НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 № А84-4124/17

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

03 августа 2018 года Дело № А84-4124/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2018

Постановление изготовлено в полном объеме 03.08.2018

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Малышевой И.А., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

с участием представителей от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» - Половкова В.В. по доверенности от 09.01.2018 б/н, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя – Ющенко Н.В., начальник Управления правового и организационного обеспечения, по доверенности от 23.05.2018 № 43,

в отсутствии Правительства Севастополя, Департамента здравоохранения города Севастополя, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» и Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 марта 2018 года по делу № А84-4124/2017 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» о признании незаконным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамента здравоохранения города Севастополя, Правительства Севастополя,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» (далее по тексту – заявитель, учреждение, ГБУЗС «Горбольница №5») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя (далее по тексту – Фонд), изложенного в виде требования в акте от 21.02.2017 № 4 внеплановой, тематической проверки использования средств ОМС ГБУЗС «Горбольница №5» о возврате в бюджет Фонда средств, затраченных на ОМС в размере 9 795 971,11 рублей, из которых 8 905 428,29 рублей – расходование в 2015 году средств ОМС на оплату медицинской помощи гражданам Украины и лицам без гражданства; 890 542,82 рублей – штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 01 марта 2018 года заявителю восстановлен срок для оспаривания решения Фонда, признано незаконным решение Фонда, изложенное в требовании от 21.02.2017 по результатам проведенной проверки к акту от 21.02.2017 № 4 внеплановой, тематической проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ГБУЗС «Горбольница №5» в части возложения обязанности осуществить возврат в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя средств в размере 8 905 428, 29 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд взыскал с Фонда в пользу ГБУЗС «Горбольница №5» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с принятым решением в части удовлетворенных требований, Фонд обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 марта 2018 года, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части признания незаконным требования Фонда о возложении обязанности осуществить возврат в бюджет Фонда средств в размере 8 905 428, 29 рублей. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение норм материального права.

ГБУЗС «Горбольница №5» в свою очередь не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа, также обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 марта 2018 года, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением и.о. председателя суда от 13.06.2018 произведена замена судьи Голика В.С. на судью Градову О.Г. и судьи Карева А.Ю. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционных жалоб на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 марта 2018 года.

Определением заместителя председателя суда 25.07.2018 произведена замена судьи Градовой О.Г. на судью Карева А.Ю. и судьи Приваловой А.В. на судью Малышеву И.А. для участия в рассмотрении апелляционных жалоб на решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 марта 2018 года.

В судебном заседании 25.07.2018 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10.00ч. 27.07.2018.

До начала судебного разбирательства от третьих лиц поступили отзывы на апелляционные жалобы, согласно которым просят жалобу ГБУЗС «Горбольница №5» удовлетворить, а в удовлетворении жалобы Фонда отказать.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его частичной отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 23.01.2017 по 21.02.2017, на основании приказа директора Фонда от 19.01.2017 № 10, от 13.02.2017 № 21, специалистами органа контроля в отношении ГБУЗС «Горбольница №5» проведена внеплановая, тематическая проверка использования средств обязательного медицинского страхования, в ходе которой, в частности, установлено, что в нарушение статей 4, 10, пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), по причине оказания медицинской помощи 799 незастрахованным лицам - гражданам Украины, учреждением в 2015 году проведено нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в размере 8 905 428,29 рублей.

По результатам указанной проверки Фонд составил акт от 21.02.2017 № 4, в котором изложил следующие требования к ГБУЗС «Горбольница №5»: возвратить в бюджет Территориального фонда ОМС в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона 326-ФЗ в течение 10 дней со дня предъявлении настоящего требования сумму использованных не по целевому назначению в 2015 года средств ОМС - 8 905 428,29 рублей; уплатить штраф в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона 326-ФЗ за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств - 890 542,82 рубля.

Полагая, что предъявленное органом контроля требование о возврате денежных средств и уплате штрафа является незаконным и подлежит отмене, ГБУЗС «Горбольница №5» обратилось в суд с настоящими требованиями.

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал подтвержденным факт нецелевого использования учреждением средств фонда обязательного медицинского страхования, списанных со счета, открытого для учета средств обязательного медицинского страхования, на оплату расходов, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам Украины в 2015 году, но при этом признал обоснованным довод заявителя о том, что поскольку учреждением фактически восстановлены на счете обязательного медицинского страхования денежные средства, использованные не по целевому назначению, оснований для повторного их возмещения не имеется.

Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, учитывая доводы апелляционных жалоб, не может согласиться с выводом суда первой инстанции о нецелевом использовании лечебным учреждением средств ОМС.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы регулирования сферы здравоохранения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», кроме того, отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, урегулированы также Законом № 326-ФЗ.

Исходя из анализа статей 34, 40 Закона № 326-ФЗ, Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности проведенной Фондом в рамках предоставленных ему полномочий проверки.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ГБУЗС «Горбольница №5» в 2015 году была оказана медицинская помощь 882 гражданам Украины на сумму 20 062 161,50 рублей (в 2 раза больше, чем установлено актом проверки), которая была полностью компенсирована за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 07.12.2015 N 1165-ПП «Об утверждении Порядка расходования иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджету города Севастополя на компенсацию расходов, связанных с оказанием в 2015 году медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям» и приказом Департамента здравоохранения города Севастополя от 28.12.2015 №1296.

При поступлении указанной выше субсидии ГБУЗС «Горбольница №5» перечислило денежные средства в размере 20 062 161,50 рублей на лицевой счет, предназначенный для проведения операций со средствами ОМС.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 131-О указано: "Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится и право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством; при этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации)".

В соответствии со статьей 8 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985), иностранцы, проживающие на законном основании на территории государства, пользуются правом на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, социальное обслуживание при условии, что они выполняют требования согласно соответствующим правилам и что это не возлагает на ресурсы государства чрезмерного бремени. В целях защиты прав иностранцев, занимающихся законной оплачиваемой деятельностью в стране, в которой они находятся, такие права могут быть определены соответствующими правительствами в многосторонних или двусторонних конвенциях.

Согласно законодательству Российской Федерации право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством РФ и соответствующими международными договорами РФ. Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

При этом нормативными правовыми актами, которые предоставляют право на медицинскую помощь иностранным гражданам и лицам без гражданства, могут устанавливаться особые случаи оказания медицинской помощи отдельным категориям иностранных граждан и лиц без гражданства.

В частности, постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1134 предусмотрено оказание в 2014 - 2016 годах медицинской помощи на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, вынужденно покинувшим территорию Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, и компенсации за счет средств федерального бюджета расходов, связанных с оказанием им в 2014 - 2016 годах медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Судом установлено, подтверждено Фондом, что соответствующее средства федерального бюджета в 2015 году в адрес лечебного учреждения на вышеназванные цели не поступили, однако, руководствуясь вышеназванными принципами обязательности оказания медицинской помощи данной категории иностранных граждан и лиц без гражданства, заявитель оказывал медицинскую помощь, что нашло отражение в акте проверки №4.

На основании изложенного, апелляционная коллегия пришла к выводу, что поскольку финансирование отсутствовало, а учреждение оказало медицинскую помощь гражданам Украины в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 №1134, израсходованные на эти цели денежные средства ФОМС не могут быть квалифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 28.06.2018 по делу № А84-2129/2017.

Таким образом, апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции, исходя из особенностей обстоятельств, связанных с обязанностью лечебного учреждения оказывать необходимую медицинскую помощь гражданам Украины и лицам без гражданства, пребывающим на территории Российской Федерации, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 №1134, не было оснований для признания подтвержденным факта нецелевого использования учреждением средств фонда обязательного медицинского страхования, списанных со счета, открытого для учета средств обязательного медицинского страхования, на оплату расходов, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам Украины в 2015 году.

При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба учреждения подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции в порядке статьи 270 АПК РФ подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований в связи с несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, поскольку апелляционная жалоба учреждения удовлетворена, расходы заявителя по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 подлежат возмещению Фондом.

Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы на решение суда от 01 марта 2018 года Фонд уплатил государственную пошлину, от уплаты которой он освобожден, то ошибочно уплаченная государственная пошлина в размере 1500,00 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 марта 2018 года по делу № А84-4124/2017 в части отказа в удовлетворении требований отменить.

Признать незаконным решение Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя, изложенное в требовании от 21.02.2017 по результатам проведенной проверки к акту от 21.02.2017 № 4 внеплановой, тематической проверки использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Севастополя «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» в части возложения на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Севастополя «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» обязанности по уплате штрафа за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств - 890 542,82 рубля.

В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 01 марта 2018 года по делу № А84-4124/2017 оставить без изменений.

Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Севастополя «Городская больница №5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка» расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей (одна тысяча пятьсот рублей 00 коп).

Возвратить Территориальному фонду обязательного медицинского страхования города Севастополя из федерального бюджета  1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 14.03.2018 № 410039.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.А. Омельченко

Судьи А.Ю. Карев

И.А. Малышева