ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
26 марта 2019 года Дело № А83-18466/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 26.03.2019
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №91 Федеральной службы исполнения наказаний на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года по делу № А83-18466/2018 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению Заместителя прокурора Республики Крым о привлечении Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №91 Федеральной службы исполнения наказаний к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43. КоАП РФ,
установил:
Заместитель прокурора Республики Крым (далее по тексту – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №91 Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту – учреждение) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года заявление удовлетворено, учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование апелляционной жалобы указывает на незаконность проведенной проверки поскольку МСЧ-91 не является учреждением, исполняющим наказание.
До начала судебного разбирательства от прокурора поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что во исполнение требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Прокуратурой Республики Крым проведена проверка соблюдения ФКУЗ Медико-санитарная часть №91 ФСИН требований законодательства об обращении лекарственных средств при осуществлении медицинского обслуживания федеральных казённых учреждений СИЗО-1, ИК-1 и ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю.
По результатам проверки филиала «Медицинская часть №1» ФКУЗ Медико-санитарная часть №91 ФСИН установлено следующее: в нарушение подп. 3 п. 3 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 № 378н (далее – Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (далее по тексту - Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения) регистрация операций, связанных с обращением спирта этилового осуществляется в журналах неустановленной формы; в нарушение п. 7 Правил регистрация температуры и влажности воздуха в процедурном кабинете, в котором хранятся лекарственные препараты, осуществляется не регулярно, отсутствуют записи по периодам 2018 года: 15.07- 21.07, 22.07-29.07, 04.08-12.08, 14.08.-19.08, 26.08-01.09, 03.09-09.09, 15.09-20.09; в нарушение п. 10 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 №706н, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 04.10.2010 №18608 (далее – Правила) стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств не идентифицированы с помощью стеллажных карт (отсутствуют стеллажные карты с информацией о лекарственных препаратах «кальция хлорид», «этамзилат», «фуросемид», «пирацетам», «тиамин», «лидокаин», «димедрол» и др.) в нарушение п. 42 Правил лекарственный препарат «спирт этиловый 95%», 100 мл, серия 050216, производитель ОАО «Медхимпром», ЛС-002102, 9 упаковок, подлежащий хранению при температуре +12 - +15 °С (в соответствии с требованиями, указанными на упаковке), хранится в помещении для хранения лекарственных препаратов №1 при температуре +21 °С, измеряемой гигрометром психрометрическим ВИТ-1 (заводской номер Л263, межповерчный интервал до 2020 года); лекарственный препарат «Никавир», таблетки по 200 мг, серия 020817, производитель ООО «АЗТ ФАРМА КБ», Р№003864/01, 2 упаковки, подлежащий хранению при температуре не выше +20 °С (в соответствии с требованиями, указанными на упаковке), хранится в процедурном кабинете при температуре +23°С, измеряемой гигрометром психрометрическим ВИТ-1 (заводской номер в477, межповерочный интервал до 12.2018).
По результатам проверки филиала «Медицинская часть №2» ФКУЗ Медико-санитарная часть №91 ФСИН выявлены следующие нарушения: в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) в процедурном кабинете осуществляется хранение и медицинское применение лекарственного препарата, не зарегистрированного в Российской Федерации - «оксолин», мазь 0,25%, 10 г, серия 841011, производитель ОАО «Нижнефарм», Украина, ПА/3600/01/01, в количестве 1 упаковка; в нарушение п. 2 Правил эксплуатация фармацевтического холодильника Роzis (помещение для хранения лекарственных препаратов) не обеспечивает сохранность лекарственных средств: лекарственные препараты в холодильнике («корвалол», 25 мл, серия 890517, ОАО «Фармстандарт-Лексредства», г. Курск, Р№002312/01, срок годности до 06.2022, 1 упаковка; «корвалол», 50 мл, серия 070217, производитель ООО «Гиппократ», Россия, ЛСР- 001750/09, срок годности до 03.2019, 1 упаковка; «гепариновая мазь», 25 г, серия 210417, производитель ЗАО «Алтайвитамины», ЛС-000483, срок годности до 05.2020, 2 упаковки) хранятся совместно с продуктами питания; в нарушение п. 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006, измерение температуры и относительной влажности воздуха в помещении для хранения лекарственных препаратов осуществляется гигрометрами психрометрическими ВИТ-1 (заводской номер П202), ВИТ-2 (заводской номер Т469) не подготовленными к работе (в питателе отсутствует вода) и не прошедшими очередную метрологическую поверку. В помещении, содержащем холодильник для хранения лекарственных препаратов, температура и относительная влажность воздуха не осуществляется: гигрометр психрометрический отсутствует, измерение температуры в холодильнике Роzis для хранения лекарственных препаратов, не осуществляется ввиду отсутствия поверенного спиртового термометра для холодильника, встроенный в холодильник электронный термометр метрологической поверке не подлежит. Измерение температуры и относительной влажности воздуха в манипуляционном кабинете, используемом для хранения лекарственных препаратов, осуществляется гигрометрами психрометрическими ВИТ-1 (заводской номер В464) и ВИТ-2 (заводской номер ВО 12), не прошедшими очередную метрологическую поверку. Измерение температуры в холодильнике для хранения лекарственных препаратов в манипуляционном кабинете осуществляется термометром (заводской номер 50960), не прошедшим очередную метрологическую поверку; в нарушение п. 10 Правил стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств в манипуляционном кабинете, не идентифицированы с помощью стеллажных карт; в нарушение п. 12 Правил в манипуляционном кабинете лекарственные средства с истекшим сроком годности хранятся и применяются совместно с другими группами лекарственных средств: «пирацетам», 200 мг/мл, 5 мл, серия 790815, срок годности до 09.2018, 1 ампула; «налоксон», раствор для инъекций 0,4 мг/мл, серия 20613, производитель ФГУП «Московский эндокринный завод», срок годности до 07.2017, 5 ампул; «банеоцин», мазь 20 г, серия А0424065, производитель Сандоз ГмбХ, Австрия, срок годности до 05.2018, 1 упаковка; «виферон», мазь 12 г, серия 22560916, производитель ООО «Ферон», Р № 001142/01, срок годности до 10.2017, 1 упаковка; «левосин», мазь 40 г, серия 480816, производитель ОАО «Нижфарм», Россия, Р № 00546/01, срок годности до 08.2018, 4 упаковки; в нарушение п. 42 Правил лекарственный препарат «гепарин», раствор для внутривенного и подкожного введения 5 тыс. МЕ/мл, 5 ампул по 5 мл, серия 020916, производитель ООО «Славянская аптека», Р № ЛП-000598, срок годности до 09.2019, 1 упаковка, подлежащий хранению при температуре + 12 - +15 °С (в соответствии с требованиями, указанными на упаковке), хранится в помещении для хранения лекарственных средств при температуре, измеряемой гигрометрами психрометрическими ВИТ-1 (заводской номер П202) и ВИТ-2 (заводской номер Т469), не прошедшими очередную метрологическую поверку и не подготовленными к работе (в питателях отсутствует вода), показания которых +23 °С.
Также по результатам проверки филиала «Медицинская часть №3» ФКУЗ Медико-санитарная часть №91 ФСИН выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 7 Правил измерение температуры в фармацевтическом холодильнике, расположенном в помещении хранения лекарственных препаратов, осуществляется термометром для холодильника ТС-7-М1 (заводской номер 37384), не прошедшим очередную метрологическую поверку. Измерение температуры и относительной влажности воздуха в кабинете стоматолога, используемого для хранения лекарственных препаратов, осуществляется гигрометром психрометрическим ВИТ-1 (заводской номер Б839), не подготовленным к работе (в питателе отсутствует вода), не прошедшим очередную метрологическую поверку. Измерение температуры и относительной влажности воздуха в процедурном кабинете, используемом для хранения лекарственных препаратов, осуществляется гигрометром психрометрическим ВИТ-1 (заводской номер В325), не прошедшим очередную метрологическую поверку; в нарушение п. 10 Правил стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств в процедурном кабинете, не идентифицированы с помощью стеллажных карт; в нарушение п. 12 Правил в процедурном кабинете лекарственные средства с истекшим сроком годности хранятся и применяются совместно с другими группами лекарственных средств: «нитроспрей», 0,4 мг/доза, 10 мл, серия 381214, производитель ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ЛСР-001698/07, срок годности до 01.2018, 1 упаковка; «глюкоза Браун О - 5%», раствор 500 мл, серия 153038141, производитель Б. Браун Мельзунген АГ, ЛС-001477, срок годности до 21.07.2018, 1 флакон; в нарушение подп. 3 п. 3 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.06.2013 №378н, регистрация операций, связанных с обращением спирта этилового осуществляется в журналах неустановленной формы.
По данному факту 15.11.2018 Заместителем прокурора Республики Крым в отношении учреждения и присутствии его представителя возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
Вышеизложенные обстоятельства стали причиной обращения прокурора в арбитражный суд с заявлением о привлечении учреждения к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ, которое судом первой инстанции было удовлетворено.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 58 Закона № 61-ФЗ правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 №706н утверждены Правила хранения лекарственных средств от 23.08.2010 №706н, положения которых обязательны для юридических лиц, в том числе медицинских учреждений.
Согласно части 1 статьи 14.43. КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушений являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
ФКУЗ Медико-санитарная часть №91, являясь юридическим лицом, относится к числу субъектов данного правонарушения.
В силу статьи 1.5. КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель апелляционной жалобы не представил суду доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
На основании вышеизложенного, учитывая совокупность установленных фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43. КоАП РФ.
Необходимо отметить, что ФКУЗ Медико-санитарная часть №91 привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5. КоАП срока давности привлечения к административной ответственности; установленный порядок привлечения лица к административной ответственности не нарушен прокуратурой.
Суд первой инстанции назначил административный штраф ниже низшего предела, установленного санкцией части 1 статьи 14.43. КоАП РФ в соответствии с положениями частей 3.2. и 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ в размере 60 000 руб.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Довод апелляционной жалобы о незаконности проведенной проверки поскольку МСЧ-91 не является учреждением, исполняющим наказание, отклоняется апелляционной коллегией ввиду следующего.
Так, Генеральной прокуратурой России 16.01.2014 издан приказ № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», пунктом 1.7. которого указано на необходимость обеспечения надзора за осуществлением территориальными органами уголовно-исполнительной системы и функционирующими на их территории медико-санитарными частями ФСИН России ведомственного контроля за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей в соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и статьей 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Уставом Федеральное казенное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть №91 ФСИН является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В состав учреждения в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят филиалы, в том числе филиал №1 «Медико-санитарная часть №1», филиал №2 «Медико-санитарная часть №2» и филиал №3 «Медико-санитарная часть №3».
Таким образом, прокуратурой проведена проверка в отношении Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №91 ФСИН с учетом требований действующего законодательства, согласно которому принятие решения о проведении проверки и доведение его до сведения не требуется.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался поскольку при подаче апелляционной жалобы на решения суда о привлечении к административной ответственности уплата государственной пошлины не предусматривается.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 декабря 2018 года по делу № А83-18466/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №91 Федеральной службы исполнения наказаний – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Омельченко
Судьи А.Ю. Карев
А.С. Яковлев