НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2019 № 21АП-2168/19

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

29 июля 2019 года  

                                                 Дело № А83-18256/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года

            Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года

            Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                                        Градовой О.Г.,

судей                                                                         Карева А.Ю.,

Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

с участием в судебном заседании:

представителейМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым – Лукпановой К.В., Рудницкой М.В.;

представителяУправления Федеральной налоговой службы по Республике Крым – Рудницкой М.В.;

представителяобщества c ограниченной ответственностью «Нижнефарм» – Кульского Л.С.;

представителяМинистерства экономического развития Республики Крым» – Кабатовой Е.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года по делу № А83-18256/2018 (судья Лукачев С.О.)

по заявлению общества c ограниченной ответственностью «Нижнефарм» (ул. Верхняя, 57А, с. Лиственное, Нижнегорский район, Республика Крым, 297124)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым (ул. Дзержинского, 30, г. Джанкой, Республика Крым, 296100);

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ул. А. Невского, 29, г. Симферополь, Республика Крым, 295006);

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства экономического развития Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295034), Совета министров Республики Крым (просп. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005)

о признании недействительным решения,

установил:

Общество c ограниченной ответственностью «Нижнефарм» (ОГРН 1149102113808 – л.д. 48-51 т. 1, далее – ООО «Нижнефарм», налогоплательщик или заявитель) предъявило требования о признании недействительным принятого 25.06.2018 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым (ОГРН 1149100000081 – л.д. 45-47 т. 1, далее – МИФНС № 1 или налоговый орган) решения № 3596 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю предложено уплатить 86.780,16 рублей недоимки и штраф в размере 8.678,01 рублей (л.д. 6-12 т. 1).

Требования обоснованы тем, что заявителем правомерно применены пониженные тарифы страховых взносов; ООО «Нижнефарм» заключен договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне; довод Инспекции об отсутствии осуществления заявителем предпринимательской деятельности противоречит фактическим обстоятельствам.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано недействительным названное решение  МИФНС № 1; с МИФНС № 1 в пользу ООО «Нижнефарм» взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 63-73 т.1).

Судебный акт мотивирован тем, что мероприятия по подготовке и организации производства являются неотъемлемой частью осуществления предпринимательской деятельности общества; обществом правомерно применены сниженные тарифы по уплате страховых взносов; решение МИФНС № 1 принято в нарушение действующего законодательства.

Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН 1147746357153, далее – УФНС Крыма) подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права. В апелляционной жалобе указано на то, что обществом осуществлялась деятельность, к которой не применяется особый режим СЭЗ; на момент совершения камеральной проверки налогоплательщик производил реконструкцию предприятия, велись подготовительные работы, в том числе по получению разрешительных документов, которые не входят в состав видов деятельности, заявленных  в рамках реализации инвестиционного проекта (л.д. 82-89 т. 3).

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО «Нижнефарм» не согласно с ее доводами, по тем основаниям, что подготовительный этап является неотъемлемой частью инвестиционной деятельности; применение пониженных тарифов по уплате страховых взносов относительно работников, осуществляющих такой этап деятельности, соответствует законодательству; отсутствие доходов в налоговой отчетности не является доказательством неосуществления инвестиционной деятельности  (л.д. 111-116 т. 3).

Отзывов на апелляционную жалобу от иных участников не поступило.

В судебном заседании (с перерывом с 18.06.2019 по 25.06.2019) представитель  УФНС Крыма поддержал доводы апелляционной жалобы, представители МИФНС № 1 согласился с доводами апелляционной жалобы; представитель ООО «Нижнефарм» с апелляционной жалобой не согласился по мотивам, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу. Представитель Министерства экономического развития Республики Крым (ОГРН 1149102017118, далее Минэкономика Крыма) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в письменных пояснениях, представленных до судебного заседания (л.д. 107-109 т. 3).

Представитель Совета министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414) в судебное заседание не явился.

О времени и месте судебного заседания этот участник извещен определением от 19.06.2019, копию которого получил 21.06.2019, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 78-80 т. 3).

20.06.2019 и 19.07.2019 информация о времени и месте судебного заседания (в том числе о перерыве) размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее – суд апелляционной инстанции) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 81, 128 т. 3).

В соответствии со 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

25.06.2018 заместителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым Шариповым А.А. на основании акта проверки № 4965 от 28.04.2018 вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 3596, которым налогоплательщику ООО «Нижнефарм» предложено уплатить:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) на выплату страховой пенсии, срок уплаты которых настал 15.11.2017 – 22.109,10 руб., 15.12.2017 – 18.104,54 руб., 15.01.2018 – 21.772,18 руб., а также штраф в размерах 2.210,91 руб., 1.810,45 руб., 2.177,22 руб.,

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), срок уплаты которых настал 15.11.2017 – 6.909,09 руб., 15.12.2017 – 5.657,67 руб., 15.01.2018 – 6803,81руб., а также штраф в размерах 690,91 руб., 565,77 руб., 680,38 руб.,

- страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности  в связи с материнством (ОСНМ), срок уплаты которых настал 15.11.2017 – 1.934,55 руб., 15.12.2017 – 1.584,15 руб., 15.01.2018 – 1.905,07 руб., а также штраф в размерах 193,45 руб., 158,41 руб., 190,51 руб.,

итого недоимки 86.780,16 руб., штраф 8.678,01 руб. (л.д. 14-24 т. 1).

03.09.2018 УФНС Крыма принято решение № 07-22/12086@, которым оставлена без удовлетворения поданная налогоплательщиком жалоба на названное решение МИФНС № 1 (л.д. 25-32 т. 1).

Из оспариваемого решения МИФНС № 1 и акта проверки № 4965 от 28.04.2018 (л.д. 137-149 т. 1) следует, что к выводу о недоимке по названным страховым взносам налоговой орган пришел на том основании, что ООО «Нижнефарм» необоснованно, до окончания реконструкции предприятия и до момента получения дохода в рамках СЭЗ, применило пониженный тариф по страховым взносам по доходам наемных работников: директора Зыкунова А.Н., коммерческого директора Мотрич В.А., бухгалтера Овсиенко Ю.В., сторожей Глухарева М.П., Гуськова А.Г., Пелесесенко В.Н., Ремесло С.В., мойщика Макарова С.В., наладчика технологического оборудования Мартыненко В.В.

Действительно, из письменных доказательств следует, что 30.11.2015 ООО «Нижнефарм» на основании заключенного 20.11.2015 с Советом министров Республики Крым договора № 226/15 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым включено под регистрационным № 82А2015000224 в Реестр участников свободной экономической зоны (СЭЗ) (л.д. 107,  33-40 т. 1, 116-122 т. 2).

По условиям названного договора ООО «Нижнефарм» и инвестиционной декларации (л.д. 108-136 т. 1) для модернизации и развития комплекса по производству фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции на территории Республики Крым обязался осуществлять предпринимательскую деятельность по видам КВЭД: производство фармацевтической продукции (код 24.41); производство фармацевтических препаратов и материалов (код 24.42); производство парфюмерных и косметических средств (код 24.52); оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами (код 51.46.1); оптовая торговля парфюмерными и косметическими товарами, кроме мыла (код 51.45.1); хранение и складирование прочих жидких или газообразных грузов (код 63.12.23), с общим размером вложений не менее 6.840.000 руб.

При этом из подпункта 2.3.2 договора следует, что участник обязуется осуществить такие вложения поэтапно: 1 этап – не менее 500.000 руб. до конца III квартала 2016 года; 2 этап – не менее 6.340.000 руб. до конца III квартала 2017 года; при этом, в первые три года с момента заключения договора осуществить капитальные вложения в сумме не менее 6.840.000 руб.

Подпунктом 2.4.1 договора № 226/15 ООО «Нижнефарм» предоставлено право при осуществлении названной выше деятельности применять особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

ООО «Нижнефарм» не оспаривает того факта, что на момент обложения доходов названных работников страховыми взносами с пониженным тарифом производство  фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции начато не было, доходов от такой деятельности заявитель не получал, заявитель вел реконструкцию объекта – спиртохранилища, и закупил с монтажом измерительную систему «Абсолют-Универсал». Но полагает, что, использование наемного труда для реконструкции спиртохранилища и закупки, монтажа измерительной системы, охраны этих материальных ценностей связаны с началом инвестиционной деятельности по договору № 226/15.

В подтверждение таких обстоятельств представлены расчеты по страховым взносам, справка о стоимости выполненных работ и затрат, акт готовности объекта к эксплуатации, сертификат о соответствии объекта, сведения ЕГРН на спиртохранилище, акт сдачи-приемки работ, товарные  накладные, трудовые договоры, ксерокопии трудовых книжек, приказы о приеме на работу и о должностных обязанностях, заключения эксперта по результатам проведения специальной оценки условий труда, штатные расписание, информация об исполнении условий инвестиционного проекта (л.д. 83-103 т.1, 35-52, 66-79, 115 т. 2, 8-46 т. 3).

В соответствии подпунктом 11 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018, далее НК РФ) для организаций, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса.

Пунктом 10 названной статьи установлено, что такие участники СЭЗ вправе применять пониженный тариф страховых взносов в течение десяти лет со дня получения ими статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус.

Согласно части 19 статьи 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 377-ФЗ) лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.

Частями 20-21 названной статьи предусмотрено право участника СЭЗ реализовывать инвестиционный проект в экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны; и обязанность – реализовывать инвестиционный проект в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Частью 22 статьи 13 Закона № 377-ФЗ установлено, что хозяйственная деятельность, не связанная с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренного договором об условиях деятельности в СЭЗ, может осуществляться участниками СЭЗ без применения особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, в том числе без применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Департаментом налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации в адрес Ассоциации участника свободной экономической зоны  (участником которой с 20.06.2018 является ООО «Нижнефарм» – л.д. 124 т. 2) дано разъяснение № 03-15-06/36109 от 28.05.2018 о том, что если организация является участником СЭЗ, то она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 427 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых на территории города федерального значения Севастополя и Республики Крым в видах деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, независимо от этапа выполнения работ при осуществлении этих видов деятельности, то есть, в том числе занятых в процессе организации производства и подготовки к его началу (л.д. 43-44 т. 1).

Как установлено, ООО «Нижнефарм» после получения статуса участника СЭЗ в рамках исполнения условий инвестиционного договора с целью модернизации и развития комплекса по производству фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции на территории Республики Крым произвел капиталовложения по реконструкции спиртохранилища и закупки (монтажа) измерительной системы «Абсолют-Универсал», для чего использовал труд наемных работников и выплатил им доход (заработную плату).

Налоговым органом не оспаривается факт таких капиталовложений и выплаты доходов работникам налогоплательщика, связанных с реконструкцией спиртохранилища и покупкой (монтажом и обслуживанием) измерительной системы, охраны этих объектов, но налоговый орган полагает, что такую деятельность нельзя считать реализацией инвестиционного проекта СЭЗ, а потому у заявителя не было права на применение особого режима осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о том, что организация ООО «Нижнефарм» производства и подготовка к производству фармацевтической продукции, препаратов и материалов, парфюмерных и косметических средств является частью модернизации и развития комплекса по производству фармацевтической и парфюмерно-косметической продукции на территории Республики Крым, то есть частью инвестиционной деятельности   ООО «Нижнефарм».

Позиция налогового органа о том, что хозяйственная деятельность по подготовке начала производства продукции не является частью инвестиционной деятельности и заявитель не имел права на применение особого режима осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ  не основана на положениях закона.

Так, согласно статье 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционной деятельностью является вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; капитальными вложениями являются  инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Таким образом, затраты налогоплательщика на реконструкцию спиртохранилища и приобретение оборудования являются частью инвестиционной деятельности.

При этом пункт 10 статьи 427 НК РФ и части 19-20 статьи 13 Закона № 377-ФЗ не ставят возникновение права на применение особого режима осуществления предпринимательской деятельности в СЭЗ от факта начала производства изготовления товара и получения от этого процесса дохода.

Налоговый орган не доказал, что осуществленная ООО «Нижнефарм» осуществленная хозяйственная деятельность по подготовке начала производства продукции не связана с реализацией инвестиционного проекта, то есть не доказал обстоятельства, которые в соответствии с законом являются основанием для начисления недоимки и применения штрафа, в связи с чем принятое МИФНС № 1 решение противоречит требованиям закона и нарушает права заявителя.

На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и процессуального права, иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд                            

постановил:

            Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06 мая 2019 года по делу № А83-18256/2018 оставить без изменения.

            Апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Крым – без удовлетворения.

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий                                                                          О.Г. Градова

Судьи                                                                                                                      И.А. Малышева

                                                                                                                      А.Ю. Карев