НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 № 20АП-8075/18

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А23-3647/2018

Резолютивная часть  постановления объявлена 11.03.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 18.03.2019

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя – индивидуального предпринимателя ФИО1 (г. Калуга, ОГРНИП <***>, ИНН <***>) –                   ФИО1 (паспорт), ответчика – инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу города Калуги (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (доверенность от 10.01.2019 № 04-30/14), ФИО3 (доверенность от 09.01.2019 № 04-30/06), в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге (г. Калуга, ОГРН <***>,                           ИНН <***>), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 17.10.2018 по делу № А23-3647/2018 (судья Шестопалова Ю.О.),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –                                  ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее – ИФНС России по Ленинскому округу г. Калуги, инспекция) в возврате излишне уплаченных страховых взносов, изложенного в письме от 15.05.2018 № 17/08-03214з/г, и обязании возвратить излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере 128 892 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге (далее – УПФР в г. Калуге).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 17.10.2018 требования предпринимателя удовлетворены частично, отказ ИФНС России по Ленинскому округу            г. Калуги в возврате излишне уплаченных страховых взносов, изложенный в письме от                   15.05.2018 № 17/08-03214з/г, признан незаконным, на инспекцию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ИП ФИО1 путем принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 128 891 руб. 82 коп., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения судом требований предпринимателя и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

ИП ФИО1      возражала против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

УПФР в г. Калуге отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Поскольку в порядке апелляционного производства инспекцией обжалована только часть решения суда, а заявителем и третьим лицом не заявлено соответствующих возражений, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», и в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.

Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение в обжалуемой части не подлежит отмене в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, ИП ФИО1, применяющей упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в течение 2017 года были уплачены страховые взносы в размере 194 558 руб., рассчитанные в размере 1% от суммы доходов за 2017 год, превышающих 300 000 руб., без учета расходов.

Впоследствии, в связи с представлением уточненной налоговой декларации предприниматель 10.05.2018 обратилась в ИФНС России по Ленинскому округу             г. Калуги с заявлением о возврате уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 128 892 руб. исходя из расчета, учитывающего сумму расходов, произведенных в указанном периоде.

В ответном письме от 15.05.2018 № 17/08-03214з/г налоговый орган отказал в возврате страховых взносов, сославшись на то, что в целях определения размера страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, величиной дохода является сумма фактически полученного дохода от осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период. По мнению инспекции, расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, в этом случае не учитываются.

Не согласившись с таким решением, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает                           300 000 рублей; в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 данного Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего                         300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ. 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи доход для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей                   346.15 НК РФ.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ.

Налоговым органом страховые взносы предпринимателя на обязательное пенсионное страхование за 2017 год исчислены в порядке статьи 430 НК РФ следующим образом: (МРОТ на 01.01.2017 (7500 руб.) х тариф страховых взносов (26%)) х 12 + дополнительный взнос (1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.).

Исходя из изложенного размер страховых взносов предпринимателя на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составляет 191 558 руб. 26 коп.        (23 400 руб. + 1% x (17 115 826 руб. – 300 000 руб. 00 коп.)).

С учетом положений абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ страховой взнос не может превышать 187 200 руб. (7 500 руб. x 8 x 12 x 26%).

Таким образом, по мнению налогового органа, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате предпринимателем за 2017 год, составляет 187 200 руб. Всего оплачено 194 558 руб. Следовательно, переплата в заявленном размере 128 892 руб. отсутствует. Переплата составляет 7358 руб.            (194 558 руб. – 187 200 руб.).

Признавая позицию налогового органа ошибочной, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

До 01.01.2017 порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определялся нормами Федерального закона от 24.07.2009        № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, – в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего                      300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 данной статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 данного Кодекса.

Следовательно, при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016     № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона  № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными  НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346 НК РФ расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющими упрощенную систему налогообложения, и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Указанная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, определениях Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937, от 30.05.2017 № 304-КГ16-20851, от 13.06.2017 № 306-КГ17-423, от 03.08.2017 № 304-ЭС17-1872, от 22.11.2017 № 303-КГ 17-8359.

В свою очередь, если индивидуальный предприниматель самостоятельно выбрал упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», страховые взносы уплачиваются исходя из всей суммы полученных налогоплательщиков доходов, безотносительно произведенных им расходов. Такие налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов.

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018    № 45-О следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно выбравшие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», для которой предусмотрена более низкая ставка налога, уплачивают страховые взносы исходя из всей суммы полученных налогоплательщиком доходов безотносительно от произведенных им расходов; при этом, однако, такие налогоплательщики уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов (пункт 3.1 статьи 346.21 НК РФ).

Таким образом, законодательное регулирование создает необходимый баланс интересов налогоплательщика (плательщика страховых взносов) с учетом выбранной им системы налогообложения и публичного субъекта, администрирующего соответствующие обязательные платежи.

Следовательно, приведенное правовое регулирование, предоставляющее индивидуальным            предпринимателям возможность формировать свои пенсионные права с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение.

С 01.01.2017 в связи с введением в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» главы 34 НК РФ «Страховые взносы», Закон № 212-ФЗ утратил силу, порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование стал регулироваться нормами главы 34 НК РФ.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования – индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В пункте 3 статьи 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 данного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.

В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ определено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса (плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам), уплачивают в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, – в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 данного Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 данного Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьей 346.15 данного Кодекса.

В положения статьи 346.15 НК РФ, в связи с введением главы 34 НК РФ, изменения не вносились.

При этом согласно пункту 3.1 статьи 346.21 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ; распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017) индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ.

Исходя из изложенного и учитывая положения пункта 2 части 1.1 статьи 14, пункта 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и указанных положений статей 420 и 430 НК РФ во взаимосвязи с названными положениями главы 26.2 НК РФ, следует вывод, что признание Закона № 212-ФЗ утратившим силу и введение в действие главы 34       НК РФ не изменили конструкцию правого регулирования порядка определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в отношении индивидуальных предпринимателей - плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, выбравших упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения как «доходы, уменьшенные на величину расходов», так и «доходы», в связи с чем правовой подход, изложенный в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации 30.11.2016 № 27-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 45-0, пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017)», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, определениях Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937, от 30.05.2017 № 304-КГ16-20851, от 13.06.2017 № 306-КГ17-423, от 03.08.2017 № 304-ЭС17-1872, от 22.11.2017 № 303-КГ17-8359, не изменился.

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018                               № 03-15-07/8369, на которое ссылается налоговая инспекция в обоснование своей позиции по делу, в силу требований статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих споров.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ИП ФИО1 подлежали уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 65 666 руб. 18 коп. согласно следующему расчету: 23 400 руб. + x 1% (17 115 826 руб. – 12 589 208 руб. –                           300 000 руб.).

За спорный период предпринимателем уплачены страховые взносы в размере 194 558 руб.

Следовательно, переплата по страховым взносам составила 128 891 руб. 82 коп.

При таких обстоятельствах спора суд по праву удовлетворил заявленные требования и признал незаконным отказ инспекции в возврате излишне уплаченных страховых взносов, изложенный в письме от 15.05.2018 № 17/08-03214з/г, и возложил на налоговый орган обязанность возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы в размере 128 891 руб. 82 коп.

Фактические обстоятельства дела установлены судом в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 17.10.2018 по делу № А23-3647/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

    Д.В. Большаков

    В.Н. Стаханова

    Е.Н. Тимашкова