НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 № 20АП-8381/15

29 февраля 2016 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А09-9923/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2016

Постановление изготовлено в полном объеме 29.02.2016

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии представителей ответчика – муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Замишевская средняя общеобразовательная школа» (Брянская область, Новозыбковский район, с. Замишево, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 19.02.2016), ФИО2 (доверенность от 19.02.2016), в отсутствие заявителя государственного учреждения – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) (Брянская область, г. Новозыбков, ОГРН <***>, ИНН <***>), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Замишевская средняя общеобразовательная школа» на решение Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2015 по делу № А09-9923/2015, установил следующее.

Государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) (далее – управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – Замишевская средняя общеобразовательная школа (далее – учреждение) недоимки в сумме 109 431 руб. 29 коп., в том числе:

недоимки по страховым взносам в сумме 67 868 руб. 28 коп. (на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 39210202010061000160 в сумме 48 753 руб. 25 коп.; на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 39210202020061000160 в сумме 6 342 руб. 82 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по коду бюджетной классификации 39210202101081011160 в сумме 12 772 руб. 21 коп.);

пени в сумме 13782 руб. 38 коп. (в Пенсионный Фонд РФ на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 39210202010062000160 в сумме 9919 руб. 35 коп.; в Пенсионный Фонд РФ на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 39210202020062000160 в сумме 1099 руб. 00 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по коду бюджетной классификации 39210202101082011160 в сумме 2 764 руб. 03 коп.);

штрафа в сумме 27780 руб. 83 коп. (в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 39210202010063000160 в сумме 18 974 руб. 22 коп.; в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии по коду бюджетной классификации 39210202020063000160 в сумме 3 578 руб. 32 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по коду бюджетной классификации 39210202101083011160 в сумме 5 228 руб. 09 коп.).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2015 исковые требования удовлетворены.

Судебный акт мотивирован тем, что компенсация расходов на оплату жилых помещений для педагогических работников, работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), но проживающих в городах, не может быть отнесена к компенсационным выплатам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что право педагогических работников образовательных организаций, работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, но проживающих в городах на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопление и освещения предусмотрено Законом Брянской области от 08.08.2013 № 62-З «Об образовании в Брянской области». По мнению учреждения данные расходы относятся к компенсационным выплатам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

В судебное заседание заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения, не явился, , в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей учреждения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с 25.02.2015 по 07.04.2015 управлением проведена плановая выездная проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.

По результатам проверки управлением составлен акт от 16.04.2015 № 042/022/196-2015 и принято решение от 27.05.2015 № 042/022/196-2015 о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым учреждению предложено уплатить 112 762 руб. 63 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, 26 140 руб. 43 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, 26 412 руб. 82 коп. пени, 27 780 руб. 63 коп. штрафа.

Основанием для принятия управлением указанного решения послужил вывод о занижении ответчиком налогооблагаемой базы: по компенсации на методическую литературу за 2013 год на сумму 22 800 руб.; по оплате проезда учителей за 2012-2013 года на сумму 22 2128 руб. 60 коп.; по оплате компенсации расходов на оплату жилых помещений педагогическим работникам, проживающим в городе Новозыбков за 2012-2014 года на сумму 250 436 руб. 87 коп.; в связи с выплатой единовременного денежного пособия педагогическим работникам за 2012 год на сумму 17192 руб.

Учреждение представило возражения к акту выездной проверки в части мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам, указав, что сумма выплат на возмещение коммунальных услуг в размере 250 436 руб. 87 коп. за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 не является объектом для начисления страховых взносов.

Копия решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности направлена управлением страхователю по почте заказным письмом.

Данное решение учреждением в вышестоящем органе Пенсионного Фонда Российской Федерации оспорено не было.

На основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности 19.06.2015 учреждением вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 82.

Поскольку требование в части уплаты страховых взносов, пени и штрафа начисленных управлением на выплаты, предназначенные для компенсации расходов на оплату жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам работающим, но не проживающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области, учреждением в установленный срок исполнено не было, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Статья 18 Закона № 212-ФЗ устанавливает обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.

Пункт 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень видов компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. При этом выплаты должны производиться в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и пунктом 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений.

При этом законами субъектов РФ для данных лиц могут быть определены только размер, условия и порядок возмещения расходов.

Абзацем 3 пункта 3 статьи 16 Закона Брянской области от 08.08.2013 № 62-З «Об образовании в Брянской области» установлено, что педагогические работники образовательных организаций, работающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, но проживающие в городах на территории Брянской области и получавшие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг до 1 января 2005 года, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения указанной категории педагогических работников образовательных организаций Брянской области, муниципальных образовательных организаций Брянской области устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Брянской области и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

Пунктом 2 Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям педагогических работников образовательных организаций Брянской области, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется из областного и местных бюджетов, утвержденного постановлением правительства Брянской области от 19.05.2014 № 207-п «Об установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям педагогических работников образовательных организаций Брянской области, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется из областного и местных бюджетов» определено, что получателями ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям педагогических работников образовательных организаций Брянской области, финансируемых из областного и местных бюджетов, являются, в том числе: педагогические работники образовательных организаций, работающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, но проживающие в городах на территории Брянской области, и получавшие льготы по оплате жилья и коммунальных услуг до 1 января 2005 года.

Как следует из материалов дела, учреждение на основании Закона Брянской области от 02.02.2010 «О возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Брянской области», в соответствии с постановлением правительства Брянской области от 19.05.2015 № 207-п «Об установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, и освещения отдельным категориям педагогических работников образовательных организаций Брянской области, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется из областного и местного бюджетов» возмещало педагогическим работникам в 2012-2014 годах расходы по оплате жилых помещений с отоплением и освещением.

При этом данную компенсацию страхователь страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование не облагал.

Согласно представленным в дело справкам несколько педагогических работников проживали в проверяемом периоде не в сельской местности, а в городе Новозыбков.

Оценив вышеприведенные требования законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что положения постановления Правительства Брянской области от 19.05.2015 № 207-п «Об установлении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, и освещения отдельным категориям педагогических работников образовательных организаций Брянской области, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется из областного и местного бюджетов» не соответствуют нормам установленным Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», имеющему большую юридическую силу.

В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилых помещений для педагогических работников, работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), но проживающих в городах, не может быть отнесена к компенсационным выплатам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального Закона № 212-ФЗ, следовательно, на неё начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований управления.

Расчет произведенных управлением начислений проверен судом первой инстанции, обоснованно признан правомерным и учреждением не оспаривается. Соответствующий контррасчет не представлен ответчиком ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.

Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.

Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 18.11.2015 по делу № А09-9923/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Н.В. Заикина

Н.В. Еремичева

В.Н. Стаханова