской области, пенсионный орган) о признании решения от 12.11.2015 № 040 005 15 РВ 000036 недействительным в части.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 марта 2016 года требования заявителя удовлетворены. Решение Управления ПФР в Камызякском районе от 12.11.2015 № 040 005 15 РВ 000036 признано недействительным в части уплаты страховых взносов на страховую часть в сумме 8000 рублей, на накопительную часть в сумме 3000 рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2550 рублей, соответствующих сумм штрафа и пени.
Суд также взыскал с Управления ПФР в Камызякском районе в пользу Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кировская средняя общеобразовательная школа им П.М.Смирнова" расходы по госпошлине в размере 3000 рублей.
Пенсионный орган, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований страхователя.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа им П.М.Смирнова» оспорило доводы апелляционной жалобы в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кировская средняя общеобразовательная школа им П.М.Смирнова», Управления пенсионного Фонда Российской Федерации в Камызякском районе Астраханской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением на основании решения от 15.09.2015 № 040 005 15 АВ 0000427 проведена выездная проверка Школы по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ по результатам которой, составлен Акт выездной проверки № 040 005 15 АВ 0000401 от 19.10.2015.
Проверкой установлено, что Школой в нарушение части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ в 2012-2014 годах занижена база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам на суммы выплат по социальной поддержке молодым специалистам – педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, на суммы начисленных и выплаченных грантов мэра города педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений.
По мнению УПФ в связи с тем, что в ст. 9 Федерального закона № 212- ФЗ такие выплаты произведенные организацией - работодателем своим работника не поименованы, то они подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника финансирования.
Указанное правонарушение привело к образованию недоимки в сумме и начислению соответствующих штрафных санкций за неполную уплату сумм страховых взносов и пени.
Решением от 12.11.2015 № 040 005 15 РВ 00000364 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).
Не согласившись с решением страхователь обжаловал его в суд.
Арбитражный суд Астраханской области, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу, что произведенные выплаты не связаны с трудовыми отношениями и взнос в пенсионный фонд исчислению не подлежит.
Апелляционный суд счел выводы суда первой инстанции правомерными.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие условий о несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются, в том числе, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Исключение составляют выплаты, в том числе предусмотренные подпунктом 2 части 3 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, согласно которому в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике" под грантом понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Согласно статье 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 582 ГК РФ грант является предметом гражданско-правового договора пожертвования.
Судом первой инстанции установлено, что 15.08.2011 Школой с Бекмухамбетовой А.С. был заключен трудовой договор № 16 и в рассматриваемом случае произведенная ей выплата в размере 50000,0 рублей производились в качестве единовременного пособия молодым специалистам, которая предусмотрена постановлением Правительства Астраханкой области от 14.11.2011 № 459-П «единовременной выплате в форме субсидии молодым специалистам системы образования Астраханкой области, поступившим в педагогическую деятельность в 2011 году».
Данным постановлением утвержден Порядок предоставления единовременной выплаты в форме субсидии выпускникам дневного отделения учреждений высшего профессионального образования и среднего профессионального образования 2011 года, приступившим к педагогической деятельности в 2011 году в образовательных учреждениях, расположенных на территории Астраханской области (далее Порядок).
В соответствии с п. 2.1 Порядка правом на получение выплаты обладает молодой специалист, трудоустроившийся в образовательное учреждение, имеющий учебную (педагогическую) нагрузку в объеме не менее 1 ставки, основное образование (модификацию) пли дополнительную специальность по профилю вакансии в образовательном учреждении, заключивший трудовой договор с образовательным учреждением на неопределенный срок или срочный трудовой договор на срок не менее трех лет.
Согласно пунктов 3.1 и.3.2 Порядка выплаты предоставляются молодым специалистам единовременно в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей каждому в форме субсидии за счет средств бюджета Астраханской области.
Выплаты производится в соответствии с утвержденными министерством сводными списками молодых специалистов для получения выплаты и перечисляются на лицевой счет молодого специалиста, открытый им в кредитной организации.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что единовременная выплата в размере 50000 рублей произведена молодому специалисту Бекмухамбетовой А.С. на основании Постановлением Правительства Астраханской области от 14 ноября 2011 г. .№459-П, распоряжения министерства образования и науки Астраханской области от 24.11.2011 №138 «О социальной поддержки молодых специалистов системы образования Астраханской области в 2011 г» и распоряжения администрации МО «Камызякскнй район» от 09.06.2012 г. №212-р.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N212-Ф3 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам относятся все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат связанных, в том числе и с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
Единовременное пособие, выплаченное страхователем молодым специалистам, является государственным пособием, то есть относятся к необлагаемым выплатам.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
Таким образом, объектом для исчисления страховых взносов являются не любые доходы работника по месту его работы, а лишь начисленные ему за определенный трудовой результат.
С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что спорные выплаты единовременного пособия молодым специалистам не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников Школы и не включены в систему оплаты труда.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Приведенные органом фонда социального страхования доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 25 марта 2016 года по делу № А06-62/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи: А.В. Смирников
М.Г. Цуцкова