НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 № 20АП-6453/14

28 ноября 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А54-1034/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26.11.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя – открытого акционерного общества «Связь объектов транспорта и добычи нефти» (г. Москва, ОГРН 1027739420961, ИНН 7723011906) в лице филиала ОАО «Связьтранснефть» – Приокское производственно-техническое управление связи (г. Рязань) – Струтинской Н.В. (доверенность от 23.12.2013), от ответчика – Государственного учреждения – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Рязань, ОГРН 1026201254980, ИНН 6228005751) – Плетневой О.М. (доверенность от 09.01.2014 № 4), рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.09.2014 по делу № А54-1034/2014 (судья Ушакова И.А.), установил следующее.

Открытое акционерное общество «Связь объектов транспорта и добычи нефти» в лице филиала ОАО «Связьтранснефть» – Приокское производственно-техническое управление связи» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – учреждение, фонд) от 28.01.2014 № 37 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 21 602 рублей 81 копейки, от 28.01.2014 № 24 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления пени в сумме 4 648 рублей 64 копеек (пункт 2), от 28.01.2014 № 30 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 25 рублей 92 копеек (пункт 2 «а»).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.09.2014 (с учетом определения Арбитражного суда Рязанской области от 06.10.2014) заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что пункт 29 Порядка выдач медицинскими организациями листков нетрудоспособности применяется в случае направления на МСЭ граждан, имеющих стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите по заключению врачебной комиссии. В данном случае Извозчиков В.П. на МСЭ врачебной комиссией не направлялся, ежегодное установление группы инвалидности имело место в связи с истечением срока, на который установлена инвалидность, а не в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 28 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности. Также суд первой инстанции принял во внимание, что факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, заинтересованным лицом не оспорен; доказательств нарушения целевого характера расходования средств фонда в материалы дела не представлено; доводов о том, что имели место двойная оплата и перерасходование денежных средств фондом, не заявлено.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что материалами дела подтверждено, что Извозчиков В.П. был направлен на переосвидетельствование лечебным учреждением. Считает, что надпись на листке нетрудоспособности «третья группа инвалидности» необходимо расценить как установление группы инвалидности, в связи с чем лечебное учреждение должно было завершить срок временной нетрудоспособности датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ. Указывает, что обязанность по проверке листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия (работодателя), которая производит выплату пособия. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у учреждения возникает право на возмещение расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» в лице филиала ОАО «Связьтранснефть» – Приокское производственно-техническое управление связи», опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как усматривается из материалов дела, в период с 02.12.2013 по 27.12.2013 региональным отделением проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В ходе проведения выездной проверки фондом установлено, что в период с 01.01.2010 по 31.12.2012 общество произвело расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании неправильно оформленных и выданных с нарушением установленного порядка документов.

Так, в ходе проверки был выявлен листок нетрудоспособности Извозчикова В.П. № 6999743 серия ВХ за период с 26.02.2010 по 02.04.2010, выданный обоснованно, но с нарушением пункта 29 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 № 514, согласно которому при установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ.

При установлении группы инвалидности листок нетрудоспособности продлен после даты регистрации документов в бюро МСЭ. Пособие по данному листку нетрудоспособности оплачено с нарушением пункта 1 статьи 6 Закона № 255-ФЗ, по мнению фонда, оплату следовало произвести до дня установления инвалидности.

Переплата составила 21 602 рубля 81 копейка.

Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки от 27.12.2013 № 1086, № 1086н/с.

По результатам рассмотрения данных актов выездной проверки учреждением 28.01.2014 были приняты решения № 24 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым начислены пени на страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в сумме 4 648 рублей 64 копеек, № 37 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 21 602 рублей 81 копейки и № 30 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым страхователю предложено перечислить недоимку в сумме 154 рублей 04 копеек, пени в сумме 02 рублей 06 копеек.

Полагая, что решения учреждения от 28.01.2014 № 37 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 21 602 рублей 81 копейки, № 24 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления пени в сумме 4 648 рублей 64 копеек (пункт 2), № 30 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 25 рублей 92 копеек (пункт 2 «а») не соответствуют действующему законодательству, ОАО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» в лице филиала ОАО «Связьтранснефть» – Приокское производственно-техническое управление связи» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту – Закон № 165-ФЗ) ОАО «Связьтранснефть» – Приокское производственно-техническое управление связи», являясь страхователем наемных работников, обязано выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

В силу пунктов 1, 2 статьи 6 Закона № 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования – участники отношений по обязательному социальному страхованию.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ).

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Закона № 165-ФЗ к видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии со статьей 22 Закона № 165-ФЗ, определяющей порядок назначения и выплаты страхового обеспечения, основанием для выплаты застрахованному лицу пособия является наступление документально подтвержденного страхового случая.

При этом положениями статьи 10 Закона № 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.

Согласно пункту 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 № 514 (действующего в период спорных правоотношений), документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту – Закон № 255-ФЗ) установлено, что финансирование выплаты пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу статьи 5 Закона № 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона № 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения упомянутой работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Частью 1 статьи 13 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы застрахованного лица.

В части 5 статьи 13 данного Закона определено, что для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Статьей 4.6 Закона № 255-ФЗ, регламентирующей порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, определено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению такими страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В пункте 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 № 81, содержится перечень нарушений порядка выдачи листков нетрудоспособности, при наличии которых в соответствии с пунктом 61 Методических указаний отделение (филиал отделения) фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.

К числу таких нарушений относится и продление листка нетрудоспособности после даты регистрации документов учреждением медико-социальной экспертизы при установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности (пункт 29 Порядка).

Пунктом 28 Порядка № 514 определено, что на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза – свыше 12 месяцев); необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

При установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ (пункт 29 Порядка).

Судом установлено, что согласно представленным в дело документам Извозчикову В.П., работавшему в период с 16.03.1981 по 22.06.2010 (приказы от 23.03.1981 № 47, от 22.06.2010 № 176-к) в филиале ОАО «Связьтранснефть», 24.03.2006 установлена третья группа инвалидности. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 24.03.2006, выданной филиалом Главного бюро № 1 медико-социальной экспертизы по Республике Марий Эл, пенсионным удостоверением от 23.03.2006 № 180581.

Как следует из приобщенных к материалам дела ежегодных справок, третья группа инвалидности установлена Извозчикову В.П. до 01.04.2007 (дата очередного освидетельствования – 23.03.2007), 01.04.2008 (дата очередного освидетельствования – до 19.03.2008), 01.04.2009 (дата очередного освидетельствования – до 13.03.2009), 01.04.2010 (дата очередного освидетельствования – 13.03.2010), инвалидность установлена на срок – бессрочно (дата очередного освидетельствования – не подлежит).

Судом установлено, что листок нетрудоспособности серии ВХ 6999743 Извозчикову В.П. открыт 26.02.2010, зарегистрирован в бюро МСЭ 15.03.2010, освобождение от работы по 04.03.2010, с 05.03.2010 по 10.03.2010, с 11.03.2010 по 17.03.2010, с 18.03.2010 по 02.04.2010.

Отказ в принятии расходов в сумме 21 602 рублей 81 копейки к зачету мотивирован фондом социального страхования ссылкой на пункт 29 Приказа № 514, согласно которому при установлении инвалидности со степенью ограничения способности к трудовой деятельности срок временной нетрудоспособности завершается датой, непосредственно предшествующей дню регистрации документов в учреждении МСЭ.

Вместе с тем, как справедливо заключено судом первой инстанции, фондом не учтено, что пункт 29 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности применяется в случае направления на МСЭ граждан, имеющих стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии.

В данном случае Извозчиков В.П. на МСЭ врачебной комиссией не направлялся, ежегодное (после 2006 года) установление группы инвалидности имело место в связи с истечением срока, на который была установлена инвалидность, и в связи с очередным освидетельствованием, срок которого установлен МСЭ, а не в связи с обстоятельствами, указанными в пункте 28 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Соответственно, поскольку лечебное учреждение не направляло Извозчикова В. П. на медико-социальную экспертизу, то, как обоснованно указал суд первой инстанции, в данном случае предъявление листка нетрудоспособности учреждению МСЭ не требовалось.

Факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный листком серии ВХ № 6999743, фондом не оспорен.

Доказательств, подтверждающих факты злоупотребления обществом правом на возмещение расходов, создание искусственной ситуации для получения средств фонда в завышенном размере, в материалах дела не имеется.

Выявленные фондом недостатки при оформлении листка нетрудоспособности, как справедливо отмечено судом первой инстанции, не могут служить основанием для отказа в выделении обществу средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, и непринятия к зачету указанных расходов страхователя, так как факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, подтвержден и доказательств нарушения целевого характера расходования средств не установлено.

Установив совокупность вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО «Связь объектов транспорта и добычи нефти» в лице филиала ОАО «Связьтранснефть» – Приокское производственно-техническое управление связи» требования.

Доводы Государственного учреждения – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, заявленные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном применении вышеприведенных норм материального права.

Поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дал оценку всем представленным сторонами в дело доказательствам, нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.09.2014 по делу № А54-1034/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

Н.В. Еремичева

Судьи

Е.В. Мордасов

Н.В. Заикина