ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
06 февраля 2018 года Дело № А83-4729/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 06.02.2018
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Голика В.С., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
с участием представителей от Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» - ФИО1 по доверенности от 23.01.2018, ФИО2 по доверенности от 22.12.2017, от Службы финансового надзора Республики Крым – ФИО3 по доверенности от 03.11.2017 № 02.1-21/29,
в отсутствии Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 ноября 2017 года по делу № А83-4729/2017 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» о признании предписания Службы финансового надзора Республики Крым незаконным в части, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельный требований на предмет спора, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым,
установил:
Государственное автономное учреждение Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» (далее по тексту – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным пункта 1 страницы 2 предписания Службы финансового надзора Республики Крым (далее по тексту – Служба) от 17.03.2017 № 09.2-14/1217 в части незаконности начисления и выплаты стимулирующих выплат (премий).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 03 ноября 2017 года заявление удовлетворено. Признан недействительным пункт 1 страницы 2 предписания Службы финансового надзора Республики Крым от 17.03.2017 № 09.2-14/1217 в части незаконности начисления и выплаты стимулирующих выплат (премий). Суд взыскал со Службы финансового надзора Республики Крым в пользу Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Служба подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 ноября 2017 года в полном объеме, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 24.01.2018 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.40ч. 31.01.2018.
В судебном заседании представитель Службы поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.
До начала судебного разбирательства от заявителя поступили возражения на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представители возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно плана мероприятий Службы на 2017 год в период с 17.01.2017 по 16.02.2017 была проведена плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные и иные правоотношения, а так же в сфере закупок на основании положений части 8 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Государственном автономном учреждении Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» за период с 01.04.2014 по 31.12.2016 согласно программе проверки, по результатам которой составлен акт от 03.03.2017 № 09.2-04/02.
17.03.2017 Службой выдано предписание № 09.2-14/1217 в пункте 1 описательной части которого указано о выявленном нарушении статьи 135 Трудового кодекса РФ, п. 2.2 Постановления Совета министров РК от 18.12.2014 № 530, п. 7.4 и 7.5 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 № 46, раздела 2 и п.11 Положения о выплатах и надбавках стимулирующего характера работников, утвержденного Приказом ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» от 01.08.2016 № 48/1.
В пункте 2 оспариваемого предписания указано о необходимости в установленном законодательством порядке обеспечить возмещение ущерба, причиненного бюджету Республики Крым, вследствие незаконно выплаченных стимулирующих выплат в сумме 15 390 574,25 руб. (стимулирующие выплаты – 11 820 717,55 руб., начисления – 3 569 856,70 руб.).
Полагая, что в указанной части оспариваемое предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что все стимулирующие выплаты за указанные периоды выплачивались на основании приказов руководителя учреждения, представлений непосредственных руководителей, в пределах фонда оплаты труда и не превышали размера по отдельным работникам в отдельные периоды 200% от оклада, в связи с чем,суд пришел к выводу об отсутствии нарушений, указанных в п.1 оспариваемого предписания
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Служба финансового надзора Республики Крым создана указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 № 51-У «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым» в соответствии со статьей 64 Конституции Республики Крым и законом Республики Крым от 29.05.2014 № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» и является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля, подконтрольным и подотчетным Главе Республики Крым.
Согласно положению о Службе финансового надзора Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 170, в редакции постановления от 24.06.2016 № 284 (далее по тексту - Положение № 170), служба для решения возложенных на нее задач осуществляет внутренний государственный финансовый контроль (надзор) в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с частью 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также контроль за предприятиями, учреждениями и организациями Республики Крым, созданными в соответствии с правовыми актами Совета министров Республики Крым.
В целях реализации предоставленных полномочий Службе предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в ходе проверки выявлено, что в нарушение статьи 135 Трудового кодекса РФ, п. 2.2 Постановления Совета министров РК от 18.12.2014 № 530, п. 7.4 и 7.5 Положения о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 № 46, раздела 2 и п.11 Положения о выплатах и надбавках стимулирующего характера работников, утвержденного Приказом ГАУ РК «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» от 01.08.2016 № 48/1, в 2015-2016 годах работникам начислены и выплачены выплаты стимулирующего характера (премия за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ и премия по итогам года) на основании ходатайств и представлений начальников структурных подразделений, в которых указаны фамилии работников и размер стимулирующих выплат (в процентах к окладу работника или в абсолютном размере), на сумму 15390574,25 руб. (стимулирующие выплаты – 11 820 717,55 руб., начисления – 3 569 856,70 руб.), при этом документы, подтверждающие рассмотрение критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы работников, к проверке не представлены (л.д. 106-109 т. 1).
В соответствии со статьями 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты); заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая надбавки компенсационного характера и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 ТК РФ в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются государственными учреждениями субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Порядок установления систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Крым определен Законом Республики Крым от 28.11.2014 № 14-ЗРК/2014 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым".
Кроме этого, систему оплаты труда работников учреждений сферы лесного и охотничьего хозяйства определяют Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденное Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 № 46, Постановление Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 № 530 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Республики Крым и установлении выплат стимулирующего характера», определяющие особенности установления системы оплаты труда работников государственных учреждений Республики Крым.
Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым, утвержденное Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 № 46, устанавливает, что размеры должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в пределах фондов оплаты труда учреждений. Условия оплаты труда, включая размер должностного оклада работника учреждения, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера являются обязательными для включения в трудовой договор. Оплата труда работников осуществляется за фактически отработанное время исходя из установленного должностного оклада или в зависимости от выполнения норм выработки и сдельных расценок с учетом повышений должностного оклада, доплат и надбавок, предусмотренных настоящим Положением. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ч.3 ст. 5 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым» фонд оплаты труда работников автономного и бюджетного учреждения Республики Крым формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке автономному и бюджетному учреждению Республики Крым из бюджета Республики Крым, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, а также иных источников поступления финансовых средств.
Согласно ч.4. ст.5 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года № 14-ЗРК/2014 «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Крым» экономия фонда оплаты труда может быть использована для премирования работников, а также для осуществления выплат социального характера, включая материальную помощь.
Судом установлено, что заявителем к проверке предоставлены: Коллективный договор учреждения на 2013-2017 года, зарегистрированный исполнительным комитетом Киевского районного совета г. Симферополя от 04.09.2013 № 87 (принятым и одобренным общим собранием коллектива (Протокол от 07.06.2013 № 8); Коллективный договор учреждения на 2015-2018 года, зарегистрированный Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя 08.10.2015 № 283 (принятый и одобренный общим собранием коллектива (Протокол № 3 от 06.07.2015); Положение по оплате труда, включая Положение о стимулирующих выплатах, утвержденное приказом ГАУ РУ «Симферопольское ЛОХ» от 01.08.2016 № 48/1, согласованное профсоюзным органом.
В разделе IV Коллективного договора учреждения на 2013-2017 гг., разделе IV Коллективного договора учреждения на 2015-2018 гг., а также Положении об оплате труда предусмотрены виды и системы оплаты труда в учреждении.
Во всех трудовых договорах имеется ссылка на размер оклада, тарифной ставки, сдельной расценки, а также условие, что оплата труда, дополнительные выплаты предусматриваются коллективным договором (соответствующими приложениями), Положением по оплате труда учреждения.
Кроме этого, в Коллективном договоре учреждения на 2013-2017 года (Приложения № 1-6) и Коллективном договоре учреждения на 2015-2018 года (Приложения № 1-5) предусмотрены стимулирующие и компенсационные выплаты и размеры и условия, при которых они устанавливаются и выплачиваются.
Основанием для выплаты стимулирующих выплат (премий) служит приказ соответствующего руководителя, полномочиями, предоставленными органом высшего уровня. Полномочия руководителя предусматриваются учредительными документами.
Так, согласно п.7.8.12, 7.8.13, 7.8.2, 7.8.9 раздела 7 «Управление учреждением» Устава Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство», утвержденного приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 03.12.2014 № 117, директор учреждения в соответствии с действующим законодательством устанавливает систему оплаты труда и стимулирования труда работников Учреждения, иные льготы и компенсации; формирует средства на материальное поощрение и социальные выплаты, на содержание и развитие материально-технической базы Учреждения; распоряжается имуществом и средствами, закрепленными за Учреждением, в пределах, установленных действующим законодательством и трудовым договором; назначает на должности и освобождает от должностей работников и заключает с ними трудовые договора.
Указанные полномочия директора учреждения также отражены в Уставе Государственного автономного учреждения Республики Крым «Симферопольское лесоохотничье хозяйство» от 23.12.2016, утвержденного Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым № 2663.
Согласно п.2.2. Постановления Совета министров РК № 530 от 18.12.2014 к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Указанные критерии должны позволить оценить результативность и качество работы работника при условии соблюдения рекомендаций соответствующих исполнительных органов государственной власти Республики Крым (п.2.2 Постановления).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.02.2015 утверждено Положение о системе оплаты труда работников государственных учреждений отрасли лесного и охотничьего хозяйства Республики Крым (далее по тексту – Положение, в редакции от 20.02.2015) , разделом 7 которого предусмотрены условия, виды и критерии выплат и надбавок стимулирующего характера.
В частности, п. 7.4. предусмотрена премия за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, итоги работы. Размер указанной премии устанавливается руководителем, а руководителю и его заместителям - органом высшего уровня в пределах фонда оплаты труда.
Таким образом, необходимо выполнение двух условий при установлении и выплате премии за интенсивность, и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работникам учреждения - это ее установление (соответствующим актом) уполномоченным руководителем, соблюдение определенных критериев работниками, а именно - своевременность исполнения заданий, соответствующее качество работ (абз. 3 и.7.4. - указанная премия уменьшается или отменяется при условии несвоевременности исполнения заданий, ухудшении качества работ).
Согласно п.7.5. Положения предусмотрена стимулирующая выплата - премия по итогам работы (месяц, квартал, год). Указанная премия выплачивается с целью поощрения работников за общие результаты труда с учетом эффективности труда работников в соответствующем периоде (месяц, квартал, год), определяемой на основе показателей и критериев оценки эффективности труда, включая оценку качества и полноты оказываемых услуг. При премировании может учитываться, как индивидуальный, так и коллективный результат труда. При этом указанная премия выплачивается в пределах фонда оплаты труда, а ее конкретный размер может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере и максимальным размером не ограничивается.
Таким образом, в проверяемый период учреждением были предусмотрены критерии премирования работников коллективными договорами и Положением.
В Приложение № 6 «Положение о премировании» Коллективного договора от 07.06.2013, п. 3.2. определено, что индивидуальный размер премий работникам за выполнение показателей, указанный в п.2 настоящего Положения и дополнения к нему, устанавливается без ограничений и определяется по представлению непосредственного руководителя.
При этом премирование осуществляется, согласно п. 3 в соответствии со штатным расписанием в процентах к должностному окладу по результатам деятельности предприятия по согласованию с профсоюзным органом.
Аналогичные положения, предусматривающие условия, порядок и критерии премирования, отражены в Приложении № 4, Приложении № 5 к коллективному договору от 06.07.2015.
Кроме того, во исполнение абз.12 п. 7.4. Положения в редакции от 27.07.2016 приняты локальные нормативные акты по оплате труда, согласованные с представительным органом работников (положение об оплате труда и стимулирующих выплат с отражением перечня и условий выплат стимулирующего характера, конкретных показателей эффективности труда отдельных категорий работников и т.д.), создана комиссия с участием представительного органа работников по оценке выполнения показателей эффективности работы работников для проведения заседаний и подготовки предложений по премированию работников, оформленных протоколами.
При этом во исполнение указанных положений учреждением премии устанавливались коллегиально комиссиями и оформлялись протоколами, что указывает на соблюдение учреждением принципов объективности, прозрачности. Обязанность отражения критериев в протоколах заседаний комиссий прямо законодательством не предусмотрена.
Все стимулирующие выплаты за указанные периоды выплачивались на основании приказов руководителя учреждения, представлений непосредственных руководителей, в пределах фонда оплаты и труда и не превышали размера по отдельным работникам в отдельные периоды 200% от оклада.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений, указанных в п.1 описательной части оспариваемого предписания.
Что касается доводов апелляционной жалобы о необоснованности возложения на службу как орган государственной власти судебных расходов, понесенных учреждением по уплате государственной пошлины, то данные доводы основаны на неверном токовании норм права.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции обосновано возложил на Службу судебные расходы, понесенные учреждением по уплате государственной пошлины в сумме 3 000,00 руб.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 03 ноября 2017 года по делу № А83-4729/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Омельченко
Судьи В.С. Голик
А.В. Привалова