12 июля 2013 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Тула Дело № А54-8924/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 12.07.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дорошковой А.Г., судей Волковой Ю.А. и Каструба М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой Ю.А., при участии от истца – ФИО1 (доверенность от 09.07.2013), от Управления Федерального казначейства по Рязанской области – ФИО2 (доверенность от 23.01.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области № А54-8924/2012 (судья Митяева Л.И.), установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие «Рязанская автоколонна № 1310» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области о взыскании убытков в размере 77 299 268 рублей 24 копеек в виде недополученной платы от перевозок льготной категории граждан за 2010 – 2011 г.г.
Определением суда от 19.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ответчика – Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области на надлежащего ответчика – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Определением суда от 22.01.2013 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.04.2013 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФК по Рязанской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный суд считает, что жалоба не подлежат удовлетворению.
Между министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее – министерство) и МУП «Рязанская автоколонна № 1310», основным видом деятельности которого является осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном и международном сообщении 25.11.2009 заключен договор № 125/02/1 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации от 25.11.2009, а также договор от 24.11.2010 № 101/02 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации (л. д. 12-20, том 1).
Как указано в преамбуле данных договоров, они заключены в соответствии с законом Рязанской области от 29.12.2004 № 167-ОЗ «О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов»; законов Рязанской области от 29.12.2004 № 170-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»; законом Рязанской области от 14.10.2005 № 111-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан из числа пенсионеров на территории Рязанской области; постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 (в редакции постановления Правительства Рязанской области от 03.03.2008 № 51) «Об утверждении порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области».
В соответствии с условиями договоров Министерство транспорта Рязанской области (заказчик по договору) поручает и контролирует исполнение перевозчиком работ по перевозке граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, а МУП «Рязанская автоколонна № 1310» (перевозчик по договору) осуществляет перевозку граждан вышеуказанных категорий на условиях, установленных настоящим договором, в пределах Рязанской области на маршрутах в соответствии с расписанием движения, указанным в Приложениях № 1 «Расписание движения и перечень маршрутов», являющихся неотъемлемой частью настоящего договора.
Заказчик обязуется возместить перевозчику за счет средств областного бюджета в пределах выделенных денежных средств расходы, связанные с проездом на транспорте общего пользования граждан помесячным именным социальным талонам-билетам по маршрутам, указанным в Приложении № 1 к договору (пункты 1.1, 1.2 договора).
В Приложениях № 1 к указанным договорам стороны согласовали перечень маршрутов, график работы на маршрутах и тип используемого подвижного состава (том 1, лист 34).
Срок действия договора от 25.11.2009 № 125/02/1 установлен с 25.12.2009 по 31.12.2010, а договора № 101/02 от 24.11.2010 с 25.12.2010 по 31.12.2011.
В указанных выше договорах стороны определи порядок и условия проезда на транспорте общего пользования граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, порядок взаимодействия сторон договора, порядок осуществления документооборота по возмещению расходов перевозчика, порядок и основания расчетов с перевозчиком по компенсации его расходов по перевозке указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 2.9, 2.10, 2.11, 3.2.2, 5.1, 5.2, 8.4 договоров целевые финансовые средства областного бюджета, определенные законодательством Рязанской области на соответствующий год для компенсации расходов перевозчика от проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, в полном объеме поступают заказчику – Министерству транспорта Рязанской области через Министерство финансов Рязанской области для расчетов с перевозчиками. Полученная от Министерства финансов Рязанской области сумма финансовых средств распределяется пропорционально долевому участию МУП «Рязанская автоколонна № 1310» в общем объеме транспортной работы, выполняемой в городе и измеряемой в место - километрах, на основании заключенного соответствующего соглашения между ними. Выполненная
перевозчиком работа оплачивается заказчиком посредством перечисления денежных сумм пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области.
Все платежи осуществляются безналичными платежами путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет перевозчика на основании согласованного с заказчиком акта выполненных работ. Оплата производится в течение десяти рабочих дней по окончании расчетного периода (месяца). Обязательства по расчетам за перевозку пассажиров должны быть завершены по договору № 125/02/1 от 25.11.2009 до 20 декабря 2009 года и по договору №101/02 от 24.11.2010 до 25 декабря 2010.
Стороны согласовали пункты продажи социальных талонов-билетов, формы ведомости продажи (единых) именных месячных социальных талонов-билетов, актов выполненных работ, отчетов о продаже (единых) именных месячных социальных талонов-билетов, отчетов о выполнении расписания движения автобусов по согласованным маршрутам (приложения к договорам).
МУП «Рязанская автоколонна №1310» в 2010 и 2011 годах осуществляло перевозку граждан, имеющих в силу закона право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны-билеты, установленные постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области».
Разница между стоимостью проездного билета для обычных категорий граждан и стоимостью льготного проездного билета составляет плату, недополученную истцом с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» (таблица 38 приложения 19 к закону) Рязанской области предусмотрены межбюджетные трансферты на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, только на 2009 год в сумме 34239 тыс. рублей 40 копеек. В 2010 и 2011 межбюджетные трансферты Рязанской области на указанные выше цели из бюджета Российской Федерации не выделялись.
Согласно пояснениям Министерства транспорта Рязанской области, Министерства финансов Рязанской области, а также в соответствии с Законом Рязанской области от 15.07.2010 № 60-ОЗ «Об исполнении областного бюджета», поступившие из федерального бюджета указанные денежные средства – 34 239 тысяч рублей 40 копеек израсходованы в полном объеме.
Законом Рязанской области от 15.12.2009 № 155-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год» за счет средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации было предусмотрено 74 522 тыс. рублей Фактически на указанные цели в 2010 году из областного бюджета было выделено 63 83 тыс. рублей 50 копеек, что подтверждено Законом Рязанской области от 20.07.2011 № 57-03 «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» (том 27, л. д. 7–8).
Законом Рязанской области от 21.12.2010 № 156-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» за счет средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации было предусмотрено 85 388 рублей Фактически на указанные цели в 2011 году из областного бюджета было выделено 85 388 833 рубля 50 копеек, что подтверждено Законом Рязанской области от 16.07.2012 № 40-03 «Об исполнении областного бюджета за 2011 год» (том 27, л. д. 9-10).
Согласно расчету истца неполученные доходы в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в 2010 году и в 2011 году составили 77 299 268 рублей 24 копейки.
Факт предоставления гражданам, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, льгот при перевозке подтверждается актами выполненных работ, отчетами о продаже данных талонов-билетов (том 1, л. д. 52-73), ведомостями продажи именных социальных талонов-билетов (тома с 3 по 26).
От реализации месячных именных социальных талонов-билетов МУП «Рязанская автоколонна № 1310» получило доходы в 2010-2011 годах в сумме 35 249 160 рублей. Сумма денежных средств, которые истец получил бы при реализации социальных талонов-билетов по стоимости обычных проездных билетов составляет 157 397 304 рублей 25 копеек.
В счет компенсации расходов по перевозке льготной категории граждан истцом от Министерства транспорта Рязанской области в 2010-2011 годах получено 44 848 876 рублей 01 копейка, средств бюджета Рязанской области, что подтверждено расчетом истца и платежными поручениями (том 1, л. д. 67-76).
Расчеты по компенсации истцу расходов производились путем перечисления сумм пропорционально проданным месячным социальным талонам-билетам в пределах выделенных бюджетных средств, что подтверждается ежемесячными расчетами компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными Министерством транс-порта Рязанской области (том 1, листы 126-151).
Таким образом, некомпенсированные расходы МУП «Рязанская автоколонна № 1310» по перевозке льготной категории граждан составили в общей сумме 77 299 268 рублей 24 копейки.
Ссылаясь на то, что денежные средства, перечисленные истцу из бюджета в рамках указанного договора, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 77 299 268 рублей 24 копеек убытков. При этом под убытками истец, исходя из положений пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», рассматривает плату, недополученную с граждан в связи с предоставлением льгот по оплате услуг по перевозке. То есть, убытками истца являются выпадающие доходы, не полученные истцом в результате оказания услуг льготным категориям граждан по пониженным ценам.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением государством мер социальной поддержки.
Установленное рядом федеральных законов право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив данное право, Российская Федерация приняла на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении определенной категории граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан на общественном транспорте.
Вместе с тем указанный Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Суд пришел к правильному выводу, что на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций влечет обязанность доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Указанная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 № 2992/09.
В силу статей 3, 4 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», преамбулы и статьи 4 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, расходы, связанные с реализацией названных Законов, подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации.
В силу статей 3, 44 и 63 указанного Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ меры социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.07.2006 № 353-0 указал, что положения преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу предполагают обязанность Российской Федерации участвовать в финансовом обеспечении реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки на уровне не ниже сложившейся в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 01.01.2005.
Постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области», во исполнение которого с истцом заключен договор от 06.11.2008 № 29, орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительство Рязанской области в пределах своих полномочий лишь установило порядок реализации на своей территории социальных гарантий гражданам, финансирование которых является расходным обязательством Российской Федерации, а не обязательство по финансированию указанного вопроса за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика об отсутствии обязанности Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Согласно статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Исходя из пунктов 1, 5 статьи 790 Кодекса за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 1069 Кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суд первой инстанции в данном случае правильно установил, что бездействие государства выразилось в неисполнении обязанности по компенсации транспортному предприятию расходов по перевозке граждан, имеющих право на оказание мер социальной защиты, предприятие в силу статей 16, 1069 Кодекса вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Факт и размер понесенных истцом убытков, связанных с предоставлением услуг по перевозке льготных категорий граждан, подтверждаются материалами дела, в том числе помесячными ведомостями продажи единых социальных билетов-талонов, актами выполненных работ, отчетами, счетами, счетами-фактурами, расчетами по возмещению расходов, связанных с перевозкой граждан, имеющих право на льготы, платежными поручениями на перечисление бюджетных денежных средств в возмещение расходов.
Указанные документы составлены в полном соответствии с условиями заключенных между перевозчиком и заказчиком договоров и постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151, в связи с чем довод заявителя жалобы о недоказанности истцом факта представления истцом льгот по проезду противоречит материалам дела.
Ответчиком – Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих достаточность выделенных из федерального бюджета средств в объеме, достаточном для реализации социальных гарантий граждан, установленных федеральными законами, и для возмещения истцу понесенных убытков.
Судом области правомерно установлено, что компенсация расходов истца осуществлялась лишь в пределах выделенных области федеральным бюджетом средств, распределенных между всеми перевозчиками пропорционально доле их участия в объеме услуг по перевозке пассажиров, при этом сумма фактически недополученной истцом платы от продажи льготных проездных билетов по цене меньшей, чем обычная стоимость проездного билета, не учитывалась при расчете и выплате компенсации.
Как следует из материалов дела, истец ежемесячно представлял ведомости и отчеты о проданных социальных талонах-билетах в Министерство транспорта Рязанской области. Счета, счета-фактуры, акты выполненных работ на возмещение расходов, связанных с перевозкой льготных категорий граждан, истец выставлял Министерству транспорта Рязанской области на основании сводных ведомостей министерства с расчетами размеров компенсации исходя из выделяемых бюджетных средств в соответствующий период, а не исходя из суммы фактически недополученной платы за продажу социальных талонов-билетов. Суммы убытков, превышающие распределенные на компенсацию бюджетные денежные средства в счета и акты выполненных работ истцом не включались. В связи с изложенным суд области обоснованно отклонил довод ответчика о полном возмещении истцу заявленных им Министерству транспорта Рязанской области расходов.
Судом первой инстанции проверен расчет понесенных истцом убытков (расчет иска) который основан на следующих показателях: количество проданных социальных талонов-билетов, разница в стоимости между обычными проездными билетами и социальными талонами-билетами, сумма неполученных доходов, сумма поступлений из федерального бюджета на компенсацию расходов, сумма доходов, причитающихся истцу от продажи социальных талонов-билетов от МУП «Управление Рязанским троллейбусом» пропорционально доле истца в соответствии с протоколами распределения доходов между названными организациями, в пунктах продажи которых осуществлялась реализация социальных талонов-билетов на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях, в соответствии с пунктами 1, 5 постановления Правительства Рязанской области от 15.06.2006 №151 (л. д. 3 - 9, 19 - 30 том 7, л. д. 8 том 17).
Представленный расчет иска соответствует пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которому организации, предоставившие потребителям по льготным ценам услуги в рамках реализации установленных законом льгот, вправе обратиться с иском о взыскании с публично-правовых образований убытков в виде не полученной в связи с этим платы.
Правомерность такого расчета убытков была установлена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 28.12.2009 по делу № А54-5802/2007 по иску МУП «Рязанская автоколонна № 1310» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 31 826 287 рублей 65 копеек убытков за 2006 год в связи с перевозкой льготных категорий граждан.
В силу условий договора от 25.11.2009 № 125/02/1 при фактическом возмещении Министерством транспорта Рязанской области расходов истцу за счет выделенных из федерального бюджета денежных средств в период исполнения договора использовался такой же метод расчета расходов, как и при расчете иска: разница в стоимости обычных и социальных талонов-билетов. Такой подход к определению расходов, подлежащих компенсации истцу, установлен условиями договора и соответствует нормам гражданского законодательства, определяющим категории убытков, в том числе в виде неполученных доходов.
Таким образом, довод ответчика о недопустимости такого метода расчета убытков и о недоказанности размера убытков обоснованно не принят во внимание судом области.
Представленный в материалы дела ответчиком в обоснование довода о полном возмещении истцу убытков контррасчет иска, согласно которому стоимость выполненных истцом работ и сумма возмещения из бюджета совпадают, рассмотрен и оценен судом первой инстанции и обоснованно не принят во внимание в качестве доказательства полного возмещения истцу убытков, так как указанный расчет основан на сведениях истца, в которых стоимость работ в актах выполненных работ, счетах-фактурах определялась истцом в пределах выделенных на компенсацию расходов бюджетных средств.
Довод ответчика о недоказанности факта оказания истцом услуг льготным категориям граждан, в связи с отсутствием в ведомостях продажи социальных талонов-билетов указания на документы, подтверждающие соответствующие льготы граждан обоснованно не принят во внимание судом области.
Как следует из материалов дела ведомости продажи социальных талонов-билетов составлены истцом в соответствии с порядком и по форме, установленными постановлением Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 и условиями договора от 25.11.2009 № 125/02/1, к которому прилагалась форма ведомости, являющаяся неотъемлемой частью договора. Данная форма не содержала указания на заполнение реквизитов удостоверения гражданина, подтверждающего льготу. Все реквизиты названной ведомости заполнены истцом с указанием сведений, предусмотренных формой ведомости: наименование продавца, пункт продажи; вид маршрута (городской или пригородный), дату продажи талонов-билетов, фамилию, инициалы, подпись покупателя, стоимость билета, общее количество проданных билетов, общую сумму продажи, подпись кассира, осуществившего продажу, подпись руководителя предприятия.
Согласно условиям договора № 125/02/1 и постановлению Правительства Рязанской области № 151 продажа социальных талонов-билетов производится только при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего льготу и удостоверяющего личность покупателя.
Из материалов дела видно, что указанные ведомости ежемесячно представлялись истцом Министерству транспорта Рязанской области в подтверждение расходов и никаких сомнений в обоснованности продажи социальных талонов-билетов не возникало, нарушений порядка реализации социальных талонов не выявлено.
На основании указанных ведомостей Министерством транспорта Рязанской области производился расчет выделяемых истцу ежемесячно бюджетных средств на компенсацию расходов. Как лицо, осуществляющее контролирующие функции за исполнением договора, Министерством транспорта Рязанской области не предъявлялись истцу какие-либо претензии по заполнению ведомостей продажи социальных талонов-билетов.
При таких обстоятельствах суд области обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований считать недоказанным факт продажи социальных талонов-билетов льготным категориям граждан.
Суд первой инстанции правильно не признал непредставление Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани и Министерством социальной защиты населения Рязанской области списка лиц, входящих в федеральный лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, обстоятельством, исключающим достоверность содержащихся в ведомостях продажи именного месячного социального талона-билета сведений о продаже данных талонов-билетов льготным категориям граждан.
Принимая во внимание изложенное, суд области сделал правильный вывод о доказанности истцом размера понесенных им убытков, основанных на разнице в стоимости между обычным и льготным проездным документом, сумме поступлений на компенсацию расходов из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца убытки в виде недополученной провозной платы в размере 77 299 268 рублей 24 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области № А54-8924/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. Кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
А.Г. Дорошкова
Ю.А. Волкова
М.В. Каструба