НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 № 20АП-5025/19

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

Дело № А54-3490/2019

21 августа 2019 года

20АП-5025/2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Еремичевой Н.В., без вызова сторон и назначения судебного заседания, в порядке                                                  статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,                             пунктов 47 и 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации                     от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление  Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.06.2019 по делу                                          № А54-3490/2019 (судья Шуман И.В.), принятое в порядке упрощенного производства,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области (далее по тексту – пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о взыскании с Управления образования и молодежной политики администрации муниципального образования - городской округ город Касимов (далее по тексту – управление) штрафа за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2                         статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за октябрь 2018 года в размере 500 рублей.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.06.2019 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции ссылается на то, что у управления имелись законные основания для привлечения ответчика к ответственности. Обращает внимание апелляционного суда на то, что уточненные индивидуальные сведения были представлены ответчиком в дополняющей форме с нарушением установленного законодательством срока для их представления. При этом отмечает, что страхователь не уточнял (исправлял) представленные ранее сведения, а впервые представил сведения об этом застрахованном лице.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования - городской округ город Касимов, опровергая ее доводы, просит решение суда оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции                            в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его, не подлежащим отмене исходя из следующего.

Как  усматривается  из материалов дела, Управление образования и молодежной политики администрации муниципального образования - городской округ город Касимов, как страхователь по обязательному пенсионному страхованию, в установленный срок (02.11.2018) представило в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, а 26.11.2018 – дополняющую форму за октябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения по которому ранее не представлялись.

Пенсионный фонд в отношении названного страхователя провел проверку правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по результатам которой составил акт от 21.12.2018 № 072S18180008147 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

По результатам рассмотрения материалов проверки заявитель принял решение                 от 28.01.2019 № 072S19180000143 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде финансовой санкции в размере 500 рублей.

На основании указанного решения управлению было выставлено требование                  от 15.02.2019 № 072S01190001329 об уплате штрафа в срок до 05.03.2019.

В установленный в требовании срок управление штраф в сумме 500 рублей                             не уплатило, что послужило основанием для обращения пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением от 08.04.2019 по делу № А54-2802/2019 Арбитражный суд Рязанской области отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

В связи с этим пенсионный фонд в пределах шестимесячного срока с даты отказа в выдаче судебного приказа обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ                         «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации (пункт 1                         статьи 7 Закона № 167-ФЗ).

В силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять                в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет                                    в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ                                «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон № 27-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона               от 03.07.2016 № 250-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2017), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии                 у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83 п.

Согласно абзацу  12 статьи 1 Закона № 27-ФЗ отчетными периодами, за которые страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции                          в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно разделу 3 «Тип формы» – выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм».

Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.

Код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.

Код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении                            в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить                                       в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.

В соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные                         в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.

Таким образом, как обоснованно заключено судом первой инстанции, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Суд первой инстанции правомерно указал, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 по делу № А73-910/2017.

 Судом установлено и следует из материалов дела, что управление представило в пенсионный фонд исходную форму сведений о застрахованных лицах СЗВ-М за октябрь 2018 года в установленный законом срок (02.11.2018), а 26.11.2018 – дополняющую форму за октябрь 2018 года в отношении 1 застрахованного лица, сведения по которому ранее не представлялись.

При этом в рассматриваемом случае пенсионным фондом не представлены доказательства выявления им ошибок (недочетов) в представленных формах исходных сведений и предложения страхователю устранить соответствующее нарушение в порядке пункта 37 Инструкции № 766н.

Доказательств направления страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений, как правомерно отмечено судом первой инстанции, заявителем в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно констатировал, что управление самостоятельно выявило ошибки в представленной исходной форме СЗВ-М за октябрь 2018 года и реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период.

С учетом самостоятельного выявления и устранения управлением нарушений требований законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у пенсионного фонда достаточных правовых оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, а, следовательно, и для взыскания с ответчика финансовых санкций в сумме 500 рублей.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской  области от 26.06.2019 по делу № А54-3490/2019                 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Касимовскому району Рязанской области – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано             в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Рязанской области в течение двух месяцев со дня его принятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 4  статьи 288 Кодекса.

Судья                                                                                                                       Н.В. Еремичева