НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 № 21АП-3666/2022

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

       06 октября     2022 года  

                                           Дело № А84-4061/2022

Резолютивная часть постановления объявлена   29 сентября    2022 года

            Постановление изготовлено в полном объеме     06 октября    2022  года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                Градовой О.Г.,

судей                                                                           Кузняковой С.Ю.,                                         

                                                                                     Приваловой А.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Волковой О.Л.,

при участии в судебном заседании:

представителя Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Универсал логистик» ФИО2 на решение Арбитражного суда города Севастополя  от 28  июля  2022 года по делу  № А84-4061/2022  

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Универсал логистик» в лице конкурсного управляющего ФИО2

к Управлению Федеральной налоговой службы по городу Севастополю,

с участием заинтересованного лица, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу

о признании незаконным решения,

установил:

ООО «Универсал Логистик»  обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании незаконными принятого и выданного  Управлением Федеральной налоговой службы по г. Севастополю:

1) требования  №5475 от 08.02.2022 об уплате  недоимки по налогу на прибыль в сумме 7.827.800руб. и пени 366.601,89руб.;

2) решения № 2151 от 20.04.2022 о взыскании указанных недоимки и пени за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика  в части квалификации недоимки и пени текущими платежами.

Требования мотивированы тем, что недоимка по налогу на прибыль возникла из-за  восстановления обязательств без применения льготы за налоговые периоды, предшествующие возбуждению в отношении налогоплательщика дела о признании банкротом, а потому не является текущей задолженностью.

Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований по тем мотивам, что после возбуждения дела о банкротстве налогоплательщиком подана уточненная декларация за 9 месяцев 2021 года; в рамках дела о банкротстве определением арбитражного суда отказано в удовлетворении заявления о включении вышеназванных сумм недоимки и пени  в третью очередь реестра требований кредиторов .

ООО «Универсал Логистик»  подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела, доводы аналогичны  доводам заявления.

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что УФНС по Севастополю не согласно с ее доводами, так как налоговое обязательство по поданной налогоплательщиком декларации возникло после возбуждения дела о банкротстве и является текущим.

В судебном заседании представитель налогового органа возражала против доводов апелляционной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.  Иные участники и их представители в судебное заседание не явились. ООО «Универсал Логистик»   просило рассмотреть дело без участия его представителя в судебном заседании.

На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции  истребовал дополнительные доказательства, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.

Судебными актами Арбитражного суда города Севастополя: 17.02.2020  возбуждено дело №А84-535/2020 по заявлению  УФНС по Севастополю о признании ООО «Универсал Логистик» банкротом; 25.06.2020 - ООО «Универсал Логистик» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства;  15.07.2022 – продлены  сроки конкурсного производства и полномочий конкурсного управляющего ФИО2 на 3 месяца.

20.01.2022 ООО «Универсал Логистик» через представителя ООО «Прецедент» ФИО3 по доверенности № 91 от 14.07.2020 посредством ТКС подало вналоговый орган налоговую декларацию (корректировка 1) за 9 месяцев 2021 года,  которой задекларировало уплату налога без учета применения пониженных ставок с 2017 года  налоговой льготы в общей сумме 7.827.810руб.

Данная сумма налогового обязательства налогоплательщиком не уплачена.

08.02.2022 УФНС по Севастополю выдано требование №5475, которым ООО «Универсал Логистик»  извещено о числящейся (выявленной) недоимке по налогу на прибыль в общей сумме 7.827.800руб. и пени 366.601,89руб., которые ООО «Универсал Логистик»  обязано уплатить. Требование получено налогоплательщиком посредством  ЭК ТКС 10.02.2022 (л.д. 14-15).

07.04.2022 решением Межрегиональной инспекции ФНС по Южному федеральному округу  № 07-10/98 поданная налогоплательщиком жалоба на требование оставлена без удовлетворения.

20.04.2022 УФНС по Севастополю принято решение № 2151 о взыскании налога на прибыль в сумме 7.827.800руб. и пени 366.601,89руб., всего 8.194.401,89руб.  за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах ООО «Универсал Логистик». Решение получено налогоплательщиком посредством  ЭК ТКС.

Как следует из данных суду апелляционной инстанции пояснений представителя налогового органа и исследованных письменных доказательств поводом для подачи налогоплательщиком уточняющей декларации явился факт вступления в законную силу решения суда о расторжении договора об условиях деятельности в СЭЗ, в связи с чем, налоговые обязательства подлежали корректировке – пересчету налога без применения понижающей ставки.

Действительно, 09.08.2021 (с учетом переноса выходного дня) вступило в законную силу решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.07.2021 по делу                     № А84-2461/2021 о расторжении заключенного 16.02.2017  между Правительством Севастополя и ООО «Универсал Логистик» договора  № 268 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории города федерального значения Севастополя. В апелляционном и кассационном порядках этот судебный акт не обжалован.

Пунктом  1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 29.11.2021, действовавшей на дату подачи декларации с корректировкой 1, далее - НК РФ) установлена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 20 процентов.

Для  участников СЭЗ  на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя установлены пониженные ставки по налогу на прибыль.  Так, пунктом 1.7 статьи 284 НК РФ предусмотрено:

- налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации указанного инвестиционного проекта в свободной экономической зоне;

- законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, может устанавливаться в размере от 0 процентов до 13,5 процента в зависимости от вида осуществляемой деятельности в свободной экономической зоне в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». При этом указанная налоговая ставка применяется в течение периода действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Часть 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 №  61-ЗРК/2014 (в ред. от 28.11.2018) «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым»  для участников свободной экономической зоны, включенных в единый реестр участников свободной экономической зоны до 1 января 2019 года, установлена  ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет Республики Крым, с момента включения в единый реестр участников свободной экономической зоны в следующих размерах: 2 процента - в течение первых трех последовательных налоговых периодов,  6 процентов - с 4-го по 8-й налоговые периоды, 13,5 процента - с 9-го налогового периода.

Пунктом 1.7 статьи 284 НК РФ установлено, что в случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет; исчисление налога производится без учета применения пониженных ставок, предусмотренных настоящим пунктом, за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне; исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 287 настоящего Кодекса.

Согласно пунктов 2 и 4 статьи 69 НК РФ (в ред. от 29.11.2021) требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки; такое требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Из пунктов 1, 2 и 3 статьи 46 НК РФ (в ред. от 26.03.2022) следует, что :

- в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации в банках и его электронные денежные средства;

- взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации;

- решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как установлено, налоговым органом соблюдена процедура выдачи требования и принятия решения о взыскании, в том числе данные документы выданы (приняты) после истечения срока для уплаты самостоятельно определенного налогоплательщиком налогового обязательства.

Доводы  ООО «Универсал Логистик» о незаконности требования и решения о взыскании в части определения недоимки и пени текущими платежами являются несостоятельными и правильно отклонены судом первой инстанции, так как требование и решение о взыскании не регулируют вопрос очередности или внеочередности взыскания в рамках производства по делу о признании банкротом.

Кроме того, как указано выше   определением суда по делу  о банкротстве рассмотрен вопрос очередности  погашения вышеназванных сумм недоимки и пени.

Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 30.12.2021, с изм. от 03.02.2022) «О несостоятельности (банкротстве)»   предусматривает, что в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Часть 1 статьи 134 названного Федерального закона устанавливает, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.

Учитывая  часть  2 статьи 201 АПК РФ суд  апелляционной инстанции полагает,  что налоговым органом требование и решение  приняты без нарушений требований закона, права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности этими требованием и решением налогового органа не нарушены,  отсутствуют основания для  признания требования и   решения налогового органа незаконными.

Пункты 1 и 2 статьи 138, пункт 2 статьи 139 НК РФ, часть 5 статьи 4 АПК РФ предусматривают, что акты налоговых органов ненормативного характера могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено настоящим Кодексом, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Налогоплательщик решение о взыскании недоимки и пени за счет денежных средств на счетах в банках во внесудебном порядке не оспорил.

Однако, несмотря на такие обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает нецелесообразным оставление без рассмотрения требований ООО «Универсал Логистик» по оспариванию решения налогового органа, так как во внесудебном порядке налогоплательщиком оспорено требование об уплате недоимки и пени, вышестоящим налоговым органом эта жалоба оставлена без удовлетворения; основания оспаривания требования и решения налогового органа являются идентичными – налогоплательщик полагает недоимку и пени не текущими обязательствами; налоговый орган по законности  требования и решения также занимает одну позицию – наступили обстоятельства, с которыми закон связывает исполнение налоговых обязательств во внесудебном порядке. Таким образом, перспектива положительного урегулирования спора о законности решения налогового органа  во внесудебном порядке отсутствует. При таких обстоятельствах оставление части требований ООО «Универсал Логистик»  без рассмотрения не направлено на достижение задач судопроизводства в арбитражных судах, предусмотренных статьей 2 АПК РФ.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято без нарушений норм материального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 333.40, подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ  государственная пошлина при обращении с заявлением о признании решения государственного  органа незаконным уплачивается  юридическими лицами в размере 3.000руб., при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда – 1.500руб.

При подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда                                      ООО «Универсал логистик»  08.08.2022  платежным поручением  №42  уплатило 3.000руб., а потому  излишне уплаченная  госпошлина в размере 1.500руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 28  июля 2022  года  по делу №А84-4061/2022    оставить без изменения.

Апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Универсал логистик» ФИО2 -  без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Универсал логистик»  из федерального бюджета  излишне  уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы   в размере 1.500руб., уплаченную  08.08.2022 платежным поручением  №42.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                        О.Г. Градова

Судьи                                               А.В. Привалова                                                                                                                           С.Ю. Кузнякова