ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Севастополь 04 декабря 2018 года | Дело №А83-20308/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2018
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2018
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей:Остаповой Е.А., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Букшановой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от общества с ограниченной ответственностью «Финкомстрой» – Мезко Н.В., директор на основании приказа №16/11/2017 от 16.11.2017;
от Администрации города Алушты Республики Крым – Торопова И.В., представитель по доверенности от 09.01.2018 №02-1/1;
от Управления земельных отношений Администрации города Алушты - Торопова И.В., представитель по доверенности от 11.09.2018 №02-17-1088;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Финкомстрой» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2018 по делу № А83-20308/2017 (судья Чумаченко С.А.)
по исковому заявлению Администрации города Алушты Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью «Финкомстрой»,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление земельных отношений Администрации города Алушты,
о взыскании задолженности по арендной плате и пени и расторжении договора аренды земли,
установил:
Администрация города Алушты Республики Крым (далее по тексту – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Финкомстрой» (далее по тексту – ответчик, Общество, ООО «Финкомстрой»), в котором просила суд (с учетом принятых судом к рассмотрению уточненных требований):
1. Взыскать с ООО «Финкомстрой» в пользу Администрации города Алушты задолженность по арендной плате за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 в размере 1 705 099 руб. 11 коп.
2. Взыскать с ООО «Финкомстрой» в пользу Администрации города Алушты пеню за период с 01.01.2017 по 26.10.2017 в размере 229 741 (двести двадцать девять тысяч семьсот сорок один) руб. 66 коп.
3. Расторгнуть договор аренды, заключенный 24 марта 2008 года между Приветненским сельским советом (именуемым с одной стороны «Арендодатель») и ООО «Финкомстрой» (именуемым с другой стороны «Арендатор») на земельный участок площадью 160 000 кв. м., кадастровый номер 01 103 930 00:01:003:0035, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Приветное, для размещения пансионата для отдыха родителей с детьми на 600 мест и для благоустройства и озеленения территории пансионата сроком на 49 лет, прошедший государственную регистрацию и зарегистрирован в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли № 4 Приветненского сельского совета, о чем 04.06.2008 сделана запись № 040800200004 регистратором Алуштинского отдела Крымского регионального филиала Государственного предприятия «Центр государственного земельного кадастра».
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2018 исковые требования Администрации удовлетворены. Суд первой инстанции расторг договор аренды земельного участка заключенного между Приветненским сельским советом и ООО «Финкомстрой» от 24.03.2008, общей площадью 160000 кв. м., кадастровый номер 01 103 930 00:01:003:0035, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Приветное, взыскал с ООО «Финкомстрой» задолженность по арендной плате за период с 01.01.2017 по 30.09.2017 в размере 1705099, 11 руб. и пеню за период с 01.01.2017 по 26.10.2017 в размере 229741, 66 руб.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что арендная плата ответчиком в 2017 году уплачивалась не в полном объеме, что является основанием для взыскания задолженности с учетом установленной договором пени и расторжения договора.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ООО «Финкомстрой» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции не учтено, что изменение условий договора должно осуществляться в письменной форме по соглашению сторон, при этом арендодатель изменил условия договора в одностороннем порядке, без уведомления арендатора. Кроме того, суд неправильно определил нормативную цену земельного участка.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
Администрацией в апелляционный суд представлен отзыв на апелляционную жалобу и письменные пояснения по делу, в соответствии с которыми истец просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества просила апелляционный суд жалобу удовлетворить по основаниям, изложенным в ней, а также в письменных пояснениях по делу, представитель истца и третьего лица просила оставить судебный акт первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
24.03.2008 между Приветненским сельским советом и ООО «Финкомстрой» был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 160000 кв.м., кадастровый номер 0110393000:01:003:0035 (90:15:070103:22), расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Приветное, для размещения пансионата для отдыха родителей с детьми на 600 мест и для благоустройства и озеленения территории пансионата сроком на 49 лет. Договор был зарегистрирован, о чем в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли № 4 Приветненского сельского совета04.06.2008 сделана запись № 040800200004. (далее - Договор).
Данный земельный участок был передан ООО «Финкомстрой» по акту приема – передачи.
Согласно пункту 4 Договора, нормативная денежная оценка земельного участка составляет 10647895.50 грн. Арендная плата вносится в денежной форме в размере 106478,95 грн. в год, 8873,25 грн. в месяц. Расчет арендной платы может быть изменен по решению сельского совета после 4 лет аренды, в соответствии с действующим законодательством (пункт 7 Договора).
Размер арендной платы пересматривается, в том числе в случае изменения денежной оценки, изменения размеров земельного налога, повышения цен и тарифов, изменения коэффициентов индексации, определенных законодательством (пункт 10 Договора).
Согласно пункту 9 Договора арендная плата вносится до 30 числа каждого месяца за предыдущий месяц, на расчетный счет арендодателя.
23.12.2016 Алуштинским городским советом было принято решение № 25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков» (далее - Решение № 25/79).
Решением № 25/79 (в том числе с учетом изменений от 18.08.2017 на основании решения Алуштинского городского совета № 33/116) определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
В период 01.01.2017 по 26.10.2017 ООО «Финкомстрой» перечислило за аренду земельного участка 125500,00 руб.
Управление земельных отношений Администрации города Алушты был составлен акт сверки, согласно которому за ООО «Финкомстрой» числится задолженность по арендной плате в размере 1769123,88 руб. и начислена пеня в размере 229741,66 руб.
26.10.2017 Администрация города Алушты Республики Крым направила в адрес ответчика претензию об оплате образовавшейся задолженности по арендной плате. Претензия ответчиком оставлена без ответа.
Неисполнение Обществом своих обязательств по договору в части оплаты арендной платы стали основаниями для обращения истца в суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, заслушав пояснение представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Крым.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014.
Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2 Договора о принятии в РФ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (далее – Федеральный закон №6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Спорный Договор был заключен сторонами на территории города Севастополя до 18.03.2014.
Как следует из статьи 12 Федерального закона №6-ФКЗ, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Вышеуказанный договор по своей правовой природе является действующим договором аренды земли.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального закона №6-ФКЗ, статей 4, 422, 1211 ГК РФ, статьи 14 АПК РФ, к правоотношениям необходимо применить нормы гражданского и хозяйственного законодательства Украины, а к правам и обязанностям, возникшим после 18.03.2014, нормы российского законодательства.
Согласно пункту 6 статьи 26 Закона Республики Крым 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
19.12.2014 Алуштинским городским советом принято решение N 5/91 «О вопросах правопреемства», согласно пункту 3 которого определено, что правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления, действующих на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Алушта, выступает Администрация города Алушты Республики Крым в части имущества, необходимого для обеспечения своей деятельности и принятого ей, и которое входит в состав казны муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, а также в отношении иного имущества, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым в соответствии с правовыми актами Алуштинского городского совета Республики Крым.
Кроме того, пунктом 11.3. указанного решения установлено, что правопреемником в отношении договорных обязательств, заключенных органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, выступает Администрация города Алушты Республики Крым по следующим договорам, подтверждающим право собственности, право пользования, заключенным органами местного самоуправления, действующими на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и территории которых отнесены к территории муниципального образования городской округ Алушта.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что Администрация является правопреемником арендодателя по Договору и надлежащим истцом в данном деле.
Согласно части 1 статьи 759 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок.
Согласно положениям статьи 283 Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХК Украины) по договору аренды одна сторона (арендодатель) передает другой стороне (арендодателю) за плату на определенный срок в пользование имущество для осуществления хозяйственной деятельности, к отношениям аренды применяются соответствующие положения ГК Украины с учетом особенностей, предусмотренных этим Кодексом.
Аналогичная норма содержится в статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Частью 1 статьи 762 ГК Украины за пользование имуществом с нанимателя взимается плата, размер которой устанавливается договором найма.
В соответствии частями 1, 2 статьи 21 Закона Украины от 06.10.1998 №161-XIV «Об аренде земли» арендная плата за землю представляет собой платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной штаты за земельные участки государственной, и коммунальной собственности).
Исходя из части 1 статьи 632 ГК Украины, цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. В случаях, определенных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно статье 206 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 №2768 пользование землей является платным. Объектом платы за землю является земельный участок. Плата за землю взымается в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Украины плательщиком налога является собственники земельных участков, земельных долей (паев), землепользователи.
Размер и порядок платы за пользование земельными ресурсами, а также ответственность плательщиков и контроль за правильным исчислением и взиманием земельного налога определяются Налоговым кодексом Украины.
В статье 271 Налогового кодекса Украины указано, что базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным этим разделом.
В соответствии со статьей 286.2 Налогового кодекса Украины плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными частями по месяцам. При подаче первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (выписка) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об оценке земли» нормативная денежная оценка земельных участков проводится в случае: определения размера земельного налога; определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
В соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об оценке земли» нормативная денежная оценка земельных участков проводится в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности. Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5 - 7 лет.
По результатам бонитировки почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация (часть 1 статьи 20 Закона Украины «Об оценке земли»).
Частью 1 статьи 23 Закона Украины «Об оценке земли» предусмотрено, что техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков в пределах населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункты 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли, как по законодательству Украины, так и по законодательству Российской Федерации, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование объектом должна определяться с учетом установленной полномочным органом ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором.
При этом, изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 ГК РФ, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Данная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 №9330/09, от 26.01.2010 №11487/09, от 02.02.2010 №12404/09, в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2015 по делу №А83-965/2014, от 17.06.2016 года по делу № А83-3145/2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что нормативная денежная оценка земель является основой для определения размера арендной платы, а изменение нормативной денежной оценки земель служит обстоятельством для пересмотра размера арендной платы и подлежит самостоятельному пересчету арендатором, исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли. При этом, отсутствие дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка не может служить основанием для освобождения арендатора от внесения арендной платы в соответствующем размере.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ. При этом стороны не лишены возможности требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный сторонами договор аренды. Однако необходимость заключения дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы и его государственной регистрации отсутствует.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона №6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона №6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены в Законе Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК).
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 39.7 ЗК РФ, статья 12 Закона Республики Крым от 24.12.2014 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон № 66-ЗРК/2015), статья 11 Закона № 38-ЗРК).
Статьей 11 Закона № 38-3PK определено, что нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков. Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Советом министров Республики Крым 12.11.2014 принято постановление N 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым», которым в том числе утверждена нормативная цена земельных участков (далее – постановление № 450).
В соответствии с пунктом 1 постановления № 450 установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 2014 год, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
Согласно пункту 2 постановления № 450 утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым (приложение 1).
Статьей 12 Закона № 66-ЗРК/2015 определено, что порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из указанной нормы и статьи 18 Закона № 66-ЗРК/2015 с 01.01.2017 года порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности устанавливается органом местного самоуправления.
23.12.2016 Алуштинским городским советом принято решение № 25/79 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков» (далее - решение № 25/79).
Согласно решению № 25/79 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределение земельных участков (далее – Положение); поручено Управлению земельных отношений Администрации города Алушты РК привести в соответствие с настоящим решением расчеты годового размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования. Указанное решение было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым - газете "Алуштинский вестник" 29 декабря 2016 года № 51 (1334) и вступило в законную силу с 01.01.2017 года.
Решением № 25/79 определен порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования.
Пунктом 2.4. Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым (далее - Положение об арендной плате) определено, что годовой размер арендной платы определяется на основании кадастровой стоимости (нормативной цены) земельного участка и рассчитывается в процентах, в соответствии с видом разрешенного использования (ВРИ).
Пункт 2.5. Положения об арендной плате определено, что годовой размер арендной платы рассчитывается по следующей формуле:
АП = КСзу х % ВРИ х Ки, где:
АП - годовой размер арендной платы за земельный участок; КСзу - кадастровая стоимость (нормативная цена земли);
Ки - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с изменениями, внесенными в пункт 2.5. Положения об арендной плате 18.08.2017 на основании решения Алуштинского городского совета № 33/116, данный пункт дополнен абзацем следующего содержания «В расчете арендной платы применяется нормативная цена, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года N 450 (в редакции от 29 декабря 2016 года), до установления кадастровой стоимости в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации.»
Исходя из содержания пунктов 2.4. и 2.5 Положения об арендной плате основой для определения размера арендной платы с 01.01.2017 на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым является нормативная цена земли, утвержденная в пункте 2 постановления № 450.
Истцом арендная плата рассчитана исходя из вида разрешенного использования природно-познавательный туризм (код 5.2.). Данный вид разрешенного использования соответствует целевому назначению земельного участка, установленному в Договоре. Правильность его определения Общество не оспаривается.
В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том что, Администрацией при расчете арендной платы правильно применена нормативная цена земли, исходя из пункта 2 постановления № 450 (Приложение № 1) и соответствующего вида разрешенного использования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер арендной платы должен определяться исходя из нормативной денежной оценки земельного участка, указанной в Договоре не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об оценке земли» нормативная денежная оценка земельных участков проводится в соответствии с государственными стандартами, нормами, правилами, а также других нормативно-правовых актов на землях всех категорий и форм собственности. Нормативная денежная оценка земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, проводится не реже чем один раз в 5 - 7 лет.
По результатам бонитировки почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков составляется техническая документация (часть 1 статьи 20 Закона Украины «Об оценке земли»).
Частью 1 статьи 23 Закона Украины «Об оценке земли» предусмотрено, что техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков в пределах населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом.
Согласно части 5 статьи 12 Закона Украины от 11.09.2003 N 1160-IV «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» определено, что регуляторные акты, принятые органами и должностными лицами местного самоуправления, официально обнародуются в печатных средствах массовой информации соответствующих советов, а в случае их отсутствия - в местных средствах массовой информации, определенных этими органами и должностными лицами, не позднее чем в десятидневный срок после их принятия и подписания.
Частью 5 статьи 59 Закона «О местном самоуправлении в Украине» предусмотрено, что решения советов нормативно-правового характера вступают в законную силу со дня их официального опубликования, если советом не установлен более поздний срок введения указанных решений в действие.
При таких обстоятельствах неопубликованное в установленном порядке решение об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земельных участков не подлежит применению.
Как усматривается из материалов дела, нормативная денежная оценка земель села Приветное, утверждена решением Приветненского сельского совета № 23/2 от 27.12.2007. Вместе с тем доказательств опубликования данного решения в установленном законом порядке лицами, участвующими в деле не представлено.
На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о правомерном исчислении истцом задолженности по арендной плате согласно пункту 2 постановления № 450 обоснован.
Судебная коллегия не может принять во внимание ссылку представителя апеллянта на то, что Администрация не уведомляла Общество об изменении размера арендной платы, так как обязанность по внесению арендной платы в полном объеме с учетом действующего нормативного регулирования лежит на арендаторе.
Проверив предоставленный истцом расчет размера арендной платы, суд первой инстанции признал его верным, с чем соглашается и судебная коллегия.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Администрации о взыскании с Общества задолженности по арендной плате за землю за период 01.01.2017 по 30.09.2017 в размере 1705099, 11 руб.
Кроме того, истцом заявлена к взысканию с ответчика пеня за период с 01.01.2017 по 26.10.2017 в размере 229741, 66 руб.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно статье 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
В соответствии с пунктом 9 Договора, арендная плата вносится ежемесячно не позднее 30 числа каждого месяца, следующим за отчетным.
Согласно пункту 11 Договора, в случае невнесения арендной платы в сроки, предусмотренные настоящим договором, начисляется пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Из расчета истца следует, что за период с 01.01.2017 по 26.10.2017 за ООО «Финкомстрой» образовалась задолженность в размере 1705099,11 руб., и в силу пункта 11 Договора на данную сумму начислена пеня в размере 229741, 66 руб., которую суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика.
Администрацией заявлены также требования о расторжении договора аренды земельного участка заключенного между Приветненским сельским советом и ООО «Финкомстрой» от 24.03.2008.
Пунктом 33 Договора установлено, что договор прекращается путем его расторжения в том числе по решению суда по требованию одной из сторон вследствие неисполнения другой стороной обязанностей, предусмотренных настоящим договором, и в случае случайной гибели или уничтожения арендованного земельного участка, которое существенно препятствует его использованию, а также по другим основаниям, предусмотренным законом.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, арендная плата ответчиком за арендованный им земельный участок производилась не в полном объеме. При этом размер задолженности Общества превысил двухмесячных размер арендной платы.
Согласно пункту 1 статьи 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьями 450 и 619 ГК РФ договор аренды может быть расторгнут по соглашению сторон, а также по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (пункт 3 статьи 619 ГК РФ), а также предложение о расторжении договора (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Спор о расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452 ГК РФ (пункт 60 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
С целью досудебного урегулирования спора в адрес ответчика истец направил требование от 31.10.2017 № 2671/02-19-4234 об уплате образовавшейся задолженности и расторжении Договора.
Данная претензия ответчиком оставлена без ответа.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Администрации о расторжении договора аренды земельного участка заключенного между Приветненским сельским советом и ООО «Финкомстрой» от 24.03.2008, общей площадью 160000 кв. м., кадастровый номер 01 103 930 00:01:003:0035, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, с. Приветное.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Предусмотренные статьей 270 АПК РФ основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Неправильное применение судом первой инстанции части 9 статьи 22 ЗК РФ не привело к принятию незаконного решения.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.07.2018 по делу №А83-20308/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Финкомстрой» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Колупаева Ю.В. | |
Судьи | Остапова Е.А. Сикорская Н.И. | |