НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 № 20АП-6475/2013,20АП-6473/2013,20АП-6476/2013

02 декабря 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А68-3288/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2013 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2013 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от индивидуального предпринимателя Малинова Юрия Вячеславовича (Тульская область, Ленинский район, поселок Волынцевский, ОГРНИП 305710501400352, ИНН 710500427406) Малинов Ю.В., от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1077104002095, ИНН 71040576646) – Недоводеевой А.В. (доверенность от 09.01.2013 № 02-18/00009), от Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле (г. Тула, ОГРН 1077103001414, ИНН 7106075827) Головановой Е.И. (доверенность от 06.08.2013 № 27), от Тульского потребительского общества финансовой взаимопомощи «Альтернатива» (г. Тула, ОГРН 1037100325822, ИНН 7104039380) Гордиенко А.В. (доверенность от 09.01.2013), рассмотрев апелляционные жалобы Тульского потребительского общества финансовой взаимопомощи «Альтернатива», Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Тульской области, Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле на решение Арбитражного суда Тульской области от 19.08.2013 по делу № А68-3288/2013, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Малинов Юрий Вячеславович (далее – ИП Малинов Ю.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области (далее – инспекция, регистрирующий орган) от 03.04.2013 № 5541а об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и возложении на инспекцию обязанности осуществить государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Решением суда от 19.08.2013 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Тульское потребительское общество финансовой взаимопомощи «Альтернатива», Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Тульской области, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле подали апелляционные жалобы.

Оценив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.

Судом установлено, что ИП Малинов Ю.В. был зарегистрирован в качестве страхователя-работодателя на основании его заявления.

Предприниматель 27.03.2013 подал в инспекцию заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности (по форме Р26001). К заявлению приложен документ об уплате государственной пошлины, но документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи б и пункта 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», представлен не был.

В электронной форме 27.03.2013 инспекцией отправлен запрос в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле (далее – пенсионный фонд) о наличии или отсутствии сведений о выполнении требований, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ), на который 28.03.2013 получен ответ о том, что Малиновым IO.B. сведения в пенсионный фонд представлены не были.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 03.04.2013 решения об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуально предпринимателя.

10.04.2013 инспекцией принято решение № 5541А об отказе в государственной регистрации в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов (отсутствие сведений о представлении отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации, предусмотренной законодательством).

Полагая, что данное решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Малинов Ю.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что основания для вывода о том, что предприниматель не представил в сроки, установленные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сведения (документы), которые требуют представить положения подпункта «в» пункта 1 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, отсутствуют.

Апелляционная инстанция не согласна с данным выводом в силу следующего.

Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется, в том числе при наличии документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «з» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ определено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона.

Из изложенного следует, что на момент представления в регистрирующий орган Заявления по форме № Р26001 индивидуальным предпринимателем должна быть выполнена обязанность по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ, в том числе пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Таким образом, Законом № 129-ФЗ установлена обязанность по представлению сведений.

Сроки выполнения данной обязанности установлены ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и ст.11 Закона № 27-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, индивидуальные предприниматели.

В силу положений части 1 статьи 11 Закона № 167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика. При этом индивидуальные предприниматели, заключающие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.

В развитие положений пункта 1 части 1 статьи 6 и статьи 11 Закона № 167-ФЗ принят порядок регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденный постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п.

Судом установлено, что Малиновым Юрием Вячеславовичем 05.03.2007 подано в пенсионный фонд заявление о регистрации в качестве страхователя-работодателя.

Следовательно, индивидуальный предприниматель является страхователем.

В статье 22.3 Закона № 129-ФЗ прописан порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и содержится исчерпывающий перечень документов, которые индивидуальный предприниматель должен предоставить для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а именно:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме,
утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
 органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа
соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в
электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ должны быть представлены следующие сведения:

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при
рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных
документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения,
указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их
органа;

8) гражданство;

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ представляются:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ,
определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях;

6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;

9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся
субъектом профессиональной пенсионной системы;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж
застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Однако, ни пунктом в статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ, ни статьями 6, 11 Закона № 27-ФЗ конкретно не установлены ни формы, ни наименование документов, подтверждающих представление в Пенсионный фонд сведений персонифицированного учета, а только указан перечень сведений, которые должны быть в них отражены.

Следовательно, территориальные органы Пенсионного фонда вправе самостоятельно оценивать полноту и актуальность представленных сведений, указанных в п. 2 ст. 11 и п.п. 1-8 ч. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ, исходя из целей и задач индивидуального персонифицированного учета.

В пункте в статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ также отсутствует указание на конкретную дату представления данной информации, из чего следует, что срок представления сведений, указанный в п. 2 ст. 11 (не позднее 15-го числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом) используется исключительно для целей Закона № 27-ФЗ, нормативно закрепляя периодичность представления указанных сведений. В то время как п. 3 ст. 11 названного Закона определяет как раз особый порядок и сроки представления данных сведений в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятия его с регистрационного учета.

На основании требований пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведе­ния, предусмотренные пунктами 2 и 2.1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (принятия решения о прекра­щении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государ­ственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, докумен­тов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).

Таким образом, пункт 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ возлагает на страхователей-работодателей при ликвидации, реорганизации до окончания отчетного периода обязанность представлять на каждого работающего у него сотрудника индивидуальные сведения, поименованные в пункте 2 стать 11 (форма СЗВ-6-4 — «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица») за частично отработанный период, а именно: за период с начала отчетного периода по момент ликвидации.

Учитывая вышеизложенное, при снятии с регистрационного учета страхователей со статусом «работодатель» недостаточно ограничиваться выполнением ими только пункта 2 статьи 11 Закона 27-ФЗ без учета требований пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, что влечет за собой ущемление пенсионных прав граждан, работающих у данных страхователей (уменьшение периода страхового стажа и размера трудовой пенсии), поскольку после лик­видации у страхователя отсутствует возможность сформировать отчетность в соответствии с требованиями нормативных документов (отсутствие печати и т.п.).

Однако из материалов дела следует, что на момент принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) страхователем Малиновым Юрием Вячеславовичем сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Зако­на № 27-ФЗ представлены не были.

При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) он представляет сведения, предусмотрен­ные пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения промежу­точного ликвидационного баланса (принятия решения о прекращении деятельности в качестве ин­дивидуального предпринимателя), но не позднее дня представления в федеральный орган исполни­тельной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей, документов для государственной регистрации при ликвидации юридиче­ского лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предприни­мателя). При ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом дея­тельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкрот­ства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Частью 2 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ также установлено, что вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом (форма РСВ-1) за всех работающих у него застрахованных лицах. Данные виды отчетности предоставляются вместе.

Обязанность по предоставлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам предусмотрена Законом № 212-ФЗ.

При этом Закон № 212-ФЗ не содержит положений, освобождающих страхователей от представления отчетности в связи с отсутствием в течение отчетного периода деятельности либо каких-либо выплат в пользу физических лиц.

В ч. 9 ст. 15 и ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ закреплена обязанность страхователей ежеквартально представлять в террито­риальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 7 информационного письма от 17.03.2003 № 71 указал, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода сум­мы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой де­кларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Апелляционной инстанцией установлено, что последняя отчетность до момента подачи заявления о прекращении деятельности в качестве ИП Малиновым Ю.В. представлена 15.01.2013 в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) за отчет­ный период 2012 год.

С 15.01.2013 и до подачи заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 27.03.2013 Малинов Ю.В. имел возможность заключать трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера с физиче­скими лицами.

При этом документов, подтверждающих наличие или отсутствие у него работников с 15.01.2013 по 27.03.2013, в территориальный орган страховщика предпринимателем не предоставлено. Сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам РСВ-1, подтверждающие от­сутствие обязанности по представлению сведений, предусмотренных подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, отсутствуют.

Как указывалось выше, непредставление данных сведений является основанием для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности.

Инспекцией 27.03.2013 в электронной форме был направлен межведомственный запрос в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Туле о наличии или отсутствии сведений о выполнении требований, предусмотренных пп. «в» п.1 ст.22.3 Закона № 129-ФЗ.

В рамках межведомственного взаимодействия в Инспекцию 28.03.2013 в электронной форме поступили сведения о результате проверки в ПФР, из которых следовало, что сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», Малиновым Ю.В. не представлены.

На основании изложенного 03.04.2013 Инспекцией правомерно было вынесено решение об отказе в государственной регистрации прекращения Малиновым Ю.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с наличием сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона № 129-ФЗ.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тульской области от 19.08.2013 по делу № А68-3288/2013 отменить.

В удовлетворении требований ИП Малинова Ю.В. о признании незаконным
решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области от 03.04.2013 № 5541а об отказе в государственной регистрации прекращения
деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области осуществить
государственную регистрацию прекращения Малиновым Юрием Вячеславовичем деятельности в качестве индивидуального предпринимателя отказать.

Возвратить Тульскому потребительскому обществу финансовой взаимопомощи «Альтернатива» (г. Тула, ОГРН 1037100325822, ИНН 7104039380) из федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по платежному поручению от 18.09.2013 № 510.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

О.А. Тиминская

Судьи

Н.В. Заикина

Е.В. Мордасов