ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А06-4892/2018
08 октября 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Стар Групп» Куватова А.В., действующего на основании доверенности от 14.05.2018, представителей Астраханской таможни Биймурзаевой Ф.Р., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 №08-33/0004, и Дорджиева Д.Ф, действующего по доверенности от 28.12.2017 №29-17/22192,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стар Групп» (127238, г. Москва, Шоссе Дмитровское, д. 59, 1, пом. 1 ком. 24, ОГРН 1117746258398 ИНН 7713726140)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 августа 2018 года по делу № А06-4892/2018 (судья Соколова А.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стар Групп» (127238, г. Москва, Шоссе Дмитровское, д. 59, 1, пом. 1 ком. 24, ОГРН 1117746258398 ИНН 7713726140)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42, ОГРН 1033001700159 ИНН 3017003414)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Стар Групп» (далее – ООО «Стар Групп», заявитель) с заявлением об отмене постановления Астраханской таможни (далее – таможенный орган, административный орган) от 24 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении № 10311000-257/2018 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО «Стар Групп» не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные требования.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 19 января 2017 года на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни ООО «Стар Групп», являющимся таможенным представителем и действующим на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 08 ноября 2016 года № 0358/05-28, заключённого с обществом с ограниченной ответственностью «Шахин» (далее – ООО «Шахин»), в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления была подана декларация на товар – «томатная паста «PAYA», дата изготовления 2016 год, массовая доля сухих веществ 27,0–29,0%, расфасованная в ж/банки, ср. вес 1 банки: чистое нетто 0,700 кг, нетто с банкой 0,765 кг, в упаковках (в термоусадочной плёнке) по 12 шт. на палете, общее количество: 26760 банок в 2230 упаковках, не содержит ГМО, изготовитель «SANAYE VA FARAVARDEHAYE GHAZAEI MAZ MAZ», товарный знак «PAYA», марка «PAYA», модель – нет, артикул – нет, страна происхождения Исламская Республика Иран, классификационный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой Евразийского экономического союза 2002 90 390 0.
Поданная декларация на товары была зарегистрирована Астраханским таможенным постом под номером 10311020/190117/0000147.
В подтверждение соответствия декларируемого товара требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 880 (далее – TP ТС 021/2011), технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки» (TP ТС 022/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 881 (далее – TP ТС 022/2011), и технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (TP ТС 029/2012), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 20 июля 2012 года № 58 (далее – TP ТС 029/2012), ООО «Стар Групп» была представлена декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU Д-IR.АБ52.В.00735, зарегистрированная органом по сертификации ООО «НПО ФорКаб» по заявлению ООО «Шахин».
Из содержания указанной декларации следует, что она принята на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года № 05СТ-180-06-16, выданного испытательной лабораторией ООО «Стратег», аттестат аккредитации от 15 июня 2015 года № МОСТ RU.04ИАЕ0.ИЛ00002 без срока действия, и что она подтверждает соответствие товара «консервы овощные с маркировкой «PAYA»: томатная паста с массовой долей сухих веществ от 27% до 29%, упакованная в жестяные банки массой 700 грамм ± 20 грамм, изготовитель «SANAYE VA FARAVARDEHAYE GHAZAEI MAZ MAZ», место нахождения и фактический адрес: Иран, Занджан, IRAN ZANJAN», требованиям TP ТС 021/2011, TP ТС 022/2011, TP ТС 029/2012.
23 января 2017 года Астраханским таможенным постом осуществлён выпуск товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой по ДТ № 10311020/190117/0000147.
Таможенным органом согласно фотоматериалам товара, предоставленным на Астраханский таможенный пост при таможенном декларировании по ДТ № 10311020/190117/0000147, установлено, что маркировка, размещённая на банках с томатной пастой, содержит следующие сведения о производителе: «продукция консервного предприятия «Пая», Иран, Занжан, 18-й километр дороги Занжан, Тегеран, перекрёсток Таром». Данные не соответствуют сведениям о производителе томатной пасты, указанным в декларации о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU Д-IR.АБ52.В.00735.
Кроме того, административный орган установил, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержатся сведения о ряде организаций с наименованием ООО «Стратег», из которых только одна организация осуществляет деятельность в области сертификации продукции, а именно: экспертная организация «Стратег» (сайт www.strateg.su, электронная почта: mfo@strateg.ru).
В ответ на запросы Астраханской таможни о предоставлении документов, на основании которых были проведены испытания декларируемого товара и составлен протокол испытания от 28 июня 2016 года № 05СТ-180-06-16, о предоставлении протокола испытания от 28 июня 2016 года № 05СТ-180-06-16 и аттестата аккредитации от 15 июня 2015 года № МОСТ RU.04ИAE0.ИЛ00002, направленные в адрес ООО «Стратег» по электронной почте: mfo@strateg.ru, получен ответ, согласно которому на базе ООО «Стратег» не создавалась испытательная лаборатория, проводившая испытания продукции с последующим оформлением протоколов испытаний. Из письма генерального директора ООО «Стратег» Морозова А.Ф., оформленного на бланке ООО «Коммерческое партнёрство «Стратег!» следует, что ООО «Коммерческое партнёрство «Стратег» зарегистрировано в качестве юридического лица в декабре 2015 года, в связи с чем не может быть держателем аттестата аккредитации от 15 июня 2015 года № МОСТ RU.04HAE0.ИJI00002.
Кроме того, согласно письму Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации от 20 марта 2018 года № 6822/04-АС в реестре аккредитованных лиц отсутствуют сведения об аттестате аккредитации от 15 июня 2015 года № МОСТ RU.04ИАЕ0.ИJI00002, выданном испытательной лаборатории ООО «Стратег».
Также в письме указано, что протокол испытания от 28 июня 2016 года № 05СТ-180-06-16 в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 мая 2014 года № 329 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащённости, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации», в Федеральную службу аккредитации не представлялся.
Административный орган пришёл к выводу, что указанная организация не аккредитована в национальной системе аккредитации. Реестр аккредитованных лиц размещён на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://fsa.gov.ru/ в разделе «Реестры». Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Таможенным органом установлено несоответствие сведений о производителе товара, указанных в декларации о соответствии от 29 июня 2016 года ТС RU Д-IR.АБ52.В.00735, сведениям о производителе товара, непосредственно указанным на маркировке товара, что не позволяет соотнести данную декларацию о соответствии с декларируемым товаром и распространить её действие на данный товар, а также то, что декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU ДIRАБ52.В.00735 принята на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года № 05СТ-180-06-16, не выдававшегося в установленном порядке уполномоченными лицами.
При таможенном декларировании товара по ДТ № 10311020/190117/0000147 ООО «Стар Групп» в качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных запретов и ограничений, была представлена декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU Д-IR.АБ52.В.00735, действие которой не распространяется на декларируемый товар в связи с несоответствием сведений о его производителе, не имеющая юридической силы, поскольку принята на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года № 05СТ-180-06-16, не выдававшегося в установленном порядке уполномоченными лицами.
Административный орган пришёл к выводу, что ООО «Стар Групп» представило при таможенном декларировании товара по ДТ № 10311020/190117/0000147 в целях подтверждения соответствия декларируемого товара требованиям TP ТС 021/2011, TP ТС 022/2011, TP ТС 029/2012 на Астраханский таможенный пост недействительную декларацию о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU Д-IR.АБ52.В.00735.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении ООО «Стар Групп» требований статей 152, 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утверждённого Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294 (далее – Положение).
Допущенное нарушение квалифицировано административным органом по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данному факту административным органом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Стар Групп».
В ходе проведения административного расследования по делу об административном правонарушении факт совершения заявителем правонарушения нашёл своё подтверждение.
22 марта 2018 года в отношении ООО «Стар Групп» составлен протокол об административном правонарушении (т.1 л.д.131-137). О времени и месте составления протокола ООО «Стар Групп» извещено надлежащим образом.
24 апреля 2018 года административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10311000-257/2018 о привлечении ООО «Стар Групп» к ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 150000 руб. (т.1 л.д.148-155). О времени и месте вынесения постановления ООО «Стар Групп» извещено надлежащим образом (т.1 л.д. 144-147).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО «Стар Групп», а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО «Стар Групп» не согласно с решением суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционную жалобу заявитель мотивирует тем, что при таможенном оформлении товара по ДТ № 10311020/190117/0000147 представлена декларация о соответствии, зарегистрированная органом по сертификации НПО «ФорКаб» по заявлению ООО «Шахин». Ссылаясь на статью 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО «Стар Групп» отмечает, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица. Таким образом, в действиях директора ООО «Стар Групп» отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со статьями 24.5, 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении должно быть прекращено.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.
В части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключён договор для таможенного оформления товара) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1572-О).
Состав рассматриваемого административного правонарушения возникает, в том числе при условии, что следствием представления недействительных документов является возможность несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, запретов и (или) ограничений (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2016 года № 305-АД15-17140).
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 08 ноября 2013 года № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» разъяснил, что в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
На основании пункта 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств – членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств – членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза.
В силу положений части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при квалификации действий лица по названной норме права необходимо устанавливать, какие запреты и (или) ограничения могли не применяться в случае заявления декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представления недействительных документов.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2013 года № 12963/12.
Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определённых таможенным законодательством Таможенного союза, а в случаях, установленных Кодексом или иными международными договорами государств – членов Таможенного союза, – законодательством государств – членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 173 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу пункта 1 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных Кодексом.
Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (пункт 3 статьи 174 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии со статьёй 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пункт 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В подпункте 5 пункта 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезённой) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при её таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Из пункта 3 Положения следует, что к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, относятся:
а) документ об оценке (подтверждении) соответствия, предусмотренный техническими регламентами Таможенного союза;
б) сертификат соответствия или декларация о соответствии Таможенного союза, оформленные по единой форме, на продукцию (товары), включённую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;
в) сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры;
г) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
В рассматриваемом случае везённая продукция подпадает под действие ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011 и TP ТС 029/2012.
В силу статьи 23 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит декларированию соответствия.
Пищевая продукция, соответствующая требованиям ТР ТС 021/2011, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на неё распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза (часть 2 статьи 5 ТР ТС 021/2011).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с её назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьёй 30 данного Федерального закона.
В пункте 5 статьи 24 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе, наименование и местонахождение заявителя, наименование и местонахождение изготовителя, информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция. Следовательно, представляемая в целях подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений декларация о соответствии должна идентифицироваться с представленным к таможенному декларированию товаром.
Согласно пункту 2 статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза на декларанта возложена обязанность при таможенном декларировании товаров представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
На основании статьи 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несёт ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьёй 188 Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
В рассматриваемом случае при таможенном декларировании таможенным представителем был представлен недействительный документ – декларация о соответствии на томатную пасту, то есть на товар, подлежащий обязательной оценке соответствия в рамках Таможенного союза, что повлекло за собой несоблюдение запретов и ограничений, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 319 утверждено Положение о формировании и ведении единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее – Положение о формировании и ведении единого реестра), которое применяется в отношении сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, выданных или зарегистрированных до даты вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 года № 127, в части, касающейся хранения, доступа и предоставления заинтересованным лицам сведений из национальных частей единого реестра, формирование и ведение которого осуществляются в соответствии с Положением, а также в части актуализации сведений о приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении действия таких сертификатов и деклараций.
В соответствии с пунктом 3 Положения о формировании и ведении единого реестра Единый реестр состоит из национальных частей Единого реестра, формирование и ведение которых обеспечивают уполномоченные органы государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Единый реестр формируется в электронном виде на базе программно-аппаратных средств уполномоченных органов с обеспечением возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет.
В национальную часть Единого реестра включаются сведения о выданных органами по сертификации государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства сертификатах соответствия и зарегистрированных декларациях о соответствии на продукцию, включённую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утверждённый Решением Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 года № 620, а также сертификатах соответствия и декларациях о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В пункте 4 Положения о формировании и ведении единого реестра предусмотрено, что формирование и ведение национальных частей Единого реестра включают в себя сбор и внесение в национальные части Единого реестра сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, хранение, систематизацию, актуализацию и изменение этих сведений, обеспечение возможности доступа к национальным частям Единого реестра с официальных сайтов уполномоченных органов и Евразийской экономической комиссии в сети Интернет, а также защиту от несанкционированного доступа к содержащейся в национальных частях Единого реестра информации.
Национальные части Единого реестра состоят из следующих разделов:
сертификаты соответствия и декларации о соответствии на продукцию, включённую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов;
сертификаты соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Сведения о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра на основании решения о выдаче сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии, приостановлении, возобновлении, продлении или прекращении их действия (пункт 5 Положения о формировании и ведении единого реестра).
Согласно пункту 7 Положения о формировании и ведении единого реестра сведения о декларациях о соответствии вносятся уполномоченными органами в национальные части Единого реестра в виде электронной записи, содержащей, в том числе:
регистрационный номер и дату регистрации декларации о соответствии;
информацию о продукции, в отношении которой принята декларация о соответствии, позволяющую идентифицировать эту продукцию;
информацию о технических регламентах Таможенного союза или нормативных документах, соответствие требованиям которых подтверждается;
сведения о проведённых исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате соответствия системы менеджмента (при необходимости), а также других документах, являющихся доказательными материалами при принятии декларации о соответствии;
срок действия декларации о соответствии;
наименование, место нахождения, в том числе фактический адрес органа по сертификации, зарегистрировавшего декларацию о соответствии;
дату приостановления, возобновления или прекращения действия декларации о соответствии, а также срок приостановления действия декларации о соответствии.
На основании пункта 8 Положения о формировании и ведении единого реестра уполномоченные органы размещают на своих официальных сайтах в сети Интернет не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, указанные соответственно в пункте 6 или пункте 7 Положения. Для предотвращения утраты указанных сведений уполномоченными органами формируется резервная копия национальных частей Единого реестра.
Согласно пункту 6 статьи 24 Закона о техническом регулировании оформленная заявителем в соответствии с пунктом 5 данной статьи декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трёх дней со дня её принятия. Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 5.1.2.3, 5.1.2.5 и 5.1.4 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 845, Росаккредитация осуществляет формирование и ведение:
единого реестра деклараций о соответствии;
реестра деклараций о соответствии продукции, включённой в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия;
национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение её на официальном сайте Службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту.
Порядок формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений утверждён приказом Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 года № 76 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка Единый реестр формируется и ведётся в электронном виде на основе единых методологических и программно-технологических принципов, определяемых Федеральной службой по аккредитации. Формирование и ведение единого реестра включает сбор сведений о принятых и зарегистрированных декларациях о соответствии, приостановлении, возобновлении или прекращении их действия, а также внесение в единый реестр сведений о декларациях о соответствии, их хранение, систематизацию, актуализацию и защиту.
В пункте 6 Порядка определено, что сведения о декларациях о соответствии вносятся в единый реестр в виде электронной записи, содержащей, в частности:
информацию об объекте декларирования соответствия продукции требованиям технического регламента, позволяющую идентифицировать этот объект;
сведения о технических регламентах, соответствие продукции требованиям которых подтверждается;
сведения о проведённых исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества (при наличии), а также других документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия декларации о соответствии.
Органы по сертификации передают в Федеральную службу по аккредитации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о декларациях о соответствии в течение трёх рабочих дней с даты регистрации декларации о соответствии (пункт 7 Порядка).
На основании пунктов 10 и 11 Порядка сведения, содержащиеся в едином реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются следующие сведения из единого реестра, в том числе:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции;
информация об объекте декларирования соответствия продукции требованиям технического регламента, позволяющая идентифицировать этот объект;
информация о технических регламентах, соответствие продукции требованиям которых подтверждается;
срок действия декларации о соответствии;
регистрационный номер декларации о соответствии.
Сведения из единого реестра, указанные в пункте 10 Порядка, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение одного рабочего дня со дня их внесения в единый реестр.
Из материалов дела следует, что в декларации о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU Д-IR.AB52.B.00735 отражено её принятие на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года № 05СТ-180-06-16, выданного испытательной лабораторией ООО «Стратег», аттестат аккредитации от 15 июня 2015 года № МОСТ RU.04PИAE0.ИJI00002 без срока действия, и что она подтверждает соответствие товара «консервы овощные с маркировкой «PAYA»: томатная паста с массовой долей сухих веществ от 27% до 29%, упакованная в жестяные банки массой 700 грамм ± 20 грамм, изготовитель: «SANAYE VA FARAVARDEHAYE GITAZAEI MAZ MAZ», место нахождения и фактический адрес: Иран, Занжан, IRAN ZANJAN», требованиям TP ТС 021/2011, TP ТС 022/2011 и TP ТС 029/2012.
В предоставленных на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни при таможенном .декларировании по ДТ № 10311020/190117/0000147 фотографиях товара маркировка, непосредственно размещённая на банках с томатной пастой, содержит следующие сведения о производителе: «продукция консервного предприятия «Пая», Иран, Занжан, 18-й километр дороги Занжан, Тегеран, перекрёсток Таром», которые не соответствуют сведениям о производителе томатной пасты, указанным в декларации о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU Д-IR.AB52.B.00735.
Кроме того, установлено, что представленные декларации соответствия являются недействительными, поскольку получены на основании протоколов испытаний, оформленных с нарушением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года № 768 (далее – ТР ТС 004/2011), испытательным центром, не включённым в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и не аккредитованным в сфере обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 004/2011.
Юридическое лицо (испытательная лаборатория), не аккредитованное в национальной системе аккредитации, не имеет права выдавать документы о подтверждении соответствия со ссылкой на аккредитацию в национальной системе в случае отсутствия таковой.
Согласно статьям 3 и 7 ТР ТС 004/2011, подпункту 22.1.1 пункта 22 Решения Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 года № 621 «О положении, о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» обязательным условием подтверждения соответствия и выпуска продукции в обращение на рынке является проведение испытаний образцов продукции аккредитованной испытательной лабораторией.
В этой связи задекларированные товары не соответствуют требованиям ТР ТС 004/2011, а сертификаты соответствия, оформленные на основании протоколов испытаний, выданных неаккредитованным лицом, являются документами, не имеющими юридической силы.
Из материалов дела следует и установлено судами обеих инстанций, что при таможенном декларировании товара – «томатная паста» по ДТ № 10311020/190117/0000147 в качестве документа, подтверждающего соблюдение установленных запретов и ограничений, ООО «Стар Групп» была предоставлена декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU Д-IR.АБ52.В.00735, действие которой не распространялось на декларируемый товар.
В соответствии с примечанием 1 к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях декларация о соответствии от 29 июня 2016 года ТС № RU Д-IR.АБ52.В.00735 является недействительным документом, поскольку её действие не распространяется на декларируемый товар в связи с несоответствием сведений о его производителе аналогичным сведения на маркировке, не имеющим юридической силы, поскольку принята на основании протокола испытания от 28 июня 2016 года № 05СТ-180-06-16, не выдававшегося в установленном порядке уполномоченными лицами.
Представленные документы не позволяют идентифицировать рассматриваемый товар с тем, на который выдана декларация о соответствии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Таким образом, декларантом при таможенном декларировании товаров по ДТ № 10311020/190117/0000147 заявлены недостоверные сведения о декларации соответствия на товар, и такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Стар Групп» состава вменённого правонарушения.
Заявитель является профессиональным субъектом правоотношений и осуществляющим внешнеторговую деятельность, соответственно вопреки доводам апелляционной жалобы ООО «Стар Групп» должно было знать и надлежащим образом исполнять возложенные таможенным законодательством обязанности, в том числе по представлению действительных документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений. Таким образом, у ООО «Стар Групп» имелась возможность соблюсти требования таможенного законодательства, порядка таможенного декларирования товаров, за нарушение которых действующим законодательством установлена административная ответственность, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк заявителя к ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 16 августа 2018 года по делу № А06-4892/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.А. Акимова
Судьи С.Г. Веряскина
С.М. Степура