НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 № А83-10890/19

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

30 сентября 2020 года Дело № А83-10890/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2020

Постановление изготовлено в полном объеме 30.09.2020

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,

с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью «Морская дирекция» – ФИО1 по доверенности № 22 от 11.09.2020, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Крым – ФИО2 по доверенности № 04-17/01065 от 03.02.2020, ФИО3 по доверенности № 04-25/16585 от 11.12.2019, от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым – ФИО3 по доверенности № 06-20/01406@ от 05.02.2020,

в отсутствии Министерства транспорта Республики Крым, Министерства финансов Республики Крым, Совета министров Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Морская дирекция» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июля 2020 года по делу №А83-10890/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Морская дирекция» об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства транспорта Республики Крым, Министерства финансов Республики Крым, Совета министров Республики Крым,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Морская дирекция»(далее по тексту – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 13 л.д.116), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Крым (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 21.01.2019 № 13-33/26 в части не отмененной и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым о результатах рассмотрения апелляционной жалобы № 07-22/07225@ от 21.05.2019. Кроме того, просит обязать налоговый орган возвратить заявителю списанные денежные средства в размере 19 332 999,94 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.

Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июля 2020 года, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В апелляционной жалобе приведены те же обстоятельства, на которые указано в заявлении. Кроме того, ссылаясь на определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.03.2012 № 5-В11-126, полагает, что суд, в нарушение ч. 5 ст. 71 АПК РФ, отдал приоритет доказательствам, представленным налоговым органом, не приведя мотивы, по которым им отдано предпочтение показаниям физических лиц-арендодателей, а не документам, представленным обществом.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней.

До начала судебного разбирательства от Инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании представители Инспекции и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.

До начала судебного заседания от Министерства финансов Республики Крым поступило заявление о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствии его представителя.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01.03.2018 по 19.10.2018 Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой 11.12.2018 составлен акт № 13-33/23, в котором зафиксировано: занижение налоговой базы по налогу на прибыль организаций всего в размере 10026680,00 руб.; неполная уплата налога на прибыль всего в сумме 2005336,00 руб.; неуплата налога с доходов, выплаченных иностранной организации в 2015-2016 годах, всего в сумме 12562970,00 руб.

На основании материалов налоговой проверки с учетом возражений на акт налоговой проверки и приложенных документов к ним Инспекцией 21.01.2019 принято решение № 13-33/26 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, назначено наказание в виде штрафа, начислены недоимка и пени по состоянию на 21.01.2019.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 21.05.2019 № 07-22/07225@ жалоба общества удовлетворена в части, решение Инспекции от 21.01.2019 № 13-33/26 отменено в части определения суммы недоплаты (недоимки) по налогу на прибыль организаций в сумме 614 619,36 руб., в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса, в виде штрафа в сумме 61 461,94 руб. и соответственно в части начисления пени на сумму неуплаты налога на прибыль организаций в размере 165 642,76 руб.; а также в части предложения обществу уплатить недоимку, штраф и пени в указанных частях.

Полагая, что решение Инспекции в части, не отмененной решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 21.05.2019 № 07-22/07225@, является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемых решений налоговых органов.

Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ, принимая во внимание пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания судом оспариваемого решения незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки Инспекцией выявлены следующие нарушения: п. 1 ст. 252 и п. 1 ст. 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) - неполная уплата налога на прибыль организаций; п.п. 2 п. 2 ст. 284, п. 1 ст. 310 НК РФ - неуплата налога с доходов, выплаченных иностранной организации.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В ст. 165, 169 Трудового кодекса указано, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в частности, при переезде на работу в другую местность. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства.

Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 252 НК РФ, в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как следует из материалов дела, в ходе налоговой проверки Инспекцией установлено, что согласно Положениям, утвержденным приказами ООО «Морская дирекция» выплатой по компенсации расходов за проживание работников (компенсацией) является «денежное возмещение расходов работникам за проживание».

Согласно п. п. 4.1 п. 4 «Положения об оплате труда», утвержденного генеральным директором ООО «Морская дирекция» ФИО4, дополнительные выплаты, это денежные суммы, которые выплачиваются работникам сверх заработной платы в качестве доплат и надбавок за выполнение работ в условиях труда, отличающихся от нормальных с целью, в частности, компенсировать дополнительные трудозатраты работника, которые связаны с условиями труда, особенностями трудовой деятельности и характером отдельных видов труда.

Вышеуказанные выплаты производились на основании нормативных документов «Положение о порядке компенсации расходов за проживание работников ООО «Морская дирекция» в связи с переездом на работу в другую местность», утвержденного приказами общества № 12/1 от 02.02.2015, № 108 от 01.06.2015 и № 241 от 01.12.2015.

Согласно п. 2 «Положения о компенсации расходов» от 02.02.2015 для получения компенсации работник обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения договора найма (поднайма) жилого помещения представлять в отдел кадров общества заявление по утвержденной форме с предоставлением копий соответствующих документов (договора найма (поднайма) жилого помещения, акта приема - передачи жилого помещения, документа, подтверждающего законное право владения и распоряжения наймодателем жилого помещения, страниц паспорта работника). При этом в п. 2.4 предусмотрено, что ежемесячно в срок до 25 числа работники предоставляют в отдел кадров общества заявление и документы, подтверждающие оплату за проживание за текущий (отчетный) месяц (расписка, копия чека об оплате и/или другие платежные документы).

В соответствии с п. 2.3 «Положения о компенсации расходов» от 01.12.2015 для получения компенсации работник обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения договора найма (поднайма) жилого помещения представлять в отдел кадров заявление по утвержденной форме с предоставлением копий договора найма (поднайма) жилого помещения. При этом в п. 3.1 предусмотрено, что общество предоставляет компенсацию за проживание работникам по расходам, подтвержденным соответствующими документами.

Приказами общества «О выплате компенсации работникам ООО «Морская дирекция» расходов за проживание в связи с переездом на работу в другую местность» ежемесячно за 2015-2017 годы утверждался список, по которому осуществлялась компенсация расходов работников за проживание в связи с переездом в другую местность.

Инспекцией при проведении налоговой проверки были проверены сплошным методом за 2015-2017 первичные документы общества, по которым компенсационные суммы работникам за найм жилья были приняты к бухгалтерскому и налоговому учету (локальные нормативные документы, трудовые договора, дополнительные соглашения в трудовым договорам, приказы, заявления, договора-аренды найма жилых помещений, расписки в получении денежных средств).

При анализе представленных налогоплательщиком документов установлено: в 2015 году 73 работника получали компенсацию за найм жилья на сумму 11222086,00руб., однако затраты на сумму 4 105 952,0руб (37%) документально не подтвердились; в 2016 году 43 работника получали компенсацию за найм жилья на сумму 11322595,00руб., однако затраты на сумму 4 109 310,89руб. (36%) документально не подтвердились; в 2017 году 35 работников получали компенсацию за найм жилья на сумму 7881952,0руб., однако затраты на сумму 1 811 417,20руб. (23%) документально не подтвердились.

В ходе контрольных мероприятий в порядке ст.90 НК РФ Инспекцией проведены допросы свидетелей наймодателей, с которыми были заключены договоры найма жилых помещений сотрудниками ООО «Морская дирекция».

Так, допрошенные наймодатели не подтвердили факт сдачи жилых помещений в аренду, свои подписи на договорах найма и на расписках в получении денежных средств за аренду жилья. Кроме этого, наймодатели указали на то, что от сотрудников общества поступали просьбы об указании в договорах найма завышенных сумм арендных платежей, которые в дальнейшем подписывались ими и работниками и представлялись на предприятие.

Допросы 41 физического лица, которые по документам ООО «Морская дирекция» предоставляли жилье для временного проживания работникам организации, свидетельствуют о том, что 19 наймодателей не подтвердили факт проживания сотрудников заявителя в своих квартирах, 10 подтвердили частично (суммы получали значительно меньше, чем те суммы, которые были компенсированы сотрудникам предприятия за найм жилых помещений) и только 12 наймодателей подтвердили факт предоставления жилья, однако суммы, которые компенсировались, были с учетом коммунальных услуг (кабельное ТВ, Интернет).

Вместе с тем в ходе проверки установлено, что многие сотрудники, которые якобы переезжали на новое место работы в г. Керчь Республики Крым по факту на момент трудоустройства в ООО «Морская дирекция» уже находились на территории г. Керчь Республики Крым.

Так, многие сотрудники, при создании ООО «Морская дирекция» на основании Решения единственного учредителя - Автономной некоммерческой организации «Единая транспортная дирекция», перешли на работу из АНО «ЕТД» в ООО «Морская дирекция» (допрос ФИО5 (протокол допроса № 400 от 22.05.2018), ФИО6 (протокол допроса № 406 от 24.05.2018).

При этом, по документам, предоставленным к проверке, Инспекцией не установлены какие-либо выплаты в отношении сотрудников при переезде на работу в другую местность, кроме как компенсации расходов найма жилья.

В бухгалтерском учете компенсации расходов за проживание работников ООО «Морская дирекция» в связи с переездом на работу в другую местность отражались: по Кт 70 счета «Заработная плата»; по Дт счета 20.01 «Основное производство», по счету 25 «Общепроизводственные расходы» и счету 26 «Общехозяйственные расходы», также суммы облагались страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц.

В налоговом учете, указанные выплаты отнесены в расходы в декларации по прибыли организации по строке 010 «Прямые расходы», относящиеся к реализованным товарам (работам, услугам), всего за проверяемый период в размере 30 426 633,0руб.

Таким образом, в ходе проверки Инспекцией установлено, что заявителем в декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованно отнесены на расходы затраты по произведенным начислениям компенсационных расходов за проживание иногородним работникам в связи с переездом на работу в другую местность в общей сумме 10 026 680,0 руб., в том числе в 2015 - 4 105 952,0руб., в 2016 году - 4 109 311,0руб., в 2017 году-1 811417,0руб.

В результате чего, занижение налога на прибыль в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015-2017 составило 2 005 336,0руб.:

- 2015 год в размере 821 190,0руб.: 1 квартал 2015 - 78 000,0руб., 2 квартал 2015 - 223 000,0руб. 3 квартал 2015 - 268 590,0руб., 4 квартал 2015 - 251 600,0руб.;

- 2016 год в размере 821 862,0руб.: 1 квартал 2016 - 209 616,0руб., 2 квартал 2016 - 201 826,0руб. 3 квартал 2016 - 184 980,0руб., 4 квартал 2016 - 225 440,0руб.;

- 2017 год в размере 362 284,0руб.: 1 квартал 2017 - 108 320,0руб., 2 квартал 2017 - 143 715,0руб. 3 квартал 2017 - 77 287,0руб., 4 квартал 2017 - 32 962,0руб.

Относительно неуплаты налога с доходов, выплаченных иностранной организации, суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.

В соответствии с п.1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В п.п.1 п. 3 ст. 24 НК РФ определено, что налоговые агенты обязаны, в том числе, правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

Согласно п. 3 ст. 247 НК РФ прибылью в целях гл. 25 НК РФ признаются для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.

Налог в этом случае согласно п. п. 1.1 ст. 309, п.1 ст. 310 НК РФ взимается посредством удержания его налоговым агентом - российской организацией, выплачивающей доход.

В соответствии с п. 2 ст. 287 НК РФ российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный п. 4 ст. 287 НК РФ), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 НК РФ установлено, что доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.

Одновременно, п. 2 ст. 309 НК РФ предусматривает исключение из состава налогооблагаемых доходов тех поступлений, которые получены иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в п. п. 5 и 6 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Налогового кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Налогового кодекса за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Налогового кодекса, в валюте выплаты дохода.

В п. 5 ст, 309 НК РФ указано, что налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей статьей, и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляются в валюте, в которой иностранная организация получает такие доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу (кросс-курсу) Центрального банка Российской Федерации на дату осуществления таких расходов.

Согласно п. 3 ст. 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

К проверке налогоплательщиком были предоставлены следующие договора:

- Генеральный чартер (кодовое название «Джентайм») от 30.05.2014 свидетельствует о том, что NEXUS MARITIME SERVICES GmbH (Либерия) (Судовладелец) и АНО «Единая Транспортная дирекция» (Фрахтователь) подписали договор на фрахт судна «Новороссийск» (ИМО 7822160), флаг Палау, год постройки 1980, районы использования судна - Черное море. Арендная плата составляет 9000,0 долларов США в сутки. В соответствии с изменениями от 23.01.2015 к вышеуказанному договору генерального чартера изменен фрахтователь с АНО «Единая Транспортная дирекция» на ООО «Морская дирекция» (ИНН <***>).

- Генеральный чартер (кодовое название «Джентайм») от 30.05.2014 свидетельствует о том, что NEXUS MARITIME SERVICES GmbH (Либерия) (Судовладелец) АНО «Единая Транспортная дирекция» (Фрахтователь) подписали договор на фрахт судна «Севастополь» (ИМО 7822184), флаг Палау, год постройки 1980, районы использования судна - Черное море. Арендная плата составляет 9000,0 долларов США в сутки. В соответствии с изменениями от 23.01.2015 вышеуказанному Генеральному чартеру изменен фрахтователь с АНО «Единая Транспортная дирекция» на ООО «Морская дирекция» (ИНН <***>).

Согласно дополнительным соглашениям к вышеуказанному Генеральному чартеру получателем денежных средств является HOLBEIN INVESTMENTS LTD (КПП 775087001, КИО 32766) (Британские Виргинские Острова, ТОРТОЛА, Роуд Таун, 3А Литтл Денмарк Комплекс, 147 Мэйн-Стрит, п/я 4473.

Перечисление денежных средств осуществляется на расчетный счет в Коммерческом банке «Банк Развития Технологий» (ИНН <***>) по адресу: 107045, Россия, <...> и в ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие» (ИНН <***>) по адресу: 119021, <...>.

Дополнительным соглашением от 11.08.2016 получателем денежных средств по Генеральному чартеру является ООО «Араке-фирма» («ARAKS-FIRM» LTD) <...>, <...>. Перечисление денежных средств осуществлялось на расчетный счет, открытый в ОАО «Промсвязьбанк» (ИНН <***>, БИК 044525555) Россия г. Москва.

Согласно актам о выполнении работ по договорам тайм - чартера по взаимоотношениям с NEXUS MARITIME SERVICES GmbH общая стоимость оказанных услуг составила - 2 364 706,44, в том числе по т/х «Севастополь» в размере 1 173 129,88 долл. США, по т/х «Новороссийск» в размере 1 191 576,56 долл. США.

В бухгалтерском учете операции с нерезидентом отражены проводкой Дебет счета 20.01 «Основное производство» Кредит счета 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)» в сумме 2 364 706,44 долл. США.

Расходы по бункеровке топливом согласно протоколам возврата суден т/х «Севастополь» и т/х «Новороссийск» в сумме 6 856,79 долл. США и 18 659,15 долл. США соответственно включены в доходы ООО «Морская дирекция».

В бухгалтерском учете данная операция отражена проводкой Дт 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кт 90.01 «Выручка», Дт 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)» Кт 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

ООО «Морская дирекция» в 2015 - 2016 годах осуществлены выплаты доходов NEXUS MARITIME SERVICES за фрахтование (аренду) судов т/х «Новороссийск» и т/х «Севастополь» согласно Генеральным чартерам от 30.05.2014 б/н (с изменениями и дополнениями) в сумме 129 450 102,79 руб. (2 339 190,5 долл. США) (по курсу на дату выплаты дохода), что подтверждается паспортами сделок, справками о валютных операциях, заявлениями на перевод платежей, INVOICE, данными по расчетным счетам Общества.

Согласно данным бухгалтерского учета за период 2015 - 2016 годы ООО «Морская дирекция» произведены расчеты с NEXUS MARITIME SERVICES GmbH по Договорам Генерального чартера на общую сумму 2 364 706,44 USD, с учетом взаимозачетов по остаткам топлива в топливных трюмах судов после расторжения Генеральных чартеров от 30.05.2014 б/н (с изменениями и дополнениями) в сумме 25 515,94 долл. США.

В бухгалтерском учете операции по расчетам с нерезидентом NEXUS MARITIME SERVICES GmbH в сумме 2 364 706,44 долл. США отражены проводкой Дт 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)» Кт 52 «Валютные счета», Кт 60.22 «Расчеты по авансам, выданным (в валюте)», Кт 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При этом, в декабре 2015 года на валютный счет ООО «Морская дирекция» осуществлен возврат денежных средств в сумме 327 499,11 долл. США. ООО «Морская дирекция», 19.08.2016 указанные денежные средства повторно перечислены в адрес HOLBEIN INVESTMENTS LTD в рублевом эквиваленте в размере 40 046,48 руб. (630,17 долл. США).

Кроме того, 15.08.2016 в адрес ООО «Аракс-фирма» (новый получатель денежных средств), Обществом также перечислены денежные средства в рублевом эквиваленте в размере 20 900 000,0руб. (326 868,94 долл. США (327 499,11 - 630,17)), что подтверждается карточкой счета 60.21 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)» за период с января 2015 по декабрь 2017 года.

В декабре 2016 года согласно карточке бухгалтерского счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» сумма 20 900 000,0руб. (326 868,94 долл. США) проведена корректировка методом красное сторно бухгалтерской проводкой: Дт счета 60.01 Кт счета 51.

В декабре 2016 года в бухгалтерском учете ООО «Морская дирекция» по счету 76.02 «Расчеты по претензиям» по взаимоотношениям с ООО «Аракс-фирма» (Республика Армения) числится кредитовое сальдо в сумме 20 900 000,0 руб.

По состоянию на 31.12.2017 по бухгалтерскому счету 76.02 «Расчеты по претензиям» Общества числится кредиторская задолженность перед ООО «Аракс-фирма» (Республика Армения) в размере 20 900 000,0руб. и дебиторская задолженность перед ОАО АК «БайкалБанк» в размере 20 900 639,83руб.

Таким образом, расчеты с нерезидентом NEXUS MARITIME SERVICES GmbH по договорам Генерального чартера кодовое название «ДЖЕНТАЙМ» от 30.05.2014 б/н (с изменениями и дополнениями) на предоставление в аренду т/х «Севастополь» и т/х «Новороссийск» ООО «Морская дирекция» составили 2 037 837,5 долл. США (2 364 706,44 - 326 868,94).

В Информационном письме Министерства финансов Российской Федерации «Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами» приведен перечень соглашений и Конвенций об избежании двойного налогообложения.

При этом в вышеуказанном письме в списке международных договоров, действующих на 01.01.2016 и 01.01.2017, государство Либерия не значится.

Конвенции и Соглашения с государством Либерия об избежании двойного налогообложения, в том числе за период 2015-2017 годы Российской Федерацией не заключались (отсутствуют).

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налогового кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налогового кодексом.

Отношения по фрахтованию судна на время с использованием услуг членов экипажа судна (тайм-чартер) регулируются главой X Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).

Согласно ст. 1 КТМ имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются КТМ России в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Так, договорные отношения в сфере оказания транспортник услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа регулируются нормами главы 40 «Перевозка» ГК РФ.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Таким образом, в целях применения п. 2 ст. 309 НК РФ, в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг по перевозке лицо должно оказывать данные услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами гл. 40 ГК РФ.

При этом деятельность по передаче во временное владение и пользование транспортных средств с экипажем регулируется нормами главы 34 «Аренда» ГК РФ об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

В п. 1 ст. 635 ГК РФ предусмотрено, что предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. При этом договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору.

Таким образом, по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель своими силами оказывает арендатору услуги по управлению предметом договора и его технической эксплуатации.

Отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются не гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ, а параграфом 3 главы 34 «Аренда транспортных средств» ГК РФ.

В рассматриваемом чартере «Дженетайм» не содержится положений, характеризующих его как договор перевозки, в частности того, что фрахтователю предоставляется полная (частичная) грузовместимость судна; что предметом является доставка груза, указание на порт погрузки и порт выгрузки; также не указано приблизительное окончание рейса: не указана ставка фрахта, стоимость погрузки и выгрузки, сталийное время, то есть срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей, установленная стоимость аренды не ставиться в зависимость от количества выполненных рейсов.

Учитывая изложенное, а также в связи с тем, что исходя из договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем на арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой грузов (пассажиров), данный вид деятельности не относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания транспортных услуг по перевозке и, соответственно, в отношении такой деятельности не применяются положения п. 2 ст. 309 НК РФ.

В Определении от 05.04.2010 № ВАС-3111/10 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал на то, что суд, отклоняя позицию общества о рассмотрении эпизода на основании п. 2 ст. 309 Налогового кодекса, исходил из необходимости применения п. п. 7 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса, относящего доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, к числу доходов иностранной организации, в отношении которых лицо, выплачивающее этот доход, обязано исчислить, удержать и уплатить налог на прибыль».

Выплаты, производимые ООО «Морская дирекция» в пользу NEXUS MARITIME SERVICES GmbH, не связаны с доходами, полученными от продажи товаров, имущественных прав, осуществления работ или оказания услуг на территории Российской Федерации в соответствии с п. 2 статьи 309 НК РФ, поскольку выплаты аренды с экипажем (в частности, тайм - чартер) регулируются положениями Гражданского кодекса об аренде.

Согласно п. 2 Пленума ВАС России от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса» налоговые агенты перечисляют удержанные у налогоплательщика налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

При этом корреспондирующий названной норме п.п. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ предусматривает, что в случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Налоговым кодексом на налогового агента, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом.

Принимая во внимание приведенные положения, определяющие характер обязанностей налогового агента, необходимо иметь в виду, что он перечисляет в бюджет сумму налога, обязанность по уплате которой, лежит на налогоплательщике.

Согласно пункту 1 статьи 309 НК РФ вышеуказанные выплаты относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.

В соответствии с п. п. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в размере 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Налоговый агент вправе не удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации либо применять пониженную ставку, предусмотренную Соглашением, в случае одновременного соблюдении трех условий (п. п. 4 п. 2 ст. 310, п. 1 ст. 312 НК РФ): между Россией и соответствующим иностранным государством заключено действующее международное соглашение, освобождающее доходы иностранной организации от налогообложения в России; налоговый агент располагает документом, подтверждающим постоянное местонахождение своего контрагента в соответствующем иностранном государстве; представление иностранной организацией подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода.

По общему правилу для применения положений международных договоров России иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход: подтверждение факта ее постоянного местонахождения в государстве, с которым Россия имеет международный договор по вопросам налогообложения. Подтверждающий документ заверяется компетентным органом данного иностранного государства. Если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык (п. п. 1 ст, 312 НК РФ); подтверждение того, что эта иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода (п. п. 1 ст. 312 НК РФ).

Представление указанных подтверждений налоговому агенту до даты выплаты им такого дохода является основанием для освобождения от удержания налога у источника выплаты (п. 1 ст. 312 НК РФ). В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык, а если предоставляется копия, то она должна быть нотариально заверена.

В п. 1 ст. 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого, иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Представление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам. (п.2).

Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом иностранного государства, к которым, в частности, относятся руководители финансовых или налоговых ведомств иностранных государств (согласно открытому Перечню компетентных органов иностранных государств, уполномоченных выдавать подтверждения постоянного местонахождения (налогового резидентства) иностранных организаций для целей ст. 312 НК РФ).

Исходя из представленных налогоплательщиком документов Инспекцией установлено, что в нарушение ст. 310 и п. п. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ ООО «Морская дирекция» перечислено нерезиденту доход в сумме 113 066 734,0 руб. (90% от суммы дохода, полученного нерезидентом) без удержания соответствующих сумм налога.

Фактически сумма дохода до удержания налога по курсу на дату перечисления дохода должна составить - 125 629 704,0руб. (113 066 733,97*100/90).

Таким образом, обществом не исчислен и не удержан налог на доходы, выплаченные иностранной организации в размере 12 562 970,0 руб. (125 629 704,0 - 113 066 734,0).

Согласно п. 4 ст. 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края Инспекцией направлен запрос от 24.09.2018 № 13-27/15508@ о предоставлении информации по вопросу выплаты доходов нерезиденту в 2015-2016 годах, а именно предоставление Расчетов КНД 1151056 и подтверждающих документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 НК РФ о применении норм международных соглашений при выплате доходов иностранным организациям. Согласно полученному ответу №08-20/05603@ от 26.09.2018 налоговые расчеты о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме КНД 1151056 (Расчет по форме КНД 1151056) , подтверждающие выплаты доходов иностранным организациям, отсутствуют.

Таким образом, налоговым органом установлено, что ООО «Морская дирекция» в 2015-2016 годах не предоставляло Расчеты по форме КНД 1151056, подтверждающие выплаты доходов иностранным организациям, и, следовательно, не уплачивало налог с доходов выплаченных иностранной организации.

Инспекцией за непредставление расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов ООО «Морская дирекция» по сроку 28.10.2016 привлечено к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме 200,0 руб.

При принятии решения от 21.01.2019 № 13-33/26 Инспекцией в отношении данной суммы было учтено одно обстоятельство, смягчающее ответственность за совершение налогового правонарушения, в отношении ООО «Морская дирекция»: налогоплательщик ранее к ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался, и таким образом, сумма штрафа составила 100,0 руб. (200,0/2).

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В п. 3 ст. 75 НК РФ указано, что пеня начисляется, если иное не предусмотрено ст. 75 НК РФ и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Инспекцией за неуплату в бюджет налога на доходы, выплаченные иностранной организации в размере 12 562 970,0 руб. за период с 26.02.2015 по 21.01.2019, начислены пени в общей сумме 5 114 496,3 руб.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности оспариваемых решения Инспекции в неотмененной части и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым о результатах рассмотрения апелляционной жалобы № 07-22/07225@ от 21.05.2019.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.03.2012 № 5-В11-126 не принимается во внимание, поскольку упомянутый им судебный акт принят по иным фактическим обстоятельствам.

Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.

Излишне уплаченная по платежному поручению от 14.08.2020 № 541 государственная пошлина в сумме 1 500,00 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июля 2020 года по делу №А83-10890/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Морская дирекция» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Морская дирекция» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), излишне уплаченную по платежному поручению от 14.08.2020 № 541.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.Ю. Кузнякова

Судьи А.Ю. Карев

А.С. Яковлев