ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 49-40-88, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 49-33-67,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А06-4814/2013
09 декабря 2013 года
Резолютивная часть постановления объявлена «03» декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен «09» декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе
г. Астрахани - ФИО1 по доверенности от 09.01.2013, ФИО2 – по доверенности от 29.07.2013,
от Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации – ФИО3 по доверенности от 27.04.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления (Государственного учреждения) Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе
г. Астрахани (г. Астрахань)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2013 года
по делу №А06-4814/2013 (судья Гущина Т.С.)
по заявлению Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
(г. Астрахань)
к Управлению (Государственного учреждения) Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани (г. Астрахань)
об уменьшении размера штрафных санкций
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера штрафных санкций, примененных решением Управления (Государственного учреждения) Пенсионного фонда Российской Федерации (УПФР) в Кировском районе г. Астрахани (далее Управление) № 040 015 13 РВ 0000091 от 07.06.2013г. до 40000 рублей, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Управление (Государственного учреждения) Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 31 октября 2013 года.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с требованиями статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) УПФР в Кировском районе г. Астрахани провело выездную проверку плательщика страховых взносов ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2010г. по 31.12.2012г.
По результатам проверки составлен акт от 26.04.2013г. № 040 015 13 АВ 0000091 (л.д.43- 58) и принято решение от 07.06.2013 г. № 040 015 13 РВ 0000091, которым ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в сумме 203170,82 рублей; по абзацу 3 статьи 17 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в сумме 130048,46рублей.
ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России, не согласившись с решением от 07.06.2013г. № 040 015 13 РВ 0000091 в части размера назначенных санкций, обратилось в суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Кировском районе г. Астрахани № 040 015 13 РВ 0000091 от 07.06.2013г. в части привлечения к ответственности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханская государственная медицинская академия» в виде штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ в размере 203170,82 рублей и в виде штрафа по абзацу 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ в размере 130048,46 рублей; уменьшил размер штрафа в общей сложности до 40000 рублей (по каждому указанному виду правонарушений до 20000 рублей), указал, что размер начисленного штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения, нанесенному ущербу, степени вины правонарушителя и определен без учета обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчетность до 1 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частями 1,2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, которые подлежат уплате в срок не позднее 15–го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Согласно части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УПФР в Кировском районе г. Астрахани привлекло ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в сумме 203170,82 рублей (в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов за 2010г. в сумме 766499 рублей, за 2011г. в сумме 71215 рублей и в сумме 178140,12 рублей за 2012г.).
Вместе с тем, в решении указано, что заявителем 07.09.2010г. представлен уточненный расчет по форме РСВ ПФР за 1 полугодие 2010г. в связи с самостоятельным обнаружением факта неотражения в представленном расчете сведений, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате в размере 766357 рублей.
Согласно части 1 статьи 17 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 17 Закона № 212-ФЗ если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случае представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени.
Однако, ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России при представлении уточненного расчета уплатило сумму страховых взносов размере 766357 рублей, но не уплатило частично пени в сумме 2260,22 рублей.
В ходе проверки также установлено, что ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России представило недостоверные сведения необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в территориальные органы ПФР на застрахованных лиц, указанных в приложении № 1 решения о привлечении к ответственности, а также в 1 полугодии 2010г. не представило сведения персонифицированного учета на ФИО4 (1986г.р., СНИЛС <***>).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции действующей до 01.01.2011г.) страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице установленные сведения, а (в редакции действующей с 01.01.2011г.) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) установленные сведения.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
УПФР в Кировском районе г. Астрахани на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» привлекло ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России к ответственности в виде штрафа в общей сумме 130048,46 рублей.
В оспариваемом решении, суд первой инстанции, анализируя размер примененных санкции, пришел к правомерному выводу, что размер начисленного штрафа не соответствует тяжести совершенного правонарушения, нанесенному ущербу, степени вины правонарушителя и определен без учета обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения.
В соответствии с положениями п. 15 Информационного письма Президиума ВАС от 11.08.2004 № 79 суды при удовлетворении требований о взыскании санкций за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, вправе снизить размер санкций при наличии смягчающих обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности; конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
При этом, частью 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ установлено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно части 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В рассматриваемом случае, судом первой инстанции установлены смягчающие обстоятельства, в том числе то, что ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России ранее к ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, до проведения проверки в 2010г. самостоятельно выявило ошибки, приведшие к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, подало уточненный расчет, оплатило доначисленную сумму страховых взносов, а также предприняло меры к уплате пени, но из-за технических ошибок допущенных в заявках платежи не были осуществлены до подачи уточненного расчета, указанные обстоятельства подтверждаются заявками на кассовый расход от 20.07.2010г. и 17.09.2010г. Пени были уплачены в полном объеме в ноябре 2010г. При этом орган пенсионного фонда при принятии к проверке уточненного расчета, обстоятельств, свидетельствующих о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, не было выявлено.
ГБОУ ВПО АГМА Минздрава России является бюджетным образовательным учреждением, значительный размер штрафа дополнительно должен быть оплачен за счет бюджетных средств.
Таким образом, с учетом изложенного, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства совершенного Учреждением правонарушения, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и снизил размер штрафных санкций до 40000 рублей (по каждому указанному виду правонарушений до 20000 рублей).
В апелляционной жалобе не приведено доводов, касающихся выводов суда первой инстанции о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и снижении размера штрафных санкций до 40000 рублей.
Доводы УПФР в Кировском районе г. Астрахани о несоблюдении сроков на обжалование решения пенсионного органа апелляционный суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» каждое лицо имеет право обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера (далее - акты органа контроля за уплатой страховых взносов), действия (бездействие) его должностных лиц, если, по мнению этого лица, акты, действия (бездействие) нарушают права этого лица.
В силу положений статьи 54 Закона № 212-ФЗ акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд (часть 1 статьи 54 Закона № 212-ФЗ). Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) органа контроля за уплатой страховых взносов, действий (бездействия) его должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 54 Закона № 212-ФЗ).
Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В соответствии со статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что решение от 07.06.2013 № 040 015 13РВ 0000091 получено представителем Учреждения нарочно 14.06.2013, о чем имеется отметка и подпись представителя в решении.
В суд с заявленными требованиями Учреждение обратилось 02.07.2013.
Таким образом, довод УПФР в Кировском районе г. Астрахани о пропуске срока подачи заявления в арбитражный суд, является ошибочным, поскольку предусмотренный ст. 198 АПК РФ срок на обжалование истекает 14.09.2013г.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 18 сентября 2013 года по делу № А06-4814/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления (Государственного учреждения) Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.Г. Веряскина
Судьи Л.Б. Александрова
Н.В. Луговской