ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тула дело № А62-3789/06
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2006 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2006 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Тимашковой Е.Н., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 3 по Смоленской области
на решение арбитражного суда Смоленской области от 02.10.2006 г.
по делу № А62-3789/06 (судья Ю.В. Ерохина)
по заявлению ООО «Горячий ключ»
к Межрайонной ИФНС России № 3 по Смоленской области,
о признании незаконными действий налогового органа
при участии в заседании:
от Межрайонной ИФНС России №3 по Смоленской области – не явился,
от ООО «Горячий ключ» - не явился
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Горячий ключ» обратилось в суд с заявлением к МИ ФНС России № 3 по Смоленской области с требованием о признании действий по отказу в проведении зачета ошибочно уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 312595,67 руб. в счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии незаконными и обязании произвести зачет.
Решением от 02.10.2006г. Арбитражный суд Смоленской области удовлетворил заявленные требования.
Суд первой инстанции исходил из того, что правоотношения по проведению зачета либо возврату сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 12 Налогового органа РФ, администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИ ФНС России № 3 по Смоленской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение, ссылаясь на неправильное применении судом норм материального права.
По мнению заявителя, страховые взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии не включены в налоговую систему РФ, вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, относятся к компетенции Пенсионного фонда РФ, в действующем законодательстве отсутствуют правовые нормы, возлагающие на налоговые органы обязанности по проведению зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
ООО «Горячий ключ» не согласен с доводами апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела ООО «Горячий ключ» ошибочно уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии на общую сумму 312595 руб. 67 коп. (платежное поручение № 00016 от 30.05.2006 г. на сумму 3188 руб., платежное поручение № 000124 от 14.06.2006 г. на сумму 309407 руб. 62 коп.) на код бюджетной классификации 1821022020061000160, предусмотренный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии вместо кода бюджетной классификации 18210202010061000160, предусмотренного для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии.
В результате ошибки произошла переплата накопительной части трудовой пенсии.
ООО «Горячий ключ» обратилось в МИ ФНС России № 3 по Смоленской области с заявлением о проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 312595 руб. 67 коп.
Письмами от 07.07.2006 г. № 10-14/6962, от 27.06.2006 г. № 10-14/6318 МИ ФНС России № 3 по Смоленской области отказала заявителю в проведении зачета, указав, что
Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»" (далее – Федеральный закон N 167-ФЗ) не определен уполномоченный органом, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом РФ.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда РФ законом не установлено.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, состоит, помимо прочего, из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Поскольку Федеральный закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, данные правоотношения регулируются гл. 12 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 13 ст. 78 НК РФ установлено, что предусмотренные данной статьей правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, согласно абз. 3 ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Частью 3 ст. 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) предусмотрено, что основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 11.1 к данному Федеральному закону закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации), осуществляющими в установленном порядке в том числе принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Согласно приложению 1.11 к указанному Федеральному закону № 167 - ФЗ администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 г. N 152н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ" определено, что администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, которые в соответствии с установленным порядком осуществляют начисление, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.
Письмом Минфина РФ от 27.12.2004 N 11-12-5/19 также предусмотрен возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений платежей в бюджет.
Таким образом, отказ налогового органа в проведении зачета является неправомерным, порядок проведения зачета урегулирован ст. 78 НК РФ.
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно признаны незаконными действия МИ ФНС России № 3 по Смоленской области, выразившиеся в отказе в проведении зачета излишне уплаченных ООО «Горячий ключ» страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 312595 руб. 67 коп.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены решения, нарушений не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение суда первой инстанции от 02.10.2006 г. по делу № А-62-3789/2006 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий Г.Д. Игнашина
Судьи Е.Н. Тимашкова
В.Н. Стаханова