ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1, info@20aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тула
02 апреля 2012 года Дело № А23–3117/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 28.03.2012.
Полный текст постановления изготовлен 02.04.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Тиминской О.А., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салимовой О.Я., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела вневедомственной охраны ОМВД России по Малоярославецкому району на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.01.2012 по делу № А23–3117/2011 (судья Смирнова Н.Н.),
при участии:
от отдела вневедомственной охраны ОМВД России по Малоярославецкому району) (ОГРН 1024000693782, Калужская область, г. Малоярославец, ул. Зеленая, д. 1а): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России № 3 по Калужской области (ОГРН 1044003807913, Калужская область, г. Малоярославец, ул. Г.Соколова, д. 33): Клюевой Е.А. – начальника юридического отдела (доверенность от 21.11.2011 № 04-21-01/44585),
УСТАНОВИЛ:
отдел вневедомственной охраны при ОВД по Малоярославецкому району (в настоящее время – ОВО ОМВД России по Малоярославецкому району) (Калужская область, г. Малоярославец, ул. Зеленая, д. 1а) (далее по тексту – Отдел) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области (ОГРН 1044003807913, Калужская область, г. Малоярославец, ул. Г.Соколова, д. 33) (далее по тексту – Инспекция, налоговый орган) от 16.05.2011 № 13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части требования об уплате недоимки по налогу на прибыль организаций в сумме 7 557 013 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в сумме 2 570 903 руб., штрафа в сумме 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 19.01.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ОВО ОМВД России по Малоярославецкому району обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 3 по Калужской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ОВО ОМВД России по Малоярославецкому району своих представителей в судебное заседание не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением.
На основании ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей Отдела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Калужской области проведена выездная налоговая проверка ОВО при ОВД по Малоярославецкому району по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.
Выявленные Инспекцией в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 15.04.2011 № 10.
По результатам рассмотрения материалов проверки Межрайонной ИФНС России № 3 по Калужской области принято решение от 16.05.2011 № 13 о привлечении Отдела к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль в сумме 10 000 руб.
Кроме того, указанным решением Отделу доначислен налог на прибыль организаций в сумме 7 557 013 руб., а также начислены пени за несвоевременную его уплату в сумме 2 570 903 руб.
На основании ст.ст. 101, 101.2 НК РФ налогоплательщик обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Калужской области с апелляционной жалобой на решение Инспекции.
Решением Управления от 03.06.2011 № 42-04-10/05159 указанное решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Калужской области оставлено без изменения.
Из оспариваемого решения Инспекции следует, что основанием для доначисления налога на прибыль в сумме 7 557 013 руб., начисления пени и применения штрафных санкций в соответствующих суммах послужил вывод налогового органа о занижении ОВО при ОВД по Малоярославецкому району налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2007-2009 годы в результате невключения в состав доходов от реализации средств, полученных Отделом в соответствии с заключенными договорами по охране имущества юридических и физических лиц, предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России № 3 по Калужской области от 16.05.2011 № 13 не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, ОВО при ОВД по Малоярославецкому району обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и признавая правильной позицию Инспекции, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст. 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, регулирование данного налога осуществляется в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Кодекса признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями Кодекса.
В силу п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом положениями ст. 321.1 НК РФ (действовавшей до 01.01.2011) были установлены особенности ведения налогового учета, исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными учреждениями.
На основании п. 1 ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 321.1 НК РФ, если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала (с 01.01.2006 включены расходы на ремонт основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств) за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Ранее из положений ст. 35 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» следовало, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 589, предусматривалось, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе МВД РФ. По существу Законом «О милиции» был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Закон «О милиции» были внесены изменения, согласно которым из ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства РФ от 04.08.2005 № 489 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 № 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 № 263 в связи с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2005 год» в Положение от 14.08.1992 № 589 были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу п. 11 данного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией Положения от 14.08.1992 № 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (п.10).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В ст. 24 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», ст. 6 Федеральных законов от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» и от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Таким образом, до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет подразделениям вневедомственной охраны необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОВО при ОВД по Малоярославецкому району оказывало услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества в 2007 году на сумму 13 130 893 руб., в 2008 году на сумму 15 283 174 руб., в 2009 году на сумму 14 080 168 руб.
Согласно представленной отделением по Малоярославецкому району УФК Калужской области выписке из лицевого счета № 06188751870 ОВО при ОВД по Малоярославецкому району о движении средств за 2007 год денежные средства, полученные от возмездного оказания услуг подразделениями вневедомственной охраны, в том числе в рамках договоров по охране имущества юридических и физических лиц, отражены в разделе 1 «Поступления средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» в сумме 13 722 171 руб.
Согласно представленной отделением по Малоярославецкому району УФК Калужской области выписке из лицевого счета № 06188751870 ОВО при ОВД по Малоярославецкому району о движении средств за 2008 год денежные средства, полученные от возмездного оказания услуг подразделениями вневедомственной охраны, в том числе в рамках договоров по охране имущества юридических и физических лиц, отражены в разделе 1 «Поступления средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» в сумме 14 359 839 руб.
Согласно представленной отделением по Малоярославецкому району УФК Калужской области выписке из лицевого счета № 03371751870 ОВО при ОВД по Малоярославецкому району о движении средств за 2009 год денежные средства, полученные от возмездного оказания услуг подразделениями вневедомственной охраны, в том числе в рамках договоров по охране имущества юридических и физических лиц отражены в разделе 3 «Операции по приносящей доход деятельности» в сумме 13 512 616 руб.
Также из приобщенных к материалам дела оборотно-сальдовых ведомостей по счету № 205.03, отчетов о финансовых результатах деятельности Отдела усматривается, что ОВО при ОВД по Малоярославецкому району оказало услуг, в том числе в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за 2007 год на сумму 13 130 893 руб., за 2008 год на сумму 15 283 174 руб., за 2009 год на сумму 14 080 168 руб.
Расходы, понесенные Отделом в рамках использования бюджетных средств, не могут быть приняты при исчислении налога на прибыль, поскольку для него законом предусмотрено целевое финансирование из бюджета на обеспечение деятельности подразделений вневедомственной охраны, однако, не на основе заключенных в установленном порядке договоров.
Для целей налогообложения налогом на прибыль организаций доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в статье 251 НК РФ. Перечень данной статьи носит закрытый характер, состав указанных в ней доходов, является исчерпывающим. При этом в данной статье не указано, что плата, получаемая подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не учитывается при определении налоговой базы.
С учетом изложенного средства, полученные Отделом в рамках договоров по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль бюджетных учреждений.
Следовательно, ОВО при ОВД по Малоярославецкому району занизил доходы от реализации и, соответственно, налоговую базу по налогу на прибыль организаций: за 2007 год - на сумму 13 130 893 руб.; за 2008 год - на сумму 15 283 174 руб.; за 2009 год - на сумму 3 670 657 руб. (с учетом результатов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2009 года).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии у
Межрайонной ИФНС России № 3 по Калужской области правовых оснований для доначисления Отделу налога на прибыль организаций в сумме 7 557 013 рублей, начисления пени за несвоевременную его уплату, применения штрафных санкций в соответствующих суммах является правильным.
Довод ОВО ОМВД России по Малоярославецкому району о том, что в статье 2 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» указаны задачи милиции, среди которых отсутствует получение доходов и ведение коммерческой деятельности, как основной, а иные задачи на милицию могут быть возложены только законом «О милиции», правомерно не принят судом первой инстанции во внимание.
Пунктом 1 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденного постановлением Правительства РФ № 589 от 14.08.1992, определено, что основной задачей органов вневедомственной охраны является охрана объектов различных форм собственности на основе договоров, что является согласно ст. ст. 1 и 2 Закона РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции» одной из задач милиции в целом.
Как установлено судом, в рассматриваемом случае средства, получаемые Отделом по договорам охраны с юридическими и физическими лицами, учитываются федеральным казначейством как средства от приносящей доход деятельности, что подтверждается выписками из лицевого счета за 2007-2009 годы, согласно которым поступление денежных средств по договорам охраны отражено в разделе – операции по приносящей доход деятельности.
По указанному основанию судом первой инстанции правомерно отклонен довод ОВО ОМВД России по Малоярославецкому району о том, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетных учреждений (доходами от коммерческой деятельности), а являются платой за оказание услуг в рамках реализации компетенции по охране имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.
Довод жалобы со ссылкой на п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ о том, что используемое заявителем в своей деятельности имущество принадлежит Российской Федерации, в связи с чем Отдел как юридическое лицо доход не получает, отклоняется судом, как основанный на неверном толковании норм материального права.
По смыслу ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае для целей налогообложения принципы определения доходов содержатся в статье 41 НК РФ, где под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.136 ГК РФ), определяющие доходы как поступления, полученные в результате использования имущества, которые принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества, на рассматриваемый случай не распространяются, поскольку согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, гражданское законодательство не применяется.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.01.2012 по делу № А23–3117/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела вневедомственной охраны ОМВД России по Малоярославецкому району – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий
Н.В. Еремичева
Судьи:
О.А. Тиминская
Е.Н. Тимашкова