ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тула Дело № А23-4016/08А-13-140
27 февраля 2009 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тиминской О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Калужской области от 22 декабря 2008 года по делу № А23-4016/08А-13-140 (судья Ипатов А.Н.),
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
установил: Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Жуковский район» (далее – администрация Жуковского района) о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в сумме 54 844 887 руб., в том числе недоимки в размере 16 830 182 руб. и пени в размере 38 014 705 руб.
Решением от 22.12.2008 заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Калужский областной фонд обязательного медицинского страхования обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Заявитель жалобы ссылается на то, что к спорным правоотношениям неприменимы нормы налогового законодательства, поскольку п.8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которым установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства, применяется только к отношениям по обязательному медицинскому страхованию работающего населения, в то время как предметом настоящего спора являются вносы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения. По мнению заявителя, в силу п.2 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001, взысканию с ответчика подлежит сумма недоимки в полном объеме за весь период, в течение которого администрация была обязана уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Калужской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Калужским областным фондом медицинского страхования была проведена проверка своевременности перечисления администрацией муниципального образования муниципального района «Жуковский район» страховыхвзносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, результаты которой оформлены актом от 24.10.2001 №004.
Проверкой установлено, что задолженность по платежам, образовавшаяся за проверяемый период с 01.01.1993 по 31.12.2000, составляет 30 200 854 руб., в том числе недоимка – 16 538 200 руб. и пеня – 13 662 654 руб. (согласно расчету, представленному заявителем, сумма задолженности по состоянию на 30.09.2008 составляет 54 844 887 руб., в том числе недоимка – 16 830 182 руб. и пеня – 38 014 705 руб.)
Администрации муниципального образования муниципального района «Жуковский район» было предложено в срок до 10.11.2001 перечислить сумму недоимки и пени в добровольном порядке на счет территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Неуплата ответчиком задолженности в добровольном порядке послужила основанием для обращения Калужского областного фонда обязательного медицинского страхования в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что фонд обратился в суд с настоящим заявлением за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции считает выводы арбитражного суда первой инстанции соответствующими законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие ч. 2 Кодекса.
Как следует из упомянутого постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 №624, а также п. п. 7 и 11 Положения органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно п. 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В то же время п. 3 ст. 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа обратиться в суд с аналогичным требованием к юридическому лицу, не устанавливает срока, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.
В связи с этим, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 12 Постановления от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса, для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
По смыслу ст. 70 и п. 3 ст. 48 НК РФ срок на принудительное взыскание с налогоплательщика задолженности и пеней складывается из трехмесячного срока на направление требования с момента возникновения обязанности по уплате соответствующих платежей, срока на добровольное исполнение требования и шестимесячного срока на обращение в суд.
Суд исчислил срок на выставление требования об уплате задолженности и пеней в соответствии с абз. 2 ст. 70 НК РФ.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в части применения срока давности на взыскание этих платежей, не распространяются, не основан на законе.
Также необоснован довод заявителя жалобы о том, что в силу п.2 Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 01.01.2001, взысканию с ответчика подлежит сумма недоимки в полном объеме за весь период, в течение которого администрация была обязана уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Проверка своевременности и полноты перечисления плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляется на основании Правил реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2001 №624 «О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года». Пунктом 2 указанных Правил установлено, что проверке подлежит период времени до 1 января 2001 года, в течение которого плательщик был обязан уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Согласно п. 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. При этом указанным Положением не установлен срок давности взыскания с плательщика недоимки по страховым взносам и начисленной на нее пени.
Следовательно, в части, не урегулированной специальным актом, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов: в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п.3 ст.48 НК РФ). В указанном порядке на основании п. 10 ст. 48 НК РФ производится также взыскание пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
Пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что названный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Из материалов дела видно, что с заявлением о взыскании задолженности за период с 1993 по 2000 год, а также пени, начисленной на данную сумму задолженности, Фонд обратился 17.11.2008, то есть по истечении срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Калужской области от 17.12.2008 принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 22 декабря 2008 года по делу №А23-4016/08А-13-140 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий Н.А. Полынкина
Судьи Г.Д. Игнашина
О.А. Тиминская