НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 № 12АП-7582/2014

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74; тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-3932/2014

09 сентября 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,

при участии в заседании:

генерального директоразакрытого акционерного общества «Астрахань-рыба» Меретина В.В.,

от закрытого акционерного общества «Астрахань-рыба» - Абдулов Р.Т., действующий по доверенности от 20.06.2014,

от Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Темнов Е.Е., действующий по доверенности от 08.08.2014 №23/179-2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Волгоград)

на решение арбитражного суда Астраханской области от 02 июля 2014 года по делу № А06-3932/2014 (судья Гущина Т.С.)

по заявлению закрытого акционерного общества «Астрахань-рыба» (Астраханская область, Володарский рабочий поселок, ОГРН: 1023001542541, ИНН: 3002005120) об оспаривании постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Волгоград) по делу об административном правонарушении

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество (ЗАО) «Астрахань-Рыба» (далее заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Ростехнадзора (далее административный орган) № 18-29/14 от 31.03.2014г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 280000 рублей.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 02 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 29 июля 2014 года.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 26.08.2014 объявлялся перерыв до 02 сентября 2014 года до 10 час. 50 мин.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 23.01.2014г. № 59 Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора была проведена внеплановая документарная проверка ЗАО «Астрахань-Рыба» с целью проверки фактов, указанных в письме № 17-1137 от 21.11.2013г. главы администрации МО «Володарский район», в ходе которой выявлено, что ЗАО «Астрахань-рыба» допустило нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно:

В нарушение части 1 статьи 9, части 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.1997г., пункта 5.1. «Общие правила промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03-517-02), утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 года № 61-А, пункт 5.и) «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013г. № 492 в организации ЗАО «Астрахань-Рыба» не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в «Положении о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатируемых Закрытым акционерным обществом «Астрахань-Рыба», утвержденным генеральным директором ЗАО «Астрахань-Рыба» В.В. Меретиным 2014г., в разделе 4. «Организация производственного контроля» обязанности по организации и осуществлению производственного контроля должны возлагаться приказом по предприятию на исполнительного директора предприятия, должность которого не предусмотрена штатным расписанием ЗАО «Астрахань-Рыба», утвержденном генеральным директором ЗАО «Астрахань-Рыба» В.В. Меретиным 1 января 2014года.

В нарушение: части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 3 «Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007г. № 37, пункта 8.1. «Общие правила промышленной безопасности для организаций осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03-517-02), утверждённых Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 года № 61-А, зарегистрированных в Минюсте РФ 28 ноября 2002 г. регистрационный № 3968, пункта 7.1.1. «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03)., утверждённых Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11 июня 2003 года №91, зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г. N 4776, раздела 12 «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатируемых Закрытым акционерным обществом «Астрахань-Рыба», утвержденного генеральным директором ЗАО «Астрахань-Рыба» В.В. Меретиным 2014г., пункта 5 ж) «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013г. № 492, пункт 16.16. «Правила безопасности аммиачных холодильных установок» (ПБ09-595-03), утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 9 июня 2003г. № 79, зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г., регистрационный № 4779 обществом не проведена аттестация в области промышленной безопасности в соответствии с должностными обязанностями главному механику Мурзагалиеву С.Х. (Б1) - «Правила безопасности аммиачных холодильных установок» (ПБ09-595-03), (Б8) «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03).) (по требованиям промышленной безопасности с оформлением результатов проверок знаний по вопросам безопасности, предусмотренных подпунктами - Б1), Б8) пункта 4 РД 03-19-2007 протоколом и удостоверения об аттестации установленной Формы согласно приложениям 1 и 2 РД 03-19-2007.

В нарушение: части 1 статьи 9 федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 3 «Положения о порядке подготовки аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическом технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Федеральной службы экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007г. № 37, пункта 8 «Общие правила промышленной безопасности для организаций осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ПБ 03-517-02 утверждённых Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 октября 2002 года № 61, зарегистрированных в Минюсте РФ 28 ноября 2002г. регистрационный № 3968, раздела щ «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатируемых Закрытым акционерным обществом «Астрахань-Рыба», утвержденного генеральным директором ЗАО «Астрахань-Рыба В.В. Меретиным 2014г, пункта 5ж) «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса; опасности», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013г.N 492, п.1.4.; п.1.7.; п.1.11. «Типовая инструкция по организации безопасного проведение газоопасных работ» Утверждена Госгортехнадзором СССР 20.02.1985г. пункт 14.5., пункт 16.16 «Правила безопасности аммиачных холодильных установок» (ПБ09-595-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 9 июня 2003 г. № 79, зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003г., регистрационный № 4779 на предприятии отсутствует аттестованный в области промышленной безопасности ответственный за производство газоопасных работ перечня газоопасных работ проводимых оформления наряда-допуска, утвержденного генеральным директором ЗАО «Астрахань-рыба» Меретиным В.В. 08.12.2010г.

В нарушение части 1 статьи 9, статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г., пункт 5. п) «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013г. № 492, пункта 3, пункта 4 «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013г. № 730 отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасное производственном объекте «Аммиачная холодильная установка» зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов № А 38-01201-0001 (III класс опасности) разработанный в соответствии с «Положением о разработке планов мероприятии по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» и со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

По результатам проверки составлен акт № 06-18/60 от 03.03.2014г.

17.03.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

31.03.2014г. Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора вынесено постановление № 18-29/14 о привлечении ЗАО «Астрахань-Рыба к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 280000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что административным органом не описано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не доказано наличие в действиях общества состава вменяемого нарушения.

Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.

Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ) следует, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта предусмотрены пунктами 1, 2 статьи 9 Закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ:

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы

самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Согласно требованиям пунктов 1, 2 статьи 11 Закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 5.1 «Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.10.2002 № 61-А, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке;

представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля производственных процессов в соответствии с установленными требованиями, а также выполнение установленных требований к хранению опасных веществ;

в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами, разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

предотвращать проникновение посторонних лиц на опасный производственный объект;

организовывать и осуществлять производственный контроль в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 11, ст. 1305);

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента;

создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварий, утрат взрывчатых материалов на объекте, расследовании несчастных случаев на производстве в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными документами Госгортехнадзора России;

вести учет аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, анализировать причины возникновения аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве, принимать меры по их профилактике и устранению причин; представлять в установленном порядке в органы государственной власти информацию об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах;

соблюдать порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах, предусмотренный Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 № 1540 «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст. 191) и нормативными документами Госгортехнадзора России.

Согласно подпункту «и» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013г. № 492, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Как следует из материалов дела, административный орган, привлекая общество к административной ответственности, пришел к вывод о том, что ЗАО «Астрахань-Рыба» не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности опасных объектов, поскольку в «Положении о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах», действующем на предприятии, обязанности по организации и осуществлению производственного контроля должны возлагаться приказом по предприятию на исполнительного директора предприятия, должность которого не предусмотрена штатным расписанием ЗАО «Астрахань-Рыба», утвержденным 1 января 2014года.

Вместе с тем, административным органом не было учтено, что на предприятии разработано Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее ОПО), согласованное с Нижне-Волжским управлением Гостехнадзора. В связи с внесенными изменениями в законодательные и нормативные акты, касающихся требований промышленной безопасности на ОПО, ЗАО «Астрахань-Рыба» в декабре 2013 года Положение о производственном контроле было доработано и введено с января 2014 года. В связи с внесением изменений в штатное расписание и упразднением должности исполнительного директора приказом от 10.01.2014. ответственным за осуществление производственного контроля назначен инженер по технике безопасности и охране труда Елизаров В.И. Подтверждением постоянного производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО являются сведения об основных показателях производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, ежеквартально подаваемые в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, подписанные руководителем предприятия.

Вывод об отсутствии производственного контроля Управление делает только на том основании, что на предприятии с 01.01.2014г. в штатном расписании отсутствует должность исполнительного директора, не давая при этом оценку приказу о возложении обязанности по осуществлению производственного контроля на инженера по технике безопасности и охране труда Елизарова В.И., аттестованного как специалиста организации, эксплуатирующей аммиачно-холодильные установки (Б. 1.7) -удостоверение № 38-14-0269-01.

ЗАО «Астрахань-Рыба» ежеквартально представляет в Нижне-Волжское управление Ростехнадзор основные показатели производственного контроля за соблюдением производственной безопасности.

С 01.01.2014г. у заявителя отсутствует должность исполнительного директора, следовательно не могут быть возложены обязанности на несуществующее должностное лицо.

Невнесение изменений в «Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» о возложении обязанностей осуществления производственного контроля вместо исполнительного директора предприятия на инженера по технике безопасности и охране труда само по себе не доказывает, что не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности опасных объектов.

Административным органом ЗАО «Астрахань-Рыба» также вменяется в вину не проведение аттестации в области промышленной безопасности в соответствии с должностными обязанностями главному механику Мурзагалиеву С.Х.- ПБ09-595-03, ПБ 03-576-03 с оформлением результатов проверок знаний в соответствии с РД 03-19-2007.

Вместе с тем, при проведении проверки административным органом не было учтено, что на предприятии согласно штатному расписанию отсутствует должность главного механика. Согласно штатному расписанию в обществе есть должность механика, проверка знаний «Правил безопасной эксплуатации аммиачной холодильной установки» (ПБ09-595-03) и «Правил устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (ПБ 03-576-03), «Плана локализации аварийных ситуаций (ПЛАС» и инструкций обслуживающего персонала аммиачной холодильной установки (АХУ) которого осуществляется комиссией, состоящей из работников предприятия Меретина В.В., Елизарова В.И., Уткина Д.М., аттестованных в области промышленной безопасности территориальной аттестационной комиссией Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, что подтверждается протоколами № 2 от 15.03.2013г. и № 1 от 14.03.2014г. и удостоверениями об аттестации.

Все члены комиссии аттестованы Территориальной аттестационной комиссией Нижне-Волжского управления Ростехнадзора, что подтверждается протоколами № 38-14-0269 от 06.03.2014г. (т. 1 л.д. 114), № 38-12-1218 от 13.06.2012г. (т. 1 л.д. 115-116), № 38-12-1199 от 07.06.2012г. (т. 1 л.д. 117-118),
№ 38-12-1200 от 07.06.2012г. (т. 1 л.д. 119-120), № 38-14-0247 от 06.03.2014г. (т. 1 л.д. 120-121) и выданными удостоверениями (т. 1 л.д. 1221-124).

В апелляционной жалобе Управление указывает на отсутствии аттестации в области промышленной безопасности у работников предприятия Елизарова В.И. и Уткина Д.М. как специалистов организации, эксплуатирующей аммиачно-холодильные установки (Б. 1.7).

Однако, административным органом не учтено, что на предприятии ответственным за производство газоопасных работ, проводимых без наряда -  допуска, приказом от 06.03.2014 назначен Уткин Д.М. (т. 1 л.д. 128), аттестованный в области промышленной безопасности территориальной аттестационной комиссией Нижне-Волжского управления Ростезнадзора, что подтверждается  протоколами №38-14-0269 (т. 1 л.д. 114), № 38-14-0247 (т. 1 л.д. 120-121). До него ответственным являлся Меретин В.В., что подтверждается протоколами аттестации ТАК Ростезнадзора № 38-12-1199 (т. 1 л.д. 117-118), № 38-12-1200 (т. 1 л.д. 119-120).

В протоколе об аттестации №38-12-1199 указана аттестация территориальной аттестационной комиссией Управления Меретина В.В. при проверки знаний по правилам безопасности ПБ 03-517-02, а в протоколе № 38-12-1200 - аттестация по ПБ 09-595-03.

В протоколе об аттестации №38-14-0269 (т. 1 л.д. 114) указана аттестация территориальной аттестационной комиссией Управления Уткина Д.М. при проверки знаний по правилам безопасности ПБ 03-517-02, а в протоколе № 38-14-0247  - аттестация по ПБ 09-595-03.

ЗАО «Астрахань-Рыба» также вменяется в вину то, что на предприятие отсутствует аттестованный в области промышленной безопасности ответственный за производство газоопасных работ перечня газоопасных работ проводимых без оформления наряда-допуска. При этом административным органом не принят во внимание приказ от 09.01.2013г. № 1 (т. 1 л.д 126), которым на основании протокола № 38-12-1200 от 07.06.2012г. о проверке знаний и аттестации руководителей и специалистов в области промышленной безопасности ответственность за проведение газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска, возложены на генерального директора Меретина В.В., и приказ от 06.03.2014г. № 5 о возложении ответственности за производство газоопасных работ, проводимых без наряда-допуска на инженера – энергетика Уткина Д.М., протокол № 38-14-0269 от 06.03.2014г.

Также ООО «Астрахань-Рыба» вменяется отсутствие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Аммиачная холодильная установка, зарегистрированном в государственном реестре опасных производственных объектов за № А38-01-01201-0001 (III класс опасности), разработанный в соответствии с Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» и в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных промышленных объектов».

Статья 10 Закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ в редакции Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ предусматривает:

1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации

Из материалов дела следует, что ЗАО «Астрахань-Рыба» 05.08.2012г. утвердило план локализации и ликвидации аварийных ситуаций аммиачной холодильной установки (т. 1 л.д. 15-54) сроком на пять лет, который прошел заключение экспертизы промышленной безопасности и Нижне-Волжское управление Ростехнадзор вынесло решение об утверждении заключения экспертизы промышленной безопасности от 30.10.2012г. № 27229-16/23.

В соответствии с пунктом 7 «Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 730 предусмотрено, что планы мероприятий пересматриваются:

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

б) не позднее 1 месяца после:

реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;

внесения изменений в применяемые при осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объекте методики (методы) измерений или типы средств измерений;

внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;

ввода новых или закрытия отработанных участков горных выработок, внесения изменений в схемы вентиляции на них, а также после изменения путей выхода работников при аварии;

в) в соответствии с актом технического расследования причин аварии на объекте;

г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

Нижне-Волжское управление Ростехнадзор, указывая на отсутствие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Аммиачная холодильная установка, не указывает по каким основаниям им не принимается ранее утвержденный план, прошедший экспертизу, и почему требуется его пересматривание, поскольку «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 730 предусматривает конкретные случаи и сроки пересмотра плана.

Обстоятельства, с которыми Постановление Правительства от 26.08.2013 № 730 связывает необходимость пересмотра плана мероприятий, при рассмотрении спора не установлены.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе наличие события административного правонарушения.

По смыслу ч. 1 и 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ фактические данные, свидетельствующие о наличии правонарушения, должны быть конкретизированы, поскольку именно на основании этих данных судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

При этом согласно п. 5 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном нарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о совершении административного правонарушения, возложена на административный орган.

Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения.

В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении спора судами установлено, что административным органом нарушены требования ст.ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку из протокола об административном правонарушении от 17.03.2014 № 18-28/2014 невозможно установить время, место административного правонарушения, отсутствует надлежащее описание события административного правонарушения.

Довод заявителя, что днем правонарушения является 03.03.2014 является несостоятельным, поскольку административным органом не указано, почему вмененные действия совершены именно в указанную дату. Данная дата свидетельствует о времени проведения проверки и составлении акта, но не о времени совершения правонарушения, и не сроке неисполнения той или иной обязанности, установленной нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности, за неисполнение которой общество привлечено к административной ответственности.

Кроме того, указанные сроки по каждому нарушению различны.

Довод заявителя о том, что вменяемое обществу в вину правонарушение является длящимся также не нашел своего подтверждения в материалах дела, поскольку административным органом не указано в течении какого периода времени совершались виновные действия.

Событие административного правонарушения Управлением фактически не описано, поскольку как в протоколе, так и в постановлении формально указаны нормы законов и иных нормативных актов без указания причины не принятия во внимание документов, подтверждающих назначение ответственного за производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, протоколы аттестации механика Мурзагалиева С.Х., приказы о возложении ответственности за проведение газоопасных работ, проводимых без оформления наряда-допуска на Меретина с 09.01.2013г и на инженера - энергетика Уткина Д.М. с 06.03.2014г., имеющих соответствующие удостоверения об аттестации.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 17.03.2014, акт от 03.03.2014, а также оспариваемое постановление не отражают обстоятельств правонарушения, выявленных в ходе проверки, в названных процессуальных документах событие административного правонарушения не описано.

Апелляционный суд считает, что вышеуказанные нарушения являются существенными, неустранимыми и не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований закрытого акционерного общества (ЗАО) «Астрахань-Рыба» о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Ростехнадзора № 18-29/14 от 31.03.2014г. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 280000 рублей является обоснованным.

На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение арбитражного суда Астраханской области от 02 июля 2014 года по делу № А06-3932/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                           С.Г. Веряскина

Судьи                                                                                                    Л.Б. Александрова

  Н.В. Луговской