ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула | Дело № А23-4659/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2021
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Ю.Н., при участии в судебном заседании от заявителя – муниципального унитарного предприятия горэлектротранспорта «Управление калужского троллейбуса» города Калуги (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (доверенность от 14.04.2021 № 17), от заинтересованного лица – инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу города Калуги (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 22.02.2021№ 03-03/13), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – государственного учреждения – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия горэлектротранспорта «Управление калужского троллейбуса» города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.02.2021 по делу № А23-4659/2020 (судья Смирнова Н.Н.),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие горэлектротранспорта «Управление калужского троллейбуса» города Калуги (далее – МУП ГЭТ «УКТ» г. Калуги, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу города Калуги (далее – ИФНС России по Московскому округу г. Калуги, инспекция) о признании незаконным решения от 25.02.2020 № 12-02-09/1064 об отказе в уточнении платежа, обязать уточнить платежи по следующим платежным поручениям: от 28.08.2017 № 3459, от 28.08.2017 № 3460, от 24.08.2017 № 3412, от 28.08.2017 № 3462, от 24.08.2017 № 3410, от 29.08.2017 № 3483, от 24.08.2017 № 3420, от 28.08.2017 № 3464, от 28.08.2017 № 3461, от 28.08.2017 № 3463, от 24.08.2017 № 3416, от 24.08.2017 № 3413, от 24.08.2017 № 3411, от 24.08.2017 № 3421, от 24.08.2017 № 3417.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение – управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области (далее – УПФР в г. Калуге Калужской области, управление), территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калужской области (далее – ТФОМС Калужской области, фонд).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 01.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, МУП ГЭТ «УКТ» г. Калуги обжаловало его в апелляционном порядке.
Инспекция и управление возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Фонд отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, МУП ГЭТ «УКТ» г. Калуги обратилось в ИФНС России по Московскому округу г. Калуги с заявлением об уточнении платежа от 27.01.2020 № 45, в котором, сославшись на пункты 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), просило принять решение об уточнении платежей по следующим платежным поручениям:
– от 28.08.2017 № 3459 на перечисление НДФЛ на сумму 1 443 165 руб. неверно указаны реквизиты: в поле 106 основание платежа – ТП, в поле 107 период уплаты –МС.06.2017, в поле 24 назначение платежа – удержан из заработной платы работников организации налог на доходы физических лиц за июнь 2017. Верными следует считать следующие реквизиты: основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – удержан из заработной платы работников организации налог на доходы физических лиц задолженность за 2016 год;
– от 28.08.2017 № 3460 на перечисление НДФЛ на сумму 2 116 835 руб. неверно указаны реквизиты: в поле 106 основание платежа – ТП, в поле 107 период уплаты – МС.06.2017, в поле 24 назначение платежа – удержан из заработной платы работников организации налог на доходы физических лиц за июнь 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – удержан из заработной платы работников организации налог на доходы физических лиц задолженность за 2016 год;
– от 24.08.2017 № 3412 на перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование ФФОМС на сумму 2 948 859 руб. 79 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 104 КБК – 18210202101081013160, в поле 106 основание платежа – ТР, в поле 107 период уплаты – 23.08.2017, в поле 108 номер документа-основания – 14949, в поле 109 дата документа – 03.08.2017, в поле 24 назначение платежа – оплата по требованию от 03.08.2017 № 1449. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование зачисляемые в ФФОМС с 01.01.2017 за 2 квартал 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: КБК – 18210202101080011160, основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование зачисляемые в ФФОМС до 01.01.2017;
– от 28.08.2017 № 3462 на перечисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование ФФОМС на сумму 967 061 руб. 27 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 104 КБК – 18210202101081013160, в поле 106 основание платежа – ТП, в поле 107 период уплаты – МС.07.2017, в поле 24 назначение платежа – страховые взносы на обязательного медицинского страхование зачтено в ФФОМС с 01.01.2017 за июль 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: КБК – 18210202101080011160, основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – задолженность по страховым взносам на обязательного медицинского страхование зачтено в ФФОМС до 01.01.2017;
– от 24.08.2017 № 3410 на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии на сумму 12 286 120 руб. 98 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 104 КБК – 18210201110061010160, в поле 106 основание платежа – ТР, в поле 107 период уплаты – 23.08.2017, в поле 108 номер документа-основания – 14949, в поле 109 дата документа – 03.08.2017, в поле 24 назначение платежа – оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2 квартал 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: КБК – 18210202010060000160, основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии до 01.01.2017;
– от 29.08.2017 № 3483 на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии на сумму 4 162 600 руб. 13 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 104 КБК – 18210202010061010160, в поле 106 основание платежа – ТП, в поле 107 период уплаты – МС.07.2017, в поле 24 назначение платежа – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за июль 2017 года (с 01.01.2017). Верными следует считать следующие реквизиты: КБК – 18210202010060000160, основание платежа – ЗД, период уплаты –ГД.00.2016, назначение платежа – задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии до 01.01.2017;
– от 24.08.2017 № 3420 на перечисление страховых взносов по доп. тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) на сумму 1 211 153 руб. 57 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 106 основание платежа – ТР, в поле 107 период уплаты – 23.08.2017, в поле 108 номер документа-основания – 14949, в поле 109 дата документа – 03.08.2017, в поле 24 назначение платежа – оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Страховые взносы по доп.тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2 квартал 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – задолженность по страховым взносам по дополнительному тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2016 год;
– от 28.08.2017 № 3464 на перечисление страховых взносов по доп. тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ на сумму 427 577 руб. 32 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 106 основание платежа – ТП, в поле 107 период уплаты – МС.07.2017, в поле 24 назначение платежа – страховые взносы по доп. тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за июль 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – задолженность по страховым взносам по доп. тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2016 год;
– от 28.08.2017 № 3461 на перечисление НДС на сумму 1 285 000 руб. неверно указаны реквизиты: в поле 104 КБК – 18210301000011000110, в поле 106 основание платежа – ТП, в поле 107 период уплаты – КВ.02.2017, в поле 24 назначение платежа – НДС за 2 квартал 2017 года. Верным следует считать следующие реквизиты: КБК –18210202010060000160, основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2016 год;
– от 28.08.2017 № 3463 на перечисление страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 1 047 800 руб. неверно указаны реквизиты: в поле 104 КБК – 18210202090071010160, в поле 106 основание платежа – ТП, в поле 107 период уплаты – КВ.02.2017, в поле 24 назначение платежа – страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за 2 квартал 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: КБК – 18210202010060000160 основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за 2016 год;
– от 24.08.2017 № 3416 на перечисление страховых взносов по доп. тарифу пп. 1 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ на сумму 2 958 руб. 43 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 106 основание платежа – ТР, в поле 107 период уплаты – 23.08.2017, в поле 108 номер документа-основания – 14949, в поле 109 дата документа – 03.08.2017, в поле 24 назначение платежа – оплата по требованию от 03.08.2017 № 1449. Страховые взносы по доп. тарифу пункт 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2 квартал 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – задолженность по страховым взносам по доп. тарифу пункт 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2016 год;
– от 24.08.2017 № 3413 на перечисление пени по НДФЛ на сумму 20 220 руб. 45 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 106 основание платежа – ТР, в поле 107 период уплаты – 23.08.2017, в поле 108 номер документа-основания – 14949, в поле 109 дата документа – 03.08.2017, в поле 24 назначение платежа – оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Пени по НДФЛ. Верными следует считать следующие реквизиты: основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – пени по НДФЛ за 2016 год;
– от 24.08.2017 № 3411 на перечисление пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии на сумму 23 517 руб. 87 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 104 КБК – 18210202010062110160, в поле 106 основание платежа – ТР, в поле 107 период уплаты – 23.08.2017, в поле 108 номер документа-основания – 14949, в поле 109 дата документа – 03.08.2017, в поле 24 назначение платежа – оплата по требованию от 03.08.2017 № 1449. Пени на страховые взносы по выплате страховой пенсии с 01.01.2017 за 2 квартал 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: КБК – 18210202010062100160, основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – пени на страховые взносы по выплате страховой пенсии до 01.01.2017 за 2016 год;
– от 24.08.2017 № 3421 на перечисление пени по страховым взносам по доп. тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ на сумму 14 056 руб. 07 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 106 основание платежа – ТР, в поле 107 период уплаты – 23.08.2017, в поле 108 номер документа – основания 14949, в поле 109 дата документа – 03.08.2017, в поле 24 назначение платежа – оплата по требованию от 03.08.2017 № 1449. Пени на страховых взносов по доп. тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2 квартал 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – пени на страховые взносы по доп. тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2016 год;
– от 24.08.2017 № 3417 на перечисление пени по страховым взносам по доп. тарифу пункт 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ на сумму 39 руб. 90 коп. неверно указаны реквизиты: в поле 106 основание платежа – ТР, в поле 107 период уплаты – 23.08.2017, в поле 108 номер документа основания – 14949, в поле 109 дата документа – 03.08.2017, в поле 24 назначение платежа – оплата по требованию от 03.08.2017 № 1449 пени на страховые взносы по доп. тарифу пункт 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2 квартал 2017 года. Верными следует считать следующие реквизиты: основание платежа – ЗД, период уплаты – ГД.00.2016, назначение платежа – пени на страховые взносы по доп. тарифу пункт 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ за 2016 год.
Инспекция направила заявителю письмо от 25.02.2020 № 12-02-09/1064, в котором сообщила о невозможности уточнения платежей, поскольку суммы платежей по налогам и страховым взносам 2017 года зачтены в периоды, отраженные в представленных декларациях за 2017 год.
Не согласившись с данным отказом, заявителем была направлена жалоба от 05.03.2020 № 155 в управление Федеральной налоговой службы по Калужской области, которая решением от 22.04.2020 № 63-10/04666 оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Положениями пункта 7 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 статьи 45 НК РФ уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится, в случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 431 НК РФ плательщики страховых взносов представляют расчет страховых взносов в налоговый орган не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в разделе 3 которого отражаются «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (СВ на ОПС) и страховые взносы по дополнительному тарифу (СВ по доп. тарифу) за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уплаченные МУП ГЭТ «УКТ» в 2017 году, ежеквартально учитывались на индивидуальных лицевых счетах работников согласно представленных организацией сведений в разделе 3 расчета по страховым взносам.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 7 и пункта 9 статьи 45 НК РФ суд области по праву заключил, что инспекция правомерно не производит уточнение реквизитов в платежных документах от 24.08.2017 № 3410 и от 26.10.2017 № 3483 в связи с тем, что изменение назначения платежа привело бы к образованию недоимки и уплаченные суммы СВ на ОПС учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По платежному поручению от 24.08.2017 № 3410 на сумму 12 286 120 руб. 98 коп. действительное назначение платежа соответствует указанному – «оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Страховые взносы на ОПС на выплату страховой пенсии с 01.01.2017», изменение назначения платежа привело бы к образованию недоимки по состоянию на 24.08.2017 по карточке расчетов с бюджетом (КРСБ) «СВ на ОПС на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017».
Образовавшаяся переплата по состоянию на 29.08.2017 по КРСБ «СВ на ОПС на выплату страховой пенсии, начиная с 01.01.2017» после зачисления суммы 4 162 600 руб. 13 коп. по платежному поручению № 3483 зачтена 26.10.2017 в уплату начисленных СВ на ОПС за 2-й квартал 2017 года по сроку 15.08.2017, данные средства учтены на индивидуальных лицевых счетах работников согласно представленным сведениям в составе расчета по страховым взносам.
Недоимка по уплате страховых взносов на 28.08.2017 (до 01.01.2017 ОПС) составляет: взнос (налог) – 32 314 797 руб. 19 коп., пени – 9 463 654 руб. 11 коп. После 28.08.2017 взыскание недоимки производилось самостоятельно и по требованиям.
Управлением 14.11.2017 вынесено решение по корректировке сальдо расчетов на 01.01.2017. По данному решению сумма налога уменьшена на 25 514 142 руб. 44 коп., пени – 18 923 86 руб. 56 коп. и 17.11.2017 пени – 4 532 079 руб. 45 коп.
По камеральной проверке управления 24.01.2018 произведено доначисление в сумме пени 1 393 659 руб. 90 коп. Окончательно уплачено по страховым взносам (налогу) 09.11.2017, 05.03.2018 произведен последний платеж по пени и соответственно недоимка полностью погашена.
По справедливому суждению суда области, инспекция по заявлению от 27.01.2020 обосновано отказала в изменении назначения платежей и направлении их на уплату страховых взносов на ОПС за 2016 год, поскольку по состоянию на 09.11.2017 задолженность за 2016 год погашена МУП ГЭТ «УКТ» и суммы уплаченных организацией страховых взносов на ОПС за 2016 год учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Исходя из изложенного, недопустимо уточнять назначение платежа на «страховые взносы на ОПС на выплату страховой пенсии за 2016 год» по платежному поручению от 28.08.2017 № 3461 на сумму 1 285 000 руб. с «оплата НДС за 2 квартал 2017 года», по платежному поручению от 28.08.2017 № 3463 на сумму 1 047 800 руб. с «страховые взносы на ОС на случай временной нетрудоспособности, начиная с 01.01.2017».
Согласно пункту 1.1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Суд первой инстанции по праву заключил, что уточнение платежа № 3463 на разные фонды не допускается, то есть уточнение платежа возможно только в тот бюджет, в который уплачивался. При этом излишне уплаченных платежей по страховым взносам не было.
Согласно статье 69 НК РФ налоговым органом выставлялись требования об уплате страховых взносов от 03.08.2017 № 14949 на страховые взносы за 2016-2017 годы в размере 20 120 545 руб. 02 коп. (в том числе на ОПС за 4 квартал 2016 года в размере 1 141 173 руб. 25 коп.), от 10.07.2017 № 14488, от 05.07.2017 № 14483 на сумму 16 940 735 руб. 85 коп. страховые взносы на ОПС, ОМС, по доп. тарифу до 01.01.2017, от 29.05.2017 № 14192 страховые взносы, начисленные до 01.01.2017, на сумму 16 169 803 руб. 46 коп. и пени в размере 377 394 руб. 20 коп., от 15.05.2017 № 13703, от 15.05.2017 № 13115, от 03.05.2017 № 13076 страховые взносы, начисленные до 01.01.2017, в размере 16 343 524 руб., пени – 2 574 706 руб. 09 коп., от 21.09.2017 № 16399 страховые взносы, начисленные до 01.01.2017, в размере 16 886 472 руб. 56 коп., от 25.09.2017 № 16400 страховые взносы, начисленные до 01.01.2017, в размере 13 132 882 руб. 56 коп.
Согласно данным КРСБ по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 и на 01.01.2018 факт излишней (ошибочной) уплаты, подлежащей уточнению в рамках пункта 7 статьи 45 НК РФ, отсутствовал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Таким образом, суд правомерно заключил, что по платежу НДС за 2 квартал 2017 года на страховые взносы на ОПС на выплату страховой пенсии за 2016 год перезачет не допускается.
Образовавшаяся по НДС переплата по состоянию на 28.08.2017 после зачисления суммы 1 285 000 руб. по платежному поручению от 28.08.2017 № 3461 зачтена в уплату НДС за 3 квартал 2017 года.
Образовавшаяся по состоянию на 28.08.2017 переплата по КРСБ «Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности» после поступления суммы 1 047 800 руб. по платежному поручению от 28.08.2017 № 3463 зачтена в уплату данных начисленных страховых взносов за 3 квартал 2017 года.
Основание платежа по платежному поручению от 24.08.2017 № 3411 не подлежит изменению, поскольку действительное назначение платежа на сумму 23 517 руб. 87 коп. соответствует указанному – «оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Пени на страховые взносы по выплате страховой пенсии за 2 квартал 2017 года».
Таким образом, по справедливому суждению суда, инспекция правомерно отказала в изменении назначения платежа в платежных документах от 24.08.2017 № 3420, от 28.08.2017 № 3464 и от 24.08.2017 № 3421, поскольку в КРСБ «страховые взносы по доп. тарифу по пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ» по состоянию на 24.08.2017 отсутствует задолженность по страховым взносам и пени за 2016 год.
Действительное назначение платежа на сумму 1 211 153 руб. 57 коп. по платежному поручению от 24.08.2017 № 3420 соответствует указанному – «оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Страховые взносы по доп. тарифу пункты 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ».
Действительное назначение платежа на сумму 14 056 руб. 07 коп. по платежному поручению от 24.08.2017 № 3421 соответствует указанному – «оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Пени на страховые взносы по доп. тарифу пп. 2- 18 ч.1 ст. 30 № 400-ФЗ».
Поступившая сумма 427 577 руб. 32 коп. по платежному поручению от 28.08.2017 № 3464 зачтена в уплату имеющейся недоимки по начисленным платежам за 2017 год по состоянию на 28.08.2017 по КРСБ «Страховые взносы по доп. тарифу по пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ», задолженность за 2016 год на указанную дату отсутствует.
Запись по основанию платежа по данным платежным документам не влияет на состояние расчетов и сумму начисленной пени по СВ по доп. тарифу, поскольку задолженность за 2016 год и начисление текущих платежей за 2017 год по данному обязательству проведено в одной КРСБ «Страховые взносы по доп. тарифу по пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 № 400-ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ», сальдо расчетов на определенную дату исчисляется в хронологическом порядке исходя из начисленных и уплаченных сумм СВ по доп. тарифу.
Суд первой инстанции по праву заключил, что уточнение реквизитов в платежных документах от 24.08.2017 № 3412 и от 28.08.2017 № 3462 в порядке пункта 7 статьи 45 НК РФ является неправомерным, поскольку изменение назначения платежа привело бы к образованию недоимки по КРСБ «страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФФОМС за периоды, начиная с 01.01.2017».
Действительное назначение платежа на сумму 2 948 859 руб. 79 коп. по платежному поручению от 24.08.2017 № 3412 соответствует указанному – «оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование зачисляемые в ФФОМС с 01.01.2017 ОМС».
Образовавшаяся по состоянию на 28.08.2017 переплата по КРСБ «Страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФФОМС за периоды, начиная с 01.01.2017» после зачисления суммы 967 061 руб. 27 коп. по платежному поручению от 28.08.2017 № 3462 зачтена в уплату начисленных страховых взносов на ОМС за 3 квартал 2017 года.
С учетом изложенного, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что инспекция правомерно отказала в изменении назначения платежа по платежным документам от 28.08.2017 № 3459, от 28.08.2017 № 3460 и от 24.08.2017 № 3413, поскольку согласно КРСБ «Налог на доходы физических лиц» по состоянию на 24.08.2017 отсутствует задолженность по налогу на доходы физических лиц и пени за 2016 год.
Действительное назначение платежа на сумму 20 220 руб. 45 коп. по платежному поручению от 24.08.2017 № 3413 соответствует указанному – «оплата по требованию от 03.08.2017 № 14949. Пени по НДФЛ».
Согласно КРСБ «Налог на доходы физических лиц» поступившие платежи по платежным поручениям от 28.08.2017 № 3459 на сумму 1 443 165 руб. и от 28.08.2017 № 3460 на сумму 2 116 835 руб. зачтены в уплату начисленного НДФЛ согласно представленному расчету за 3-й квартал 2017 года, по состоянию на 28.08.2017 задолженность по НДФЛ за 2016 год отсутствует.
В силу пункта 6 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
Сумма НДФЛ исчисляется на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, и в разд. 1, и в разд. 2 формы 6-НДФЛ суммы доходов и даты фактического получения дохода указываются с учетом положений статьи 223 НК РФ. Суммы НДФЛ, удержанные налоговым агентом, отражается по форме 6-НДФЛ в соответствующем периоде.
Исходя из изложенного основание платежа по НДФЛ определяется в зависимости от периода удержания налога налоговым агентом, что отражается в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ. Таким образом, инспекция не вправе изменить основание платежа и направить перечисленные налогоплательщиком суммы на погашение несуществующей недоимки и пени за 2016 год.
Более того, в порядке статьи 69 НК РФ налоговым органом выставлялись требования об уплате НДФЛ и НДС за 2016-2017 годы в связи с неуплатой: от 13.07.2016 № 53662 (за 1 квартал 2016 года) – вынесено решение о взыскании денежных средств с должника от 26.08.2016 № 4223; от 24.06.2016 № 53463 (за 1 квартал 2016 года); от 16.05.2016 № 52622 (за 1 квартал 2016 года), от 09.09.2016 № 54768 (за 2 квартал 2016 года) – вынесено решение о взыскании денежных средств с должника от 25.10.2016 № 4780; от 14.12.2016 № 55862 (за 3 квартал 2016 года), от 05.08.2016 № 53852 (за 2 квартал 2016 года) – вынесено решение о взыскании денежных средств с должника от 04.10.2016 № 4602; от 11.10.2016 № 54963 (за 2 квартал 2016 года) – вынесено решение о взыскании денежных средств с должника от 16.11.2016 № 5159, от 10.11.2016 № 55219 (за 3 квартал 2016 года) – вынесено решения о взыскании денежных средств с должника от 07.12.2016 № 5300, от 10.03.2016 № 51646 (за 4 квартал 2015 года), от 16.08.2016 № 54341 (за 2 квартал 2016 года) – вынесено решение о взыскании денежных средств с должника от 05.10.2016 № 4638; от 10.05.2016 № 52525 (за 1 квартал 2016 года), от 25.07.2016 № 1444 (по камеральной проверке решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение от 21.06.2016 № 10) – вынесено решение о взыскании с денежных средств с должника от 11.08.2016 № 3987.
Проведение уточнения заявленных платежей № 3460, 3459, 3461, 3463, 3462, 3483 повлечет переплату налога за 2016 год и недоимку налога за 2017 год. В результате выставленные требования об уплате налога, пени в 2016-2017 годах не будут содержать действительный размер задолженности и размер пени.
Заявленные к уточнению платежи № 3460, 3459, 3461, 3463, 3462, 3483 МУП ГЭТ «УКТ» не отвечают условиям соблюдения пункта 7 статьи 45 НК РФ, так как в 2016-2017 годах все платежи по указанным выше налогам, страховым взносам уплачивались несвоевременно. Уточнение платежа, таким образом, повлечет неперечисление указанных налогов, страховых взносов в налоговом периоде за 2017 год.
Кроме того, как установлено судом и следует из материалов дела, 23.08.2017 МУП ГЭТ «УКТ» г. Калуги представляло в инспекцию заявление о сверке расчетов за период с 01.01.2017 по 27.07.2017. По результатам составления акта сверки предприятием разногласия не представлялись.
Довод заявителя о том, что в заявлении об уточнении платежей МУП ГЭТ «УКТ» г. Калуги указано основание для уточнения платежа – обнаружение технических ошибок, допущенных в оформлении платежных поручений на перечисления налогов, страховых взносов, сборов, пени, не повлекших неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, по праву не принят судом области, поскольку производя уплату сумм НДФЛ, НДС, страховых взносов по вышеуказанным поручениям за 2017 год, плательщик понимал тип и принадлежность платежей, которые соответствовали его действительным налоговым обязательствам.
Согласно данным КРСБ по НДФЛ, НДС, страховым взносам по состоянию на 01.01.2018 факт излишней (ошибочной) уплаты, подлежащей уточнению в рамках пункта 7 стать 45 НК РФ, отсутствовал. Фактически заявитель требует переустановки платежей, то есть уточнить платежи на уже уплаченные (взысканные) периоды по налогам.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ инспекции в уточнении платежей не нарушает прав налогоплательщика, поскольку в данном случае у него не возникло права на уточнение платежа. По данным КРСБ по налогам и страховым взносам на 25.02.2020 факт излишней (ошибочной) уплаты, подлежащей уточнению в рамках пункта 7 статьи 45 НК РФ, отсутствовал.
Согласно пункту 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.
Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган вправе требовать от банка на бумажном носителе копию поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации, оформленного налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных данным пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
Таким образом, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что правовых оснований для уточнения предприятием назначения и очередности платежей не имеется при отсутствии ошибок в оформлении поручения на перечисление налога, страховых взносов, более того повлечет неперечисление этого налога (взноса) за период, указанный изначально в платежном поручении, что не соответствует пункту 7 статьи 45 НК РФ.
На основании изложенного суд области правомерно посчитал заявленные требования необоснованными, в связи с чем по праву отказал в их удовлетворении.
Довод заявителя жалобы о наличии задолженности по страховым взносам за 2016 год отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не имеет правового значения для уточнения платежей по заявлению МУП ГЭТ УКТ на 27.01.2020 № 45, так как по состоянию на 27.01.2020 платежи произведены налогоплательщиком по требованиям об уплате налога, пени, штрафа и частично самостоятельно за периоды 2016 и 2017 годы.
Уточнение вышеуказанных платежей на страховые взносы, начисленные до 2017 года (за 2016 год), повлечет возникновение недоимки по страховым взносам, НДФЛ, НДС за 6, 9 месяцев 2017 года, а также переплату страховых взносов за 2016 год (сформируются недостоверные сведения на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица).
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
МУП ГЭТ «УКТ» г. Калуги в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей, излишне уплаченная по платежному поручению от 20.02.2021 № 784.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 01.02.2021 по делу № А23-4659/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию горэлектротранспорта «Управление калужского троллейбуса» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.02.2021 № 784.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий | Д.В. Большаков |
Судьи | Е.В. Мордасов В.Н. Стаханова |