ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А12-19394/2019 |
04 октября 2019 года |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Волгоградской области «Волгоградавтотранс» (400029, г. Волгоград, ул. Гремячинская, д. 76, ИНН 3443016862, ОГРН 1023402985066)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2019 года (мотивированное решение от 12 августа 2019 года) по делу № А12-19394/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья О.И. Калашникова),
по заявлению Государственного унитарного предприятия Волгоградской области «Волгоградавтотранс» (400029, г. Волгоград, ул. Гремячинская, д. 76, ИНН 3443016862, ОГРН 1023402985066)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 1, ИНН 3444119910, ОГРН 1053444090270)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 29.05.2019 № ВС/2019-54,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Государственное унитарное предприятие Волгоградской области «Волгоградавтотранс» (далее – ГУП ВО «Волгоградавтотранс», заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее – административный орган, Волгоградстат) от 29 мая 2019 года № ВС/2019-54 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГУП ВО «Волгоградавтотранс» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 17 августа 2019 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 05 апреля 2019 года заявителем представлены первичные статистические данные за 2018 год по форме федерального статистического наблюдения № 1-предприятие. 11, 22, 30 апреля 2019 года, 07 мая 2019 года в представленные статистические данные внесены корректировки. Административным органом установлено, что содержащиеся в отчёте первичные статистические данные недостоверны.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении ГУП ВО «Волгоградавтотранс» статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 282-ФЗ), пунктов 3,4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620 (далее - Положение).
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
22 мая 2019 года при участии представителя ГУП ВО «Волгоградавтотранс» Божко С.В. составлен протокол № 20-08/2019 об административном правонарушении, которым зафиксированы допущенные нарушения (т.1 л.д.69-72).
После оставления протокола об административном правонарушении ГУП ВО «Волгоградавтотранс» 29 мая 2019 года вновь внесены корректировки в предоставленный отчёт.
29 мая 2019 года административным органом вынесено постановление № ВС/2019-54 о привлечении ГУП ВО «Волгоградавтотранс» к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (т.1 л.д.9-12).
ГУП ВО «Волгоградавтотранс» извещено надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления (т.1 л.д.67).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ГУП ВО «Волгоградавтотранс», отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ГУП ВО «Волгоградавтотранс» согласно апелляционной жалобе считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. По мнению заявителя, не был исследован вопрос о наличии обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, суд необоснованно отказал в признании правонарушения малозначительным.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В соответствии со статьёй 4 Закона об официальном статистическом учёте одним из основных принципов официального статистического учёта и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Согласно части 1 статьи 8 Закона об официальном статистическом учете респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 указанной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия представления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта определены в Положении.
Первичные статистические данные представляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утверждённым формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Пунктом 6 положения предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.
Субъекты официального статистического учёта, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3-дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные. Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учёта предоставляют субъектам официального статистического учёта исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, или необходимые пояснения.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года № 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учёта, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета. Федеральная служба государственной статистики является субъектом официального статистического учёта, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в Российской Федерации.
Согласно подпункту 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учёта, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 27.07.2018 № 461 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий» утверждены прилагаемые формы федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации».
Отчёт составляется в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», содержащимися в приложении №1 приказа Росстата от 27.07.2018 № 461 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий». В соответствии с пунктом 4 Указаний сведения предоставляются в сроки и адреса, указанные на бланке формы, то есть до 1 апреля после отчётного года.
ГУП ВО «Волгоградавтотранс» обязано было предоставить в указанный срок статистическую отчётность.
Из материалов дела следует, что заявителю 18 марта 2019 года направлено письмо о необходимости предоставления до 1 апреля 2019 года отчётности по форме № 1-предприятие за 2018 год (т.1 л.д.89)
В представленном отчёте указаны недостоверные первичные статистические данные. Административным органом установлено, что в представленных данных содержатся недостоверные сведения по расходам на тепловую энергию, данные завышены в 2,7 раза. По расходам на воду данные завышены в 21,8 раз. Данные по остаткам на складе на начало 2018 года не соответствовали аналогичным данным на конец 2017 года. По налогам и сборам, включаемым в себестоимость продукции, данные увеличены в 2,7 раза. По земельному налогу данные завышены на 175%, по транспортному налогу - на 158 %. Расходы на оплату работ и услуг сторонним организациям завышены в 4,5 раза, данные по расходам на оплату работ и услуг сторонних организаций по транспортировке грузов автомобильным транспортом увеличены в 775,5 раз, по здравоохранению снижены до 8,5 %, по сбору и обработке сточных вод, утилизации твёрдых отходов увеличены в 3,5 раза. В отчёте за 2018 год отсутствовали данные по выплате пособия по временной нетрудоспособности, суточных, данные по показателю инвестиций, прочих услугах.
11, 22, 30 апреля 2019 года, 07 мая 2019 года заявителем в отчёт внесены корректировки (т.1 л.д.83, 84, 86-88). Указанные корректировки не исключили наличие в отчёте недостоверных данных.
Нарушения зафиксированы административным органом в протоколе от 22.05.2019.
Таким образом, ГУП ВО «Волгоградавтотранс» нарушило обязанность респондента по предоставлению достоверных статистических данных. Деяние заявителя образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждено материалами дела. Факт нарушения заявителем не оспаривается.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судами обеих инстанций установлено, что ГУП ВО «Волгоградавтотранс» не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере официального статистического учёта.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк заявителя к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
ГУП ВО «Волгоградавтотранс» не заявлено доводов, не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершённого правонарушения.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении возложенной на заявителя публично-правовой обязанности без уважительных причин.
Допущенное ГУП ВО «Волгоградавтотранс» правонарушение посягает на нормальный порядок организации деятельности по своевременной обработке полученной информации и формированию достоверных официальных статистических данных.
Тот факт, что совершением правонарушения не затронуты интересы работников и общества, сам по себе не является основанием для признания совершённого правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности не оправдано, противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и способствовало бы распространению в обществе правового нигилизма.
Таким образом, основания для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, апелляционным судом установлено, что при определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания является минимальной, предусмотренной санкцией части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует совершённому деянию.
Основания для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2019 года (мотивированное решение от 12 августа 2019 года) по делу № А12-19394/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья М.А. Акимова