НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017 № А84-1716/17

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 сентября 2017 года

г. Севастополь

Дело № А84-1716/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2017

Постановление в полном объеме изготовлено 01.09.2017

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чертковой И.В., судей Баукиной Е.А. и Евдокимова И.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамбетовым А.Д.,

при участии представителя от Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя – Сырцовой А.В., доверенность от 28.12.2016 №2;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Евротранс» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 июня 2017 года по делу № А84-1716/2017 (судья Погребняк А.С.),

принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евротранс» к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя

о взыскании денежных средств,

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика:

- Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя

- Правительства Севастополя

- Департамента финансов города Севастополя

- Главного контрольного управления города Севастополя,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Евротранс» (далее – ООО «Евротранс») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о взыскании 289 997,35 руб., из которых 271 622 руб. задолженности по договору и 18 375,35 руб. процентов за просрочку возврата денежных средств.

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 04.04.2017 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 17 апреля 2017 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в порядке части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Правительство Севастополя, Департамент финансов города Севастополя, Главное контрольное управление города Севастополя.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 15 июня 2017 года в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, ООО «Евротранс» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела.

Представитель ООО «Евротранс» в судебном заседании апелляционной инстанции 08.08.2017 доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в судебных заседаниях апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции обжалуемое решение оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.

Как следует из материалов дела, 28.08.2013 между Севастопольской городской государственной администрацией (организатор) и ЧП «Евротранс» (перевозчик) заключен договор №147 об организации перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте общего пользования (далее - договор №147).

Согласно пункту 1.1 договора №147 организатор обязуется организовать, а перевозчик осуществлять перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования № 42 «площадь Захарова - Андреевка» в обычном режиме по расписанию движения транспортными средствами класса I, II, согласно приложению № 1.

В соответствии с подпунктом 3.1.2 пункта 3.1 договора №147 перевозчик имеет право на получение компенсации убытков от перевозки пассажиров на маршруте № 42 «площадь Захарова - Андреевка» по регулируемому тарифу, на возмещение затрат за оказанные услуги, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, в пределах суммы бюджетных средств, согласно постановлению городской администрации № 329-ОД от 23.07.2013 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, стоимость проездных билетов и багажа в городском пассажирском транспорте - автобусе, который работает в обычном режиме движения на городском и пригородном сообщении в г. Севастополе».

Перевозчик обязался осуществлять перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования № 42 транспортными средствами, указанными в приложении 1 к договору и не менее 15 рейсов в день по регулируемому тарифу с предоставлением льготного проезда на 4 рейсах в день, в соответствии с нормами действующего законодательства, в пределах компенсации убытков от перевозки пассажиров по регулируемому тарифу, согласно распоряжения председателя СГГА от 23.07.2013 №239- ОД «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, стоимость проездных билетов и багажа в городском пассажирском транспорте - автобусе, который работает в обычном режиме движения на городском и пригородном сообщении в г. Севастополе» (подпункт 3.2.2.1 пункта 3.2.2 договора №147); осуществлять перевозку в дифференцированном размере, согласно таблицы стоимости проезда и по регулируемому тарифу с предоставлением льготного проезда в пределах суммы бюджетных средств, согласно распоряжения председателя СГГА от23.07.2013 №239-ОД «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, стоимость проездных билетов и багажа в городском пассажирском транспорте - автобусе, который работает в обычном режиме движения на городском и пригородном сообщении в г. Севастополе».

Настоящий договор действует с 01.08.2013 по 28.08.2018 (пункт 7.1 договора №147).

Приложением к договору №147 от 28.08.2013 является расписание движения автобусов на маршруте 42 «пл. Захарова - п. Андреевка».

28.08.2013 между Севастопольской городской государственной администрацией (заказчик услуг) и ЧП «Евротранс» (поставщик услуг) заключен договор №149 о возмещении затрат за оказанные услуги по перевозке пассажиров на городских и пригородных автобусных маршрутах по регулируемому тарифу (далее – договор №149).

В соответствии с пунктом 1.1 договора №149 предметом договора является возмещение затрат, связанных с перевозкой граждан на городских и пригородных социально-значимых автобусных маршрутах города Севастополя по регулируемому тарифу и финансируемые заказчиком услуг за оказанные транспортные услуги в соответствии с расчетами, предоставленными поставщиком услуг в приложении №1 к договору №149.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.5 договора №149 поставщик обязался предоставить услуги по перевозке пассажиров на городских, пригородных автобусных маршрутах города Севастополя по регулируемому тарифу в пределах компенсации убытков от перевозки пассажиров по регулируемому тарифу в соответствии с расстановкой подвижного состава по маршрутам, согласно приложению №2 к настоящему договору; обеспечивать выполнение рейсов на маршрутах, согласно приложению №2 по установленному расписанию с коэффициентом регулярности движения не ниже 0,95 при условии соблюдения «заказчиком услуг» обязанностей, предусмотренных п. 3.1, 3.2 договора; до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять в отдел транспорта и связи Севастопольской городской государственной администрации расчеты за фактически оказанные в течение соответствующего месяца услуги по перевозке пассажиров по регулируемому тарифу в соответствии с условиями данного договора, а также поквартальный и полугодовой баланс.

Согласно п. 4.1 договора №149 оплата за выполненную работу производится заказчиком услуг поставщику услуг в пределах суммы бюджетного финансирования в соответствии с предоставленными «поставщиком услуг» в приложении 1 настоящего договора расчетами за фактически оказанные в течение соответствующего месяца услуги по перевозке пассажиров на маршрутах, перечисленных в приложении №2 к договору по регулируемому тарифу в соответствии с условиями данного договора, в порядке, установленном п. 3.2 договора.

Настоящий договор вступает в силу с 01.08.2013 и действует до 258.08.2018 с ежегодным уточнением объема финансирования и расстановки автобусов по обслуживаемым маршрутам (пункт 7.1 договора №149).

Положениями постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 689 «Об организации транспортного обслуживания на маршрутах города Севастополя» обозначено, что договоры об организации перевозок пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования, заключенные до 16.03.2014, срок по которым не истекает в 2014 году, считать действующими до принятия соответствующего нормативного правового акта г. Севастополя об организации перевозок пассажиров и заключения в соответствии с ним договоров об организации перевозок пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования.

13.08.2015 между Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя (плательщик) и ООО «Евротранс» (поставщик услуг) заключен договор №207 о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя организациям автотранспорта общего пользования (далее – договор №207).

Предметом договора является определение порядка взаимодействия между сторонами договора и взаимных обязательств по предоставлению субсидии из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан, проживающих в г. Севастополе и пользующихся услугами поставщика услуг. Возмещение затрат за оказанные услуги, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, производится в соответствии с Порядком, утвержденным Правительством Севастополя (пункт 1.1 договора №207).

Общая сумма договора по предоставлению субсидий с целью возмещения затрат от льготных пассажироперевозок за 2015 год составляет 2 017 544 руб. (пункт 1.2 договора №207).

Поставщик услуг, согласно разделу 2 договора №207, обязался, в том числе, соблюдать условия, цели и порядок предоставления субсидии в соответствии с действующими отраслевыми нормативными и руководящими документами, согласно утвержденным тарифам; ежемесячно до 10 числа предоставлять плательщику надлежащим образом оформленные, заверенные документы, указанные в п. 1.1.2 договора, а именно, заявление по форме, указанной в приложении 1 к договору, акт сверки расчетов по форме №3 - льгота; форму о ежемесячной выручке о перевезенных платных пассажирах на маршрутах регулярных перевозок; осуществлять льготную перевозку отдельных категорий граждан автотранспортом согласно ст. 21 Закона Севастополя от 23.01.2015 №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя».

Согласно разделу 3 договора №207 плательщик принял на себя обязательства, в том числе, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления поставщика принять решение о предоставлении поставщику субсидии из бюджета города Севастополя в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан, указанных в ст. 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», согласно представленных плательщиком услуг актам сверки расчетов по форме № 3- льгота. В случае принятия решения о предоставлении субсидии плательщик в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии предоставляет субсидию поставщику услуг путем перечисления денежных средств на счет поставщика. В случае отказа в предоставлении субсидии - в тот же срок направляет уведомление об отказе от предоставления субсидии с указанием причин отказа.

Настоящий договор вступает в силу с 13.08.2015 действует до 31.12.2015, а в части расчетов - до полного осуществления (пункт 5.1 договора №207).

22.04.2016 между Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя (плательщик) и ООО «Евротранс» (поставщик услуг) заключен договор №100 о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя организациям автотранспорта общего пользования (далее – договор №100).

Предметом договора является определение порядка взаимодействия между сторонами договора и взаимных обязательств по предоставлению субсидии из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан, проживающих в г. Севастополе и пользующихся услугами поставщика

Возмещение затрат за оказанные услуги, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, производится в соответствии с «Порядком предоставления субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования», утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 10.06.2015 №469-ПП (пункт 1.1 договора №100).

Общая сумма договора по предоставлению субсидий с целью возмещения затрат от льготных пассажироперевозок по городскому маршруту № 46, по пригородным маршрутам №36, 42 за 2016 год составляет 2 786 312,88 руб. (пункт 1.2 договора №100).

Поставщик услуг, согласно разделу 2 договора №100, обязался, в том числе, соблюдать условия, цели и порядок предоставления субсидии в соответствии с действующими отраслевыми нормативными и руководящими документами, согласно утвержденным тарифам; ежемесячно до 10 числа предоставлять в адрес плательщика надлежащим образом оформленные, заверенные документы, указанные в п. 1.1.2 договора, а именно, заявление по форме, указанной в приложении 1 к договору, акт сверки расчетов по форме №3 - льгота; форму о ежемесячной выручке о перевезенных платных пассажирах на маршрутах регулярных перевозок; осуществлять льготную перевозку отдельных категорий граждан автотранспортом, согласно ст. 21 Закона Севастополя от 23.01.2015 №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя».

В соответствии с разделом 3 договора №100 плательщик принял на себя обязательства, в том числе, в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления плательщика принять решение о предоставление поставщику субсидии из бюджета города Севастополя в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан, указанных в ст. 21 106-ЗС, согласно представленных плательщиком услуг актам сверки расчетов по форме №3- льгота.

В случае принятия решения о предоставлении субсидии плательщик в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии предоставляет субсидию поставщику услуг путем перечисления денежных средств на счет поставщика. В случае отказа в предоставлении субсидии - в тот же срок направляет уведомление об отказе от предоставления субсидии с указанием причин отказа.

Настоящий договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свои условия на правоотношения, возникшие между сторонами с 01.01.2016 и действует до 31.12.2016, а в части расчетов - до полного осуществления (пункт 5.1 договора №100).

Истцом представлено расписание движения автобусов на городских и пригородных маршрутах, выполняющих социальные (льготные) рейсы по перевозке пассажиров на городских и пригородных маршрутах, обслуживаемых ООО «Евротранс» - №36, 46, 42, с указанием на то, что на маршруте №42 выполняются ежедневно 4 рейса. Льготные рейсы выполняются в среду и пятницу.

Как следует из материалов дела, Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя была проведена проверка в отношении ООО «Евротранс» по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя на возмещение затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования за период с 01.10.2015 по 31.10.2016.

В результате проверки установлены нарушения в части несоответствия количества льготных рейсов, а именно, их превышение по социальному маршруту №42.

Так, согласно пункту 8 приложения № 1 к постановлению Правительства Севастополя № 496-1111 от 10.06.2015 перечень социально-значимых рейсов определяется на основании постановления Правительства Севастополя.

В соответствии с приложением № 2 к постановлению Правительства Севастополя от 10.06.2015 № 496-ПП (маршрутная сеть автомобильного транспорта общего пользования на социально-значимые маршруты и рейсы), количество рейсов по маршруту 42 составляет 4 рейса в день, в том числе в будни, субботу, воскресенье (п.14 приложения № 2).

При этом, ООО «Евротранс» осуществлял перевозку льготной категории граждан по указанному маршруту по средам и пятницам по 8 рейсов (4 основных + 4 дополнительных), в субботу, воскресенье перевозка льготной категории граждан не осуществлялась.

В связи с этим, по рейсам, превышающим количество рейсов по маршруту № 42, утвержденных Приложением № 2 к постановлению от 10.06.2015 № 496-ПП (4 дополнительных рейса в среду и пятницу) затраты ООО «Евротранс» к возмещению не приняты.

По результатам проверки составлен акт от 07.12.2016 №36/12.

12.12.2016 ООО «Евротранс» направило в адрес Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя возражения по акту о результатах проверки ООО «Евротранс», указав, что условия договора №149 от 28.08.2013 являются действующими в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 №689 «Об организации транспортного обслуживания на маршрутах города Севастополя». В соответствии с приложением 1 указанного договора рейсы на маршруте № 42 выполняются ежедневно, кроме субботы и воскресенья. В среду и пятницу 4 рейса в день выполняются дополнительно. При этом ООО «Евротранс» не имело полномочий вносить изменения в действующее расписание движения автобусов на маршруте № 42 в связи с принятием постановления Правительства Севастополя № 469-ПП от 10.06.2015, указанное право закреплено лишь за уполномоченным органом.

Отсутствие компенсации затрат на оказанные истцом услуги по осуществлению льготных перевозок стало основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе и отзыв на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

Статьей 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении данных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт (п. 9 ст. 39).

В течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (п. 10 ст. 39).

29.05.2015 принят закон города Севастополя «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в городе Севастополе» (далее - Закон от № 147-ЗС).

Статьей 3 Закона № 147-ЗС дано определение понятий «социально значимый маршрут» и «социально значимый рейс», как маршрутов регулярных перевозок (рейсов маршрута регулярных перевозок), включенных в маршрутную сеть, на которых применяются меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Пунктом 3 статьи 6 Закона 147-ЗС установлено, что исполнительный орган государственной власти города Севастополя, в компетенцию которого входит организация транспортного обслуживания населения, утверждает паспорта маршрутов и расписания движения автомобильного транспорта общего пользования на маршрутах регулярных перевозок.

Пунктами 1, 4 части 1 статьи 5 Закона № 147-ЗС установлено, что Правительство Севастополя в сфере организации транспортного обслуживания населения осуществляет полномочия ю формированию и реализации государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения на территории города Севастополя; утверждению маршрутной сети.

Маршрутная сеть - совокупность всех маршрутов регулярных перевозок в городе Севастополе, утвержденная постановлением Правительства Севастополя (абз. 4 ч. 1 ст. 4 Закона города Севастополя № 147-ЗС).

Частью 2 статьи 15 Закона №147-ЗС предусмотрено, что меры социальной поддержки и иные преимущества при оплате проезда пассажиров (включая следующих вместе с ними детей), перевозке багажа и провозе ручной клади в транспорте общего пользования устанавливаются органами государственной власти города Севастополя на социально значимых маршрутах и социально значимых рейсах в соответствии с их компетенцией.

Согласно части 2 статьи 15 Закона №147-ЗС, возмещение недополученных доходов от перевозки льготных категорий граждан в транспорте общего пользования на социально значимых маршрутах и социально значимых рейсах осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя.

Вопрос о компенсациях за предоставление льготного проезда также нашел свое урегулирование в нормативно-правовых актах федерального законодательства: частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Правительством Севастополя в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и во исполнение статьи 22 Закона города Севастополя от 23.01.2015 №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», статей 10, 15, 17 Закона №147-ЗС, с учетом норм постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 689 «Об организации транспортного обслуживания на маршрутах города Севастополя», в целях беспрепятственной реализации гражданами прав на льготный проезд автомобильным спортом общего пользования, принято постановление от 10.06.2015 № 496-ПП, которым утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования(далее - постановление № 496-ПП), утверждена маршрутная сеть на социально значимых маршрутах и рейсах с указанием режима движения, количества рейсов в день (приложение № 2).

В соответствии с пунктами 4, 5 постановления № 469-ПП уполномоченным органом на предоставление субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования является Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя (до его создания - Управление социальной защиты населения Севастополя).

Пунктом 6.2 постановления 496-ПП Департаменту городского хозяйства было предписано утвердить расписания движения на социально значимых маршрутах и рейсах. В числе прочего, приложением № 2 к постановлению № 496-ПП была утверждена маршрутная сеть на социально-значимых маршрутах и рейсах.

В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления субсидий с учетом изменений перечень социально значимых маршрутов и социально значимых рейсов определяется на основании постановления Правительства Севастополя.

Указанный пункт был изложен в новой редакции постановлением Правительства Севастополя от 04.04.2016 № 276-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 10.06.2015 № 496-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования». Новая редакция пункта 8 Порядка предоставления субсидий определила, что перечень социально значимых маршрутов и социально значимых рейсов определяется в соответствии с приложением № 2 к настоящему постановлению.

Приложением № 2 к постановлению № 496 -ПП определено, что перевозчик по маршруту № 42 «пл. Захарова - Андреевка» должен совершать в будни 4 рейса, в субботу 4 рейса и в воскресенье 4 рейса.

Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя заключает договоры о предоставлении субсидий в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 689 «Об организации транспортного обслуживания на маршрутах города Севастополя» с организациями автотранспорта, поставщиками услуг по перевозке льготных категорий.

Возмещение затрат за оказанные услуги, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, производится в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением № 496-ПП.

Меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте разделом V Закона № 106-ЗС определены как дополнительные и распространяются на отдельные категории граждан в соответствии со статьей 21 закона города Севастополя от 20.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя»

Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 договора № 207 от 13.08.2015 поставщик услуг принял на себя обязательства по соблюдению условий, целей и порядка предоставления субсидии в соответствии с действующими отраслевыми нормативными и руководящими документами.

Аналогичные условия предоставления субсидии в 2016 году из бюджета города Севастополя организациям автотранспорта общего пользования закреплены в договоре № 100 от 22 апреля 2016 года между Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя и ООО «Евротранс».

Таким образом, в силу условий указанных договоров, отраслевым нормативным и руководящим документом в правоотношениях по предоставлению субсидии из бюджета города Севастополя в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки граждан является Порядок, утвержденный Постановлением № 496-ПП.

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются на основании договоров о предоставлении субсидии из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования (далее - договор), заключенных между Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя (а до его создания - Управлением социальной защиты населения) и организациями автотранспорта - поставщиками услуг по перевозке льготных категорий граждан (далее - поставщики).

В соответствии с пунктом 7 Порядка договоры, указанные в пункте 6 Порядка, заключаются на основании договоров, заключенных в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 689 «Об организации транспортного обслуживания на маршрутах города Севастополя» между перевозчиками, осуществляющими льготные перевозки на социально значимых маршрутах (рейсах) и имеющими право обратиться за субсидией, и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, а до момента его государственной регистрации как юридического лица - заключенных между Поставщиками и Управлением транспортной инфраструктуры Департамента городского хозяйства города Севастополя.

Пунктом 8 Порядка установлено, что перечень социально значимых маршрутов и социально значимых рейсов определяется на основании постановления Правительства Севастополя.

Приложением № 2 к Постановлению № 496 определено, что перевозчик по маршруту № 42 «пл. Захарова - Андреевка» должен совершать в будни 4 рейса, в субботу 4 рейса и в воскресенье 4 рейса.

Как усматривается из материалов дела, Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя была проведена проверка в отношении ООО «Евротранс» по вопросу соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя на возмещение затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования за период с 01.10.2015 по 31.10.2016.

По результатам проверки составлен акт от 07.12.2016 №36/12, из которого усматривается, что ООО «Евротранс» осуществляло рейсы по отличному от установленного в приложении № 2 к постановлению № 496 порядку.

Таким образом, в связи с отсутствием льготных перевозок в субботу и воскресенье на маршруте № 42 затраты ООО «Евротранс» правомерно не были приняты ответчиком к возмещению. Отказ Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в выплате субсидии за указанный период в сумме 271 622 рубля является правомерным.

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что количество рейсов соответствует количеству рейсов в рамках объема финансирования. В апелляционной жалобе заявитель указывает на также то, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как деятельность перевозчика основана на договорных отношениях, что вывод суда первой инстанции нарушает право сторон на свободу договора.

Однако доводы заявителя апелляционной несостоятельны в силу следующего.

Согласно положениям пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Правительством Севастополя в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и во исполнение статьи 22 Закона города Севастополя от 23.01.2015 №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», статей 10, 15, 17 Закона №147-ЗС, с учетом норм постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 689 «Об организации транспортного обслуживания на маршрутах города Севастополя», в целях беспрепятственной реализации гражданами прав на льготный проезд автомобильным спортом общего пользования, принято постановление от 10.06.2015 № 496-ПП, которым утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Севастополя юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг льготной перевозки отдельных категорий граждан автомобильным транспортом общего пользования(далее - постановление № 496-ПП), утверждена маршрутная сеть на социально значимых маршрутах и рейсах с указанием режима движения, количество рейсов в день (приложение № 2).

В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления субсидий перечень социально значимых маршрутов и социально значимых рейсов определяется на основании постановления Правительства Севастополя.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не предоставило доказательств, опровергающих обстоятельства, изложенные в акте проверки.

Бюджетным законодательством нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным в документе, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Таким образом, оспариваемый судебный акт соответствует фактическим обстоятельствам, исследованным доказательствам. Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 июня 2017 года по делу №А84-1716/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Евротранс» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Черткова

Судьи Е.А. Баукина

И.В. Евдокимов