НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.1944 № 12АП-1170/07

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                            Дело N А-57-9125/ 05-4-44

Резолютивная часть постановления объявлена «14» января 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен «17» января 2008 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи В. Б. Шалкина,

судей  Бирченко А. Н.,  Камериловой В. А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  С. В.

Дюжаковой

при участии в заседании представителей:

Истца – Гусев В. Г. по доверенности от 30.12.2007 г.

Ответчика – Головатова О. В. по доверенности от 10.01.2007 г.

3-го лица  (Министерство финансов Саратовской области) -  Петров М. В. по доверенности от 29.12.2007 г.

3-го лица (Министерство сельского хозяйства  Саратовской области) – не явился, извещен,

рассмотрев  в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Колхоза «Имени 18 Партсъезда»  на решение Арбитражного суда Саратовской области  от «16» ноября 2007 года по делу № А-57-9125/05-4-44,  принятое судьей   Игнатьевым Д.Ю.,

по иску  Колхоза имени 18 Партсъезда, Саратовская область, Ершовский район, с. Новая Краснянка   к    Администрации    объединенного    муниципального    образования    Ершовского  района Саратовской области, Саратовская область, г. Ершов

3-и лица - Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов

Министерство сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов

о взыскании 1 061 485 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Колхоз имени 18 Партсъезда обратился в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Администрации объединенного муниципального образования Ершовского района Саратовской области о взыскании 1 061 485 рублей., в том числе 850 000 руб. – средств на возмещение и ликвидацию последствий стихийных бедствий (от засухи) по Ершовскому району и 211285 рублей – процентов за пользование чужими денежными средствами.

К участию в деле в качестве 3-их лиц привлечены Министерство финансов Саратовской области и Министерство сельского хозяйства Саратовской области.

Решением суда от 16.02.2006 г. по делу № А-57-9125/05-4 в иске было отказано, постановлением апелляционной инстанции от 11.05.2006 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.11.2006 г. ранее принятые по вышеуказанному делу судебные акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда Саратовской области.

Кассационная инстанция поручила суду первой инстанции исследовать утверждение истца о том, что ответчик должен был возместить ущерб истцу как пострадавшему от стихийного бедствия сельскохозяйственному производителю в полном объеме.

При новом рассмотрении дела истцом заявлено ходатайство об увеличении суммы иска в порядке статьи 49 АПК РФ, в котором он просит суд взыскать сумму основного долга 850 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 390 036 руб. за период с 31.12.2003 г. по 01.03.2007 г., и которое судом удовлетворено.

Решением Арбитражного суда Саратовской  области от 16.11.2007 г.  в иске отказано.

Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, в которой просит принятое по делу решение отменить, исковые требования удовлетворить.

            В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что  судом  не учтено, что ответчику в полном объеме были перечислены денежные средства  на  проведение мероприятий по ликвидации стихийных бедствий в сельском хозяйстве.     

       В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представители  ответчика и третьего лица считают решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным и просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

            Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи с нижеследующим.

Как следует из материалов дела,   распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 № 1825-р Минфину России было поручено направить в 2003 году на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001-2003 годах, ассигнования в размере 6342771,616 тыс. рублей в счет средств, поступающих в погашение задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом по ранее выданным бюджетным ссудам, по полученному в 1995 году товарному кредиту на поставку горюче-смазочных материалов сельскохозяйственным товаропроизводителям, по полученным в 1992-1994 годах организациями агропромышленного комплекса и потребительской кооперации централизованным кредитам и начисленным по ним процентам, с отражением указанных операций по разделам «Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы» и «Прочие расходы» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации с распределением согласно приложению.

Органам   исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации   было поручено обеспечить  направление  указанных  в пункте 1 данного  распоряжения  средств  на компенсацию материального ущерба    сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате стихийных бедствий в 2001-2003 годах.

Согласно приложению к указанному выше распоряжению в бюджет Саратовской области было распределено 205445, 492 тыс. рублей.

По имеющимся материалам дела арбитражным судом было установлено, что во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 года № 1825-р Правительством Саратовской области было издано распоряжение от 30.12.2003 года № 421-Пр, которым определено, на какие цели должна быть направлена сумма 205445,492 тыс. рублей: на погашение задолженности областного бюджета перед федеральным бюджетом по бюджетным ссудам, полученным на покрытие временных кассовых разрывов, возникших при исполнении консолидированного бюджета области, на сумму 164713,8 тыс. рублей; по переоформленным в бюджетную ссуду централизованным кредитам, полученным организациями агропромышленного комплекса и потребительской кооперации в 1992-1994 годах, на сумму 16761,692 тыс. рублей; направить местным бюджетам денежные средства по взаимным расчетам в размере 23970 тыс. рублей.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 30.12.2003 № 421-Пр установлен порядок произведения расчетов с сельскохозяйственными товаропроизводителями по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве 2001-2003 годов: переоформить гарантийные обязательства муниципальных образований области по привлеченному в 1996 году товарному кредиту и начисленным процентам, заключить договоры о переводе долга министерства сельского хозяйства и продовольствия области перед областным бюджетом по бюджетным кредитам 2001-2002 годов и их переоформлению в обязательства муниципальных образований области по бюджетным ссудам, провести расчеты по погашению встречных обязательств по средствам, причитающимся сельскохозяйственным товаропроизводителям на ликвидацию последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве 2001 - 2003 годов, и задолженности перед областным бюджетом по бюджетным кредитам, предоставленным по договорам о предоставлении целевых беспроцентных бюджетных кредитов, по бюджетным ссудам, полученным на покрытие временных кассовых разрывов, возникших при исполнении местных бюджетов, переоформленным из муниципальных гарантийных обязательств по централизованным кредитам сельскохозяйственных товаропроизводителей 1992-1994 годов, по товарному кредиту сельскохозяйственных товаропроизводителей 1996 года, по заключенному договору о переводе долга.

На основании распоряжения Правительства Саратовской области от 30.12.2003 № 421-Пр Министерство финансов Саратовской области издало приказ от 30.12.2003 № 866а, согласно пункту 5 которого финансовые органы муниципальных образований области должны были капитализировать начисленные проценты за пользование товарным кредитом 1996 года к основному долгу, переоформить в обязательства органов местного самоуправления перед областным бюджетом по бюджетным ссудам: гарантийные обязательства по привлеченному в 1996 году сельскохозяйственными товаропроизводителями товарному кредиту с капитализированными процентами за пользование ими; обязательства министерства сельского хозяйства и продовольствия области по бюджетным кредитам 2001-2002 годов; обеспечить заключение с министерством сельского хозяйства и продовольствия области договоров уступки муниципальным образованиям области прав требования долга с сельскохозяйственных товаропроизводителей по бюджетным кредитам 2001-2002 годов; уменьшить обязательства перед областным бюджетом по бюджетным ссудам; отразить в муниципальных долговых книгах соответствующие изменения видов долговых обязательств с уменьшением задолженности перед областным бюджетом по бюджетным ссудам; уведомить сельскохозяйственных товаропроизводителей о переходе прав кредитора от Саратовской области в лице министерства финансов области по товарному кредиту 1996 года и начисленным процентам по ним к муниципальным образованиям области; провести зачет встречных обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по возврату в местные  бюджеты    задолженности    по    бюджетным кредитам, включая кредиты 1992-1994, 1996 и 2001-2002 годов.

В приложении № 1 к приказу министерства финансов области от 30.12.2003 года № 866-а в соответствии с пунктом 2 «а» отражен в исполнении областного бюджета за 2003 год зачет встречных обязательств по средствам, причитающимся: местным бюджетам по взаимным расчетам на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве в 2001-2003 годах и задолженности местных бюджетов по возврату в областной бюджет задолженности по бюджетным ссудам на общую сумму 114607,04 тыс. руб., в том числе по Ершовскому району 13290,100 тыс. рублей.

В приложении № 2 к данному приказу указаны размер капитализации начисленных процентов за пользование товарным кредитом 1996 года к основному долгу и обязательства местных бюджетов перед областным бюджетом по бюджетным ссудам, переоформленным из муниципальных гарантийных обязательств по товарному кредиту сельскохозяйственных товаропроизводителей 1996 года, в том числе по Ершовскому району, соответственно 1194.110 руб. и 11633410 руб.

В приложении № 3 к данному приказу определены обязательства местных бюджетов перед областным бюджетом по бюджетным ссудам 2001-2002 годов в соответствии с договорами уступки министерством сельского хозяйства и продовольствия области органам местного самоуправления требования долга с сельскохозяйственных товаропроизводителей и обязательства должников перед местным бюджетами по бюджетным кредитам 2001-2002 годов, в том числе по Ершовскому району – 1550950 руб., подлежит зачету встречных обязательств - 922048 руб. 16 коп. В списке предприятий Ершовского района, указанных в приложении № 3, истец отсутствует.

В материалах дела имеется акт обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций № 56 от 18.04.2003 г., которым зафиксированы размеры ущерба и не возмещенных затрат истца.

На основании данного акта администрация ОМО Ершовского района Саратовской области включила истца в список предприятий, пострадавших от стихийных бедствий в 2003 году, указав средства, причитающиеся сельскохозяйственному товаропроизводителю - 1 287 800 руб.

Так как у истца не имелось долга по бюджетным кредитам и бюджетным ссудам, то в данном списке не отражены суммы, засчитанные в уменьшение задолженности перед областным бюджетом и денежные средства по взаимным расчетам.

В материалах дела имеются уведомления по взаимным расчетам на 2003 год, произведенным с Финансовым управлением администрации ОМО Ершовского района № 1316 от 31.12.2003 на сумму 3157500 руб., № 1290 на сумму 3650700 руб., № 1332 на сумму 13290100 руб. В дополнительных указаниях Министерство финансов Саратовской области обязало финансовое управление администрации ОМО Ершовского района Саратовской области отразить данные суммы по исполнению местного бюджета в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам в соответствии с приказом министерства финансов области от 30.12.2003 № 866-а.

Платежным поручением от 29.12.2003 № 3034 на сумму 3650700 руб. Финансовое управление администрации ОМО Ершовского района Саратовской области произвело погашение бюджетной ссуды Управлению федерального казначейства МФ РФ по Саратовской области. Таким образом, был произведен зачет встречных обязательств по пункту 2 приказа Министерства финансов Саратовской области № 866-а от 30.12.2003.

В решении Районного собрания ОМО Ершовского района Саратовской области № 41-310 от 06.11.2004 г. указано о направлении дополнительно полученных доходов от перевыполнения плана, по налогу на имущество предприятий сельским товаропроизводителям в сумме 6808,2 тыс. рублей на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве 2001-2003 годов, в том числе истцу в сумме 437 600 руб.

Остаток по компенсации материального ущерба истца от засухи составил 850000 руб.

На основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо,  не      исполнившее      обязательства     либо исполнившее   его   ненадлежащим   образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае гражданские права и обязанности могли возникнуть из актов государственных органов и органов местного самоуправления.

Как видно из материалов дела, арбитражным судом было выяснено, что из содержания распоряжений Правительства Российской Федерации, Правительства Саратовской области, приказа Министерства финансов Саратовской области следует, что наличные денежные средства на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001-2003 годах, не выделялись названными исполнительными органами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Доводы заявителя  жалобы о том, что ответчику в полном объеме были перечислены денежные средства  на  проведение мероприятий по ликвидации стихийных бедствий в сельском хозяйстве, доказательством чего являются уведомления №  1316 по взаимным расчетам от 31.12.2003 г., №  1290 от 31.12.2003 г., № 1332 от 31.12.2003 г. судом апелляционной инстанции отклоняются, так как с учетом содержания платежного поручения от 29.12.2003 г. № 3034, следует, что  при проведении межбюджетного зачета, прекращающего взаимные обязательства участников зачета и не являющегося формой расчетов и доказательством получения данных средств, Администрацией объединенного    муниципального    образования    Ершовского    района Саратовской области, выполняющей указания Министерства финансов Саратовской области,  данные суммы отражены как исполнение местного бюджета в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам в соответствии с приказом министерства финансов области от 30.12.2003 № 866-а.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что имеющиеся материалы дела не содержат достаточных доказательств подтверждения того факта, что ответчик не исполнил какие-либо обязательства перед истцом, возникшие из актов государственных органов и органов местного самоуправления, вследствие неосновательного обогащения.

Установление судом первой инстанции факта отсутствия получения  ответчиком от третьих лиц наличных денежных средств на финансирование последствий стихийных бедствий 2001-2003 годов  также подтверждает отсутствие вины ответчика  в неполучении истцом средств на возмещение и ликвидацию последствий стихийных бедствий.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 390036 руб.

           Как правильно указал суд первой инстанции, в связи с тем, что ответчик из федерального и областного бюджетов не получал денежных средств на финансирование последствий стихийных бедствий 2001-2003 годов, то отсутствует и факт неправомерного удержания, иной просрочки в их уплате либо неосновательного сбережения ответчиком средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование последствий стихийных бедствий 2001-2003 годов, в связи с чем требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежало.

   При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Саратовской  области от 16 ноября  2007 года по делу №  А-57-9125/05-4-44 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные статьями 273-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий по делу                                                       В. Б.  Шалкин

Судьи                                                                                                   А. Н.  Бирченко

                                                                                                              В. А.  Камерилова