НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Двадцати первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 № 21АП-42/2016

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

28 апреля 2016 года  

                                                 Дело № А83-4115/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                         Градовой О.Г.,

судей                                                                         Полынкиной Н.А.,

                                                                                  Приваловой А.В.,

при ведении протокола секретарем Ждера А.Р., 

при участии:

от заявителя, индивидуального предпринимателя Азизовой Султон Райимбаевны – Люмановой Л.А.;

другие лица, участвующие в деле, не явились;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2015 года по делу № А83-4115/2015 (судья Куртлушаев М.И.)

по заявлению индивидуального предпринимателя Азизовой Султон Райимбаевны (298472, ул. Ленина, д. 34, с. Соколиное, Бахчисарайский район, Республика Крым)

к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (295022, ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым)

заинтересованное лицо - государственный инспектор Республики Крым в области охраны окружающей среды Фомин Евгений Николаевич (295000, ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым)

о признании незаконными действий должностных лиц, признании незаконным и отмене предписания,

                                                                    установил:

            Решением суда первой инстанции заявленные (с учетом уточнений – л.д. 56-60, 102-110 т. 1) индивидуальным предпринимателем Азизовой Султоной Райимбаевной (ОГРНИП 315910200243292 – л.д. 28-29 т. 1, далее – ИП Азизова С.Р. или заявитель) требования удовлетворены частично: признано незаконным предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий государственного инспектора Республики Крым в области охраны окружающей среды. Разрешен вопрос о судебных расходах: с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН – 1149102000860, далее – Минприроды Крыма) в пользу ИП Азизовой С.Р. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб. и на оплату услуг адвоката в сумме 7500 руб., из федерального бюджета возвращена заявителю излишне уплаченная государственная пошлина в суммах 300 руб. и 900 руб. (л.д. 17-30 т. 2).

            Судебный акт мотивирован тем, что не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для вынесения предписания, а именно факт размещения заявителем в  границах Государственного природного заказника регионального значения "Большой каньон Крыма" торговой точки; государственный инспектор Республики Крым в области охраны окружающей среды был вправе проводить внеплановую выездную проверку.

            Минприроды Крыма подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части признания недействительным предписания и в части взыскания с Минприроды Крыма судебных расходов в пользу ИП Азизовой С.Р. по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, изложенные в решении суда  выводы  не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе Минприроды Крыма указывает на то, что территория, на которой ИП Азизова С.Р. осуществляла предпринимательскую деятельность (выносную торговлю), является особо охраняемой территорией заказника; Минприроды Крыма (государственный орган) как истец и ответчик освобождено от уплаты государственной пошлины (л.д. 38-44 т. 2).

Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ИП Азизова С.Р. не согласна с доводами апелляционной жалобы, поскольку разместила своей временный торговый объект в соответствии с разрешительными документами и не в границах заказника (л.д. 108-100 т. 2).

В судебном заседании представитель ИП Азизовой С.Р. адвокат Люманова Л.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве на апелляционную жалобу основаниям. Против пересмотра в апелляционном порядке решения суда первой инстанции только в пределах заявленных апелляционной жалобой требований этот участник не возражал.

Представитель Минприроды Крыма и государственный инспектор Республики Крым в области охраны окружающей среды Фомин Евгений Николаевич в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены определением от 24 марта 2016 года, копии которого получили 04 апреля 2016 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 137-139 т. 2).

Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании лиц, которые не явились.

На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, так как в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта и лица, участвующие в деле, не заявили возражений против проверки в апелляционном порядке только части судебного акта.

В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ Двадцать первый арбитражный апелляционный суд принял дополнительные доказательства (л.д. 61-103 т. 2), поскольку Минприроды Крыма обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и эти причины являются уважительными, истребовал и приобщил к делу дополнительные доказательства о результатах рассмотрения обжалования постановления о привлечении ИП Азизовой С.Р. к административной ответственности (л.д. 146-155 т. 2) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.

01 сентября 2015 года государственным инспектором Республики Крым в области охраны окружающей среды Фоминым Евгением Николаевичем на основании акта проверки б/н от 01 сентября 2015 года вынесено в адрес ИП Азизовой С.Р. предписание, которым ИП Азизовой С.Р. предписаноперенести за границы Государственного природного заказника регионального значения "Большой каньон Крыма" торговую точку – временную постройку, в срок до 14 сентября 2015 года (л.д. 24-25 т. 1).

Предписание получено ИП Азизовой С.Р. 01 сентября 2015 года.

Из акта проверки следует, что с 31 августа по 01 сентября 2015 года была в присутствии ИП Азизовой С.Р. проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено, что на особо охраняемой природной территории Государственного природного заказника регионального значения "Большой каньон Крыма" в районе 31 км автодороги "Бахчисарай-Ялта" ИП Азизова С.Р. осуществляла хозяйственную деятельность по выносной торговле сувенирами и продуктами питания, разместив временную постройку размером 2,70 м х 7,50 м х 6,9 м х 4,25 м, что является нарушением статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее – Закон N 33-ФЗ), статьи 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (далее – Закон N 7-ФЗ), статьи24 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым22 октября 2014 года) (л.д. 20-21, 83-84 т. 1).

Внеплановая выездная проверка ИП Азизовой  С.Р. была проведена на основании приказа Минприроды Крыма № 667 от 24 июля 2015 года и согласования проведения такой проверки с Министерством экономического развития Российской Федерации (л.д. 79-82 т. 1).

            Из представленных заявителем доказательств следует, что 28 апреля 2015 года Голубинский сельский совет выдал ИП Азизовой С.Р. разрешение № 7 на право размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым на сезонный период и подтверждение № 7, которыми разрешило ИП Азизовой С.Р.  разместить в районе автодороги Бахчисарай – Ялта – 31 км в период с 01 мая по 31 октября 2015 года торговый объект (палатку) для осуществления торговой деятельности (ассортимент прилагается) (л.д. 30-31 т. 1). В тот же день между ИП Азизовой С.Р. и Администрацией Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым заключен договор № 7 на размещение нестационарного торгового объекта для торговли продовольственными товарами в районе автодороги Бахчисарай – Ялта – 31 км.

            О наличии разрешительных документов на размещение торговой палатки ИП Азизова С.Р. сообщила при проведении внеплановой выездной проверки, что подтверждается ее письменным объяснением к акту проверки (л.д. 85 т. 1).

            Схема размещения нестационарных торговых объектов (торговых палаток) на участке автодороги Бахчисарай – Ялта (разработанной по заказу Администрации Голубинского сельского поселения ИП Згурским А.В.), утвержденная решением Голубинского сельского совета № 109 от 22 апреля 2015 года, подтверждает, что участок под размещение НТО расположен на существующей площадке у обочины на 31 км автодороги Бахчисарай – Ялта у полосы отвода автодороги от земель гослесфонда (л.д. 39-50 т. 1).

В подтверждение события правонарушения Минприроды Крыма представило суду апелляционной инстанции направленные в его адрес 09 июня 2015 года Государственным казенным учреждением Республики Крым "Северо-Западное объединенное лесничество" план-схему, акт обследования территории на предмет соблюдения лесного законодательства К-0001 от 26 мая 2015 года, фототаблицу, проект организации и развития лесного хозяйства государственного предприятия "Куйбышевское лесное хозяйство" (л.д. 61-89 т. 2).

Из названных акта обследования территории на предмет соблюдения лесного законодательства № К-0001 от 26 мая 2015 года(л.д. 64-65 т. 2), приложениями которого являются план-схема (л.д. 63 т. 2) и фототаблица (л.д. 66-71 т. 2), следует, что на территории ландшафтного заказника общегосударственного значения "Большой каньон Крыма" в квартале 9, выдел 52, территории Соколинского участкового лесничества расположено пять торговых точек общей площадью 100 кв.м., три из которых имеют капитальный фундамент общей площадью 70 кв.м. Эти документы составлены участковым лесничим Соколинского участкового лесничества Савчуком В.В. при участии мастера леса этого лесничества Карпенко Ю.Ю. без участия ИП Азизовой С.Р. Сведений о том, что названные торговые точки расположила ИП Азизова С.Р. в этом акте обследования не указано.

       Проект организации и развития лесного хозяйства государственного предприятия "Куйбышевское лесное хозяйство", разработанный ГП "Харьковская государственная лесоустроительная экспедиция" (л.д. 72-81 т. 2), не утвержден соответствующим государственным органом Украины по созданию объектов природно-заповедного фонда, а потому в соответствии со статьей 68 АПК РФ не является надлежащим доказательством установления границ заказника.

      Об отсутствии надлежащего (утвержденного в установленном порядке) Проекта организации и развития лесного хозяйства государственного предприятия "Куйбышевское лесное хозяйство" косвенно свидетельствует протокол координационно-технического совещания по итогамполевыхлесоустроительныхработпобазовомулесоустройству2012 года вгосударственныхпредприятияхРеспубликанскогокомитетаАРКрымпо лесному иохотничьему хозяйству от 13 декабря 2012 года (л.д. 82-89 т. 2), на который ссылается Минприроды Крыма. Этот протокол координационно-технического совещания не содержит в себе указания на утверждение названного Проекта организации и развития лесного хозяйства.

Также Минприроды Крыма в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для вынесения предписания, представленакт планового (рейдового) осмотра, обследования № б/н, составленный 23 июня 2015 года государственным инспектором Республики в области охраны окружающей среды Фоминым Е.Н. при участии главного специалиста отдела надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, охраны воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания Управления государственного экологического надзора - государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Республики Крым Колантаевского Д.В. на основании плана рейдового задании (л.д. 75-78, 111-118 т. 1).

В этом акте указано, что в квартале 9 выделах 51 и 52 Соколинского лесничества в вблизи автодороги Бахчисарай – Ялта на территории заказника индивидуальные предприниматели, в том числе Азизова С.Р., разместили торговые павильоны временной постройки и с помощью их осуществляли хозяйственную деятельность – оказывали услуги туристам и населению по продаже продуктов питания и сувениров.

Акт планового (рейдового) осмотра, обследования составлен без участия ИП Азизовой С.Р. и иных индивидуальных предпринимателей, указанных в акте. Доказательств извещения ИП Азизовой С.Р. о проведении этого планового (рейдового) осмотра, обследования и вручения акта ИП Азизовой С.Р. не представлено. 

23 октября 2015 года решением Арбитражного суда Республики по делу № А83-3326/2015, вступившим в законную силу 21 января 2016 года, признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания от 23 июля 2015 года № 000230-009, вынесенное старшим государственным инспектором в области окружающей среды Вороновым В.Н., которым ИП Азизова С.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 146-155 т. 2).

Согласно части 1 статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"  плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также органами местного самоуправления.

Часть 2 указанной статьи предусматривает, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Порядком организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 22 августа 2014 года N 287 (далее - Порядок N 287) этот Порядок регламентирует организацию и осуществление регионального государственного экологического надзора, включая региональный государственный надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (пункт 1.1), путем проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований природоохранного законодательства, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков в процессе их эксплуатации (далее - плановые (рейдовые) осмотры, обследования), а также путем систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований природоохранного законодательства.

Пункт 9 этого Порядка устанавливает процедуру проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований – на основании плановых (рейдовых) заданий органами надзора, составления в течение 3 рабочих дней соответствующего акта по утвержденной форме, в котором отражается информация о наличии объектов несанкционированного природопользования и (или) источников негативного воздействия на окружающую среду (природного или техногенного характера), соблюдении обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды; к акту прилагается информация, полученная в ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования, в том числе информация, полученная с применением приборов фото-, видеофиксации, протоколы отбора проб и образцов из объектов (компонентов) окружающей среды и иная информация.

            Пункт 15 Порядка N 287 обязывает должностных лиц органов надзора соблюдать законодательство Российской Федерации и Республики Крым при осуществлении планового (рейдового) осмотра, обследования; доводить в письменной форме до сведения руководителя органа надзора для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

            Таким образом, составленный 23 июня 2015 года акт планового (рейдового) осмотра, обследования № б/н государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Крым Фоминым Е.Н. мог быть основанием для назначения внеплановой проверки ИП Азизовой С.Р.  по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах причинения вреда животным, растениям, окружающей среде или угрозы возникновения причинение такого вреда).

      Пункт 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещает хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду и ведущую к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года) предусмотрено, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона
от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке.

Статья 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года) "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает режим особой охраны территорий государственных природных заказников. Так, на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (часть 1); задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (часть 2); задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (часть 3); собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (часть 5).

В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 22 октября 2014 года) организация, использование и охрана особо охраняемых природных территорий в Республике Крым осуществляются в соответствии с принципами, в том числе с принципом недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).

Согласно статье 12 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым", Порядку создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июня 2015 года N 336, пункту 17 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым – Приложению к Распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р (л.д. 100-103 т. 2) Государственный природный заказник "Большой каньон Крыма" в 300 га создается на базе ландшафтного заказника "Большой каньон Крыма", ранее созданного по постановлению Совета министров УССР от 28 октября 1974 года N 500,на которое 22 декабря 1999 года было выдано охранное обязательство с установлением заповедного режима (л.д. 99 т. 2). В подтверждение этого суду первой инстанции представлена выписка из государственного реестра особо охраняемых природных территорий регионального значения и месторасположение этого заказника (карта-схема границ заказника и карта-схема эколого-просветительских маршрутов заповедника) (л.д. 122 т. 1).Однако доказательств установления границ заказника суду не представлено.

Приказом Рослесхоза от 03 июля 2014 года № 228 утверждены границы лесничеств, в том числе Куйбышевского лесничества с участковым лесничеством – Соколинское, входящее в лесхоз ГП "Куйбышевское лесное хозяйство", уполномоченным учреждением по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований лесного законодательства на территории Соколинского участкового лесничества Куйбышевского лесничества определено Государственное казенное учреждение Республики Крым "Северо-западное объединенное лесничество", что следует из приказа № 31 от 12 февраля 2015 года Госкомитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым (л.д. 92-98  т. 2). Однако такие акты не являются правоустанавливающим документом о границах заказника "Большой каньон Крыма".

Пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ устанавливает, что на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Пункт 7 статьи 95 этого Кодекса предусматривает, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

2) строительство и эксплуатация хозяйственных объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Таким образом, запрет хозяйственной деятельности на особо охраняемой природной территория связан только с деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Минприроды Крыма не установлено и не доказано утверждение границ заказника,  внесение сведений о границах охранной зоны в государственный кадастр недвижимости, осуществление ИП Азизовой С.Р. на территории заказника "Большой каньон Крыма" хозяйственной деятельности, а также то, что такая деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду и ведет к деградации и (или) уничтожению на территории заповедника. 

Такая позиция высказана судом кассационной инстанции по делу № А83-3324/2015.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Доводы Минприроды Крыма об освобождении от возмещения судебных расходов в пользу стороны, в пользу которой принято судебное решение, на основании Налогового кодекса Российской Федерации (ошибочно указан подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.27)являются несостоятельными, поскольку подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует вопросы предоставления льгот при уплате государственной пошлины в доход федерального бюджета, в том числе предоставляет такую льготу государственным органам, выступающим по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Распределение судебных расходов по итогам рассмотрения дела арбитражным судом регулирует статья 110 АПК РФ, в соответствии с частью 1 которой судом первой инстанции правомерно взыскана с Минприроды Крыма в пользу заявителя государственная пошлина в сумме 300 руб., уплаченная при подаче заявления в суд первой инстанции.

Часть 2 статьи 110, статья 106 АПК РФ предусматривают, что расходы на оплату услуг адвоката, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Из представленных письменных доказательств судебных расходов следует:

01 сентября 2015 года между Азизовой С.Р. и адвокатом Люмановой Л.А. подписан договор об оказании правовой помощипредставление интересов в Арбитражном суде Республики Крым по административному делу, оспариванию проведения внеплановой проверки от 01 сентября 2015 года с оплатой гонорара исходя из установленных Ассоциацией адвокатов Республики Крым (совет) ставок вознаграждения за оказанную юридическую помощь (л.д. 7 т. 2);

решением совета адвокатской палаты Республики Крым о минимальных ставках вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, утвержденного Советом Ассоциации 20 июня 2014 года (л.д. 4-6 т. 2), минимальной ставкой за составление отзывов на иск, возражений – от 3.000 руб., ведение дел в арбитражных судах – от 6.000 руб., в случае отложения дела не по вине адвоката – сумма компенсации за затраченное время адвоката 1.000 руб., представительство по арбитражным делам в судах апелляционной инстанции – от 8.000 руб.;

между сторонами 01 декабря 2015 года подписан акт выполненных работ по оказанию правовой помощи в Арбитражном суде Республики Крым по делу об административном правонарушении, оспаривании проведения проверки по возбужденному делу об административном правонарушении (л.д. 3 т. 2);

выписка из лицевого счета Люмановой Л.А. подтверждает оплату 10 ноября 2015 года 15.000 руб. Азизовой С.Р. получателю Люмановой Л.А. по счету № 5 от 10 ноября 2015 года денежных средств по договору об оказании правовой помощи (л.д. 2 т. 2).

Согласно пункту 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 декабря 2007 года № 121 "Обзор практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, должно доказать их размер и факт выплаты, а доказывание чрезмерности расходов на оплату услуг представителя возложено на сторону, с которой эти расходы подлежат взысканию.

Как указано выше, размер, факт оплаты услуг адвоката за участие в судебном заседании полностью доказан. Минприроды Крыма не доказало чрезмерности расходов на оплату услуг адвоката.

На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для отмены судебного акта не установлено.

            Руководствуясь статьями 268-271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд                            

постановил:

            Решение Арбитражного суда Республики Крым от 08 декабря 2015 года по делу № А83-4115/2015 оставить без изменения.

            Апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым оставить без удовлетворения.           

            Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий                                                              О.Г. Градова

Судьи                                                                                                          Н.А. Полынкина

                                                                                                          А.В. Привалова