ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
Дело № А62-8398/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2019
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии от заявителя – открытого акционерного общества «Жилищник» (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО1 (по доверенности от 01.10.2018), от заинтересованного лица – инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск, ОГРН <***>, ИНН <***>) – ФИО2 (по доверенности от 24.05.2019), рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Смоленской области, апелляционную жалобу акционерного общества «Жилищник» на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2019 по делу № А62-8398/2018 (судья Печорина В.А.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерного общества «Жилищник» (далее – ООО «Жилищник», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее – ИФНС России по г. Смоленску, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 20.06.2018 № 18/03 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку НДС за 2 квартал 2013 года в размере 8 055 166 руб., за 3 квартал 2013 года в размере 33 159 767 руб., за 4 квартал 2013 года в размере 31 670 131 руб., за 3 квартал 2014 года 274 812 руб. и за 4 квартал 2014 года в 2 размере 5 675 752 руб., пени в размере соответствующем указанной недоимке.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2019 по делу № А62-8398/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ООО «Жилищник» обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Общество в объяснениях по доводам жалобы поддержало свою позицию по делу.
ИФНС России по г. Смоленску в отзыве на апелляционную жалобу возражала против ее доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Жилищник» с входящими в его состав обособленными подразделениями.
По результатам проверки вынесено решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.06.2018 № 18/03. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 84 268 410 руб. и соответствующие пени в размере 39 846 074 руб. Всего по решению доначислено 124 114 484 руб.
Общество, считая указанное решение незаконным в части доначисления налога на добавленную стоимость за налоговые периоды 2013, 2014 года по эпизодам, связанным с не включением в налоговую базу сумм субсидий, выделенных из бюджета Смоленской области на ремонт фасадов многоквартирных жилых домов к празднованию 1150 – летия г. Смоленска и проведение капитального ремонта по наказам избирателей Смоленского городского Совета (расчет доначислений по оспариваемым эпизодам – т.10, л.д. 24-15), обратилось в Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области (далее – УФНС России по Смоленской области) с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по Смоленской области от 23.08.2018 № 112 в удовлетворении апелляционной жалобы общества отказано, решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу положений статьи 143 НК РФ общество признается плательщиком НДС.
На основании статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.
Из пункта 2 статьи 153 НК РФ следует, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ предусмотрено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено названной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются (подпункты 2, 3 пункта 2 статьи 154 НК РФ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ установлено, что налоговая база увеличивается за счет сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из вышеуказанных норм права следует, что в случае, если поступление налогоплательщику денежных средств, в том числе, денежных средств из бюджета (субсидий), обусловлено принятием им на себя обязательств по реализации товаров (работ, услуг), то такие денежные средства подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, за исключением случаев, когда получение субсидий связано с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством.
Поэтому, если поступление денежных средств не обусловлено реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или льготным ценам, налогоплательщик при рассмотрении спора об обоснованности включения полученных им денежных средств из бюджета в виде субсидий должен обосновать цель получения этих денежных средств, налоговый орган - доказать, что поступление денежных средств связано с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг)
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В свою очередь, норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом (статья 154 ЖК РФ).
Таким образом, из норм указанных статей ЖК РФ следует, что капитальный ремонт входит в состав услуги по содержанию и ремонту, оказываемой управляющей организацией в рамках договора управления.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые в том числе, управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Из пункта 5 статьи 149 НК РФ следует, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 названной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такой отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 данной статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
Из материалов дела усматривается, что 29.12.2012 ОАО «Жилищник» представило в ИФНС России по г. Смоленску письмо, в котором уведомило налоговый орган об отказе с 01.01.2013 от льготы по освобождению от налогообложения операций, предусмотренных подпунктами 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
При этом 30.12.2014 общество представило в инспекцию заявление, в котором сообщило о применении льготы в соответствии с подпунктами 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ с 01.01.2015.
Таким образом, в 2013-2014 годах в отношении операций, предусмотренных подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, общество применяло обычный порядок исчисления налога и применения налоговых вычетов, в том числе, в отношении операций по реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Согласно материалам дела в проверяемом периоде общество в связи с подготовкой празднования 1150-летия основания города Смоленска осуществляло капитальный ремонт общего имущества ряда многоквартирных домов с привлечением подрядных организаций.
Постановлением администрации Смоленской области от 07.02.2013 № 43 утверждено «Положение о целях и условиях предоставления и расходования в 2013 году субсидии для софинансирования расходов бюджета города Смоленска на проведение капитального ремонта, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов, жилые и нежилые помещения в которых находятся в муниципальной и (или) частной собственности, в связи с подготовкой празднования 1150-летия основания города Смоленска».
При этом постановлением администрации города Смоленска от 25.03.2013 № 519-адм утвержден «Порядок предоставления и расходования в 2013 году субсидии из бюджета города Смоленска товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по проведению капитального ремонта, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов, жилые и нежилые помещения в которых находятся в муниципальной и (или) частной собственности, в связи с подготовкой празднования 1150-летия основания города Смоленска» (далее - Порядок).
Согласно вышеуказанному Порядку получателями субсидии являются товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы либо выбранные собственниками помещений в многоквартирном доме управляющие организации, осуществляющие управление и содержание общего имущества многоквартирных домов, включенных в долгосрочную целевую программу «Подготовка к празднованию 1150-летия города Смоленска» на 2010 - 2013 годы (далее – Программа), утв. постановлением Администрации города Смоленска от 20.01.2010 № 33-адм.
Порядком также установлено, что субсидии предоставляются при условии заключения получателями субсидии соглашения о предоставлении субсидии с администрацией города Смоленска и кредитной организацией, в которой получателями субсидии открыт банковский счет; привлечения получателями субсидии подрядных организаций для проведения работ по капитальному ремонту, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов, жилые и нежилые помещения в которых находятся в муниципальной и (или) частной собственности, в связи с подготовкой празднования 1150-летия основания города Смоленска в соответствии с Порядком; расходования средств субсидии получателями субсидии в соответствии с Порядком (пункт 2.2 Порядка).
Средства субсидии расходуются на возмещение затрат на изготовление проектно-сметной документации; возмещение затрат на проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации; возмещение затрат на проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по капитальному ремонту фасадов зданий объектов культурного наследия; возмещение затрат на проведение капитального ремонта, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов; возмещение затрат на осуществление строительного контроля. Субсидия расходуется строго по целевому назначению и не может быть использована на другие цели (пункт 4.1 Порядка).
Оплата производится за выполненные работы по капитальному ремонту, реставрационные работы, работы по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов по предъявлении актов выполненных работ (КС-2), справки о выполненных работах (КС-3). Окончательный расчет производится после предъявления акта законченного строительства (КС-11) с обязательным согласованием документов с главным распорядителем бюджетных средств (пункт 4.2 Порядка).
Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием денежных средств, выделенных на капитальный ремонт, реставрационные работы, работы по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирного дома, включенного в Программу, в соответствии с заключенным Соглашением (пункт 6.1 Порядка).
Пунктом 7 Порядка регламентирована процедура возврата субсидии в случаях нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Постановлением администрации города Смоленска от 11.09.2014 № 1638-адм утвержден «Порядок предоставления в 2014 году субсидии из бюджета города Смоленска товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам либо выбранным собственниками помещений в многоквартирном доме управляющим организациям на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по проведению капитального ремонта, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов, жилые и нежилые помещения в которых находятся в муниципальной и (или) частной собственности».
В свою очередь условия и порядок предоставления субсидий в 2014 году аналогичны порядку, утвержденному постановлением администрации города Смоленска от 25.03.2013 № 519-адм.
Из материалов дела следует, что, 26.03.2013 общество заключило с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Смоленска Соглашение о предоставлении и расходовании в 2013 года субсидии из бюджета города Смоленска ОАО «Жилищник» на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту, реставрационных работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов, жилые и нежилые помещения в которых находятся в муниципальной и (или) частной собственности, в связи с подготовкой празднования 1150 - летия основания города Смоленска. Цена Соглашения составляет 501 000 000 руб., в том числе средства области 500 000 000 руб., бюджета города Смоленска 1 000 000 руб.
Согласно дополнительному соглашению от 23.12.2013 № 4 к соглашению от 26.03.2013 по представлению и расходованию в 2013 году субсидии из бюджета города Смоленска ОАО «Жилищник» на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов, жилых и нежилых помещений, которые находятся в муниципальной и (или) частной собственности, в связи с подготовкой празднования 1150 - летия основания города Смоленска, стороны договорились считать переходящими на 2014 год следующие объекты: г. Смоленск, ул. ФИО3, д. 5; <...>. Уполномоченному органу предусмотреть финансирование работ в 2014 году в размере 10 039 103 руб., в том числе: средств областного бюджета в сумме 10 019 533 руб., средств бюджета города в сумме 19 569 руб. 41 коп.
При этом 16.09.2014 общество заключило с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Смоленска Соглашение о предоставлении и расходовании в 2014 году субсидии из бюджета города Смоленска ОАО «Жилищник» на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов, жилые и нежилые помещения в которых находятся в муниципальной и (или) частной собственности, в связи с подготовкой празднования 1150 - летия основания города Смоленска.
Предметом Соглашения является представление и расходование в 2014 году субсидии из бюджета города Смоленска на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту домов, расположенных по адресу: г. Смоленск, улица Тухачевского, д. №3, № 6, № 8. Цена Соглашения составляет 29 411 374 руб., в том числе: средства областного бюджета 29 354 042 руб., средства бюджета города 57 332 руб. 14 коп.
В целях реализации возложенных на Общество функций по организации проведения работ по капитальному ремонту, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов в связи с подготовкой празднования 1150 - летия основания города Смоленска ОАО «Жилищник» были заключены договоры на выполнение подрядных работ и осуществлена оплата на основании выставленных подрядчиками счетов-фактур, актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3) с включенным в стоимость НДС. Денежные средства, полученные из бюджета, перечислены подрядным организациям за выполненные работы.
Денежные средства, выделенные на финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150 - летия основания г. Смоленска за 2013, 2014 года по данным бухгалтерского и налогового учета ОАО «Жилищник» отражены по счету 91.01 «Прочие доходы» в общей сумме 500 558 774 руб. 56 коп., в том числе: 2013 год - 461 549 522 руб. 68 коп., 2014 год - 39 009 251 руб. 88 коп. Расходы отражены на счете 20 «Основное производство» без учета НДС.
Проверкой установлено, что в 2013 году общество осуществляло капитальный ремонт общего имущества ряда многоквартирных домов в рамках постановления администрации города Смоленска от 22.08.2013 № 1425-адм.
Постановлением администрации города Смоленска от 22.08.2013 № 1425-адм утвержден Порядок предоставления субсидий на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям города Смоленска на 2013 год.
Данным Порядком установлено, что субсидии предоставляются при условии расходования средств субсидий согласно перечню мероприятий по наказам избирателей Смоленского городского Совета, в котором указываются адреса многоквартирных домов, вид работ, объем средств, предусмотренных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям города Смоленска в 2013 году.
Конкретные направления расходования субсидий устанавливаются для каждого получателя в строгом соответствии с видами работ по капитальному ремонту, определенными в приложении к данному Порядку. Субсидия расходуется строго по целевому назначению и не может быть использована на другие цели. Получатель субсидии обязан возвратить неиспользованные денежные средства на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме или в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии.
Общество 29.08.2013 заключило с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Смоленска Соглашение № 180 о предоставлении субсидий на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах согласно Перечню мероприятий по наказам избирателей Смоленского городского совета, утвержденному постановлением администрации города Смоленска от 22.08.2013 № 1425-адм «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям города Смоленска на 2013 год».
Предметом Соглашения является представление субсидии в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов согласно приложению № 1 к Соглашению и реализация постановления администрации города Смоленска от 22.08.2013 № 1425-адм.
Общество 29.08.2013 заключило с Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Смоленска Соглашение № 181 о предоставлении субсидий на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах согласно Перечню мероприятий по наказам избирателей Смоленского городского совета, утвержденному постановлением администрации города Смоленска от 22.08.2013 № 1425-адм «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям города Смоленска на 2013 год».
Предметом Соглашения является представление субсидии в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов согласно приложению № 1 к Соглашению и реализация постановления администрации города Смоленска от 22.08.2013 № 1425-адм.
Для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. согласно Перечню мероприятий по наказам избирателей Смоленского городского совета, ОАО «Жилищник» заключены договоры на выполнение подрядных работ и осуществлена оплата на основании выставленных подрядчиками счетов-фактур, актов приемки выполненных работ (форма КС-2) и справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3). Денежные средства, полученные из бюджета города Смоленска, перечислены подрядным организациям за выполненные работы.
По данным бухгалтерского и налогового учета ОАО «Жилищник» бюджетные субсидии в сумме 16 252 564 руб. отражены по счету 91.01 «Прочие доходы», расходы отражены на счете 20 «Основное производство» без учета НДС.
ОАО «Жилищник» в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 2013, 2014 годы полученные субсидии отражены во внереализационных доходах, расходы учтены без учета НДС. В налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за соответствующие налоговые периоды 2013, 2014 годов полученные субсидии отражены в разделе 7, как операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения. Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные подрядчиками при выполнении работ по капитальному ремонту, реставрационных работ, работ по реконструкции фасадов и кровель зданий многоквартирных домов в связи с подготовкой празднования 1150 - летия основания города Смоленска, заявлены обществом к вычету.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бюджетные денежные средства получены обществом не в свою собственность с целью финансовой поддержки управляющей компании, а исключительно для целей расчетов с подрядными организациями при осуществлении деятельности управления многоквартирными домами. Оказание услуг по текущему и капитальному ремонту, содержанию общего имущества многоквартирных домов влечет у управляющей компании обязанность определить налоговую базу по НДС на основании статьи 153 НК РФ, с включением в налоговую базу всей стоимости выполненных подрядчиками работ.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае стоимость капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджетов различных уровней не относится к цене, регулируемой государством, и не является льготой, следовательно, оснований для исключения спорных денежных средств из налоговой базы в порядке пункта 2 статьи 154 НК РФ у налогоплательщика не имелось.
Из материалов дела следует, что за счет выделенных субсидий общество оплачивало работы (услуги) подрядных организаций по ремонту общего имущества многоквартирных домов, при этом суммы НДС, предъявленные подрядчиками в составе цены выполненных работ, в полном объеме принимало к вычету.
В свою очередь, не включение в налоговую базу по НДС сумм, полученных в качестве финансовой поддержки, и дальнейшее предъявление к вычетам НДС с сумм, уплаченных поставщикам, не соответствует природе косвенного налога (НДС). Возмещение НДС из бюджета в данном случае без создания источника возмещения однозначно влечет получение управляющей компанией неосновательного обогащения за счет средств федерального бюджета.
Указанная правовая позиция поддержана определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2013 № BAC-5854/13.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что денежные средства в форме субсидий фактически получены обществом в качестве оплаты за выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, являются его выручкой от реализации работ (услуг) и подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, так как 29.12.2012 общество заявило об отказе от льготы по освобождению от налогообложения операций, предусмотренных подпунктами 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ (реализация работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые в том числе, управляющими организациями).
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае потребителями работ (услуг) по ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов являются собственники жилых и нежилых помещений, несмотря на то обстоятельство, что ремонт производился к празднованию 1150-летия города без определения собственниками конкретных видов работ и формулирования задания управляющей компании.
Налогоплательщик, как управляющая организация, выступал в роли заказчика при заключении с подрядчиками договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов. Выполненные работы по капитальному ремонту многоквартирных домов приняты обществом от подрядчиков, и в свою очередь, переданы собственникам квартир во исполнение перед ними своих обязательств.
Исходя из указанных выше условий предоставления субсидий (постановления администрации города Смоленска от 25.03.2013 №519-адм, от 22.08.2013 № 1425-адм, от 11.09.2014 №1638-адм) следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в рассматриваемом порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, фактически являются субсидиями собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в соответствующую региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что получение плательщиком денежных средств в рамках целевого финансирования капитального ремонта не означает, что осуществляемые обществом операции по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, так как это противоречит положениям статей 146 и 154 НК РФ.
Правовая позиция налогового органа согласуется с позицией, отраженной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.07.2018 № Ф04-2333/2018 по делу № А81-2930/2017; определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2018 № 304-КП8-3816 по делу № А81-4567/2016; определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2018 № 301-КГ18-12452 по делу № А79-6903/2016.
Суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку общества на то, что в предмет споров, по которым вынесены вышеуказанные судебные акты, входили обстоятельства, связанные с применением положений Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», так как указанное обстоятельство не влияет на правомерность определения объекта налогообложения в связи с тем, что и в настоящем деле установлен факт проведения ремонтных работ в интересах собственников помещений многоквартирных жилых домов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Довод заявителя о том, что осуществляемые обществом операции по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, суд апелляционной инстанции отклоняет как противоречащий положениям статей 146 и 154 НК РФ.
Доводы заявителя о том, что обществом не осуществлялась реализация подрядных работ собственникам помещений, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку общество, как управляющая организация, выступало в роли заказчика при заключении с подрядчиками договоров на выполнение работ по капитальному ремонту, которые затем были переданы собственникам жилья во исполнение перед ними своих обязательств.
Суд апелляционной инстанции считает также необходимым отметить, что в рассматриваемом случае ОАО «Жилищник» не вправе руководствоваться абзацем 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ, поскольку бюджетные средства нельзя рассматривать:
– как субсидии, предоставляемые в связи с применением государственных регулируемых цен (деньги выделяются на конкретные цели, неиспользованные и использованные с нарушением условий средства управляющая компания обязана возвратить);
– как субсидии, предоставляемые в связи с наличием льгот у отдельных потребителей (не определено никаких преимуществ для одних потребителей по сравнению с другими, все дома, демонтируются на равных условиях; денежные средства выделяются управляющей компании для расчетов с подрядными организациями, а не в связи с несением тех или иных убытков), указанная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определении ВС РФ от 09.07.2015 по делу № 301-КГ15-1438, А82-10729/2013.
При этом выполнение работ по капитальному ремонту представляет собой реализацию самой управляющей компании независимо от того, что работы проводятся подрядным способом, поэтому получаемые средства связаны с расчетами за работы и должны включаться в налоговую базу.
Относительно доводов заявителя жалобы о том, что осуществленные за счет субсидии реставрационные работы по своему определению не могут рассматриваться как реализация управляющей организации, так как на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по проведению реставрации, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что для проведения ремонтных и реставрационных работ заявителем привлекались субподрядчики, в частности, ООО «АвангардСервис». Данным субподрядчиком выполнялись реставрационные работы, в том числе и на основании свидетельства о допуске к определенному виду работ или видам работ, которое оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства № С-01-2015-7717723493-2013 от 21.03.2013 и приложение к Свидетельству о допуске, которое выдано члену СРО НП «МОСО «ОБОРОНСТРОЙ» ООО «АвангардСервис», а также лицензии № МКРФ 00198 от 27.09.2012 на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (адрес места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности 129366, <...>, лицензия предоставлена на срок бессрочно – на основании решения лицензирующего органа - приказа от 27.09.2012 № 1028 и Приложение № 1 к лицензии № МКРФ 00198 от 27.09.2012).
При этом приведенная обществом в жалобе и в дополнительно представленных объяснениях по существу доводов апелляционной жалобы судебная практика не может быть соотнесена с нарушениями, установленными выездной налоговой проверкой ОАО «Жилищник», поскольку в каждом конкретном случае судами исследовалась иные обстоятельства, не аналогичные с обстоятельствами настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы общества по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы общество по платежному поручению от 09.07.2019 № 25358 уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб., то на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2019 по делу № А62-8398/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Жилищник» – без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу «Жилищник» (214018, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 09.07.2019 № 25358.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
В.Н. Стаханова
Д.В. Большаков
Е.Н. Тимашкова