ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
04 марта 2019 года Дело №А84-4007/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года
Постановление в полном объёме изготовлено 04 марта 2019 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Градовой О.Г., Голика В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
с участием представителей:
Департамента капитального строительства города Севастополя: Соловьевой И. И. - представителя по доверенности от 12.12.2018 № 6268-ДКС, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации; Райского Д. И. - представителя по доверенности от 09.01.2019 №9/01-05-01.1-35/03/19, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации;
общества с ограниченной ответственностью «Дементор»: Бойко И. В. - представителя по доверенности от 25.02.2019 №9, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации; Шаховцовой О. В. - представителя по доверенности от 14.12.2018 №7, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2018 по делу № А84-4007/2018 (судья Мирошник А.С.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дементор» к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании недействительным предписания от 01.10.2018 №18/04-01-03.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Дементор» (далее – заявитель, ООО «Дементор», общество, застройщик) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя (далее – заинтересованное лицо, ДКС ГС, Департамент) о признании недействительным предписания от 01.10.2018 № 18/04-01-03.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2018 требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным предписание Департамента капитального строительства города Севастополя от 01.10.2018 № 18/04-01-03, обязал Департамент устранить нарушения прав и законных интересов заявителя и взыскал с ДКС ГС в пользу заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Департамент капитального строительства города Севастополя (далее также-апеллянт) обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального права. Департамент считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что его позиция по включению в расчёт показателя норматива целевого использования Ан - стоимости активов застройщика, не связанных со строительством, средств авансов, выданных застройщиком в связи со строительством многоквартирного дома, противоречит смыслу п.2.2. Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службой по финансовым рынкам от 30.11.2006 № 06- 137/пз-н. Апеллянт полагает, что при вынесении решения суд не учёт положения ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домой и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей, что совокупный размер всех авансовых платежей, указанных в пунктах 1,3,4,9 ч. 1 настоящей статьи, не должен превышать 30% от проектной стоимости строительства. При этом застройщик самостоятельно определяет размер авансовых платежей по каждому договору с учётом данного ограничения.
Департамент считает вынесенное им предписание законным и исполнимым, просит отменить решение суда с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
ООО «Дементор» представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором против изложенных в ней доводов возразило, считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене. По мнению общества, показатель строки 1232 «авансы, выданные подрядчикам» обоснованно отнесён им к активам, связанным со строительством, поскольку авансирование подрядных работ направлено на достижение целей строительства, в связи с чем перечисленная подрядным организациям сумма аванса 56 948 тыс. руб. является затратами, связанными со строительством.
Довод апеллянта об ограничении общества в использовании авансовых платежей застройщик считает неосновательным, поскольку разрешение на строительство получено им до 01.07.2018, проверяемый период (2 квартал 2018 года) окончен 30.06.2018, в связи с чем ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» подлежит применению без учёта изменений, внесённых п. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.07.2017 № 218 –ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО «Дементор» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.11.2014 и осуществляет строительство многоквартирного дома с привлечением денежных средств участников долевого строительства – «Многоквартирный жилой дом со встроенными-пристроенными помещениями по ул. Горпищенко, 104-Г, г. Севастополь. Блок 1. Жилой дом».
30.07.2018 ООО «Дементор» в Департамент была предоставлена отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за 2 квартал 2018 года.
По результатам проверки Департаментом было составлено заключение от 01.10.2018 № 186/04-03-08, в котором сделан вывод о недостоверности показателя - норматива целевого использования средств (не более 1), приведенного обществом в отчетности, и не соблюдении его ООО «Дементор». По данным проверки норматив составил 18,9, по данным застройщика – 0,09.
На основании заключения от 01.10.2018 № 186/04-03-08 Департаментом обществу было выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости от 01.10.2018 № 18/04-01-03 (далее по тексту – предписание от 01.10.2018 № 18/04-01-03), которым обществу предписывалось: в отчете за 2 квартал 2018 года отразить достоверные сведения о размере показателя целевого использования денежных средств, рассчитанном в соответствии с Инструкцией о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденной приказом Федеральной службой по финансовым рынкам от 30.11.2006 № 06- 137/пз-н; представить пояснения о причинах несоблюдения норматива целевого использования денежных средств; отчетность с внесенными изменениями предоставить в адрес контролирующего органа в срок до 25.10.2018.
Заявитель оспорил указанное предписание в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что выплаченная подрядным организациям, осуществляющим строительство жилого дома, сумма авансовых платежей не должна учитываться в стоимости активов застройщика, не связанных со строительством, учитываемых в формуле расчёта норматива целевого использования денежных средств.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, коллегия судей не находит достаточных оснований для переоценки выводов суда первой инстанции на стадии апелляционного производства.
При этом коллегия судей исходит из следующего:
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Департамента по проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе по выдаче обязательных для исполнения предписаний, основаны на положениях ч.ч. 1,2, 2.1, 6 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее –Закон № 214-ФЗ), п. 1.1, 2.8 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, а также Административном регламенте исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденном приказом Департамента капитального строительства г. Севастополя от 03.04.2018 № 60-а/2018.
В соответствии с приведёнными нормами права, в перечень контрольных полномочий Департамента, в числе прочего, входят: право на осуществление контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с этим Федеральным законом; на ежеквартальное получение от застройщика отчётности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерской отчетности (в том числе годовой), составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; на выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и установлению сроков устранения этих нарушений лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (п. 1, 6, 9 ч. 6 ст. 23 Закона № 214-ФЗ).
Выдача проверенному лицу предписания обусловлена фактом совершения нарушения, установленного вреда и необходимостью его устранения.
Предписание должно соответствовать требованиям законности, конкретности и исполнимости, содержать четкие и законные указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.
В соответствии со статьёй 23 Закона № 214-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации № 645 от 27.10.2005 утверждены «Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» (далее-Правила № 645), которые устанавливают состав, формы и порядок представления застройщиками ежеквартальной отчётности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости).
В силу пункта 2 Правил № 645 застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 645 отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность составляется по состоянию на последний календарный день квартала календарного года (пункт 5 Правил № 645).
В силу ч. 5 ст. 23 Закона № 214-ФЗ нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» (далее - Положение о нормативах оценки), установлен такой норматив финансовой устойчивости деятельности застройщика как норматив целевого использования средств, определяемый путем деления суммы активов застройщика, не связанных со строительством, на общую сумму его обязательств, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
Пунктом 4 Положения о нормативах оценки предусмотрено, что расчёт нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика производится застройщиком в соответствии с инструкцией, утверждаемой Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Инструкция о порядке расчёта нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика в соответствии с приведёнными нормами права утверждена приказом Федеральной службой по финансовым рынкам от 30.11.2006 № 06-137/пз-н (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2007 № 8760) (далее - Инструкция), разделом IIИнструкции также установлено три норматива оценки финансовой устойчивости: норматив обеспеченности обязательств, норматив целевого использования средств и норматив безубыточности.
Пунктом 2.2. названной Инструкции установлена формула расчёта норматива целевого использования средств:
Н2 =Ан_
Д
где:
Ан - стоимость активов застройщика, не связанных со строительством, включающая в себя сумму следующих показателей: внеоборотные активы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, в том числе покупатели и заказчики), краткосрочные финансовые вложения за вычетом стоимости активов незавершенного строительства и денежных средств участников долевого строительства, предоставленных с отсрочкой платежа;
Д - общая сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств застройщика, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
При рассмотрении спора судом установлено, что разница в расчётах норматива целевого использования (по расчётам ООО «Дементор-0,09, по расчётам Департамента -18,9) возникла в результате того, что заявитель вычел из стоимости активов застройщика, не связанных со строительством (Ан), сумму 56 948 тыс. руб., которая отражена в бухгалтерском балансе на 30.06.2018 в строке 1232 в составе дебиторской задолженности как авансы, выданные подрядчикам.
По мнению Департамента, положениями п. 2.2. Инструкции не предусмотрен вычет авансовых платежей, выданных подрядчикам, при расчете данного показателя, авансовые платежи до получения результата работ должны учитываться как активы, не связанные со строительством.
Из приведённой выше формулы расчёта, истолкованной применительно к пункту 3 Положения о нормативах оценки, с учётом назначения норматива целевого использования денежных средств, следует, что критерием отнесения активов застройщика к показателю Ан, используемому при расчёте норматива целевого использования, является цель использования денежных средств. При определении показателя Ан подлежат учёту те капиталовложения, которые напрямую со строительством не связаны и отражают использование застройщиком денежных средств для иных целей.
Признавая верной позицию общества в данной части и правильным произведённый им расчёт норматива целевого использования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выплата подрядчикам спорной суммы авансов, отраженной в бухгалтерском балансе на 30.06.2018 в строке 1232, связана с целями строительства, поскольку использование денежных средств застройщика в указанных целях предусмотрено ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ, а факт уплаты этой суммы подтверждён документами, предоставленными с пояснениями от 07.12.2018, и самим подрядчиками (ООО «СУ-82» и индивидуальным предпринимателем Шупик С.Ф.), что не позволяет рассматривать данные выплаты как вложения, не связанные со строительством, и включать их в показатель Ан (стоимость активов застройщика, не связанных со строительством) для расчёта норматива целевого использования.
В своих выводах суд первой инстанции обоснованно опирался на правовую позицию, приведённую в решении ВАС РФ от 04.07.2012 № ВАС-4861/12, о том, что положения п. 2.2. Инструкции не включают в активы застройщика, не связанные со строительством, какие-либо активы, связанные со строительством, не изменяют установленные Правительством Российской Федерации нормативы, а содержат разъяснения относительно того, из каких показателей, отражаемых в бухгалтерской отчетности застройщика, рассчитываются соответствующие нормативы. Расчет соответствующих показателей согласно Инструкции о порядке расчета нормативов не лишает общество возможности обособлять в бухгалтерском балансе для целей бухгалтерского учёта величину активов, связанных со строительством, от величины активов, не связанных со строительством, и не подтверждает несоответствие оспариваемых положений Инструкции о порядке расчета нормативов пункту 3 Положения о нормативах оценки.
В рассматриваемой ситуации общество в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, отразило в бухгалтерском балансе на 30.06.2018 отдельно по строке 1232 авансы, выданные подрядчикам, осуществляющим строительство многоквартирного дома общества, выплата которых напрямую связана со строительством и направлена на достижение его целей, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что указанные суммы авансов не должны учитываться как активы, не связанные со строительством, является верным.
Довод апеллянта об ограничении в использовании застройщиком авансовых платежей судом апелляционной инстанции исследован и отклонён, поскольку ч. 4 ст. 18 Закона № 214-ФЗ, ограничивающая совокупный размер авансовых платежей в целях, указанных в п. 1, 3, 4 и 9 ч. 1 этой статьи, 30% от проектной стоимости строительства, была введена п. 4 ст.16 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ранее эта норма права звучала по – иному и устанавливала положение об обязательном аудите). Разрешение на строительство получено обществом до 01.07.2018, отчетность представлена за 2 квартал 2018 года, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (утратила силу с 01.07.2018),в течение 2 квартала 2018 года и на дату окончания отчётного периода (30.06.2018) положения статьи 18 Закона № 214-ФЗ подлежали применению без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, вывод об ограничении в использовании застройщиком авансовых платежей не был положен в основу оспариваемого предписания Департамента. Из данных бухгалтерского баланса общества по состоянию на 30.06.2018 и позиции Департамента, изложенной в письменных пояснениях от 23.11.2018 (л. д. 11,74,75), следует, что авансы в полном объёме были учтены Департаментом в качестве активов, не связанных со строительством (показатель Ан), что противоречит смыслу и назначению данного показателя. Соотношение суммы авансовых платежей с проектной стоимостью строительства в ходе проверки не устанавливалось, в основу предписания не положено, соответствующий расчёт не произведён, что исключает право Департамента ссылаться на указанное обстоятельство в обоснование законности выданного предписания.
С учётом изложенного, следует признать верным вывод суда первой инстанции о несоответствии выданного предписания критериям законности и исполнимости и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, а выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб.
Департамент капитального строительства города Севастополя от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобождён.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.12.2018 по делу № А84-4007/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.А. Малышева
Судьи В.С. Голик
О.Г. Градова