ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
4 июня 2008 г.
Дело №А68-8213/07-361/11
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 июня 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Полынкиной Н.А., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России № 8 по Тульской области
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 19 марта 2008 г. по делу № А68-8213/07-361/11 (судья Л.Г. Кривуля)
по заявлению Комитета имущественных отношений МО «Ленинский район»
к МИФНС России № 8 по Тульской области,
3-и лица: Собрание представителей МО «Ленинский район», Администрация МО «Ленинский район»
о признании решения недействительным,
при участии:
отзаявителя: Черных Л.Н. по доверенности, Воробьев А.В. по доверенности,
от ответчика: Леонов Р.В. по доверенности, Лучина В.А. по доверенности, Кузьмицкий В.А. по доверенности,
от Собрания представителей МО «Ленинский район»: Черных Л.Н. по доверенности, Воробьев А.В. по доверенности,
от Администрации МО «Ленинский район»: Воробьев А.В. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 27 мая 2008 г.
Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования Ленинский район (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к МИФНС России № 8 по Тульской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 26.09.2007г. № 46 о привлечении Комитета к ответственности за совершение налогового правонарушения (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 19.03.2008 года требования удовлетворены.
Инспекцияобжаловала решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Комитет возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Комитета по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций за период с 03.02.2006г. по 1 полугодие 2007г.
В ходе данной проверки, в частности, установлено, что в нарушение ст.374 НК РФ Комитет, являющийся, по мнению налогового органа, балансодержателем имущества муниципальной казны, и, соответственно, плательщиком налога на имущество, не включил в налоговую базу по налогу на имущество стоимость имущества муниципальной казны, числящегося в Реестре муниципального имущества, что привело к неуплате налога на имущество за 2006г. и 1 полугодие 2007г. в сумме 23 393 894 руб.
Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки от 06.09.2007г. № 50.
26.09.2007г. Инспекцией принято решение № 46, которым Комитет привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 3074151 руб. за неуплату налога на имущество. Названным решением Комитету также предложено уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 23 393 894 руб. и пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 1758812 руб.
Не согласившись с указанным решением, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом исходит из следующего.
Согласно ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются, в частности, российские организации.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, плательщиком налога на имущество являются, в частности, российские организации в отношении находящихся на их балансе объектов основных средств.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п.1).
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (п.2).
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.1).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 ГК РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2).
Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года № 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в пункте 2 статьи 125 ГК РФ.
Порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе основных средств, в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях установлен в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н, вступившей в силу с 01.01.2006.
В пункте 10 названной Инструкции предусмотрено, что счет 010100000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Из указанных нормативных правовых актов следует, что имущество казны муниципального образования учитывается на балансе органа местного самоуправления, на которого возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 6-1 Устава муниципального образования Ленинский район структуру органов местного самоуправления муниципального образования Ленинский район составляют:
1) представительный орган - Собрание представителей муниципального образования Ленинский район. Структура Собрания представителей муниципального образования Ленинский район определяется и утверждается решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район;
2) глава муниципального образования - глава муниципального образования Ленинский район является высшим должностным лицом муниципального образования Ленинский район, избирается Собранием представителей муниципального образования из своего состава на заседании Собрания представителей муниципального образования на срок полномочий Собрания представителей муниципального образования Ленинский район, исполняет полномочия председателя Собрания представителей муниципального образования Ленинский район;
3) исполнительно-распорядительный орган (местная администрация) - администрация муниципального образования Ленинский район.
В соответствии с пп.8 п. 1 ст. 28 Устава управление и распоряжение муниципальной собственностью в порядке, установленном действующим федеральным законодательством, законодательством Тульской области, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами муниципального образования Ленинский район отнесено к полномочиям администрации муниципального образования Ленинский район.
Решением Собрания представителей муниципального образования Ленинский район от 30.01.2006 № 5-6 утверждено Положение о Комитете имущественных отношений администрации муниципального образования ленинский район.
Согласно п. 1.1 указанного Положения Комитет имущественных отношений администрации муниципального образования Ленинский район является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования Ленинский район, осуществляющим проведение единой политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения от имени муниципального образования Ленинский район муниципальной собственностью.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Комитет не является органом местного самоуправления, а является органом Администрации муниципального образования Ленинский район (иначе говоря, структурным подразделением органа местного самоуправления).
Органом местного самоуправления, на которого возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, в силу вышеприведенных положений законодательства является Администрация муниципального образования Ленинский район.
В соответствии с п.1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, поскольку имущество казны подлежит учету на балансе органа местного самоуправления, а Комитет таковым не является, в рассматриваемом случае он не может выступать плательщиком налога на имущество казны муниципального образования.
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что понятие держатель реестра муниципального имущества и балансодержатель муниципального имущества не тождественны, поскольку реестр муниципального имущества ведется в целях осуществления органами местного самоуправления своих функций по его управлению. Сам по себе реестр муниципального имущества, входящего в казну муниципального образования, не является документом налогового или бухгалтерского учета и в налоговых правоотношениях не применяется.
Исходя из вышеизложенного, решение налогового органа подлежит признанию недействительным как противоречащее ст. 374 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уплата налога на имущество, находящегося в казне муниципального образования, должна производится в независимости от того, учтено ли оно на балансе в качестве объектов основных средств либо нет, являются по существу верными. Обязанность органа местного самоуправления, на которого возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом, учитывать на своем балансе имущества казны прямо вытекает из положений ст.ст. 125, 215 ГК РФ, Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н.
При этом обязанность по уплате указанного налога должна быть исполнена в независимости от того, учтено ли фактически названное имущество на балансе в качестве объектов основных средств либо нет. В противном же случае будет нарушен принцип обязательности уплаты законно установленных налогов и сборов, вытекающий из ст. 57 Конституции РФ.
Вместе с тем указанное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку, как указывалось выше, решение налогового органа вынесено в отношении лица, не являющегося в рассматриваемом случае плательщиком налога на имущество организаций.
Ссылка подателя жалобы на письмо департамента финансов Тульской области № 25-04-11/955 от 21.05.2008 г. судом отклоняется, поскольку названное письмо в силу ст. 13 АПК РФ не может быть положено судом в основу своего решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 19 марта 2008 г. по делу № А68-8213/07-361/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий Г.Д. Игнашина
Судьи Н.А. Полынкина
О.Г. Тучкова