ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
Дело № А62-11024/2017
20АП-4380/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2018
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., при участии от заявителя – Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области – Падериной А.Ю. (доверенность от 14.05.2018 № ВН-36-64), Кутровой И.В. (доверенность от 06.04.2018 № ВН-36-51), в отсутствие представителей ответчика – Управления Федерального казначейства по Смоленской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2018 по делу № А62-11024/2017 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701448751, ИНН 6730016879) (далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Управления Федерального казначейства по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701447816, ИНН 6731010703) (далее по тексту – ответчик) от 06.12.2017 № 63-1.10-12/1.45-5032.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2018 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Федерального казначейства по Смоленской области просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу УФСИН по Смоленской области просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, УФСИН по Смоленской области и ФГУП «Управление строительства по Центральному федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний» заключили государственный контракт от 16.09.2015 № 420 на выполнение строительно-монтажных работ для нужд уголовно-исполнительной системы (строительство и ввод в эксплуатацию объекта «Следственный изолятор № 2 на 198 мест (г. Вязьма. Смоленской области) строительство режимного корпуса на 228 мест»).
В соответствии с пунктами 4.5.3, 4.5.4 контракта подрядчик обязался принять по акту приемки строительную площадку и возвести на территории строительной площадки все временные сооружения, необходимые для хранения оборудования и материалов и выполнения работ по контракту, а также осуществить временное присоединение всех необходимых коммуникаций на период выполнения работ на строительной площадке в точках подключения в соответствии с техническими условиями.
Пунктом 7.6 контракта установлено, что оплата по разделу «Временные здания и сооружения» и «Непредвиденные расходы» сметного расчета производятся по фактически выполненным работам, но не более 1,8 % и 2 % соответственно от стоимости строительно-монтажных работ, предусмотренных указанным расчетом.
В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», письмом прокуратуры Смоленской области от 10.08.2017 № 7-23-2017, на основании приказов управления от 02.10.2017 № 351, от 04.10.2017 № 355 в период с 04.10.2017 по 27.10.2017 управлением проведена внеплановая выездная проверка использования УФСИН России по Смоленской области средств, выделенных на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы)» по государственному контракту от 16.09.2015 № 420 на выполнение строительно-монтажных работ для нужд уголовно-исполнительной системы (строительство и ввод в эксплуатацию объекта «Следственный изолятор № 2 на 198 мест (г. Вязьма Смоленской области) строительство режимного корпуса на 228 мест»).
В ходе проверки установлено, что при оплате выполненных работ в 2016 году в рамках контракта заявителем производилась оплата за временные здания и сооружения на сумму 1 613 729 рублей 57 копеек, из них: 1 244 806 рублей 11 копеек по акту о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 28.07.2016 № 130 за обустройство строительного городка и строительной площадки, 368 923 рублей 46 копеек по акту о приемке выполненных работ (ф. КС-2) от 19.12.2016 № 176 за временные помещения на втором этаже банно-прачечного комбината.
В нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Минфином России от 30.12.1993 № 160, УФСИН России по Смоленской области не приняты к бюджетному учету по счету 1.101.10.310 «Увеличение стоимости основных средств», счету 1 101 11 310 «Увеличение стоимости жилых помещений – недвижимого имущества учреждения», счету 1 101 33 310 «Увеличение стоимости сооружений – иного движимого имущества учреждения» возведенные и приспособленные временные (титульные) здания и сооружения – объекты основных средств, принятые по актам о приемке выполненных работ (ф. КС-2).
По результатам проверки УФК по Смоленской области составлен акт выездной проверки от 27.10.2017 № 1.45-22/1, которым установлены нарушения бюджетного законодательства в части использования средств федерального бюджета, в котором отражено, что временные (титульные) здания и сооружения, возведенные за счет средств стоимости по объекту строительства по государственному контракту от 16.09.2015 № 420 на сумму 1 613 729 рублей 57 копеек не учтены в составе основных средств на балансе заявителя и не приняты в эксплуатацию с начислением амортизации.
Руководствуясь статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Правил № 1092, по результатам проведенной проверки управление 06.12.2017 направило заявителю предписание исх. № 63-1.10-12/1.45-5032, пунктом 2 которого УФСИН России по Смоленской области предписано в срок до 05.03.2018 отразить в бюджетном учете объекты основных средств – возведенные (приспособленные) и принятые временные (титульные) здания и сооружения по объекту капитального строительства «Следственный изолятор № 2 на 198 мест (г. Вязьма, Смоленской области) строительство режимного корпуса на 228 мест») в рамках государственного контракта от 16.09.2015 № 420.
Не согласившись с пунктом 2 упомянутого предписания, УФСИН по Смоленской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является правильным исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Деятельность по контролю подразделяется на плановую и внеплановую и осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок (пункт 3 Правил № 1092).
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (часть 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С учетом этого судебная коллегия полагает, что оспариваемый ненормативный акт принят управлением в пределах его полномочий.
Пунктом 2 оспариваемого предписания УФСИН России по Смоленской области предписано в срок до 05.03.2018 отразить в бюджетном учете объекты основных средств – возведенные (приспособленные) и принятые временные (титульные) здания и сооружения по объекту капитального строительства «Следственный изолятор № 2 на 198 мест (г. Вязьма, Смоленской области) строительство режимного корпуса на 228 мест») в рамках государственного контракта от 16.09.2015 № 420.
Признавая ошибочной позицию УФК по Смоленской области со ссылкой на Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Минфином России 30.12.1993 № 160 , согласно которой взаиморасчеты между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения должны производиться за фактически построенные временные здания и сооружения (пункт 3.2 ГСН 81-05-01-2001), а построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно-оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда (пункт 3.4 ГСН 81-05-01-2001); на подпункт «а» пункта 3.1.8 Положения от 30.12.1993 № 160, согласно которому временные (титульные) здания и сооружения, возводимые за счет сметной стоимости объектов (в части средств на строительные работы), учитываются обособленно по стоимости работ, оплаченных подрядным организациям, и по их вводу в эксплуатацию зачисляются в составе основных средств на баланс застройщика, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
УФСИН России по Смоленской области, является казенным учреждением и, как получатель бюджетных средств, осуществляет ведение бюджетного учета (обеспечивает ведение бюджетного учета) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Минфином РФ 30.12.1993 № 160, устанавливает правила бухгалтерского учета долгосрочных инвестиций и определения инвентарной стоимости этих инвестиций на предприятиях и в организациях, и оно является обязательным для предприятий и организаций, осуществляющих долгосрочные инвестиции, независимо от всех форм собственности (пункт 1.1).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее по тексту – приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н) утверждены единый план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению.
Нормативно-правовое регулирование в сфере ведения бюджетного учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) казенными учреждениями, иными юридическими лицами, осуществляющими согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов согласно пункту 127 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н предусмотрен счет 10600 «Вложения в нефинансовые активы».
Счет 10601 «Вложения в основные средства» предназначен для учета учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию (выбытию) фактических вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда, прочих основных средств, а также драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей (пункт 130 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
К основным средствам согласно пункту 39 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н не относятся материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями настоящей инструкции к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Вложения (инвестиции) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении и строительстве (создании) подлежат учету на счете 1 106 11 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество учреждения» (пункт 127 Инструкции № 157н).
Принятие выполненных строительно-монтажных работ осуществляется путем подписания казенным учреждением и подрядчиком акта о приемке выполненных работ (ф. КС-2). Кроме того, составляется справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3), которая, в свою очередь, является основанием для включения стоимости выполненных работ в состав вложений в нефинансовые активы.
Эта хозяйственная операция в бюджетном учете казенного учреждения отражается следующим образом: Дебет 1 106 11 310/Кредит 1 302 31 730.
Объектами незавершенного строительства согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются объекты недвижимости, строительство которых не завершено.
До момента государственной регистрации права оперативного управления на выстроенный объект недвижимости затраты по его возведению учитываются на счете 1 106 11 310, то есть в составе незавершенного строительства.
Принятие к бюджетному учету законченных строительством объектов недвижимости осуществляется на основании актов по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации в том числе: акта приемки законченного строительством объекта № КС-11 (ф.0322003), акта о приеме-передачи здания (сооружения) (ф. 0306030), документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, актов о приеме-передачи групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) (пункт 34 Инструкции № 162н) и сопровождается следующей записью: Дебет 1 101 IX 310/Кредит 1 106 11 410.
Заказчик, осуществляющий строительство подрядным способом (заключив договор со строительным подрядчиком), не учитывает у себя на балансе временные здания и сооружения как объекты основных средств.
Подрядчик включает стоимость затрат на временные здания и сооружения в смету строительства и для заказчика эта сумма учитывается в составе вложений в объеме фактических затрат, связанных со строительством объекта.
Для заказчика сумма в смете на временные здания и сооружения показывает обоснование части стоимости строительства. Эти суммы не являются основанием для учета отдельных объектов основных средств заказчиком.
Согласно письму Минфина Российской Федерации от 15.11.2002 № 16-00-14/445 «О применении Положения по учету долгосрочных инвестиций» Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что Положение по учету долгосрочных инвестиций, утвержденное Министерством финансов Российской Федерации от 30.12.1993 № 160, применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету, какими являются приказы Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций согласно пункту 2.3 Положения от 30.12.1993 № 160 ведется на счете «Капитальные вложения», на котором отражаются инвестиции по их видам на специально открываемых субсчетах соответствующего наименования: «Строительство объектов основных средств»; «Приобретение отдельных объектов основных средств»; «Приобретение земельных участков»; «Приобретение объектов природопользования» и «Приобретение нематериальных активов», независимо от источников их финансирования.
Счета, поименованные в пункте 2.3 Положения от 30.12.1993 № 160, как справедливо заключил суд первой инстанции, не предусмотрены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н, регулирующими бухгалтерский (бюджетный) учет.
Согласно подпункту «а» пункта 3.1.8, пункту 3.1.6 Положения от 30.12.1993 № 160 временные (титульные) здания и сооружения, возводимые за счет сметной стоимости объектов (в части средств на строительные работы), учитываются обособленно по стоимости работ, оплаченных подрядным организациям, что прямо противоречит порядку учета, предусмотренного пунктом 127 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
Временные (титульные) здания и сооружения по их вводу в эксплуатацию зачисляются в состав основных средств на баланс застройщика.
При использовании подрядной организацией временных (титульных) зданий и сооружений, числящихся на балансе заказчика, амортизационные отчисления по этим средствам и получаемая от подрядной организации арендная плата относятся застройщиком на счет учета прибылей и убытков, в бюджетном учете данные счета (прибылей и убытков) не предусмотрены.
Ликвидация временных (титульных) зданий и сооружений, числящихся на балансе заказчика и используемых только в период строительства основного объекта, производится в общеустановленном порядке с отнесением результата также на счет учета прибылей и убытков.
Учтенная на счете сумма прибыли, за вычетом убытков (расходов), понесенных в связи с осуществлением капитального строительства, после расчетов в установленном порядке с бюджетом остается в распоряжении застройщика.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в бюджетном учете (УФСИН) все денежные средства, не использованные до конца текущего финансового года, подлежат перечислению на единый счет федерального бюджета.
По состоянию на 1 января очередного финансового года остаток средств на счетах, открытых в органах Федерального казначейства в части средств федерального бюджета не допускается.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае применение норм Положения от 30.12.1993 № 160 в части учета временных зданий и сооружений на этапе формировании вложений в основные средства (фактических вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов), связанных с новым строительством режимного корпуса в рамках государственного контракта от 16.09.2015 № 420, как одного объекта, а именно: выделение и учет данных (временных) объектов на счете 1.101.11.310, начисления амортизации, отнесения данных расходов на счет 1.401.20, повлечет занижение стоимости законченных строительством объектов недвижимости и, как следствие, недостоверное отражение в бюджетном учете и отчетности данных стоимости вводимого (введенного) в эксплуатацию объекта и вышеуказанных выделенных из общих затрат временных объектов, что будет свидетельствовать о не достоверности бюджетной отчетности.
В силу пункта 44 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях).
Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», временные (титульные) здания и сооружения не поименованы.
Счет 1.104.00 «Амортизация» согласно пункту 84 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н предназначен для сбора информации о начисленной сумме амортизации объектов нефинансовых активов, принятых учреждением к учету. Показатель амортизации отражает величину стоимости основных средств, нематериальных активов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, а также объектов нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, перенесенную за период их использования на уменьшение финансового результата.
Возникновение права собственности на объекты недвижимости, передача этого права, равно как и ликвидация недвижимости в обязательном порядке, должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На временные здания и сооружения обязательность регистрации возникновения и прекращения прав не распространяется.
Временные (титульные) здания и сооружения вводятся в эксплуатацию решением подрядчика (пункт 6.6.4 Свода правил СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», утвержденного приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 781).
Ввод в эксплуатацию оформляется актом или записью в журнале работ.
Учитывая, что временные здания и сооружения объектами недвижимости не признаются и не подлежат государственной регистрации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что до момента государственной регистрации права оперативного управления на выстроенный объект недвижимости затраты по его возведению учитываются на счете 1 106 11 310, то есть в составе незавершенного строительства.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 ГСН 81-05-01-2001 сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений предназначен для определения в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, размера средств на строительство титульных временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства, устанавливаемого наименованием проекта, сметные нормы учитывают затраты на строительство и последующую разборку временных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также для обслуживания работников строительства в пределах строительной площадки или трассы, отведенных в натуре под строительство, с учетом приспособления и использования для нужд строительства существующих и вновь возводимых зданий и сооружений постоянного типа.
Разница между временными титульными и не титульными зданиями (сооружениями), зависит от того, включены затраты на их возведение, содержание и последующую ликвидацию в главе 8 сводного сметного расчета либо они учтены в сумме накладных расходов подрядчика на выполнение СМР.
Временное здание (сооружение) изначально возводится на определенный проектом строительства срок и после завершения стройки подлежит ликвидации.
Построенные титульные временные здания и сооружения согласно пункту 3.4 ГСН 81-05-01-2001принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда.
Расчеты между заказчиком и подрядчиком за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные здания и сооружения (пункт 3.2 ГСН 81-05-01-2001).
В обязанности генерального подрядчика входит подготовка и предоставление всего пакета документов, предусмотренных заключенным обязательством для проверки, принятия и оплаты.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в рамках исполнения государственного контракта от 16.09.2015 № 420 генеральным подрядчиком документов, свидетельствующих о возведении и вводе в эксплуатацию временных титульных зданий и сооружений, не предоставлялось.
В соответствии с государственным контрактом от 16.09.2015 № 420 предусмотрен один этап выполнения полного комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию одного объекта – «Следственный изолятор № 2 на 198 мест (г. Вязьма, Смоленская область) строительство режимного корпуса на 228 мест».
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, условиями данного контракта не предусмотрено возведение и ввод в эксплуатацию временных титульных зданий и сооружений (построенные титульные временные здания и сооружения, а также их оплата не фигурируют).
В период срока действия государственного контракта от 16.09.2015 № 420 другие обязательства (договоры) не оформлялись, что сторонами не оспаривается.
В рамках исполнения государственного контракта от 16.09.2015 № 420 согласно КС-2 от 28.07.2016 № 130 на сумму 1 244 806 рублей 11 копеек оплачены выполненные работы по обустройству строительного городка и строительной площадки, по КС-2 от 19.12.2016 № 176 на сумму 368 923 рублей 46 копеек оплачены выполненные работы (прокладка трубопроводов, устройство перегородок на деревянном каркасе и т.д.).
Данные расходы связаны с приспособлением существующих конструкций и включены в объеме фактических затрат в объекты нефинансовых активов при строительстве.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что все затраты на строительство в рамках государственного контракта от 16.09.2015 № 420 на выполнение строительных работ для нужд уголовно-исполнительной системы, предмет контракта: полный комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Следственный изолятор № 2 на 198 мест (г. Вязьма, Смоленская область) строительство режимного корпуса на 228 мест» до введения объекта в эксплуатацию учитываются заявителем на счете 1.106.11, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказам Минфина России от 01.12.2010 № 157н, от 06.12.2010 № 162н.
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявленное управлением требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.05.2018 по делу № А62-11024/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Смоленской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Судьи
Н.В. Еремичева
Д.В. Большаков
Е.Н. Тимашкова