НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2017 № А84-1374/17

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

31 августа 2017 года

Дело № А84-1374/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2017 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Градовой О.Г.,

судей Омельченко В.А.,

Карева А.Ю.,

при ведении протокола секретарем Саматовой М.А.,

при участии:

лица, участвующие в деле, не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 июня 2017 года по делу № А84-1374/2017 (судья Колупаева Ю.В.)

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бетэкс" (299053, ул. Вакуленчука, д. 33-б, г. Севастополь) (299038, ул. А. Кесаева, д. 1, кв. 39, г. Севастополь)

к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (299011, ул. Демидова, д. 13, г. Севастополь)

заинтересованные лица: Правительство Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)

Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (299008, пл. Восставших, д. 6, г. Севастополь) (299011, ул. Пушкина, д. 2, г. Севастополь)

о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации права собственности,

установил:

Обществом с ограниченной ответственностью "Бетэкс" (ОГРН 1149204008282, ранее с 10 июля 2003 года зарегистрировано по законодательству Украины с ИИН 32561592 - л.д. 47-48, 79-81, 88-91 т. 1, далее - ООО "Бетэкс" или заявитель) заявлены требования о признании незаконными отказов Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ОГРН 1149204005598 - л.д. 84-96 т. 1, далее - Севреестр) в государственной регистрации права собственности на здания, расположенные в г. Севастополе, Фиолентовское шоссе, дом 1/8 (л.д. 12-14 т. 1).

Требования мотивированы тем, что заявителем представлены все необходимые для государственной регистрации документы на объекты недвижимого имущества, реконструированные из купленного ранее объекта весовой в административно-бытовой корпус и цех по производству металлочерепицы, в том числе зарегистрированная 25 февраля 2014 года уполномоченным на то органом – Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины, декларация о готовности объекта к эксплуатации.

Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признаны незаконными отказы Севреестра в государственной регистрации права собственности на здания административно-бытового корпуса и цеха по производству металлочерепицы; на Севреестр возложена обязанность зарегистрировать за заявителем право собственности на эти объекты. С Севреестра в пользу заявителя взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 6.000 руб. (л.д. 51-59 т. 1).

Судебный акт мотивирован тем, что заявителем представлен надлежащий документ для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества – декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 25 февраля 2014 года Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины, что входило в ее полномочия.

Севреестром подана апелляционная жалоба, которой Севреестр просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, так как судебный акт принят с нарушением норм материального права. В апелляционной жалобе указано на то, что представленная заявителем декларация о готовности объекта к эксплуатации не является надлежащим документом о праве собственности, так как ее регистрация 25 февраля 2014 года в Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины произведена с превышением полномочий (л.д. 80-84 т. 2).

Отзывов на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании с 17 по 24 августа 2017 года был объявлен перерыв. Представитель Севреестра в заседании 17 августа 2017 года поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что факт регистрации декларации Севреестр не оспаривает. Представители заявителя в заседании 17 августа 2017 года просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, так как на 25 февраля 2014 года Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины была полномочна регистрировать декларации о готовности объекта к эксплуатации, в том числе расположенного в г. Севастополе.

Представители Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166) и Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (ОГРН 1149204004047 - л.д. 7-21 т. 2) в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены определением от 17 июля 2017 года, копии которого получили 20 июля 2017 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 76-78 т. 2).

Представитель Правительства Севастополя просил рассмотреть дело без его участия в судебном заседании (л.д. 7 т. 3).

18 июля и 19 августа 2017 года информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 79 т. 2, л.д. 14 т. 3).

Учитывая эти обстоятельства, ходатайство о рассмотрении дела без участия в судебном заседании представителя Правительства Севастополя, необязательность явки в судебное заявление представителей участников, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителей неявившихся участников.

На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Двадцать первый арбитражный апелляционный суд исследовал доказательства в совокупности и установил следующие обстоятельства.

30 марта 2016 года представитель заявителя через ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе" подал в Севреестр заявления:

1) № 91/001/049/2016-453 о государственной регистрации здания административно-бытового корпуса площадью 146,1 кв.м. с кадастровым № 91:02:003001:298 (л.д. 186 т. 1);

2) № 91/001/049/2016-455 о государственной регистрации здания цеха по изготовлению металлочерепицы площадью 1.147,25 кв.м. с кадастровым №91:02:003001:300 (л.д. 151 т. 1).

К этим заявлениям были приложены документы, в том числе, договор купли-продажи весовой, договор аренды земельного участка, зарегистрированная 25 февраля 2014 года за № 1У143140560813 декларация о готовности объекта к эксплуатации, что следует из представленных Севреестром дел правоустанавливающих документов (л.д. 132-186 т. 1).

Государственным регистратором Севреестра Малой О.Н. по этим заявлениям:

- 28 апреля 2016 года приостановлена государственная регистрация в связи представлением зарегистрированной в Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины декларации о готовности объекта к эксплуатации, о чем вынесены уведомления о приостановлении № 91/001/049/2016-453 и № 91/001/049/2016-455 (л.д. 156-157, 136-137 т. 1);

- 27 мая 2016 года отказано в государственной регистрации права собственности, о чем составлены сообщения об отказе в государственной регистрации:

1) № 91/001/049/2016-453 на здание с кадастровым № 91:02:003001:298 (л.д. 18-19, 154-155 т. 1);

2) № 91/001/049/2016-455 на здание с кадастровым № 91:02:003001:300 (л.д. 16-17, 134-135 т. 1);

так как в течение срока приостановления государственной регистрации заявитель не устранил причины, препятствовавшие государственной регистрации – представлен не соответствующий требованиям действующего законодательства документ – зарегистрированная 25 февраля 2014 года в Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины декларация о готовности объекта к эксплуатации, и непредставление необходимых документов.

Из представленных документов на объекты недвижимости следует, что заявитель 02 августа 2003 года купил здание весовой площадью 46 кв.м., расположенное по Фиолентовскому шоссе, 1/8, г. Севастополя; это право 12 августа 2003 года зарегистрировано в ГКП БТИ и ГРОНИ г. Севастополя в реестровой книге 11 нж стр.180 под реестровым № 736, что подтверждается договором купли-продажи с регистрационной надписью и техническим паспортом 2003 года (л.д. 20-24, 73-78, 146-149, 183-185 т. 1).

25 февраля 2014 года Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины (г. Киев) зарегистрирована за № 1У143140560813 поданная заявителем декларация о готовности объекта к эксплуатации по объекту "Реконструкция бывшей весовой в административно-производственный комплекс ООО "Бетэкс" по Фиолентовскому шоссе, 1/8, в г. Севастополе", из которой следует, что в результате реконструкции построены 1-этажные здания административно-бытового корпуса площадью 146,1 кв.м. и цеха по производству металлочерепицы площадью 1.147,25 кв.м. (л.д. 29-33, 120-125, 138-142, 162-166 т. 1).

На проектную документацию по этой реконструкции был получен положительный экспертный отчет (л.д. 34-42, 113-119 т. 1).

Объекты недвижимого имущества расположены на арендованном на 25 лет заявителем земельном участке площадью 0,5001 га, ныне кадастровый № 91:02:003001:92, что подтверждает договор аренды земельного участка от 29 мая 2006 года и кадастровый паспорт (л.д. 170-176, 179-182, 69 т. 1).

Севгосстройнадзор на межведомственный запрос Севреестра сообщил об отсутствии сведений по декларации о готовности объекта к эксплуатации №1У143140560813 (л.д. 159 т. 1).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ (ред. от 01 мая 2016 года) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

- правообладатель не представил необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ (ред. от 29 декабря 2015 года, действовавшая на 27 мая 2016 года, далее - Закон N6-ФКЗ) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к I-III категорий сложности, и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации органом государственного архитектурно-строительного контроля на бесплатной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.

Таким образом, документом, дающим право на эксплуатацию объекта, строительство которого окончено до 18 марта 2014 года, является декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная органом государственного архитектурно-строительного контроля Украины.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 39 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" форма декларации о готовности объекта к эксплуатации, порядок ее представления и регистрации определяются Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 апреля 2011 года N 461 утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (далее по тексту - Порядок), пунктом 2 которого установлено, что принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I-III категорий сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее территориальными органами по поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации (далее - декларация).

Согласно подпункту 4 пункта 4 Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 08 апреля 2011 года N 439/2011, регистрация декларации о готовности объекта к эксплуатации отнесена к полномочиям Государственной инспекции.

Из установленных обстоятельств и норм законодательства следует, что на 25 февраля 2014 года Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины была полномочна регистрировать декларацию о готовности объекта, расположенного на территории города Севастополя, в эксплуатацию; такая декларация по форме и содержанию соответствует требованиям действовавшего законодательства; заявитель представил необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества; отказ Севреестра в государственной регистрации принят в нарушение требований названных норм законодательства.

Такой позиции придерживается судебная практика, изложенная в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа по делам № А84-849/2014 и № А84-848/2014, определениями Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2016 года и от 12 января 2017 годаотказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Ссылка Севреестра на Постановление Правительства Севастополя № 72-ПП от 15 февраля 2016 года не влияет на результат рассмотрения дела, так как данное постановление не изменяет положения Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (л.д. 43-45 т. 1).

На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права, иных оснований для его отмены не установлено, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 июня 2017 года по делу № А84-1374/2017 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий О.Г. Градова

Судьи В.А. Омельченко

А.Ю. Карев