НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2016 № 20АП-5626/2016

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                    Дело   № А54-1377/2016

Резолютивная часть  постановления объявлена 11.10.2016

Постановление изготовлено в полном объеме  17.10.2016

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (г. Рязань, ОГРН 1046209031440,                    ИНН 6234010735), ответчика – Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1116234000190,                       ИНН 6234087142), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.07.2016 по делу                          № А54-1377/2016 (судья Костюченко М.Е.), установил следующее.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани (далее по тексту – заявитель, управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о взыскании со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области (далее по тексту – следственное управление, ответчик) пеней в                               сумме 8 241 рубля 15 копеек.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.07.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Со Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области взысканы пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в сумме 170 рублей 79 копеек и на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования                    в сумме 2 538 рублей 23 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области просит данное решение суда в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что следственным управлением предприняты все меры для получения отсрочки и информирования управления о невозможности уплаты страховых взносов в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета, а следовательно, отсутствует вина следственного управления в непринятии управлением решения о предоставлении отсрочки за октябрь и ноябрь 2015 года.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани, опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области представило в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за 9 месяцев 2015 года, согласно которому ответчик                                              за сентябрь 2015 года должен был уплатить взносы в следующем размере:                                            69 219 рублей 21 копейка – на страховую часть трудовой пенсии;                                         417 273 рубля 91 копейка – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Нарушение установленного срока уплаты страховых взносов послужило основанием для начисления Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области на указанные суммы недоимки пеней: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 32 рублей 16 копеек; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5 499 рублей 97 копеек.

Согласно представленному расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2015 год, ответчик за октябрь 2015 года должен был уплатить взносы в следующем размере:                                               66 720 рублей 93 копейки –  на страховую часть трудовой пенсии и                                                520 330 рублей 53 копейки – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Нарушение установленного срока уплаты страховых взносов послужило основанием для начисления Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области на указанные суммы недоимки пеней: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 170 рублей 79 копеек; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 538 рублей 23 копеек.

Неисполнение ответчиком требований от 22.10.2015 № 072S001150007260,                              от 10.02.2016 № 072S00116003785 и от 10.02.2016 № 072S001560003773 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в установленные сроки в части уплаты указанных сумм пеней, послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования пенсионного фонда в части взыскания со Следственного управления пеней в общей сумме 2 709 рублей 02 копеек, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии с частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов                                      в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон о страховых взносах, Закон № 212-ФЗ).

На основании подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области является плательщиком страховых взносов, в связи с чем частью 1 статьи 18 этого же Закона на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.

Частью 1 статьи 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных – для плательщиков страховых взносов – физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 3 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (часть 4 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии                                                       с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день             (часть 5 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

Частями 1 и 2 статьи 10 Закона № 212-ФЗ установлено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (часть 8 статьи 15 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

В силу части 3 статьи 25 указанного Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и на основании части 8 этой статьи пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов                          в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.

Согласно представленному расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за 2015 год (4 квартал) с 01.10.2015 по 31.10.2015 подлежали уплате страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование:                     на страховую часть трудовой пенсии в сумме 66 720 рублей 93 копеек (уплачены согласно реестру поступления платежей 05.11.2015 и 13.11.2015); в Федеральный фонд ОМС                    в сумме 520 330 рублей 53 копеек (уплачены согласно реестру поступления платежей 05.11.2015 и 13.11.2015).

Поскольку Следственное управление допустило нарушение срока уплаты страховых взносов за октябрь 2015 года, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у пенсионного фонда достаточных правовых оснований для начисления управлению пени за период с 17.11.2015 по 04.12.2015 на страховую часть трудовой пенсии в сумме 170 рублей 79 копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 538 рублей 23 копеек.    

Не оспаривая факта неуплаты страховых взносов, на которые начислены пени в сроки, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ, а равно и правильность расчета заявленной ко взысканию пени, следственное управление основывает свои возражения против взыскания пени обращением им с заявлением о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов по причине несвоевременного доведения до него главным распорядителем лимитов бюджетных средств.

Между тем управлением не учтено следующее.

В соответствии со статьей 18.1 Закона №  212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.

В силу пункта 3 статьи 18.1 Закона № 212-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов может быть предоставлена плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты плательщиком страховых взносов таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение плательщику страховых взносов ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств плательщику страховых взносов и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до плательщика страховых взносов – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) плательщику страховых взносов из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных плательщиком страховых взносов услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) сезонный характер производства и (или) реализации плательщиком страховых взносов товаров, работ или услуг.

Статьей 18.4 Закона № 212-ФЗ установлен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Так, согласно части 7 указанной статьи решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении принимается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, в течение 30 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки).

Из приведенных положений законодательства следует, что при непринятии управлением Пенсионного фонда решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, такую отсрочку нельзя считать предоставленной и страховые взносы подлежат уплате в общеустановленном порядке.

Доказательств же того, что Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани было принято решение о предоставлении Следственному управлению отсрочки по уплате страховых взносов за октябрь 2015 года, а, следовательно, изменен срок уплаты страховых взносов за указанный период, последним в материалы дела не представлено.

Довод Следственного управления о том, что им направлено в управление заявление о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов от 23.10.2015                  с полным комплектом документов на период с 15.10.2015 по 31.12.2015 по страховым взносам на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд в размере 120 тысяч рублей,                          по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере                      1 500 000 рублей (за сентябрь, октябрь, ноябрь 2015 года), подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.

Судом установлено и следует из материалов дела, что управление 26.10.2015 получило заявление о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов за сентябрь 2015 года, датированное 23.10.2015, с полным комплектом документов за период с 15.10.2015  по 31.12.2015 по страховым взносам на страховую часть пенсии в Пенсионный фонд в сумме 2 338 рублей 89 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 399 997 рублей 68 копеек, на основании которого управлением принято решение от 15.10.2015  № 1 о предоставлении отсрочки.

Иных заявлений о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, датированных 23.10.2015, от Следственного управления в адрес управления                      не поступало. Иное им не доказано, равно как и не доказан факт принятия управлением решения об отсрочке по уплате страховых взносов за октябрь 2015 года в спорной сумме.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленного пенсионным фондом требования о взыскании пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации,                            в сумме 170 рублей 79 копеек и на обязательное медицинское страхование                                 в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в                                           сумме 2 538 рублей 23 копеек.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

            Руководствуясь пунктом 1 статьи 269,  статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 28.07.2016 по делу                                       № А54-1377/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и                                  может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством  направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

Председательствующий

Н.В. Еремичева

Судьи

                     Е.В. Мордасов  

                       В.Н. Стаханова